НОД «Кругосветное путешествие»
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

Вихирева Алена Сергеевна

Конструкт непрерывной образовательной деятельности с детьми седьмого года жизни «Кругосветное путешествие» (детское экспериментирование)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_pedagogicheskogo_meropriyatiya.docx27.99 КБ

Предварительный просмотр:

Конструкт непрерывной образовательной деятельности с детьми седьмого года жизни

«Кругосветное путешествие» (детское экспериментирование)

Форма организации: подгрупповая.

Форма совместной деятельности: беседа, игра-экспериментирование

Вид детской деятельности: опытно-исследовательская.

Средства организации образовательной деятельности:

Зрительный ряд: «корабль», бутылка, карта, записки,  глобус, игрушки - белый медведь, лев, «ключ-пазл», сундучок.

Мультимедийные ресурсы: музыка «Шум моря», презентация «Кругосветное путешествие», видео танца «Чунга-чанга».

Раздаточный материал: кисти, жирный крем, стаканы с чистой водой, емкости (тазики) с водой, зеркала, фонарики, листы белой бумаги, стаканчики с грязной водой, воронки, вата и бинт, карандаши, листы-ключи.

Цель: развитие познавательного интереса к живой и неживой природе, активности детей в экспериментальной деятельности, стремления к размышлению, умению делать выводы.

Задачи:

Обучающие: 

  • уточнить и систематизировать знания детей о континентах Африка и Арктика, их растительном и животном мире и климатических условиях;
  • дать детей представления об особенностях приспособления к условиям жизни животных Арктик, о явлении природы «северное сеяние»;
  • познакомить детей со способом очистки воды;
  • закреплять умение схематически изображать алгоритм проведения опытов;

Развивающие: 

  • развитие у детей познавательных интересов, мыслительных операций, расширение кругозора средствами опытно-исследовательской деятельности;
  • развивать у детей умение самостоятельное формулирование выводов;

Воспитательные:

  • воспитание в детях интереса к окружающей среде, как образ  мира общего для всех людей, для всего живого;
  • воспитывать положительное отношение к миру, доброжелательность и отзывчивость (желание оказывать помощь), заботливость;
  • воспитывать самостоятельность и инициативность, навыки сотрудничества на занятии.

Планируемый результат: проявляет познавательный интерес и любознательность к живой и не живой природе; имеют представления о климатических условиях Африки и Арктики, их растительном, животном мире и явлениях природы; проявляет интерес к экспериментированию, умеют самостоятельно осуществлять исследовательские действия и делать выводы, умозаключения, сформированы качества доброжелательности и отзывчивости, положительного отношения к миру.

 


Последовательность деятельности

Содержание совместной деятельности

Деятельность  педагога

Деятельность детей

1. Мотивация к деятельности

 - Ребята, я приглашаю вас всех в круг, поприветствовать друг друга, улыбнуться и своим теплом поделиться  

Собрались ребята в круг,

Я твой друг и ты мой друг,

Дружно за руки возьмемся

И друг другу улыбнемся.   (Звучит шум моря)                     

- Ой, что это за звук такой? Этот шум вам поможет догадаться, куда мы сегодня с вами отправимся. Кто догадался?

- Смотрите, в нашем зале появился корабль, на небе летают чайки, а морские волны зовут нас в морское плавание! Вы готовы путешествовать вокруг света на этом корабле? Тогда идем к кораблю. Мы будем с вами самой настоящей  морской командой…

- Вот теперь занимайте свои места. Ребята, посмотрите, здесь какая-то бутылка, а в ней что-то есть! (карта и записка)

«Тот, кто нашел это послание, тот настоящий счастливчик! Карта вам укажет путь к кладу, но чтобы до его добраться, вам нужно в путешествии выполнить задания-испытания, а справиться с ними смогут только любознательные, внимательные и сообразительные ребята, которые умеют думать и слушать. За каждое выполненное задание вы сможете, получить ключ от сундука с кладом».

- Вы готовы отправиться в кругосветное путешествие? А куда же мы с вами поплывем? (на экране плывёт корабль)

Собирает детей вокруг себя.

Концентрирует внимание детей на сюрпризный момент.

Повязывает на шею воротники, одевают бескозырки, выбирает капитана корабля

Читает записку

Сосредотачивают внимание на педагоге.

Сосредотачивают внимание на сюрпризном моменте.

Дают ответы: в морское плавание, кругосветное путешествие

Рассматриваем карту, определяют путь, высказывают свои предположения

2.  Поисково-исследовательская деятельность

– Ребята, мы приплыли в Арктику. Покажите на глобусе, где расположен этот континент. Скажите, что мы знаем об этом континенте? Живут ли в Арктике люди? Растут ли в Арктике растения? Какие животные живут в такой мерзлоте?

- Смотрите, нас  с вами встречает самый известный обитатель Арктики. Что вы про него знаете?

- Он, ребята, очень умный, может долго сидеть и караулить тюленя, закрыв лапой свой черный нос. Медведи хорошие пловцы, они умеют задерживать дыхание в воде на долгое время. Давайте и мы потренируемся.

Холодно, кругом снега,

Зиму радостно встречаем –

Свежий воздух мы вдыхаем

Руки дружно опускаем.

Медленно все выдыхаем.

- Ой, да у мишки - то записка: «Ребята, помогите мне, пожалуйста, выяснить, почему мое тело не покрывается льдом, ведь я так много плаваю. И как у нас образуется северное сияние». Ребята, а вы можете дать Белому медведю ответы на его вопросы? Давайте найдем ответы на эти вопросы научным способом.

Опыт  №1. «Почему белые медведи, выйдя из воды, не покрываются льдом?»

- Умка  дает нам ключ, но его нужно заполнить, нарисовать схему опыта, чтобы он, да и мы, не забывали, почему Белые медведи не покрываются льдом.

- Ребята, кто помнит, какое явление можно наблюдать в Арктике? (Северное сияние)

Опыт №2. «Северное сияние»

- Какой можно сделать вывод? (Луч света состоит из нескольких цветов; когда он проходит сквозь воду, то раскладывается на части).  Северное сияние появляется, когда на Солнце происходят взрывы. К Земле устремляются заряженные солнечные частицы. Достигая нашей атмосферы, они сталкиваются с частицами кислорода,  и заставляют их светиться.

- Ребята, а вот и второй ключ от Умки, на нем тоже нужно нарисовать схему нашего открытия, чтобы он смог объяснить это явление своим друзьям медведям. 

Беседа

Проводит дыхательное упражнение

Читает записку, стимулирует на экспериментирование. Напоминаю правила проведения опытов.

Педагог дает комментарии по алгоритму проведения опыта.

Активирует мышление воспитанников.

Активируют процесс мышления, отвечают на вопросы.

Выполняют дыхательную гимнастику

Проходят к столам

Экспериментируют: опускают одну кисть в воду на несколько секунд. Вытаскивают ее, встряхиваем. Делают вывод. Берут вторую кисть, смазываем ее жирным кремом (он заменит нам жир, который выделяет кожа животного) и также опускаем в воду. Вынимают ее и встряхивают, делают вывод.

Рисуют схему опыта, ключ берут с собой

Кладут на дно емкости с водой зеркало, направляем на зеркало свет фонарика. Отраженный свет пытаются поймать на бумагу, на которой должно появиться цветное отражение, делают вывод

Рисуют схему опыта, ключ берут с собой

3.Динамическая пауза

4.  Поисково-исследовательская деятельность

- Продолжим наше кругосветное путешествие? Куда это мы прибыли? Да это же танцующие острова, на нем все жители любят танцевать! (танец «Чунга-чанга»)

- Нам нужно плыть дальше, занимаем места на корабле. Куда же мы плывем дальше? (на экране появляется Африка) 

- Какой тут климат? Как называется самая большая пустыня в мире? Какие животные обитают в Африке? Как животные и растения приспосабливаются к жарким условиям Африки?

- На этом материке нас встречает лев Алекс, но что – то он грустный. Алекс говорит, что сейчас наступил период засухи,  и во всех водоемах вода стала очень грязной, от этой грязной воды у всех детенышей разболелись животы. Вот ужас, вот беда, что же делать нам друзья? Ведь эта вода из реки может к людям попасть, что же тогда будет?  

- Смотрите, в этих стаканчиках вода из самой длинной реки Африки, Нил. Можно такую воду пить людям и животным? Почему? Может, кто-то знает, как можно очистить воду?

Опыт №3. «Очистка воды» Очистить воду мы сможем с помощью фильтра.

- Мы с вами такие молодцы, очистили часть вода, но ведь Нил большой, грязной воды в нем много. Что нам нужно сделать, чтобы жители Африки могли  сами очищать воду эти схемы оставим для Африканцев, а ключ возьмем с собой.

- Продолжим путешествие? Нанимайте места. Куда же мы поплывем дальше? (на экране плывет корабль)

- Вот мы и приплыли на материк, который называется Евразия, на нем расположена РФ и наш  детский сад. Чтобы нам попасть в детском саду, нужно прочитать волшебные слова: 1,2,3,4,5 вот и в садике опять! А где же здесь клад спрятан?

Проводит видео-физминутку

Стимулирует на экспериментирование.

Активирует мышление воспитанников, задает вопросы: из чего мы сделаем фильтр? (вата, бинт и воронка) Какой фильтр лучше справился с очисткой воды? Что стало грязным? Какой вывод можно сделать? (вата задерживает грязь лучше, чем бинт).

Стимулирует на поиск сундука.

Выполнят задание по показу.

Рассматривают карту.

Отвечают на вопросы.

Предлагают оказать помощь жителям Африки - очистить воду

Берем воронку и кладем в нее: одни дети вату, другие свернутый в несколько слоев бинт. Затем, кладем воронку на пустую баночку и аккуратно, не спеша выливаем грязную воду из стаканчика в фильтр. Рисуют схему-ключ.

Рассматриваем карту, дают ответ

5.Самоконтроль.

- Ребята, чтобы сундук с кладом открыть надо ключи собрать! - Что мы делали, перед тем как  получили первый ключ? И Что мы с вами выяснили?

- Что мы узнали, получив второй ключ?

- Чем мы занимались, чтобы получить третий ключ? Что мы выяснили? Смотрите, ребята,  сундук открылся, а в нем записка! «Вы нашли самый драгоценный клад – это ваши знания! Все, что вы сегодня  выполняли и узнали и есть самая большая ценность, которая вам пригодится в будущем! Но если вы ходите, стать еще умней и познакомиться с другими континентами мира, то в сундуке есть еще одна карта путешественника».

Задает вопросы 

Читает записку

Предлагает продолжить путешествие по материкам.

Подходит к кладу, пытаемся открыть не открывается, собирают ключ-пазл Актуализируют полученные знания, отвечают на вопросы

6. Рефлексия

- Ребята, кому понравилось наше кругосветное путешествие, протяните руки в круг, а кому не понравилось – спрячьте за спину. Тот, кто узнал сегодня что-то новое - покажите «класс».

Побуждает детей к оцениванию.

Поощряет детей

Оценивают свою деятельность


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

сценарий праздника "Новогоднее кругосветное путешествие" для детей подготовительной группы

Каждый под Новый год ждёт чудес и подарков, а что говорить о детворе? Этот праздник поможет вам совершить необычное путешествие по разным странам вместе с Дедом Морозом, встретиться с друзьями, любимы...

СЦЕНАРИЙ ВЫПУСКНОГО ВЕЧЕРА 2012 «КРУГОСВЕТНОЕ ПУТЕШЕСТВИЕ С НЕЗНАЙКОЙ»

СЦЕНАРИЙ ВЫПУСКНОГО ВЕЧЕРА  2012 «КРУГОСВЕТНОЕ ПУТЕШЕСТВИЕ С НЕЗНАЙКОЙ»...

Сценарий новогоднего праздника "Кругосветное путешествие Деда Мороза"

Дед Мороз отправляется в кругосветное путешествие по странам, где знакомится с традициями , играми ,  музыкой и танцами народов мира....

СЦЕНАРИЙ ВЫПУСКНОГО ВЕЧЕРА «КРУГОСВЕТНОЕ ПУТЕШЕСТВИЕ С НЕЗНАЙКОЙ»

Благодаря проведенному мероприятию дети побывали в кругосветном путешесвии со сказочным героем "Незнакой" и узнали традиции и обычаи разных народов....

конспект развлечения "Кругосветное путешествие на воздушном шаре"

Развлечение по образовательной области "Социализация"...

Конспект проведения совместной деятельности с детьми подготовительной группы по теме «животные жарких, холодных стран, средней полосы» КВН «кругосветное путешествие»

Конспект совместной деятельности с детьми 6-7 лет детского сада по теме "животные жарких, холодных стран, средней полосы" проводится в форме игры. Используемые технологии: моделирование, мнемотехника,...