Перспективное планирование по ознакомлению с живой природой детей младшего дошкольного возраста.
календарно-тематическое планирование по окружающему миру (младшая группа)

Карпова Надежда Николаевна

Перспективное планирование по ознакомлению с живой природой детей младшего дошкольного возраста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл perspektivnyy_plan.docx45.07 КБ

Предварительный просмотр:

Перспективное планирование

по

ознакомлению    

с  живой

природой детей младшего

дошкольного возраста.

                                                                                                        Воспитатель:  Карпова Н.Н.

Месяц

НОД

Наблюдения

Беседы

Игры

Тема

Цель

Растительный мир

Животный мир

сентябрь

Овощи с огорода

Формирование умения различать по внешнему виду и вкусу и называть овощи (огурец, помидор, морковь, репа).

Расширение представления о выращивании овощных культур

Цель: Формирование представления:

-        о травянистых растениях;

-        об овощах: моркови, огурцах, помидорах, репе;

- об особенностях строения деревьев (ствол, ветки, листья).

Формирование умения различать овощи по вкусу, виду, форме.

Цель: Формирование:

 - общего представления о птицах (голубь, ворона, воробей)

- умения узнавать пернатых по внешнему виду

 - представления о насекомых (бабочки, жуки, божьи коровки)

«Птицы».

Цель: Формирование  общего представления о птицах (имеют крылья -летают, живут в гнёздах, тело птиц покрыто перьями). 

«Об овощах»

Цель: формирование обобщенных представлений об овощах  (Овощи – это части и плоды растений, которые выращивают на огороде для употребления в пищу). Уточнение представления о многообразии овощей.

Д/ игра: «Найди такую же». 

Цель: формирование умения находить и узнавать птиц, образуя парные картинки. Рассказать, как они называются.

Д/ игра: «Домашние птицы».

Цель: активизирование  в речи и уточнение названий домашних птиц, развитие умения узнавать их на картинках.

Д/ игра: «Кто как кричит».

Цель: закрепление умения издавать звуки птиц; развитие внимательности воспитание любви к природе.

Д/ игра: «Деревья и их плоды».

Цель: развитие умения подбирать плоды деревьев, зрительной памяти, внимания.

октябрь

Меняем воду в аквариуме

Расширение знания о декоративных рыбках. Формирование элементарного представления об уходе за декоративными рыбками. Формирование доброго отношения к окружающему миру.

Цель: Формирование умения

-        любоваться осенними листьями;

-        различать высокие и низкие
цветущие растения;

 - различать листья по цвету (желтый, зеленый, красный).

- замечать, что осенью листья деревьев меняют окраску.

Ознакомление с характерными особенностями осенних деревьев, с осенним явлением природы – листопадом. Закрепление знания

о фруктах: яблоках и грушах.

Цель: 

 Формирование

 - умения замечать, как птицы передвигаются (летают, ходят, прыгают, клюют корм, пьют воду из лужицы и т. д.),

- понимания, что все насекомые живые: они дышат, двигаются, питаются,

 – умения замечать отличительные особенности насекомых.

«Рыбки в аквариуме»

 Цель: Уточнение  представлений о рыбке: её особенностях внешнего вида, строении, о том, что рыбы в воде передвигаются легко, свободно, могут плыть в различных направлениях;

«Труд людей осенью»

Цель: расширение знаний о труде людей осенью: уборка урожая, заготовка продуктов на зиму, утепление жилищ домашних животных.

Д/ игра: «Летает, плавает, бегает, прыгает»

Цель: Закрепление знания об объектах живой природы.

Д/игра: «Звери, птицы,

 рыбы »

Цель: Закрепление умения, классифицировать животных, птиц, рыб.

Д/игра: «Кто лишний».

Цель: формирование умения выбирать из ряда животных лишнее, объяснять, почему оно лишнее; развивать логическое мышление, внимательность.

ноябрь

В гостях у бабушки

Формирование и углубление знаний о домашних животных и их детенышах. Формирование умения правильно обращаться с домашними животными.

Цель: Расширение представления о том, что осенью собирают фрукты.

Формирование умения:

-различать по внешнему виду, вкусу, форме и называть яблоки и груши;

-бережно относиться к растениям;

-различать деревья по листьям.

Цель:

Закрепление представления о том, чем живые птицы отличаются от игрушечных. Формирование:

-        эмоциональной

отзывчивости;

-        желания наблюдать за насекомыми.

« Домашние животные».

Цель: обогащение и углубление знаний о домашних животных (внешний вид, пища, условия жизни );

развитие умения устанавливать связи между образом жизни домашних животных и человека; воспитание заботливого отношения к домашним животным.

Д/И «Дикие и домашние животные».

Цель: развитие умения называть диких и домашних животных; классифицировать их, развитие речи, памяти, внимания; воспитание любви к природе.

Д/И Кто пришел?

Цель: учить детей правильно называть животных и их детенышей; узнавать животных по голосу и воспроизводить их звуки; воспитывать бережное отношение к ним.

Д/И Кто где живет.

Цель: учить детей называть диких и домашних животных; классифицировать их, развивать речь, память, внимание; воспитывать любовь к природе.

декабрь

Подкормим птиц зимой

Закрепление знания о зимних явлениях природы.

 Формирование желания подкармливать птиц зимой. Расширение представления о зимующих птицах, кормушках  для птиц.

Цель: расширение представления о деревьях: у дерева есть ствол, ветки. Формирование умения

- замечать особенности травянистых растений в зимний период,

 - уточнять строение комнатных растений: различать и называть стебель, лист, цветы

Цель: расширение представления о птицах: голубях, воронах, воробьях, синицах, снегирях. Закрепление

-  умения узнавать воробья по внешнему виду.

- умения наблюдать за повадками птиц около кормушки

Беседа о птицах (зимующих).
Цель: формирование

- обобщенных представлений о зимующих птицах и что зима для всех трудное время года,

- представлений о том, как птицы приспособлены  к жизни в это время года;

- желания помогать и заботиться о птицах зимой; Развитие умения сравнивать разных птиц, выделяя общее и различия, используя при этом схему-модель. 

Д/И «Освободите птичку из клетки».

Цель: развитие

- умения узнавать и называть птиц;

- зрительной памяти, мышления;

 Воспитание любви к природе. 

Д/И «Назвать дерево».

Цель: развитие

- умения узнавать и называть деревья на уличной площадке;

- зрительной памяти, мышления;

 Воспитание любви к природе. 

Д/И «Название птицы».

Цель: развитие

- умения узнавать и называть птиц;

- зрительной памяти, мышления;

 Воспитание любви к природе. 

январь

В январе, в январе много снега во дворе...

Уточнение знаний о зимних явлениях природы. Формирование эстетического отношения к окружающей природе.

Обогащение словарного запаса.

Цель: Формирование представлений о лиственных и хвойных деревьях в зимний период. Развитие умения любоваться красотой деревьев в зимнем уборе. Воспитание бережного отношения к деревьям и кустарникам. Ознакомление с одним  из комнатных растений (название растения и  его частей).

Цель: Формирование эмоциональной отзывчивости на общение с живыми существами.

«Кто как зимует».

 Цель: расширение и углубление  представления о зимовке зверей, птиц, рыб, насекомых: медведь и еж зимой спят, у зайца и белки изменяется окраска и густота шерсти, зимующие птицы приближаются к жилью человека, синицы питаются личинками насекомых, семенами кустов, деревьев, снегири ягодами рябины, воробьи и голуби ищут крошки и остатки пищи на земле; насекомые спрятались под кору деревьев, рыбы опустились на дно рек, озер.

Д/И «Угадай растение по описанию».

Цель:  развитие умения находить предметы по перечисленным признакам (по загадке-описанию).

Д/И «Узнай по контуру»

Цель: развитие умения находить и называть листья по контуру.

Д/И «Найди листочек».

Цель: развитие умения различать и называть листья знакомых деревьев, вспоминать названия деревьев, развитие речи; воспитание  внимания и эстетических чувств.

февраль

У меня живет котенок...

Формирование умения правильно обращаться с животными. Развитие желания наблюдать за котенком и делиться полученными впечатлениями.

Цель:

 развитие умения видеть красоту заснеженных деревьев. Продолжать знакомиться с названиями комнатных растений (1-2 контрастных по внешнему виду)

Цель: формирование  желания помогать птицам в зимний период, развитие умения наблюдать за птицами, прилетающими к кормушке, закрепление  названий птиц.

 "Мое любимое животное".

Цель: Формирование умения делиться впечатлениями, составлять описательные рассказы о своем любимце (как выглядит, как с ним играть, какие у него привычки).

Д/И «Животные  и их малыши».

Цель: развитие умения находить малышей домашних животных и называть их; развитие памяти, речи, внимания.

Д/И «Кто пришел»?

Цель: развитие умения правильно называть животных и их детенышей; узнавать животных по голосу и воспроизводить их звуки; воспитание бережного отношения к ним.

Д/И «Кто что ест».

Цель: закрепление знаний о домашних животных (что они едят) развитие мышления, внимания, памяти, воспитание желания заботиться о домашних животных.

март

Уход за комнатными растениями

Расширение представлений о комнатных растениях. Закрепление умения поливать растения из лейки, протирать листья влажной тряпочкой. Развитие интереса к комнатным растениям и желания ухаживать за ними.

Цель: Формирование представлений об изменениях, происходящих с деревьями в весенний период.

Закрепление представлений о кустарниках.

Цель: Расширение представлений о поведении птиц весной, формирование умения различать птиц по внешнему виду (голубь, ворона, воробей, скворец).

«Как ухаживать за комнатными растениями».

Цель: обобщение представлений об уходе за комнатными растениями.  Закрепление знаний об основных потребностях комнатных растений, уточнение знаний о сигнальных признаках неудовлетворенных потребностей. Обобщение представления о направленности способов ухода (полив, удаление пыли, рыхление) на удовлетворение жизненных  потребностей растений.

Д/И «Магазин цветов».

Цель: закрепление знания названий и внешних признаков цветов, растущих в «уголке природы»; развитие умения описывать растения двумя-тремя предложениями, развитие связной речи, памяти.

Д/И «Ухаживаем за цветами».

Цель: закрепление умения ухаживать за растениями «уголка природы»; выбирать нужные вещи для ухода; развитие памяти, внимательности, воспитание желания заботиться о растениях.

Д/И «Какого цветка не стало».

Цель: развитие умения называть цветы «уголка природы» (фикус, фиалка, бегония), развитие зрительной памяти, воспитание желания заботиться о растениях.

Д/И «Найти  цветок».

Цель: закрепление умения  находить и называть цветы «уголка природы».

апрель

Прогулка по весеннему лесу

Формирование представлений о характерных особенностях весенней погоды. Расширение представления о лесных растениях и животных. Формирование элементарных представлений о простейших связях в природе

Цель: формирование желания любоваться появившейся зеленой травкой, первыми весенними цветами, изменениями, происходящими с кустарниками в весенний период.

Знакомство с  процессом посадки овощей.

Цель: Формирование представлений об отличительных особенностях червей, времени появления насекомых и их отличительных  особенностях.

Беседа о весне.

 Цель: уточнение и систематизация знаний о характерных  признаках весны (увеличивается день, сильнее греет солнце, тает снег, освобождаются ото льда водоемы; растет трава, зеленеют кустарники, зацветают цветы, появляются насекомые, возвращаются птицы).

Д/И «Кто в лесу живет».

Цель: закрепление знаний  о диких животных; развитие памяти, речи; воспитание любви к животным.

Д/И «Узнаете по описанию».

Цель: развитие умения узнавать деревья и кусты по описанию; развитие внимательности, памяти.

май

Экологическая тропа

Расширение знания о растениях. Формирование бережного отношения  к ним, трудовых навыков, формирование представления о посадке деревьев.

Цель: формирование бережного отношения к природе, умения наблюдать за первыми цветущими культурными растениями (тюльпаны, нарциссы). Формирование представления о посадке лука, гороха, ознакомление с правилами ухода за растениями.

Формирование желания любоваться красотой цветущего сада, наблюдать за всходами овощных культур.

Цель: формирование доброго отношения к миру природы. Расширение представлений о насекомых (мухи, бабочки, божьи коровки, муравьи)

«По тропинке в лес пойдем»

Цель: формирование

- интереса к лесу и его обитателям;

- представлений о правилах поведения в лесу и правилах сбора грибов;

- стремления охранять лес и бороться с нарушениями правил поведения в лесу.

Д/И «Узнай  животного по описанию».

Цель: совершенствование знаний о домашних животных; умения находить картинки по описанию; развитие внимательности, памяти, мышления.

Д/И «Что где растет».

Цель: расширение и уточнение представлений  об овощах и фруктах, развитие памяти, речи, внимательности.

Месяц

                                           Задачи

Наблюдения

Беседы

Игры

Растительный мир

Животный мир

июнь

Расширение знаний

о растениях. Формирование

 - бережного

отношения к растениям,

 - трудовых

навыков,

- представления

о посадке деревьев.

Цель: формирование

 представлений о травянистых растениях луга, уточнение названий, особенностей внешнего вида (колокольчики, ромашки); формирование

 представлений о

растениях цветника, уточнение их цвета, формы листиков и  правилах ухода за ними.

Цель: формирование умения отличать птиц по внешнему виду (голуби, вороны, воробьи, скворцы, утки), уточнение знаний о собаке и щенках, особенностях  внешнего вида.

«Чудо рядом с тобой»

Цель: развитие познавательного интереса; желания видеть необычное в привычном; развитие чувства удивления и восхищения.

Д/И «Назвать дерево».

Цель: развитие умения узнавать и называть деревья на уличной площадке; развитие зрительной памяти, воспитание любви к природе.

Д/И «Сварите вкусный борщ».

Цель: развитие умения называть  посуду, выбирать нужные овощи для борща; развитие логического мышления, внимательности.

июль

Расширение знаний

о растениях.

Формирование представлений

о посадке деревьев, бережного

отношения к ним, трудовых

навыков.

Цель: формирование представлений о том, как растут овощи летом, об

овощных культурах, которые начинают созревать летом (репа, морковь, огурец, помидор),  формирование умения различать некоторые садовые и полевые цветы по форме, окраске, запаху.

Цель: Расширение представлений о насекомых (мухи, бабочки, божьи коровки, муравьи, кузнечики)

Беседа о лете.

Цель: обобщение и систематизация представления о лете по основным, существенным признакам: продолжительность дня и ночи, температурные условия, явления погоды (гроза, радуга, молния), состояние растений (рост и цветение, созревание ягод и плодов), особенности жизнедеятельности животных в лесу. Уточнение представления о некоторых видах сельскохозяйственного труда летом.

Д/И «Волшебный мешочек».

Цель: закрепление умения называть овощи и их цвет; развитие зрительной памяти, внимания.

Д/И «Овощи и фрукты».

Цель: закрепление умения находить названные овощи или фрукты, развитие внимания, памяти.

Д/И «Отгадайте на вкус».

Цель: закрепление умения

- различать по вкусу яблоко, грушу, сливы, виноград, морковь, капусту, помидор, огурец;

- определять - овощ это или фрукт.

Развитие речи; воспитание внимания.

август

Расширение знаний

о растениях.

Формирование представлений

о посадке деревьев, бережного

отношения к ним, трудовых

навыков.

Цель: Расширение представлений о кустарниках (малина, смородина), о том, что на кустарниках созревают ягоды

Цель: Расширение знаний

об отличительных чертах  насекомых.

Беседа о бережном отношении к природе.

Цель: воспитание бережного отношения к природе, формирование умения  правильно вести себя в природе, чтобы не навредить ей.

Д/И «С какого дерева листочек».

Цель: формирование умения  узнавать и называть листья с деревьев, развитие зрительной памяти, внимания.

Д/И «Где живут витамины».

Цель: формирование умения  отбирать только те картинки, на которых нарисована полезная для здоровья пища; развитие внимательности, памяти, мышления.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перспективное планирование по формированию у детей раннего возраста начальных экологических знаний

Перспективный план помогает воспитывать познавательную активность малыша, желание узнавать новое, наблюдать, запоминать, сравнивать....

Перспективное планирование работы по ознакомлению детей дошкольного возраста с народным фольклором

В этом материале представлен перспективный план по ознакомлению детей дошкольного возраста с народным фольклором...

Перспективное планирование по ТРИЗ для детей старшего возраста

Данная технология ТРИЗ-РТВ направлена на развитие творческого мышления дошкольников. На старший возраст представлено перспективное планирование на год.Материалы(конспекты заданий, НОД ), представлены ...

Перспективное планирование по ТРИЗ для детей старшего возраста

Данная технология ТРИЗ-РТВ направлена на развитие творческого мышления дошкольников. На старший возраст представлено перспективное планирование на год.Материалы(конспекты заданий, НОД ), представлены ...

Перспективное планирование работы по ознакомлению детей дошкольного возраста с народным фольклором

Перспективное планированиеработы по ознакомлению детей дошкольноговозраста с народным фольклором...

Перспективное планирование по патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста

Перспективное планирование по патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста...