Методическая разработка "Поможем лесу и лесным жителям". Экологическая квест-игра
учебно-методический материал по окружающему миру (подготовительная группа)

Иванова Елена Геннадьевна

Занятие подготовлено для старшей подготовительной группы.В занятии используется мультфильм Фиксики "Отчего бывают пожары?" Игра сопровождается презентацией и фонограммой, записанных голосов Совы, лесовичка, бабочек.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_otkrytogo_zanyatiya.docx34.12 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад № 135 Невского района Санкт-Петербурга

Конспект занятия

Экологическая квест-игра «Поможем лесу и лесным жителям»

                                                 группа: подготовительная

                                                                                         

Иванова Е. Г.

Воспитатель

Санкт-Петербург

2020

Цель НОД:

Продолжать воспитывать у дошкольников нравственную позицию - беречь родную природу, и формировать понимание её ценности и значимости для человека и для планеты в целом.

Задачи:

Обучающие:

  1. Укрепить знания дошкольников о правилах безопасности в лесу и о правилах поведения в лесу.
  2. Продолжать развивать навык счёта, решать простые примеры в пределах 1го десятка.
  3. Продолжаем развивать умение сливать слоги в слова, желание уметь читать, понимать смысл прочитанного.
  4. Продолжать формировать умение пользоваться картой-планом и ориентироваться в пространстве.
  5. Укрепить и расширить знания детей о морях, реках России.
  6. Продолжать расширять ранее полученные знания о морских и речных рыбах, особенностях насекомых, о деревьях, о внешнем виде лесных зверей.

Развивающие:

  1. Развивать познавательные процессы: внимание, память, мышление.
  2. Развивать способность логически мыслить, устанавливать причинно-следственные связи, находить способы решения поставленной задачи, опираясь на свой опыт и знания.
  3. Продолжать развивать интерес к экспериментированию, исследовательской деятельности.

Воспитывающие:

1.Воспитывать умение работать слаженно парами и подгруппой.

2.Воспитывать в детях доброжелательность, отзывчивость. желание помочь тем, кто нуждается в помощи.

3. Воспитывать бережное отношение к родной природе.

 Предварительная работа:

 беседы об обитателях леса, о насекомых, о речных и морских рыбах, наблюдения в природе, рассматривание деревьев и листьев, плодов, гербария дидактическая игра «С какого дерева лист?» чтение и разучивание загадок о насекомых, рассматривание и чтение энциклопедий.

 Методы и приемы: игровой, наглядный, практическая деятельность детей, вопросы к детям, словесная, дидактическая игра, использование литературы, загадок.

Использованные технологии: игровая, ИКТ, здоровье сберегающая, детское экспериментирование.

Материалы и оборудование: презентация к занятию; вырезанный мультфильм с определенной частью «Фиксики. Отчего бывают пожары?»; фонограмма голосов лесных птиц, голос Совы,голос Лесовичка; тревожная музыка; «В мире животных»; план-карта; мольберт с кроссвордом и ответами -картинками, фломастер; предметные картинки с рыбками, речными и морскими; предметные бабочки с примерами, напольные цветочки с ответами. Таз с водой и разными предметами, сачки - 5 шт; плакат с правилами поведения в лесу; конверт с заданием: «Прочитай зашифрованное слово» с названиями деревьев на каждого ребенка «Невидимые чернила»(воск +мелки); карточки с буквами, с другой стороны – цифры до 7; разрезные картинки; плакат Лесовичок, Сова, игрушка Кузнечик, пенёк, большие цветы- 3шт, Игрушка Лиса. рюкзачки, панамки или кепки по количеству детей, фонарики ,бутылочки с водой, разные игрушки, сотовые телефоны ,компас, мешок для мусора, аптечка с бинтом, сачок, лупы, веревки; синяя, круглая ткань  «Море», игрушка корабль ; длинная, голубая ткань «Река»; медальки «защитники природы»

                                                 Структура НОД.

  1. Вводная часть -3мин.
  2. Основная часть -25 мин.
  3. Заключительная часть -2 мин.

I.Заходим в зал, звучит тревожная музыка. На экране- сгоревший лес.

В: Ребята, вы слышите, какая музыка звучит тревожная, похоже, что -то случилось. Посмотрите, какая неприглядная картина на экране телевизора «Природа в опасности» Надо спешить на помощь. Предлагаю срочно собрать рюкзаки со всем необходимым и отправляться в поход, на помощь лесным зверям.

Перед детьми на скамейках разложены рюкзачки и разные вещи: бутылочки с водой, сачки, фонарики, сотовые телефоны, компас, веревки, мешки для мусора, кепки, аптечка, с бинтом, лейкопластырем, бутылочками со словом «йод» и игрушками.

Предлагаю разбиться по парам и начать сборы. Помните, что с собой надо взять только самое необходимое, что может пригодиться»!

Ребята начинают собирать свои рюкзаки.

В : Что вы с собой взяли? Зачем надели панамки, кепки? Почему не взяли с собой игрушечного зайчика, мишку…(предполагаемые ответы детей: взяли все самое необходимое: бутылки с водой, компас, сачок, если понадобиться что-то достать из воды, компас, чтобы не заблудиться, веревку, на всякий случай, если попадём в болото, аптечку ,если вдруг поранимся, телефон для связи, фонарик, если в лесу станет темно. В лес надо ходить в головном уборе, чтобы уберечься от клещей и осадков, поэтому надели кепки. Игрушки не брали, чтобы не тащить тяжесть, они в лесу не пригодятся.

В: Молодцы! Мы с вами отправляемся в лес и о правилах безопасности никогда не должны забывать! Итак, в путь!

ll. Дети парами вместе с воспитателем приходят на полянку с поломанными ветками, черными цветами.

В: Ой, ребята, на какую страшную полянку мы попали. Здесь одни пеньки, сломанные ветки на земле лежат и , похоже, нет ни одного красивого цветочка(на полу лежат черного цвета цветы)и ни одной живой души.

-Что здесь произошло?

На дереве появляется -Мудрая сова. (включается фонограмма, голос Совы)

Сова: Доброе утро, друзья! Если его, действительно, можно назвать добрым.

Да, вы правы, здесь нет ни одной живой души. Все насекомые, звери и птицы стали убегать сразу, как начался этот ужасный пожар. Страшно вспоминать, что было!

Дети с воспитателем: Почему здесь случился пожар и сгорел лес?

Сова: Этому может быть несколько причин…Садитесь на поваленное дерево и внимание на экран:

2 слайд: показ мультфильма «Фиксики спасают мир. Почему горят леса? (1ч)

Ребята: Очень жаль, что так все вышло. Мы поняли, что человек был виной пожара. Мудрая Сова, чем мы можем помочь?

Фонограмма -голос Совы:

Лес, конечно, долго будет восстанавливаться после пожара., но вы можете помочь навести там порядок. Возьмите под деревом карту, идите по указанному маршруту и исправьте то, что можете исправить. Не забывайте, что на каждой остановке маршрута вы должны забрать карточку с буквой. Но она появиться только тогда, когда вы исправите то, что потребуется. Если вы, друзья, справитесь с препятствиями, которые ожидают вас на пути, вы поможете лесу быстрее восстановится. НЕ забудьте в конце своих приключений расшифровать волшебное слово! Удачи!

  1. В: Ребята отправимся в путь? Путь, судя по всему будет нелегким (рассматриваем карту)

Для начала предлагаю вспомнить «Правила поведения в лесу». Появляется плакат с правилами. Кто может объяснить, что означает эта картинка?

  • Не рви с корнем кусты. Не ломай деревья.
  • Не мусори в лесу.
  • Не сбивай ядовитые грибы и ягоды.
  • Не рви редкие растения.
  • Не разоряй гнёзда.
  • Не лови животных и насекомых.
  • Не разводи огонь вблизи деревьев. (Если всё- таки придётся развести костёр на полянке, то сначала залей водой, а затем забросай песком угольки. Уходя с места привала, убедись, что костёр потушил).
  • Не разрушай муравейники.
  • Не шуми в лесу.

В : Молодцы!. Правила усвоили. Вынимаю первую букву «П», отдаю ребятам.  Посмотрим на карту, куда мы должны двигаться дальше?

Д: к речке и морю на опушке леса.

  1. В: Вот мы и у речки. Но посмотрите, какой ужасный водоём.

Д: здесь полно мусора: склянок, консервных банок, пробок.

В: Что же делать?

(ответы детей: надо очистить водоём.)

В: Как же это сделать, не намочив свою одежду.

(ответы детей: можно воспользоваться сачком, который мы взяли с собой, а мусор собрать в мусорный мешок)

 В: Отличная идея! Тогда за дело.

Дети достают предметы из воды сачком.

В: Молодцы! Вы выполнили задачу: очистили пруд. Помните, что говорила Сова, что после каждого выполненного задания должна появится буква. Где же она?. Поищите вокруг водоёма.

Нашли ещё одну под пеньком- букву «С».

  1. Что изображено на карте? На карте изображена Рыбка. Что это значит?

В: Ребята, я, кажется, поняла. Смотрите сколько рыбок здесь находится.

 (Лежат в обруче). Они, наверное, не могли жить в грязной воде. Но мы же очистили водоём. Теперь давайте их рассортируем и выпустим каждую в своё место обитания, кого в речку, кого в море.

Ребята по одному подходят к обручу, берут рыбку, называют её , вместе вспоминаем «речная» она, или « морская» и опускают либо в речку(синяя длинная ткань, либо в море

( круглая синяя ткань с кораблём) После выполнения задания,«Рыбак с корабля» даёт нам третью букву «А».

  1. В:Посмотрите на карту, куда нам двигаться дальше?

Нарисована цветочная полянка. (Цветы расположены  на полу, бабочки на занавесках).

В: Что случилось с бабочками? Почему они не летают над цветами?

Фонограмма – голос бабочек

 Мы не можем летать. У нас нет пыльцы на крылышках. Это случилось из-за девчонок и мальчишек, которые брали нас за крылышки. Помогите нам. Посадите на нужный цветок. Каждую на свой. Надеемся, что вы умеете считать. Надо решить пример, найти цветок с правильным ответом и посадить нас на этот цветок. Мы наберём пыльцу и снова сможем летать.

В: Давайте каждый из вас возьмёт себе бабочку и найдёт ей свой цветок.

Дети выполняют задание. Проверяем вместе.

В:Молодцы! Вы справились с заданием. Посмотрите, какая красота осталась после нас. Теперь поищите на полянке букву. «О»

  1. Рассматриваем карту. Куда идти? К избушке Лесовичка.

Фонограмма Лесовичка.

Здравствуйте, ребята. Я вижу вы большие молодцы. Вы смелые, умные и дружные ребята. Не побоялись пойти в лес с воспитателем и помочь всем лесным жителям. Помогите и насекомым. После жуткого пожара , все насекомые разбежались. Теперь им надо помочь вернуться в свои домики. Для этого надо разгадать кроссворд и вписать в пустые клеточки названия насекомых. Я уверен, что вы справитесь. Если вы поможете насекомым вернуться в лес, то и птицы прилетят обратно. Вам же не надо рассказывать, почему это произойдёт?

(ответы детей: потому что птицы питаются насекомыми)

Каждый ребенок выходит к доске, берет картинку и рассказывает загадку о насекомом или описывает его. Другие сидят на пенёчках и  отгадывают. Ответ заносится фломастером в кроссворд.

1.Стрекоза.

Это удивительное хищное насекомое. Она довольно большого размера с огромными глазами. Это насекомое может очень быстро летать и хватать добычу на лету. Она довольно большого размера с огромными глазами.

Покушать эти насекомые предпочитают комарами или мошками. Некоторые их виды очень красивы, особенно привлекают их тонкие большие крылья и выразительные глазки. Она очень подвижна и так как видит практически полностью вокруг себя – к ней сложно подойти.

Летит вертолёт мимо топких болот,

Таращит глазищи-глаза.

Прозрачные крылья на солнце блестят,

Лягушки поймать вертолёт норовят.  (стрекоза)

2.Кузнечик

Видов этих насекомых много, но все они очень похожи друг на друга. Это насекомое  мы узнаем по тонким ножкам и усам, по длинным и ровным крылышкам, при помощи которых они стрекочут. А ещё здорово смотреть, как прыгают эти насекомые: подпрыгивают высоко-высоко, а потом при помощи крыльев парят в воздухе как парашютисты.

Он зеленый, попрыгучий,

Совершенно неколючий,

На лугу весь день стрекочет,

Удивить нас песней хочет.

3.Пчела

Летающее насекомое, близкая родственница осы и муравья. Кушают пчелки цветочную пыльцу и нектар. Нам они также известны по сладкому меду.

Живут эти насекомые семьями, ищут еду и воду вместе, вместе защищают свой дом от врагов в случае необходимости, воспитывают подрастающие поколение, но есть и одиночки.

Над цветком она жужжит,

К улью быстро так летит,

Мёд свой в соты отдала,

Как зовут её?

4. Шмель

Теплое солнышко весной разбудит этих насекомых, живущих большими дружными семьями. И почти сразу же они начинают искать первые весенние цветы, чтобы подкрепиться. Это насекомое настолько крупное, а крылья его слишком маленькие и совершенно не понятно, как же он поднимается с земли и летит. Возможно, дело в том, что его крылышки при полете описывают восьмерку, тем самым образуя воздушные вихри. Один в семье насекомое-домработница почти всегда находится в гнезде и прибирается там, строит новые места для жилья. Другое насекомое в семье -дежурный способен сообщать членам своей семьи обо всем, происходящем вокруг. Самый почетный член семьи – экспедитор. Именно эти шмели собирают еду для всей семьи.

Его фигура подвела –

Гораздо толще, чем пчела.

Полоски - словно у осы,

На брюшке - капельки росы.

Смотри, он плюхнулся на хмель -

Большой, мохнатый, толстый …

5.Жук

Этих насекомых больше , чем других насекомых в природе. Они прячутся в земле и в коре деревьев.

Жу-жу, жу-жу,

Я на ветке сижу,

Букву Ж всегда твержу.

Зная твёрдо букву эту,

Я жужжу весной и летом.

6. Муха

Самое нелюбимое насекомое среди людей. С самого детства нам говорят о том, что это насекомое разносит всякую заразу и лучше с ним не связываться. Наши дома – это прекрасное жилище для них.

Целый день летает, всем надоедает,

Ночь настанет, тогда перестанет.

7. Комар

Насекомое, способное обнаружить присутствие человека с расстояния более ,чем двенадцать метров. Люди для этих насекомых – основная добыча.  Оно тоненьким голоском пищит, маленького размера и имеет вредный характер.

Летит, пищит,

Ножки длинные тащит,

Случай не упустит:

Сядет и укусит.

8. Божья коровка

Это насекомое борется с тлей и клещами и это очень важно.

С листьев тлю она съедает,

Следить за садом помогает

Надевает эта крошка

Платье красное в горошек.

И летать умеет ловко

Это…

9.Муравей

Эти маленькие насекомые живут своей семьей. Это насекомое  очень трудолюбивое. Его называют самым сильным, потому что он может на себе переносить тяжести больше своего веса.

Мы -лесные жители, Мудрые строители.

Из иголок всей артелью

Строим дом себе под елью.

10. Бабочка

Эти насекомые  – сладкоежки. Кушают они цветочный нектар, но некоторые виды могут питаться фруктами и мёдом. А есть виды, которые вообще ничего не кушают. Они живут за счёт запасов с тех времен, когда ещё были гусеницами.

Спал цветок и вдруг проснулся –

Больше спать не захотел.

Шевельнулся, встрепенулся,

Взвился вверх и улетел.

После того как ребята разгадали кроссворд, фонограмма- голоса лесных птиц.

В: мы и насекомых вернули, слышите и птицы в лес вернулись.

Под Кузнечиком находим  5ю буква. «Б»

6.Конверт с вопросом

В: Что показывает нам карта? Для нас есть еще задания в лесу?

Д: Нарисован конверт с вопросом. Идём скорее к конверту. Интересно. Что это за конверт такой? Посмотрим. Похоже задание внутри.

(воспитатель читает: Задание называется «Зашифрованные слова». Возьмите листочки и  прочитайте, что на них написано невидимыми чернилами.(воспитатель удивлённо) Кажется здесь пустые листики лежат. Подсказка:

Все что на них написано - это наше богатство, которое мы должны охранять.

В: Интересно, что бы это значило, что это за богатство такое?

Что будем делать? Какие будут предложения? (Ответы детей: невидимые чернила-это могут быть молоко или сок лимона, их надо нагреть и слова проявятся. Мы такой эксперимент в группе с вами делали).

В: Может вы и правы, но похоже, что тут разгадка кроется в восковых мелках. Которые лежат в конверте. Ребята, есть ещё один способ. Я вас сейчас научу. Слова могут быть написаны белым  воском, свечой, поэтому слова не видны на белой бумаге. Если мы с вами возьмём восковой мелок и нанесём его поверх своего листочка, то слова проявятся и мы с можем их прочитать. Сейчас я каждому из вас раздам листочки с зашифрованным словом, вы нанесете мелок и прочитаете слово.

(Дети выполняют. Садимся на скамеечку и каждый читает своё слово: берёза, липа, тополь, клён, ель ,сосна, рябина, дуб, осина ,ива.  После прочитанного слова в презентации появляются картинки с разными деревьями.

В: Ребята, вы догадались , что было зашифровано  под понятием «наше богатство, которое мы должны охранять»? (Деревья. Лес)

Появляется  6-я буква «И».

В:Ребята, мы и насекомых в лес вернули, и рыб в речку и море запустили, и  птиц помогли возвратить и даже лес восстановили. Кого же не хватает в лесу? (зверей)

Рассматриваем карту- куда нам нужно идти? к столу переговоров (в центре зала).

7.Теперь двигаемся вглубь леса, за стол переговоров. Попробуем возвратить зверей.

 Каждой паре выдается пазлы с животным, который они вдвоём должны собрать и тем самым вернуть зверей в лес.

В: Молодцы! Вы справились с последним заданием (появляется слайд с животными), посмотрите всех зверей в лес вернули. Под игрушкой Лиса находим 7ю букву «С».

lll. Заключительная часть.

В:Вспомните, что говорила Мудрая Сова вначале нашего путешествия:

«Не забудьте разгадать зашифрованное слово из всех букв, которые вы нашли. Смотрите на каждой букве имеется цифра. Расположите карточки с цифрами по порядку от 1 до 7. Переверните карточки и прочитайте слово, которое получилось.

«Спасибо». Последний слайд.

 Это слово, которое вам говорит весь лес, которому вы сегодня помогли. Я очень рада, что мои ребята, такие отзывчивые, добрые. Вы знаете, как правильно вести себя в лесу, как не навредить ему, как оберегать лес и его жителей. Разбираетесь в рыбах, насекомых, деревьях. За это я хочу вас наградить почетными медалями «Защитники природы».

Под  музыку  «В мире животных» делаем почётный круг по всему « лесу» и возвращаемся в группу.

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Экологическая квест - игра «По лесным тропинкам»

В последние несколько лет все более и более популярными становятся приключенческие, игровые, «квесты». Идея квеста идеально подходит для ДОУ. Тщательно организованные квест-занятия ак...

Экологическая квест-игра по "Лесным тропинкам" Средняя группа

quot;Человек стал человеком, когда услышал шепот листьев и песню кузнечика, журчание весеннего ручья и звон серебряных колокольчиков в бездонном летнем небе, шорох снежинок и завывание вьюги за окном...

Экологическая квест-игра По лесным тропинкам.

Экологическая игра По лесным тропинкам....

Экологическая квест-игра для старших дошкольников «Лесное путешествие»

Цель квест - игры: повышение экологической культуры детей, воспитание культуры природолюбия. Задачи: 1.Образовательные:Формировать у детей элементарные экологические знания, учить детей...

Экологическая квест-игра "По лесным тропинкам"

Цель: сформировать у детей основы экологической культуры, бережное отношение к окружающей природе.Задачи:Уточнить и обобщить представления детей о разнообразном животном мире леса, закрепить знания о ...

Экологическая квест-игра «Лесные приключения»

Экологическая квест - игра "Лесные приключения" для детей подготовительной к школе группе. Квест - игра для формирования экологической культуры дошкольников....

Экологическая квест-игра для дошкольников "Лесное путешествие эколят-дошколят"

Сценарий квест - игры для дошкольников "Лесное путешествие эколят-дошколят"...