Конспект ООД в подготовительной группе «Для чего нам нужен нос?»
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

Жукова Светлана Владимировна

Данное занятие расчитано на старший дошкольный возраст. Ребята знакомятся со строение носа, его значением в жизни человека. В ходе занятия экспериментальным путем доказывают, что нос нужен человеку чтобы разговаривать четко и правильно, дышать и различать запахи. Узнают особенности органов обоняния собак, бабочек, змей и некоторых рыб. Также знакомятся с индивидуальными средствами защиты. Выполняют дыхательную гимнастику и играют в интересные иры.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon для чего нам нужен нос?68 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект ООД в подготовительной группе

«Для чего нам нужен нос?»

Цель:

Формировать восприятие своего организма как самого ценного и удивительного творения природы, способствовать развитию интереса к изучению строения организма человека.

Задачи:

Познакомить детей с органами дыхания человека, с внутренним строением носа; с правилами поведения и гигиены дыхательных путей. Закрепить навык правильного дыхания, не поднимая плеч.

Продолжать учить детей принимать участие в коллективной беседе. Отвечать на вопросы коротко или более подробно в зависимости от характера вопроса.

Развивать обонятельное восприятие.

Воспитывать воображение и фантазию.

Активизация словаря: легкие, трахея, бронхи, обоняние, ароматерапия.

Материал: плакат «Органы дыхания», зеркальца, воздушные шары, носовые платки для каждого ребенка, 4 керамических горшочка с ванилью, луком, апельсином, медом.

Ход занятия:

Воспитатель: Здравствуйте. Посмотрите, сколько сегодня гостей пришло к нам на занятие, давайте поздороваемся. А теперь друг другу улыбнемся, поздороваемся за руку с соседом слева, обнимем соседа справа, возьмемся за руки сойдемся в круг и громко скажем, здравствуйте. (проходят дети на стульчики)

Ребята, к нам сегодня на занятие придет гость из страны мультяшки, а вы узнайте кто это?

(Звучит музыка. Воспитатель рисует под музыку человечка – точка, точка, запятая, вышла рожица смешная,  ручки, ножки, огуречик, получился ….)

Дети:  человечек

Воспитатель: Дети, какой-то он смешной, человечек? Чем он смешной? Чего не хватает у нашего человечка?

Дети: варианты ответов

Воспитатель: а вот чего важного ему не хватает, мы с вами сегодня разберемся и в конце занятия обязательно дорисуем.

Ребята посмотрите у меня несколько коробочек, а вот что там, попробуйте угадать, только открывать нельзя! (дети пытаются определить, что в коробочках, нюхают и по запаху определяют: лук, чеснок, лимон).

Ребята, а что вам помогло определить эти продукты?

Дети: нос.

Вот сегодня мы с вами поговорим о носе. Нос- это орган чувств или его еще называют орган обоняния. Посмотрите друг на друга и сравните носы. Одинаковы ли у всех носы? Чем-то они похожи, но в тоже время у каждого человека свой нос. И каждый нос по- своему хорош.  Носы бывают разные: курносые, с горбинкой, прямые. А давайте сейчас поиграем, подберем носы для сказочных героев.

Дидактическая игра «Кому какой нос?»

 Сказочные герои – Баба-Яга – нос орлиный. У Карлсона – картошкой, Буратино – длинный,  у клоуна – круглый, у принцессы – курносый,

Ребята, а давайте подумаем, когда так говорят?

– Совать нос не в свое дело.

–– Остаться с носом.

– Нос повесил.

– Держи выше нос.

– Нос утереть.

Ребята, и зачем они только нам нужны, эти носы? Одни страдания с ними. То с горки упадешь да нос разобьешь. То он чихает. Даже платок для него специальный придумали — носовой.  (ответы детей).

Воспитатель: правильно носы нужны чтобы дышать, чувствовать запахи, а еще нос помогает разговаривать.

Опыт «Значение носа для речи»

Закрыть нос и сказать «мама мыла раму». Что происходит со звуками. (изменяются, становятся не четкими).

  • Значит, нос нам нужен, чтоб разговаривать четко и правильно.

 Давайте посмотрим, как устроен наш собственный нос. Рассмотрите свои носы в зеркале. Втяните воздух носом. Он проходит через два коридора (две дырочки), стенки которого покрыты волосками, внутрь нас и по пути согревается, поэтому в холодную погоду так важно дышать носом, а не ртом. Нос не только согревает, но и очищает воздух от пыли и микробов. Волоски исполняют роль охранников, они не пропускают в нос пылинки. Далее воздух проходит через лабиринт, стенки которого покрыты липкой жидкостью - слизью. К ней прилипают микробы, которые пытаются проникнуть вместе с воздухом в наш организм. Когда слизи с налипшими микробами собирается много, мы чихаем, и наш нос очищается. А чтобы микробы не летели во все стороны, мы должны наш нос в этот момент закрыть платком.

Итак, ребята, можно сказать, что нос – обогреватель, увлажнитель, пылесос.

Чтобы наш нос не заболел, за ним нужно ухаживать:

  • Делаем массаж носа: 

Раз, – два, – три,– четыре, – пять

Вышел носик погулять.

Нос не хочет простужаться,

И не хочет он чихать.

Значит, надо нам, ребята

Упражненье выполнять.

(Дети легко тянут себя за нос)

От крылечка до калитки

Три часа ползли улитки,

Три часа ползли подружки,

На себе таща избушки.

(Трут указательные пальцы, массируют ноздри сверху вниз и снизу вверх)

  • Можно нос закалять. Для этого нужно два раза в день промывать его подсоленной водой (на стакан воды комнатной температуры полчайной ложки соли).
  • Но если у вас начался насморк, то нужно потеплее одеться. И главное, чтобы ноги оказались в тепле. При чем здесь ноги? А вот при чем. Еще древние греки заметили связь между состоянием ног и насморка. Промочил ноги — схватил насморк. Поэтому возьмите тазик с горячей (но такой, чтобы не обжечься) водой, можно добавить сухой горчицы, опустите в него ноги и посидите, прогрейтесь. Затем вытрите сухо-насухо ноги и поскорее надевайте теплые шерстяные носки. Не забудьте про горячее питье. Подойдет чай с медом, малиной, другими лекарственными травами. Можно попить теплое молоко. Главное, побольше тепла!

Молодцы, ребята! Теперь мы точно не заболеем! А что же с воздухом происходит дальше? После носа воздух попадает в трахею и бронхи – особые трубочки, а потом в легкие – главный орган дыхания (показываю на плакате).

(Раздаю воздушные шары) Представьте, что это наши легкие. Надуйте шары. Вот так же надуваются наши легкие при вдохе, а теперь потихоньку выпускайте воздух. Почему шарик сдулся? (ответы детей)А сейчас вдохните глубоко. Что происходит? Внутри как бы надуваются шарики, грудь поднимается – в ней много воздуха. Теперь выдохните – воздух выходит, и наши легкие как бы «сдуваются».

 Все мы умеем дышать, однако правильно дышит только тот, кто делает глубокий вдох и спокойный равномерный выдох. Для чего надо правильно дышать? (ответы) Давайте потренируем свое дыхание. Повторяйте за мной.

Дыхательная гимнастика.

№1 Упражнение: Встать прямо, поставить ноги на ширину плеч, согнуть руки в локтях, свести кончики пальцев перед грудью и сделать глубокий вдох носом. Развести руки в стороны и выдохнуть.

№2 Упражнение: «Обними плечи»

(Вдох на сжатие грудной клетки – «Соедини локти».)

И. п.: стоять ровно и прямо, ноги чуть уже, чем на ширине плеч, руки согнуты в локтях, подняты на уровень груди и разведены в стороны. При этом одна рука должна размещаться чуть ниже.

На счет: «Раз» - «Швырнули» руки на встречу, друг к другу до отказа – вдох (руки сойдясь локтями, образовали с телом треугольник). Сразу же после этого согнутые в локтях руки сами разошлись в стороны. Но не так широко, как в и.п., образуя как бы квадрат локтями. При этом - выдох уходит абсолютно пассивно через нос или через рот. (Повторить несколько ра.з)

Физминутка

Раз,- два, – три,– четыре, – пять

Пойдем носиком дышать.(идем по кругу)

(включаем фонограмму «шум моря»)

Принюхался носик – (принюхиваемся) 

Пахнет морским воздухом.

И увидели мы море,

Красивое, большое.(показываем руками)

Воздух мы морской вдохнем,

Дышим носом, а не ртом.

Плечи не поднимаем,

Животом помогаем.

(выполняем упражнения на дыхание)

Раз, – два, – три,– четыре, – пять

На места идем опять! (садимся на места)

  • Значит, нос нам нужен, чтобы дышать.

Воспитатель предлагает заткнуть нос пальцами. Чем мы дышим, если нос заткнут (ртом)? А можем мы нюхать ртом? (Дети пробуют, не получается). Воспитатель делает вывод, что нюхать, различать запахи  мы можем только носом. Потому что в носовой полости есть орган обоняния – это обонятельные клетки и чем их больше, тем лучше человек различает запахи. Обонятельные клетки живут лишь один месяц. Обоняние – это способность различать запахи. А нос – это орган обоняния.

У собак в 40 раз больше чувствительных клеток. Именно поэтому полиция использует собак для обнаружения взрывчатки и наркотиков. Они также помогают искать людей под обломками после землетрясения.

У мотылька-самки самое сильное обоняние. Она длиной всего 6 см, а чувствует запах самки на расстоянии более 10 км. Змеи дышат носом, но не нюхают им. Они высовывают язык, чтобы уловить запах своей жертвы и поймать ее.

Лосось обладает невероятным обонянием: по запаху они находят дорогу из моря в ту реку, где когда-то родились.

Слепые от рождения люди обычно обладают утонченным обоняние.

А вы знаете, что у некоторых людей очень чуткое обоняние. Они могут улавливать самые тонкие запахи. Эти люди работают над созданием духов и одеколонов. Так же создают ароматы для продуктов питания: мороженое со вкусом банана или конфеты со вкусом клубники. Таких людей называют дегустаторы, а в шутку их называют «нюхачи». Давайте проверим, насколько у вас чуткий нос.

Игра-эксперимент «Нюхачи» (проходим в лабораторию)

Помните чудесный горшочек из сказки «Свинопас»? Я тоже приготовила несколько чудесных горшочков. Вы должны по запаху угадать, что в них находится и придумать названия духов с подобным ароматом.

Горшочки: ванилин, апельсин, лук, мед,

Теперь поиграем наоборот: я вам буду предлагать названия духов, а вы придумаете, чем такие духи могут пахнуть, из каких ароматов состоят и кому их можно подарить?

(«духи «Новогодние», «Лесные», «Огородные», «Луговые», «Радость»)

Ребята, чтобы повысить иммунитет и никогда не болеть инфекцией и простудой многие люди используют  ароматические масла – это такие масла, которые имеют определенный запах, а сам процесс вдыхания аромата называется – Ароматерапия.  Сегодня я предлагаю вам приготовить ароматическое масло из лепестков роз, ведь вдыхая аромат такого масла можно снять усталость, тревогу и защититься от простуды.

- наберите цветочные лепестки, измельчите и засыпьте в пробирку. Пробирку поставьте в подставку.

- возьмите растительное масло без запаха и пипеткой добавьте масло в пробирку, чтобы масло покрыло лепестки.

- закройте пробирки пробками и оставьте на 2 недели.

- через 2 недели ароматическое масло готово. Перелейте в пузырек и используйте.

Ну а пока наши масла готовятся мы с вами защитим свои носы от бактерий и снимем усталость - подышим пихтовым маслом.  Звучит музыка, дети расслабились и дышат над аромалампой.

  • Значит, нос нам нужен, чтобы различать запахи.

- В мире существует  много различных запахов. Одни нам знакомы, другие нет; одни нам приятны, а другие не очень; одни нам полезны, а есть и другие – опасные для нашего здоровья. Это запахи различных газов, химикатов, красок, бензина, даже дыма. При работе с такими опасными запахами рекомендуется носить защитные маски и стараться, как можно меньше находиться в помещении с этими веществами.

- Что же могут вызвать у человека эти опасные запахи? (удушье, аллергию, воспаление слизистой носа и т.д.)

Знакомство с индивидуальными средствами защиты.

Воспитатель показывает на другом столе различные виды защитных масок: мед. повязка, респиратор, противогаз.

- Может кто-то из вас знает, что это такое? (дети говорят, воспитатель уточняет)

1. Это медицинская повязка – она защищает человеческий организм не только от микробов и вирусов, находящихся в воздухе, но и от неприятных запахов: гнили, химикатов, чистящих средств.

2. Это респиратор – им пользуются маляры, строители при работе с красками, растворителями, бензином и др. веществами.

3. Это противогаз – при загрязнении воздуха ядовитыми газами, а также во время пожара от едкого дыма, им пользуются пожарники. Зараженный воздух проходит через фильтр, там он очищается от ядовитых частиц, пыли, и чистым проходит через трубку к нам в легкие.

Ребята посмотрите на доску, для чего же нам нужен нос? (дети делают выводы и обобщают)

Итак, что же главное нам нужно нарисовать нашему мультяшному человечку? (ответы детей). Дорисуем нос человечку.

Молодцы, вы сегодня очень хорошо занимались, и я надеюсь, что теперь вы будете беречь свой нос, и носовой платок всегда будет лежать в вашем кармане.

И напоследок я вам хочу дать такой совет:

Нос не должен быть простужен,

Нос здоровый всем нам нужен,

Чтобы, сон, когда придет

Тихо спать, закрывши рот.

Еще можно пожелать

Пальцем в нос не залезать.

День на солнце не сидеть –

Носик может обгореть!

А зимой в большой мороз

Не высовывать свой нос. (Ю. Прокопович)

До свидания.

Список литературы:

  1. Бондаренко Т.М. Экологические занятия с детьми 6-7 лет: Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ. – Воронеж: ТЦ «Учитель», 2004. – 190 с.
  2. Слисенко Е.И., Гуменюк Н.А. Новые валеологические игровые технологии // «Дошкольная педагогика», № 2, 2005, с. 6-10
  3. Мамедова М. Б. Конспект занятия «Путешествие в страну Носарию» [Электронный ресурс]. – Режим доступа URL: http://festival.1september.ru/articles/503043/
  4. Стихи, потешки и загадки по теме: Что я знаю о себе. [Электронный ресурс]. – Режим доступа URL: http://ped-kopilka.ru/vospitateljam/stihi-dlja-doshkolnikov/stihi-poteshki-i-zagadki-po-teme-chto-ja-znayu-o-sebe/page-4.html

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия в подготовительной группе «Из чего состоит тело человека»

Формировать представления детей об организме человека, о своем здоровье, о строении и функциях тела....

Конспект занятия в подготовительной группе «Из чего состоит наше тело»

Конспект занятия в подготовительной группе по образовательной деятельности «Из чего состоит наше тело»Тема: «Из чего состоит наше тело»Цель: Закрепить знания детей из чего состоит наше ...

Конспект КВН в подготовительной группе на тему: Спорт, ребята, очень нужен

Конспект КВН в подготовительной группе на тему:    Спорт, ребята, очень нужен  ...

Конспект беседы в подготовительной группе «Для чего нужно учиться ?»

Цель: формирование осознанного отношения к учёбе.Задачи:1.Формирование представления о школе, о значении знаний, полученных на уроках.2.Воспитывать интерес детей к образовательной деятельности, желани...

Конспект занятия в подготовительной группе : «ДЛЯ ЧЕГО НУЖНЫ ФЛИКЕРЫ И СВЕТООТРАЖАЮЩИЕ ЭЛЕМЕНТЫ»

Конспект занятия в подготовительной группе :«ДЛЯ ЧЕГО НУЖНЫ ФЛИКЕРЫ И СВЕТООТРАЖАЮЩИЕ ЭЛЕМЕНТЫ»...

Конспект НОД в подготовительной группе "Взрослым и детям нужен мир на всей планете"

Конспект НОД в подготовительной группе на тему "Взрослым и детям нужен мир на всей планете"...