Проект "Удивительный мир рыб"
проект по окружающему миру (средняя группа)

Формирование у детей представления об обитателях вод - рыбах, их разновидностяях, среде обитания, внешнем виде.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon udivitelnyy_mir_ryb.doc83.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 4 имени Виталия Валентиновича Бианки», третий корпус

ПРОЕКТ

«УДИВИТЕЛЬНЫЙ МИР РЫБ»

                                       

Разработала и реализовала:

Воспитатель

Миронович М.В.

        

Вид проекта: комбинированный                                                

Длительность проекта: неделя  

          поисково-познавательный

Аннотация проекта.

Сотни тысяч лет назад, задолго до появления на Земле человека, в океанах уже плавали рыбы. В то время они были самыми высокоразвитыми созданиями.

С тех пор они стали развиваться самыми различными путями, так что сейчас только некоторые виды лишь отдаленно напоминают первых примитивных океанских рыб.

Большинство рыб используют свой хвост как мотор. При его помощи и плавников они управляют своими движениями. Кроме одного вида рыб, все остальные дышат при помощи жабер. Рыба заглатывает ртом воду, которая проходит через жабры и выливается через специальное отверстие. В воде тоже содержится кислород, и он через жабры попадает в кровь рыбы, как воздух через легкие в кровь человека.

В загрязненной воде рыбы пытаются всплыть к поверхности и вдохнуть воздух, но их жабры не приспособлены к усвоению кислорода из воздуха.

Причиной того, что рыбы имеют темную окраску сверху и светлую снизу, является то, что это помогает им защититься от своих врагов, которые, смотря сверху, видят темный цвет, сливающийся с водой реки или океана. Глядя снизу, кажется, что это светлая поверхность воды. Существует более 20 тысяч рыб, и трудно вообразить, сколько неповторимого есть в жизни каждой!

Дошкольный возраст – начальный этап становления человеческой личности. В этот период закладываются основы личностной культуры. Ребенок в этот период учится правильно относиться к объектам природы, к вещам, материалам природного происхождения, которыми он пользуется. Многие дети совсем не знают и не различают рыб, часто встречающихся в водоёмах (реках, озерах). В рамках проекта дети рассматривают иллюстрации, целенаправленно наблюдают за рыбками в аквариуме, читают про птиц рыбок, рассказы, загадки. На занятиях дети устанавливают причинно-следственные отношения, знакомятся с понятиями «морские рыбки», «аквариумные рыбки», «озерные и речные рыбки», выявляют особенности поведения рыб, трудности, которые они испытывают в грязной воде.

Проблема проекта:

Многие считают, что рыба в любой воде чувствует себя комфортно, что это - естественное явление. На самом деле рыбам очень сложно жить в загрязненной воде, ведь их жабры не приспособлены к усвоению кислорода из воздуха. Поэтому нам нужно задуматься о том, как помочь рыбкам?

Вопросы, направляющие проект

Проблемный вопрос: Нужна ли рыбам вода?

Познавательные вопросы: Какое значение вода играет в жизни человека? Как рыбы приспосабливаются к жизни?

 

Цель проекта:

Формирование у детей способности к самостоятельной мыслительной деятельности, развитие исследовательских способностей, воспитание бережного отношения и любви к окружающей природе.

Задачи проекта:

Формирование умения наблюдать, умения самостоятельно действовать;

Приобщать к полезной информации;

Развивать творческую деятельность у дошкольников;

 Участники проекта:

- дети подготовительной к школе группы;

- воспитатели группы;

- родители.

Основными методами и приёмами проекта являются: занятия, беседы и вопросы, проблемные ситуации, чтение и изучение научной литературы и художественных произведений (рассказы, сказки, загадки, пословицы и поговорки), рассматривание демонстрационных пособий и альбомов, просмотр документальных фильмов, презентаций, интернет материалов по теме проекта, дидактические и словесные игры, подвижные игры.

Практическая значимость проекта

Для детей: появился интерес к работе с различными информационными источниками для получения знаний и представлений об объектах живой природы, в самостоятельной деятельности стали применять полученные знания и умения и делиться ими со сверстниками.

Для родителей: улучшились детско-родительские отношения в семьях; родители стали больше проводить свободного времени вместе с детьми, беседовать с ними об охране окружающей среды, совершать совместные поездки и экскурсии; приняли активное и заинтересованное участие в проекте «Удивительный мир рыб»; получили возможность узнать о том, чем занимаются их дети в детском саду; смогли реализовать свои творческие способности.

Сроки реализации проекта -неделя.

База проектной деятельности:

МБОУ «СОШ №4 им. В. В. Бианки», группа  №13 «Мультяшки»

Интеграция образовательных областей:

 «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Физическое развитие».

Обеспечение проектной деятельности:

    1 .Акимова Ю.А. Знакомим дошкольников с окружающим миром. – М.: Творческий Центр Сфера 2007.

2. Алябьева Е. А. Тематические дни и недели в детском саду. Планирование и конспекты / Е. А. Алябьева.: - М.: Сфера, 2005

3. Бондаренко Т. М. Экологические занятия с детьми 6-7 лет. / Т. М. Бондаренко. – Воронеж: Учитель, 2007.

4.Вахрушев А.А. Мир и человек. – М.: Дрофа, 1998.

5. Кочкина Н.А. Метод проектов в дошкольном образовании. Методическое пособие / Н.А. Кочкина. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2012.

6. Маханева М. Д. Экологическое развитие детей дошкольного и младшего школьного возраста. Методическое пособие для воспитателей ДОУ и педагогов начальной школы / М. Д. Маханева. - М.: Аркти, 2004.

План

Первый день

УТРО

ПРОГУЛКА

ВЕЧЕР

ПРОГУЛКА

  1. Беседа «Кто такие рыбы?»

  1. Рассматривание иллюстраций в литературном уголке и на стендах.

  1. Видеопрезентация «Удивительный мир рыб» с использованием мультимедийных технологий.

  1.  Наблюдаем за рыбкой в аквариуме.

- Игры на воздухе

  • «Караси и щука»

Словесная игра «Я знаю пять речных рыб…» - активизация словаря (названия рыб)

  1. Экспериментирование – «Какая вода нужна вода в аквариуме?» - уточняем представления о воде, которая нужна для аквариума.

  1. Свободное рисование

Подвижные игры

  • «Морские волны»

- Игры с мячом

Второй день

УТРО

ПРОГУЛКА

ВЕЧЕР

ПРОГУЛКА

  1. Лепка из солёного теста.

  1. Физминутка «Рыбки плавали»

  1. мультфильм «Ловись рыбка!»  с использованием мультимедийных технологий.

  1. Рассматривание иллюстраций, энциклопедий.

- Игры на воздухе

  • «Море волнуется»
  • «Караси и щука»

Беседа: «Если я был бы рыбкой...»

  1. Словесная игра «Узнай рыбку» - активизация словаря (прилагательные)

  1. Чтение сказки Пушкина «Сказка о золотой рыбке»

  1. Коллективная работа «Золотая рыбка» (нетрадиционные техники)

Подвижные игры

  • По желанию детей

Третий день

УТРО

ПРОГУЛКА

ВЕЧЕР

ПРОГУЛКА

  1. Рисование «Обитатели рек и озёр».

  1. Чтение энциклопедии «Рыбы»

  1. Рассматривание иллюстраций

- Игры на воздухе

  • «Караси и щука»
  • «Рыболов»

-  Рисование палочками на песке «Чья рыбка самая лучшая?»

  1. Словесная игра «Сказки с названием рыб» - активизация словаря

  1. Создание коллективной работы «Наш аквариум»

Подвижные игры

  • «Морские волны»
  • «Рыбка, рыбка»

- Игры с мячом

Четвертый день

УТРО

ПРОГУЛКА

ВЕЧЕР

ПРОГУЛКА

  1. Викторина «Нашу рыбку изучай, на вопросы отвечай»

  1. Беседа: «Чем дышит рыба?»

- Игры на воздухе

  • По желанию детей

- Мозаика из пробок – выкладывание на песке из пробок силуэты рыб.

  1. Дидактическая игра «Рыбка, рыбка, где живёшь?»

  1. Чтение рассказов о рыбах.

С. Сахаров «Морские сказки», С.Воронина «Добрая раковина», А.С.Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке», Л.Е.Пермяка «Первая рыбка», рнс «По щучьему велению»

  1. Оформление индивидуальных информационных страничек о рыбах с родителями

Подвижные игры

  • «Рыболов»
  • «Море волнуется»

Пятый день

УТРО

ПРОГУЛКА

ВЕЧЕР

ПРОГУЛКА

  1. Конкурс загадок «Рыбка золотая!»

  1. Видеоряд – мультфильм «Золотая рыбка» с использованием мультимедийных технологий.

- Игры на воздухе

  • «Рыбка, рыбка»
  • «Рыболов»

  1. Словесная игра с мячом «Я знаю морских рыб. А вы?»

  1. Оформление Коллективной работы «Аквариум»

  1. Зарисовки детских рисунков.

Подвижные игры

  • «Караси и щука»
  • «Морские волны»

- Игры с мячом