Картотека экологических игр
картотека по окружающему миру (старшая группа)

Борисова Мария Евгеньевна

Картотека экологических игр

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kartoteka_ekol_igr.docx24.26 КБ

Предварительный просмотр:

Картотека экологических игр

Почтальон принес посылку

        Цель: Развивать умение описывать предметы и узнавать их по описанию. Составление загадок об овощах.

      Воспитатель вкладывает овощи и фрукты по одному в бумажные пакеты, а затем помещает их в коробку. Приносит коробку в группу и говорит , что почтальон принес посылку. В посылке разные овощи и фрукты. Дети достают пакеты из коробки, заглядывают в них и описывают то, что принес почтальон. Остальные дети отгадывают.

                                                        Где что растет.

       Цель : учить использовать знания о растениях, сравнивать плоды с его листьями.

        На фланелеграф выкладываются две ветки: на одной - плоды и листья одного растения, на другой - плоды и листья разных растений. Например, листья крыжовника, а плоды груши.

Воспитатель задает вопрос: «Какие плоды созревают, а какие нет?».  Дети исправляют ошибки, допущенные в составлении рисунка.                

Кто скорее соберет.

Цель : Учить детей группировать овощи и фрукты, воспитывать быстроту реакции на слово воспитателя, выдержку, дисциплинированность.

         Собирать овощи и фрукты только в соответствии с пометкой-значком на корзине (на одной приклеена картинка - яблоко, на другой - огурец). Выигрывает  та команда, которая соберет все предметы в корзинку и при этом не ошибется.    Обращаясь к детям, воспитатель напоминает о том, что они уже знают многие овощи и фрукты.«А сейчас будем соревноваться – чья бригада быстрее соберет урожай. Вот в эту корзинку надо собрать фрукты, а в другую - овощи. Кто считает, что они собрали все, поднимает корзинку. Все мы потом проверим, не забыли ли они что -  нибудь в саду или в огороде» .Овощи и фрукты воспитатель вместе с детьми раскладывает ра полу. Выбираются две бригады. По сигналу воспитателя дети собирают овощи и фрукты в соответствующие корзины. Та бригада,которая первой поднимет корзинку, выигрывает. После этого объявляется команда победительница.

                                                          Собери урожай.

          Цель: учить различать дары полей садов. Помочь собрать урожай труженикам полей.

          Детям предлагается собрать отдельно овощи, фрукты, колоски, выставляя их перед соответствующими сюжетными картинками. Рассматривая картинки, те составляют рассказ о том, как выращивают тот или иной урожай.

                                                          К дереву беги.

          Цель: закреплять знания детей о деревьях, которые растут на участке детского сада. Учить быстро ориентироваться в них, находить нужное дерево.

          Подбегать к дереву можно только по сигналу водящего. Кто ошибся и подбежал не к тому дереву, отдает свой фант, который должен отыграть в конце игры.                                                                                                                                                  Выйдя на прогулку, воспитатель говорит: » знаете ли вы ,ребята, как называются деревья которые растут у нас на участке, и чем они отличаются друг от друга? Мы узнаем,  когда поиграем в игру « К дереву беги». У нас на участке есть красивое дерево. Оно зимой и летом одним цветом, пушистое, душистое, шишки на нем растут. На новый год в гости к ребятам приходит».Так начинает игру воспитатель, показывая пример, как надо описывать дерево. Затем дает команду «Раз , два, три –к дереву беги.» А сейчас Лена расскажет нам о каком либо дереве. Не смотри на него а расскажи, какое оно: высокое или низкое, какой  ствол, листья. после рассказа –описания Лены воспитатель дает новую команду «Раз, два. три - к дереву беги.» В конце игры разыгрываются фанты, выделяются и награждаются победители.                                        

Что сажают в огороде.

          Учить : детей классифицировать предметы по определенным признакам (по месту их произрастания, по способу их применения ), развивать быстроту мышления, слуховое внимание, речевые навыки.                                                                                                        

Воспитатель спрашивает: «Дети, вы знаете, что сажают в огороде? Давайте поиграем в такую игру: я буду называть разные предметы,  а вы внимательно слушайте. Если я назову то, что сажают в огороде, вы ответите «да», если же то, что в огороде не растет, вы скажете «нет». Кто ошибается, тот отдает фант, который потом отыгрывает.  

Воспитатель. Морковь.              

Дети. Да.                                                                          

Воспитатель. Сливы.                    

Дети. Нет.

          Если кто-то поспешит  и ответит неправильно, воспитатель может сказать: «Поспешишь – людей насмешишь. Будь внимателен».

       

Беги в дом, какой назову.

          Цель: Найти предмет по назначению.

   Игру проводят по типу «ловишек». Кого-либо  из детей назначают «ловишкой», все остальные убегают от него и спасаются около названного воспитателем дерева, например около березы. детям можно перебегать от одной березы к другой. Тот, кого поймает ловишка ,становится водящим. При повторении игры название дерева каждый раз меняют.

Раньше – позже.

Цель: развивать логическое мышление.

Задание 1.На предложенных к рассмотрению картинках изображены цветы. «Укажи картинку с изображением цветов, посаженных раньше других».(четыре картинки).

Задание 2.К рассмотрению предлагается четыре картинки с изображением четырех стадий роста луковицы. «Покажи картинку, где луковицы посажены раньше других».

Задание 3.К рассмотрению предлагаются четыре картинки, на которых показаны разные стадии роста моркови. «покажи картинку, где морковь посажена раньше».

Задание 4. К рассмотрению предлагается четыре картинки с четырьмя стадиями роста репы. «Покажи  картинку, где репа посажена позже».

Найди пару.

          Цель: развивать быстроту мышления ,слуховое внимание, сообразительность. Поиски похожего предмета.

Искать пару только по сигналу. Пару составляют дети, у которых одинаковые листья . Воспитатель раздает детям по одному листочку и говорит: « Подул  ветер, все листочки полетели». Услышав эти слова, дети начинают бегать по площадке с листьями в руках. Затем педагог дает команду: «Раз. два, три – пару найди». Каждый должен встать рядом с тем деревом .от которого лист в руках.

       

Найди листок как на дереве.

        Цель: учить детей классифицировать растения по определенному признаку. Найти часть по целому.

Игру проводят осенью на участке. Воспитатель делит детей на подгруппы. Каждой предлагается рассмотреть листья на одном из деревьев. А потом найти такие же на земле. педагог говорит: «Давайте посмотрим, какая команда быстрее найдет нужные листья».дети начинают поиски. Затем члены каждой команды, выполнив задание, собираются около дерева, листья которого они собирали. выигрывает та команда, которая соберется возле дерева первой.

       

Опиши,  а мы отгадаем.

          Цель: Учить детей классифицировать растения по их признакам.

Вариант 1. Описать предметы и найти их по описанию. Ребенок (водящий) выходит за дверь, а остальные дети составляют описание одного из овощей или фруктов. Когда водящий возвращается, один из ребят рассказывает о характерных признаках плода, который надо узнать и назвать.

Вариант 2. Воспитатель предлагает одному ребенку загадать загадку – описать какой – либо овощь, например свеклу,  так, чтобы дети узнали, о чем он говорит. Воспитатель предупреждает водящего, что на заданный плод не надо долго смотреть так как другие  дети могут догадаться. При этом следует напомнить последовательность описания: сначала рассказать о форме, ее деталях, затем о плотности, окраске, вкусе.

       

Чудесный мешочек.

Цель: закреплять умение различать и называть фрукты, овощи, выделять их характерные признаки.

1Ребенок достает из  мешочка фрукт. Обследует его ,называет. Через некоторое время дети определяют овощи и фрукты на ощупь,  не вынимая из мешка.

2. воспитатель перечисляет признаки задуманного овоща или фрукта, а ребенок находит его на ощупь и достает из мешочка

Опиши, а я отгадаю.

Цель: учить детей классифицировать овощи и фрукты по их признакам. Выделять и называть характерные признаки предмета в ответ на вопросы воспитателя.

Воспитатель говорит детям: «Из овощей, что лежат на столе, выберите один. Я  буду  спрашивать, какой он, а вы отвечайте. Только не говорите его название. Я попробую отгадать по вашим ответам». Затем он начинает задавать вопросы в определенной последовательности: « Какой по форме?  Везде как шарик? Ямки есть? Какого цвета?». Дети подробно отвечают на вопросы.  После того как ребята расскажут о  характерных признаках предмета, воспитатель отгадывает загадки.  

«Чего не стало?»

Цель: Назвать растение по памяти (без зрительного контроля). Игровое действие. Отгадать, какого растения не стало. Правило. Смотреть, какое растение убирают, нельзя. Оборудование. На стол ставят 2 – 3 хорошо знакомых детям по прежним играм растения.

Ход игры. Воспитатель предлагает малышам посмотреть, какие растения стоят на столе, а потом закрыть глаза. В это время один педагог одно растение убирает. Когда дети откроют глаза, педагог спрашивает«Какого растения не стало?». Если получен правильный ответ, растение ставят на место, и игра повторяется с другим предметом.

«Где растут цветы»

Дети должны усвоить, что цветы на клумбах, комнатные растение выращивают для красоты. Цветы дарят людям на праздники, когда идут в гости. Цветы приносят радость. Их можно купить в цветочном магазине. Рассказать, что цветы бывают полевые, лесные, садовые, комнатные. У них разные стебли, листья, цветы. Дидактическая задача. Сгруппировать растения по месту произрастания, описать, сравнить их внешний вид. Оборудование. Живые цветы разного произрастания или картинки с их изображением.

Ход игры. Дети рассматривают все предложение растения и определяют, к какому виду они относятся. Сравнивают по внешнему виду, описывают, группируют.

«Найти такой же»

Найти предметы по сходству. Игровые действия. Поиск похожего предмета. Правило. Показать узнанное растение можно только по сигналу воспитателя, выслушав его описание. Оборудование. Одинаковые растения, расставленные на двух столах или фотографии с изображением растений.

Ход игры. Воспитатель показывает какое-либо растение на одном из слов (фото, описывает его характерные особенности, а затем предлагает ребенку найти такое же растение в группе.

«Что изменилось?»

Запомнить расположение, найти изменения в их расположении. Игровые действия. Поиски изменений в расположении растений. Правило. Смотреть, что убирает воспитатель, нельзя. Оборудование 4-5 растений.

Ход игры. Комнатные растения ставят на столе в один ряд. Воспитатель просит рассмотреть и запомнить расположение растений, закрыть глаза. В это время педагог меняет местами. «А теперь откройте глаза и скажите, что изменилось, каких растения переставлены? Покажите, где они стояли раньше?

«Какого растения не стало?» (игра с живыми растениями)

Цель: развивать память, воображение дошкольников, систематизировать знания детей по теме «Целебные растения».

Ход игры: На столик выставляется четыре или пять растений. Дети их запоминают. Воспитатель предлагает детям закрыть глаза и убирает одно из растений. Дети открывают глаза и вспоминают, какое растение стояло ещё. Можно с каждым разом увеличивать количество растений на столе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Картотека экологических сказок.

Картотека экологических сказок....

Картотека экологических игр для детей дошкольного возраста

Знакомство ребенка с миром природы позволяет развить у него важнейшие операции мышления: сравнение, умение устанавливать взаимосвязь, общение....

Картотека экологических игр

Подборка экологических игр направлена на обогащение активного словаря детей всех возрастных групп, привитие экологической культуры....

картотека экологические физкультминутки

картотека экологические физкультминутки...

Картотека экологических игр.

Картотека экологических игр  «Что было бы, если из леса исчезли…»Воспитатель предлагает убрать из леса насекомых:- Что бы произошло с остальными жителями? А если бы исчезли птицы? А если бы ...

Картотека экологических игр и упражнений для педагогов. Экологических игр и упражнений по формированию экологической культуры у детей младшего, среднего и старшего дошкольного возраста.

Картотека экологических игр и упражнений для педагогов. Экологических игр и упражнений по формированию экологической культуры у детей младшего, среднего и старшего дошкольного возраста....