"Ханты и манси - таежные жители"
план-конспект занятия по окружающему миру

Рзаханова Диана Идаятовна
  1. Познакомить детей со старинным укладом жизни коренного населения Ханты-Мансийского автономного округа.
  2.  Дать детям по­нятие о древнем переносном жилище - чуме (из какого материала строится, где и как устанавливается); об очаге - как центре Вселен­ной.
  3. Упражнять в об­разовании относительных прилагательных
  4. Развивать внимание, познавательную активность.
  5. Воспитывать интерес и уважение к жизни и традициям коренного населения Ханты-Мансийского автономного округа

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon hanty_i_mansi_-_taezhnye_zhiteli.doc40 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                              Рзаханова Диана Идаятовна

Ханты-мансийский автономный округ Югра

Конспект занятия по окружающему мира

«Ханты и манси - таежные жители»                                                                                                                                                  

  1. Познакомить детей со старинным укладом жизни коренного населения Ханты-Мансийского автономного округа.
  2.  Дать детям понятие о древнем переносном жилище - чуме (из какого материала строится, где и как устанавливается); об очаге - как центре Вселенной.
  3. Упражнять в образовании относительных прилагательных
  4. Развивать внимание, познавательную активность.
  5. Воспитывать интерес и уважение к жизни и традициям коренного населения Ханты-Мансийского автономного округа

Словарная работа: еловые, берестяной, олений.

ХОД ЗАНЯТИЯ.

В: Здравствуйте ребята!

Собирайтесь дети в круг

Я твой друг и ты мой друг

Крепко за руки возьмитесь

И друг другу улыбнитесь

Посмотрю на ваши лица,

С кем бы мне здесь подружиться?

(Дети называют свои имена)

В: Знаете ли вы, ребята, что за люди населяют наш северный край с древних времен?

Д: Нет.

В: Тогда слушайте. Самыми древними людьми или, как мы называем, коренными жителями нашего края являются ханты и манси. Ханте - означает "народ", "человек". Ханты и манси - это два похожих народа, которые ведут таежный образ жизни. Климат нашего края суровый, большую часть территории покрывают громадные болота, леса богаты зверем и птицей, реки - рыбой. Поэтому, основные занятия этих людей -  охота, рыболовство, а дальше на Севере - оленеводство. Основной пищей было мясо и рыба. Одежду шили из звериных шкур и рыбьей кожи. Летом передвигались на лодках, а зимой на лыжах. Они должны были приспособиться не только к природным условиям, но и к делу своих рук.

У всех людей есть дома, только все они разные. Это зависит от того, в какой местности живут люди.

Русские люди в прошлом всегда строили вот такие дома из дерева. Обратите внимание на доску. (Показать русскую избу). Народы, живущие в горах, строили себе дом из камня (Показать каменный дом). 

В: Ханты и манси строили свои жилища из того материала, который был у них под рукой. Сегодня мы познакомимся с жилищной переносной постройкой - чумом, который ставился на берегу реки. До сих пор люди не придумали ничего лучше этого жилища - оно легко ставится и также легко собирается, и перевозится. Посмотрите, как выглядит чум. (Показать изображение чума)

В: На что он похож?

Д: На треугольник.

В: Я расскажу вам, как он строится и где ставится. Чум строится из шестов, которые тщательно выбираются и готовятся из прочных пород деревьев - ели и сосны.

В: Как мы называем шест из ели?

Д: Еловый.

В: А из сосны?

Д: Сосновый.

В: Выбирается и место, где ставятся шесты. Обычно это продуваемое место на берегу реки.

В: Как вы думаете, почему?

Д: Потому что летом много комаров и мошек.

В: При установке чума, шесты располагались так, чтобы дверь была обращена по направлению восхода солнца или к воде.

В: А как вы думаете, покрывали чум ... Чем?

Д: Берестой.

В: Правильно, берестой.

В: Как можно назвать чум, покрытый берестой?

Д: Берестяной

В: Но берестяной чум - это летний чум.

В: А чем же покрывался чум зимой?

Д: Оленьей шкурой

В: Правильно, зимой его покрывали оленьими шкурами. Почему?

Д: Потому, что оленьи шкуры очень теплые.

В: Посмотрите, сверху чума всегда оставляли небольшое отверстие. Как вы думаете, для чего?

Д: Чтобы выходил дым.

В: Правильно, для того, чтобы выходил дым от костра.

В: Только ханты называли его не костром, а очагом. Очаг считается частью семьи, угли из очага, по традиции, нельзя передавать в другой дом, чтобы не начались несчастья. Для чего нужен очаг?

В: Для приготовления пищи, тепла.

Д: Очаг нужен для приготовления пищи для обогрева жилья.

В: Он объединяет вокруг себя всех домочадцев и одновременно связывает землю с небом. Ханты считают, что очаг - центр вселенной. Как вы думаете, где располагают очаг?

 Д: Вверху чума.

 В: Его располагают точно под верхушкой чума, чтобы дым выходил в отверстие. Ребята, давайте попробуем собрать чум.

Игра-эстафета "Кто быстрее соберет чум".                                         

Долгими зимними вечерами домочадцы располагались вокруг очага, и бабушка рассказывала легенды о тех далеких временах, когда на земле появились люди. Послушайте.

"Стал Номи-Торум (Бог) думать, чем кормиться они будут, чем от холода свои тела прикроют. Решил он сохатого зверя поселить, а на болота оленей выпустить. Туда и люди на промысел пойдут, там жить станут. Из веток сделают жилища, покроют его шкурами оленей. С тех пор люди промышляют оленей, лесных зверей, а живут в чумах".

Итог:

В: Что вас сегодня заинтересовало? О чем вы раньше не знали, а сегодня узнали? Что хотели бы узнать об этих людях?

Список использованной литературы


1.Волдина Т.В. Хантыйский фольклор Томск: Издательство Том. ун-та 2002


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мероприятие для старших дошкольников "ХАНТЫ И МАНСИ - КОРЕННЫЕ ЖИТЕЛИ СЕВЕРА"

Тема краеведения очень актуальная. Детский сад является реальным средством культурного возрождения народов России. Первые шаги к этому сделаны: в последние годы всё увереннее набирает силу процесс реа...

проект "Коренные жители севера: ханты и манси"

сведения о малочисленных народах севера, образе жизни и быта ханты и манси....

Презентация "Ханты и манси - жители Югры"

Презентация "Ханты и манси - жители Югры" для воспитанников старшего дошкольного возраста расширяет и обогащает представления детей о жизни и быте коренных народов ХМАО-Югры....

Конспект НОД "Ханты и манси - жители Югры"

Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной к школе  группе  «Ханты и манси – жители Югры»...

Проект «Ханты и Манси - коренные жители Югры»

Рабочая группа:Старший воспитатель Симонова И.Б.,Савуляк Л.В.- педагог-психолог, Козлова А.Х., Крупка С.С.- воспитатели разновозрастной группы от 4-8 лет,Магалиева Р.Р., Ахметова И.Ф. - воспитате...

Беседа "Ханты и манси – коренные жители севера"

Обогатить  знания  детей  о коренных  жителях  севера – хантах,  дать представление об их стойбищах.  Упражнять   в рисовании с натуры.   Активизиров...

Проект «Ханты и Манси - коренные жители Югры»

Проект «Ханты и Манси - коренные жители Югры»...