Конспект занятия в средней группе по ознакомлению с окружающим миром на тему "Народная игрушка".
план-конспект занятия по окружающему миру (средняя группа)

Анна Александровна Милахова

Цель: формировать представление о народных игрушках; приобщать к традициям русского народа, развивать внимание, речь, расширять словарный запас.

Задачи: 

обучающие: познакомить детей с русскими народными игрушками; учить различать по цвету, форме, узору.

развивающие: развивать интерес, любовь к народному творчеству; уметь анализировать, сравнивать, делать выводы.

воспитывающие: воспитывать у детей интерес к народному творчеству, углублять их знания о народном творчетве; воспитывать любознательность, интерес к получению новых знаний.

Интеграция образовательных областей: "Познавательное развитие"; "Речевое развитие"; "Социально-коммуникативное развитие"; "Физическое развитие".

Материал и оборудование: игрушки - матрешка, тряпичные куклы, куклы из лыка (соломенные); иллюстрации с изображением народных игрушек: дымковских, филимоновских, каргопольских.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект занятия в средней группе по ознакомлению с окружающим миром на тему «Народная игрушка».

Цель: формировать представление о народных игрушках; приобщать к традициям русского народа; развивать речь, внимание; расширять словарный запас.

Задачи:

обучающие:

- познакомить детей с русскими народными игрушками;

- учить различать по цвету, форме, узору.

развивающие:

- уметь анализировать, сравнивать, делать выводы;

- развивать интерес, любовь к народному творчеству.

воспитывающие:

- воспитывать интерес у детей к народному творчеству, углублять их знания о народном творчестве;

- воспитывать любознательность, интерес к получению новых знаний.

Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие»; «Речевое развитие»; «Социально-коммуникативное развитие»; «физическое развитие».

Материал и оборудование:  игрушки – матрешка, тряпичные куклы, куклы из лыка; иллюстрации с изображением народных игрушек: дымковских, филимоновских,  каргопольских.

Ход НОД:

В.: - Ребята, вы любите путешествовать?

Д.: - Да.

В.: - А играть в игрушки любите?

Д.: Да.

В.: Сегодня, мы с вами отправляемся в путешествие, где узнаем много интересного о народной игрушке. История народной игрушки начинается в глубокой древности. Она связана с творчеством народа, с народным искусством, с фольклором. Но, в первую очередь, она, конечно, создавалась для детей.

(Дети встают друг за другом – паровозиком).

В.: Поехали…

В.: Первая наша остановка – это Дымковская слобода. Здесь изготавливают Дымковскую игрушку –  это мир сказочно нарядных, красивых и выразительных фигурок животных, людей, птиц. Эта игрушка легко узнаваема детьми и радуют их яркими красочными орнаментами. Лепили игрушки из красной глины, затем просушивали, а после в печи обжигали. Традиционные цвета росписи: ярко-красный, желтый, синий, зеленый.

В.: Ребята, какие дымковские игрушки вы видите?

Д.: Животных, птиц, людей.

В.: А какие цвета преобладают в росписи этих игрушек?

Д.: Красный, желтый, зеленый, синий.

В.: Поехали дальше… Следующая остановка – это деревня Филимоново в Тульской области. Это знаменитый центр производства филимоновских игрушек. У этих игрушек вытянуты пропорции, мягкие очертания формы, они выглядят стройными, изящными.

По местным преданиям деревня была названа так в честь горшечника Филимона, открывшего залежи высокосортной глины.

В.: Ребята, посмотрите и скажите, какие цвета больше всех используются в росписи филимоновских игрушек?

Д.: Красный и малиновый.

В.: Да, вы правы, любимые цвета для росписи – интенсивно-красный и малиновый. Орнамент росписи простой: узкие полоски, изредка еловые веточки или древний символ солнца – розетки, круги, ромбы.

В.: Продолжим наше путешествие?

Д.: Да, конечно.

В.: Вот, мы и в городе Каргополе Архангельской области. Вокруг этого города много деревень, именно там и делали крестьяне для своих детей игрушки из самого доступного в этих краях материала – глины. Поэтому эта игрушка из глины и называется «каргопольская». В основном преобладали в росписи игрушек красные, зеленые, синие, черные цвета. Элементы орнамента – круги, кресты, стрелы, которые олицетворяли солнце и тепло; прямые и волнистые линии – воду, колосья, зерна.

В.: Предлагаю, вам ребята, немного поиграть (проводится дидактическая игра «Найди лишнее в каждом ряду». Детям предлагаются картинки расположенные в три ряда. В первом ряду – дымковские игрушки и одна каргопольская; во-втором ряду филимоновские игрушки и одна дымковская; в третьем ряду каргопольские игрушки и одна филимоновская ).

В.: Ребята, а вы знаете, раньше народную игрушку делали не только из глины, но и из дерева, из соломы, изо льна, из бересты. И самая распространенная игрушка деревенских девчонок была – тряпичная кукла. Иначе их называли закрутки, так как начинали делать ее с того что свертывали в трубочку лоскут льняной ткани. Куском белой ткани обтягивали лицо; перевязывали ниткой – кукла готова. Пришивали косу из ниток, льна или даже из настоящих волос. После ее наряжали в самые красивые, яркие лоскуты ситца. Украшали блестками, бусинами. Лицо можно нарисовать или вышить.

Проводится физминутка.

«Хлопают в ладоши дружные матрешки.

На ногах сапожки – топают матрешки.

Влево, вправо наклонись.

Всем знакомым поклонись.

Девчонки озорные, матрешки расписные.

В сарафанах ярких, пестрых –

Вы похожи словно сестры.

Хлопают в ладошки веселые матрешки».

В.: Ребята, кто догадался, какая следующая остановка?

Д.: Где изготавливают матрешек.

В.: Правильно. Поехали…

И вот мы находимся в музее, где собралось несколько видов матрешек: Загорская матрешка, Семеновская матрешка, Полхов-Майданская матрешка.

Матрешка – это уникальная народная русская игрушка, это полая внутри, деревянная, ярко разрисованная кукла в виде полуовальной фигуры, в которую вставляются такие же куклы меньшего размера.

У Загорских матрешек расписывают сарафан, платочки. Узоры очень простые.

У Семеновских матрешек на фартуках яркие букеты: чем больше матрешка, тем крупнее цветы в букете.

Полхов-Майданская матрешка чаще всего с цветком шиповника или розой на фартуке.

В.: Ребята, посмотрите на матрешек и скажите какая это матрешка. (Проводится игра «Угадай матрешку»).

В.: А теперь ребята отправляемся обратно в наш детский сад, наше путешествие подошло к концу.

- О каких народных игрушках вы узнали?

Д.: О дымковских, филимоновских, каргопольских, матрешках, тряпичных куклах.

В.: А из чего они изготавливаются?

Д.: Из глины, из дерева, изо льна.

В.: Молодцы! Теперь мы знаем, какие народные игрушки создавались раньше детям для игр.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия в средней группе по ознакомлению с окружающим миром на тему: «Дорога в космос». Составила воспитатель первый категории Киндюшенко Татьяна Валерьевна.

Программное содержание:Познакомить  детей с глобусом, с понятиями земля-планета, космический корабль, ракета, космонавт.Познакомить с расположением городов на глобусе, зелеными насаждениями и вод...

Конспект занятия в средней группе по ознакомлению с окружающим миром «Лунтик ухаживает за комнатными цветами»

#next_pages_container { width: 5px; hight: 5px; position: absolute; top: -100px; left: -100px; z-index: 2147483647 !important; }   Занятие по ознакомлению детей с окружающим миром....

Конспект занятия в средней группе по ознакомлению с окружающим миром «Моя семья»

1. Рассматривание картины «Семья». Беседа о семье. Посмотрите на эту картину. Кого вы видите на ней (Ответы детей). -Как одним словом назвать этих людей? Папа, мама, дети, дедушка, бабушка (Ответы...

Конспект занятия в средней группе по ознакомлению с окружающим миром “Транспорт”

Конспект занятия в средней группе по ознакомлению с окружающим миром “Транспорт”Провела воспитатель ГБОУ СОШ №492 СП №5Артамонова Е. А.Цели:-         Форми...

Конспект занятия в средней группе по ознакомлению с окружающим миром «Показ мод от Бабы Яги» план-конспект занятия по окружающему миру (средняя группа)

Цель: расширение и уточнение представлений детей об одежде, обуви и головных уборах. Программное содержание:1. Упражнять в образовании относительных прилагательных.2. Формировать у детей чувство ...

Конспект занятия в средней группе по ознакомлению с окружающим миром «Показ мод от Бабы Яги» план-конспект занятия по окружающему миру (средняя группа)

Программное содержание:1. Упражнять в образовании относительных прилагательных.2. Формировать у детей чувство ответственности за состояние окружающей среды.3. Удовлетворять детскую любознательность по...