Конспект занятия по речевому развитию «Зимующие птицы» для детей средней группы
учебно-методический материал по окружающему миру (средняя группа)

Занятие разработано для уточнения и расширения представления детей о зимующих птицах, их внешнем виде.

Задачи:

  1. активизировать словарь по теме (зимующие птицы, снегирь, синица, кормушка, корм для птиц);
  2. закрепить обобщающее понятие "зимующие птицы";
  3. учить отвечать на вопросы полным предложением;
  4. учить образовывать качественные прилагательные;
  5. развивать познавательный интерес, память, внимание, речь;
  6. воспитывать заботливое отношение к птицам;

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rr_zimuyushchie_ptitsy_otkrytoe_zanyatie.docx25.76 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 22

Колпинского района Санкт-Петербург

Конспект занятия по речевому развитию

«Зимующие птицы»

для детей средней группы

Воспитатель:

высшей квалификационной категории

Соломка Валентина Николаевна

Санкт-Петербург

2020 год

Цель: уточнить и расширить представления детей о зимующих птицах, их внешнем виде.

Задачи:

  1. активизировать словарь по теме (зимующие птицы, снегирь, синица, кормушка, корм для птиц);  
  2. закрепить обобщающее понятие «зимующие птицы»;
  3. учить отвечать на вопросы полным предложением;
  4. учить образовывать качественные прилагательные;
  5. развивать познавательный интерес, память, внимание, речь;
  6. воспитывать заботливое отношение к птицам.

Предварительная работа:

  • наблюдение за птицами на прогулке;
  • рассматривание иллюстраций с изображением зимующих птиц;
  • заучивание стихов о зимующих птицах;
  • беседы; чтение книг;
  •  загадывание загадок.

Оборудование: загадки о зимующих птицахкартинки зимующих птиц.

Ход занятия:

Воспитатель:

 Здравствуйте, девчонки!

Добрый день, мальчишки!

Наигрались в куклы, полистали книжки.

А сейчас мы вместе отдохнём немного,

В добрый путь, ребята, в добрую дорогу!

Посмотрели все на меня, встретились со мной глазками. А сейчас давайте поздороваемся друг с другом:

К солнышку потянулись, лучик взяли,

К сердцу прижали, другу отдали. (выполняют движения, согласно текста) 

Воспитатель: Молодцы, ребята, мы все подарили друг другу частичку добра. А теперь скажите мне пожалуйста, какое время года у нас сейчас?

Дети:— Зима.

Воспитатель: Докажите мне, что действительно зима, а я вам говорю, что весна.

— На улице очень холодно (согласна)

— Много снега, скользко (хорошо)

— Люди одеты тепло (шапки, варежки, шубы, пальто, шарфик и валенки)

— На речках лед, рыбы легли на дно (согласна)

— Птицы улетели в теплые края, а зимующие остались (молодцы)

— Солнце светит, но не греет.

Воспитатель: Молодцы!

А сейчас поиграем. Покружились, покружились ив зимующих птиц превратились. Полетели птички…. Приземлись, зёрнышки поклевал. И полетели в наш волшебный  парк, где много птичек зимующих живёт (дети садятся на стульчики)

 Воспитатель: Вышел на просторы погулять мороз

Белые узоры в косах у берез.

Снежные тропинки, голые кусты

Падают снежинки тихо с высоты. (Е. Авдиенко).

О чем написано в этом стихотворении? (О зиме).

Воспитатель: Строгий порядок навела зима в своих владениях. Всё у неё прибрано, сверкает белизной. И сегодня на прогулке в нашем  удивительно зимем парке, будут интересные встречи. (иллюстрации заснеженных деревьев развешаны на стенах и на зимнем дереве)

Мы заходим с вами в лес, полный сказок и чудес,

Будем вместе наблюдать, волшебство всё замечать. (Звучит запись «Голоса птиц»).

Давайте присядем. Кто что представил? Чьи голоса вы слышали? (Ответы детей).

Воспитатель: Ребята, сегодня разговор пойдет о птицах. Как называются птицы, которые не улетают в теплые края, а остаются рядом с нами?

Дети: Зимующие птицы.

Воспитатель: Рассмотрите картинки и назовите птиц, которые здесь изображены.

Дети: Ворона, воробей, сорока, голубь.

Воспитатель: Есть и такие, которые прилетают к нам только зимовать - снегири, синицы. (Воспитатель выставляет картинки с изображением этих птиц)

Снегирей зовут так потому, что они прилетают к нам с первым снегом. У снегиря красная грудка, голубовато-серая и черная голова и крылья. У синичек грудки желтые, а головки и крылья черные. Послушайте и отгадайте загадки про этих птиц:

Красногрудый, чернокрылый,

Любит зёрнышки клевать,

С первым снегом на рябине

Он появится опять. (Снегирь)

Спинка зеленовата, животик желтоват,

На голове чёрненькая шапочка,

Да ещё полоска шарфика. (Синица)

Окраской – сероватая,

Повадкой – вороватая,

Каркунья хрипловатая. (Ворона)

Воспитатель: Молодцы ребята! Вы много стихов разучили наизусть о зимующих птицах, давайте расскажем сейчас.

 Алиса

Жили-были две синицы.

Чем же будем мы кормиться?

Ведь кругом белым0бело,

Все полянки замело.

Позабыли вы, синицы.

Что ваш друг живёт в станице:

Вон мой дом, моё окно.

Там отборное зерно. (автор Л.Татьяничева)

Даша

Скачет шустрая синеца,

Ей на месте не сидится,

Прыг-скок,прыг –скок,

Завертелась как волчок.

Вот присела на минутку,

Почесала клювом грудку,

И с дорожки – на плетень

Тири-тири, - тень- тень.    (автор:А.Л.Барто)

Дёма

Среди белых голубей

Скачет шустрый воробей,

Воробушек-пташка,

Серая рубашка

Откликайся, воробей.

Вылетай-ка не робей. (автор: И.Демьянов)

Дима Антонович

Глянь-ка мама, посмотри,

За окошком снегири.

Синие, красные

Крылышки атласные.

В окна вьюга бьётся.

Холодно без солнца.

Чтобы не было им скучно

Чтобы не было им грустно,

Можно с крошками в кормушки

Положить игрушки.     (автор: А.Говоров)

Ругая

Куропатки

Куропатки на ночлег
В голубой 
Нырнули 
Снег.
И до самого рассвета
В этом сказочном снегу
Куропаткам снилось лето
С голубикой
На лугу.  (автор: Т.Белозёров)

Воспитатель: А теперь расскажите мне про ворону. Какая она?

Дети: Это большая, черная, хитрая, важная птица.

Воспитатель: Птичка вам хорошо известна. Это воробей. Расскажите про воробья. Какой он?

Дети: Воробей маленький, серенький, шустрый, быстрый.

Воспитатель: А сейчас послушайте загадку, про какую птицу говорится в ней?

Не дровосек, не плотник,

В лесу живет работник.

Он по дереву стучит,

Он дупло себе долбит.

(Дятел)

Дети: Дятел.

Воспитатель: Расскажите мне про дятла, где он живет, какой он.

Дети: Дятел живет в лесу, лечит деревья, добывая из-под коры вредных жучков.

Воспитатель: Про эту птицу вы мне сами расскажите. Кто это? Какой он?

Д/игра: «Скажи наоборот» 

Цель: упражнять детей в подборе антонимов. 

У вороны клюв большой, а у воробья - …, 

У сороки хвост длинный, а у синицы - …

У вороны туловище крупное, а у воробья - …

У воробья лапки тонкие, а у вороны - …

У дятла клюв толстый, а у синицы - …

Воспитатель: С наступлением холодов зимующие птицы прилетают к жилью человека. Для птиц наступило самое трудное время: они не всегда могут найти корм. Урожай пшеницы и ржи убрали с полей, насекомые исчезли. Поэтом птицы прилетают поближе к людям, надеясь, что они их покормят.

-Ребята, мы будем подкармливать птиц зимой, чтобы они не погибли от голода и холода? (ответы детей)

-Чем можно подкормить птиц? (Ответы детей)

Воспитатель: Я хочу вам, ребята, показать специальный тортик для птиц. Давайте его рассмотрим. Какие семена есть в нём? (дети называют). И все эти семена залиты топлённым салом. Это настоящее лакомство для птиц. Сегодня на прогулке мы с вами принесём птицам  этот тортик на нашу кормушку. Пусть птицы полакомятся.

Воспитатель: Какой мороз стоит на улице, даже руки замерзли. Давайте их согреем. (проводится самомассаж кистей рук)

Пальчиковая гимнастика.

Раз. Два. Три. Четыре. Пять (загибают пальчики)

Мы во двор пошли гулять (идут пальчиками по ладошке)

Бабу снежную лепили (катают комочек двумя ладонями)

Птичек крошками кормили (крошат хлебушек)

С горки мы потом катались (по ладони проводят пальцем)

А ещё в снегу валялись (кладут ладошку на ладошку то одной, то другой стороной)

Все в снегу домой пришли (отряхиваем ладошки)

Съели суп и спать легли (движение воображаемой ложки, руки под щеку) 2 раза

Воспитатель: Вот и подошло к концу наше путешествие.

О ком мы с вами сегодня говорили? (Подведение итогов)

Сегодня мы с вами пойдём на прогулку, возьмём с собой наш корм, рассыплем его в кормушки, которые висят на территории нашего детского сада и понаблюдаем, как птицы будут клевать корм.

Таня  читает стихотворение:

Покормите птиц

А. Яшин

Покормите птиц зимой.
Пусть со всех концов
К вам слетятся, как домой,
Стайки на крыльцо.

Не богаты их корма.
Горсть зерна нужна,
Горсть одна —
И не страшна
Будет им зима.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственно образовательной деятельности по познавательному, речевому развитию «Зимующие птицы» с детьми средней группы

Конспект непосредственно образовательной деятельности по познавательному, речевому развитию...

НОД по познавательно-речевому развитию "Зимующие птицы" для детей средней группы

НОД по познавательно-речевому развитию "Зимующие птицы" для детей средней группы...

Конспект непосредственно- образовательной деятельности по познавательному, речевому развитию «Зимующие птицы» с детьми средней группы

Занятие о расширении знаний детей о жизни птиц зимой,их повадках,питании.Занятие воспитывает сопереживание,сочувствие,желание помогать птицам в трудных зимних условиях....

Конспект занятия : «В гостях у зимующих птиц» для детей старшей группы

Программное содержание:  закрепить и расширить представление детей о зимующих птицах , их приспособленности к питанию в разные сезоны. Учить распознавать птиц  по внешнему облику ( окраске ,...

Конспект занятия : «В гостях у зимующих птиц» для детей старшей группы

Программное содержание:  закрепить и расширить представление детей о зимующих птицах , их приспособленности к питанию в разные сезоны. Учить распознавать птиц  по внешнему облику ( окраске ,...

Конспект занятия по речевому развитию "Зимующие птицы" (старшая группа)

Данный конспект обогатит знания детей о жизни зимующих птиц, позволит поработать над слоговой структурой слов, над диалогической речью, над развитием речи и движения....

Конспект занятия по речевому развитию (связная речь) для детей средней группы «По следу жадных медвежат»

Задачи:- способствовать формированию умения пересказывать сказку по мнемотаблице;- создать условия для развития связной, грамматически правильной диалогически и монологической речи;- воспитывать честн...