Акция по экологии "Покормим птиц зимой"
материал по окружающему миру (подготовительная группа)

пичкурова наталья васильевна

Акция  по экологии.

Тема: «Покормим птиц зимой»

(старший дошкольный возраст)

Тип акции: информационно – творческий, познавательно-исследовательский, практический, групповой.

Участники: дети 5 - 6 лет, воспитатели группы, родители.

Проблема: Проблема экологического воспитания дошкольников сегодня находится на высоком уровне, и ей уделяют всё больше внимания. Это проблема вызвана тем, что дети, окруженные самыми разнообразными развлечениями, все реже обращают внимания на окружающую природу. Родители в погоне за интеллектом своих детей, все реже обращаются к природе как одному из источников познания, поэтому остается последнее слово за педагогом.

Взаимосвязь человека с природой, является одной из главных проблем, в настоящее время, взаимодействия человеческого общества на окружающую среду приняла значительные масштабы. Планету может спасти лишь деятельность людей, совершаемая на основе глубокого понимания законов природы, учет многочисленных взаимодействий в природных сообществах, осознание того, что человек - это всего лишь часть природы. Это означает, что экологическая проблема встает сегодня не только как проблема сохранения окружающей среды от загрязнения и других отрицательных влияний хозяйственной деятельности человека на Земле. Она вырастает в проблему предотвращения стихийного воздействия людей на природу, в сознательно, целенаправленно, планомерно развивающееся взаимодействие с нею. Такое взаимодействие осуществимо при наличии в каждом человеке достаточного уровня экологической культуры, экологического сознания, формирование которых начинается с детства и продолжается всю жизнь.

В настоящее время вопросы взаимодействия природы с человеком выросли в глобальную экологическую проблему. Если люди в ближайшем будущем не научатся бережно относиться к природе, они погубят себя. А для того, чтобы это не случилось, надо начинать экологическое воспитание с дошкольного возраста, так как именно на этапе дошкольного детства у ребёнка формируются первоосновы экологического мышления, сознания, закладываются начальные элементы экологической культуры. Произойдет это только если взрослые, воспитывающие ребенка, поймут общие для всех людей проблемы и обеспокоятся по их поводу, показывая своим детям прекрасный мир природы, помогут наладить взаимоотношения с ним.

Экологическое образование представляет целостную систему, охватывающую всю жизнь человека, и должно начинаться с раннего детства, когда закладывают первые основы миропонимания и нравственно – ценностного опыта взаимодействия с предметно – природной средой. Недостаточная устойчивость положительного и бережного отношения детей к природе связана с небольшим опытом общения с природой. Это должно стать потребностью детей, источником радости, непрерывного обогащения их новыми впечатлениями.

Экологическое мировоззрение – это продукт образования; его становление происходит постепенно в течение многих лет жизни и учения человека. Начало же этого процесса падает на период дошкольного детства, когда закладываются первые основы миропонимания и практического взаимодействия с предметно – природной средой.

В настоящее время проблема экологического воспитания ребенка дошкольного возраста рассматривается многими педагогами, среди них известны такие имена как: Рыжова Н.А, Николаева С.Н, Кондратьева Н.Н., Саломахина Г.И., Каменева Л.А, Матвеева А.К., Маневцева Л.М., Саморукова П.Г, Галанова А.С., Попова Т.И, их взгляды противоречивы, подходы разнообразны. Основой всех трудов является становление экологической воспитанности дошкольника посредством ознакомления с миром природы.

Исходя из данной проблемы, мы решили провести акцию «Покормим птиц зимой»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл aktsiya_po_ekologii.docx33.49 КБ

Предварительный просмотр:

Акция  по экологии.

Тема: «Покормим птиц зимой»

(старший дошкольный возраст)

Тип акции: информационно – творческий, познавательно-исследовательский, практический, групповой.

Участники: дети 5 - 6 лет, воспитатели группы, родители.

Проблема: Проблема экологического воспитания дошкольников сегодня находится на высоком уровне, и ей уделяют всё больше внимания. Это проблема вызвана тем, что дети, окруженные самыми разнообразными развлечениями, все реже обращают внимания на окружающую природу. Родители в погоне за интеллектом своих детей, все реже обращаются к природе как одному из источников познания, поэтому остается последнее слово за педагогом.

Взаимосвязь человека с природой, является одной из главных проблем, в настоящее время, взаимодействия человеческого общества на окружающую среду приняла значительные масштабы. Планету может спасти лишь деятельность людей, совершаемая на основе глубокого понимания законов природы, учет многочисленных взаимодействий в природных сообществах, осознание того, что человек - это всего лишь часть природы. Это означает, что экологическая проблема встает сегодня не только как проблема сохранения окружающей среды от загрязнения и других отрицательных влияний хозяйственной деятельности человека на Земле. Она вырастает в проблему предотвращения стихийного воздействия людей на природу, в сознательно, целенаправленно, планомерно развивающееся взаимодействие с нею. Такое взаимодействие осуществимо при наличии в каждом человеке достаточного уровня экологической культуры, экологического сознания, формирование которых начинается с детства и продолжается всю жизнь.

В настоящее время вопросы взаимодействия природы с человеком выросли в глобальную экологическую проблему. Если люди в ближайшем будущем не научатся бережно относиться к природе, они погубят себя. А для того, чтобы это не случилось, надо начинать экологическое воспитание с дошкольного возраста, так как именно на этапе дошкольного детства у ребёнка формируются первоосновы экологического мышления, сознания, закладываются начальные элементы экологической культуры. Произойдет это только если взрослые, воспитывающие ребенка, поймут общие для всех людей проблемы и обеспокоятся по их поводу, показывая своим детям прекрасный мир природы, помогут наладить взаимоотношения с ним.

Экологическое образование представляет целостную систему, охватывающую всю жизнь человека, и должно начинаться с раннего детства, когда закладывают первые основы миропонимания и нравственно – ценностного опыта взаимодействия с предметно – природной средой. Недостаточная устойчивость положительного и бережного отношения детей к природе связана с небольшим опытом общения с природой. Это должно стать потребностью детей, источником радости, непрерывного обогащения их новыми впечатлениями.

Экологическое мировоззрение – это продукт образования; его становление происходит постепенно в течение многих лет жизни и учения человека. Начало же этого процесса падает на период дошкольного детства, когда закладываются первые основы миропонимания и практического взаимодействия с предметно – природной средой.

В настоящее время проблема экологического воспитания ребенка дошкольного возраста рассматривается многими педагогами, среди них известны такие имена как: Рыжова Н.А, Николаева С.Н, Кондратьева Н.Н., Саломахина Г.И., Каменева Л.А, Матвеева А.К., Маневцева Л.М., Саморукова П.Г, Галанова А.С., Попова Т.И, их взгляды противоречивы, подходы разнообразны. Основой всех трудов является становление экологической воспитанности дошкольника посредством ознакомления с миром природы.

Исходя из данной проблемы, мы решили провести акцию «Покормим птиц зимой»

Актуальность: Зимой и ранней весной подкормка птиц — самый эффективный способ помочь пернатым. Птицы довольно успешно могут противостоять холодам, но только в том случае, если вокруг много подходящего корма. Большое число птиц в зимние месяцы гибнет именно от бескормицы. Кормушка может спасти жизнь многим десяткам птиц.

Задача взрослых - воспитывать интерес у детей к нашим соседям по планете - птицам, развивать желание узнавать новые факты их жизни, заботиться о них, радоваться от сознания того, что делясь крохами, можно спасти птиц зимой от гибели.

В совместной работе с родителями мы должны создать условия для общения ребенка с миром природы и для посильной помощи нашим пернатым друзьям.

Цель акции:

Изучение образа жизни и поведения птиц зимой. Привлечение учащихся к практической природоохранной деятельности, закрепление понятия "зимующие птицы", оказание помощи птицам в зимний период для сохранения количества особей, развитие интереса к живой природе, воспитание экологической культуры, бережного отношения ко всему живому.

Задачи акции:

-расширить представления детей о зимующих птицах, и их образе жизни, о связи с окружающей средой, роли человека в жизни птиц.

-провести наблюдения за поведением и питанием зимующих птиц;

-организовать регулярную подкормку птиц.

-практическое выполнение кормушек;

- сделать анализ и обобщить результат.

Практическая значимость акции

Данная акция является важным звеном экологического воспитания детей, через его реализацию формируются нравственные нормы поведения, направленные на то, чтобы приблизить детей к пониманию красоты окружающего мира, необходимости его защиты, пробудить в них стремление быть добрыми и внимательными, научить любить природу.

Дети и взрослые получают огромное эстетическое удовольствие и моральное удовлетворение, когда, сделав своими руками кормушку и наполнив её кормом, будут наблюдают за поведением даже обычных домовых воробьев или синиц, слетающихся на угощение. Таким образом, привлечение детей к практической природоохранительной деятельности помогает воспитывать экологическую культуру, бережное отношение к природе.      

Кроме того, привлечение птиц на кормушки создает дополнительные возможности для увеличения видового состава птиц данной местности и их изучения. Даже только время от времени наполняемая кормушка способна увеличить разнообразие птиц в нашем поселке и его окрестностях.

Предполагаемый результат акции:

-ребята закрепят умение классифицировать зимующих и перелётных птиц;

-научатся различать птиц по внешнему виду;

-смогут узнавать и называть зимующих птиц; будут знать, как правильно наблюдать за птицами у кормушки;

-у детей будет сформировано умение получать сведения об объекте наблюдения и умение применять знания в процессе практических действий.

-узнают каким кормом и как подкармливать птиц;

-научатся анализировать собственную деятельность и делать выводы.

Работа с родителями:

Изготовление кормушек.

Этапы реализации акции:

Подготовительный этап.

Определение цели и задач акции, сбор информационного материала, создание условий для организации работы, составление плана мероприятий по организации детской деятельности

Основной (практический) этап.

Проводятся запланированные мероприятия для реализации акции (беседы, наблюдения, творческая деятельность, рассматривание иллюстраций, чтение, отгадывание загадок…)

Заключительный этап.

Подводятся итоги, подготавливается презентация, итоговая беседа.

Этапы работы:

1. Теоретический этап:

Задачи:

-расширить представления о жизни зимующих птиц в условиях сельской местности, о приспособленности, особенностях их поведения и питания;

-обсуждение цели и задач с детьми и родителями;

-создание необходимых условий для реализации акции.

На дворе стоит зимняя стужа. Все дорожки покрылись снежным ковром. Водоёмы покрыты льдом. Ночью бывают сильные морозы. Тяжело в такую пору птицам. Многие птички погибают.

Воробьи держатся вблизи жилья человека, сооружают себе особое зимнее гнездо в щелях домов, под крышами, даже в пустых скворечниках. Как бы ни было голодно, если воробей нашёл корм, он, прежде всего своим щебетом приглашает своих собратьев к обеду.

Синицы селятся в самых разных местах. Любят жить в лиственных лесах, устраивают гнёзда в старых гнёздах белок, в дуплах дятлов. Зимой часто ищут ночлега возле жилых домов. Иногда поселяются и в почтовых ящиках. Зимой птицам могут помочь только люди. Когда ночная температура упадёт до –10 градусов и ниже, синички за ночь теряют 10% собственного веса.

Голодные, ослабевшие птицы быстро замерзают. В суровую зиму из 10 синичек выживает только одна. А вот сытой птице и сильный мороз не страшен. Вот и летят птицы поближе к жилью человека. С самого раннего утра им нужен корм.

На ветках рябины устраивают столовую снегири. Кормится ягодами, выедая из них семена, оставляя мякоть.

Основные зимние корма: семечки арбуза, дыни, тыквы, пшеничные отруби, овсяные хлопья, пшено, семена подсолнечника (не жаренные, не солёные), сушёные ягоды боярышника, шиповника, крошки белого хлеба, несолёное свиное сало, говяжий жир. Нельзя давать чёрный хлеб.

Вывод: зимующим птицам нужно помогать.

2. Практический.

Проведение природоохранной акции:

- экскурсии по экологической тропе;

- изготовление совместно с родителями кормушек;

- выставка кормушек;

- размещение кормушек;

- уход за кормушками;

- заготовка корма для птиц;

- подкормка и наблюдение за птицами

- тематические выставки (фотовыставка, выставка книг);

-выставка детских работ (рисунки-раскраски, аппликации, фигурки птиц, сделанных из пластилина.

Развитие речи:

- составление описательного рассказа по сюжетным картинам "Как помочь птицам зимой»

Ознакомление с художественной литературой:

- В.Бианки «Сова», И.Тургенев «Воробей», В. Бианки «Чей нос лучше?», «Лесные домишки», А. Барков «Голоса леса», И. Поленов «Синичкины кладовки», Г.Серебрицкий «Берегите птиц», загадки и стихи. Экологические сказки.

Дидактические игры: «Какая это птица», «Не сорока, не ворона», «Прилетели птицы», «Меню для птиц», «Каких птиц зимой у кормушки не увидишь?», «Четвертый лишний», «Кто как голос подает», «Назови ласково», «Один- много», «Скажи наоборот», «Найди по тени птицу», «В Зимней столовой», «»Чей голос»…

Словесные игры: «Закончи предложение», «Учись сравнивать», «Доскажи словечко»

Подвижные игры: «Совушка», «Собачка и воробьи», «Перелет птиц», «Коршун и наседка»      и т.д..

Сюжетно-ролевые игры: «Интервью», «Орнитологи»

Викторина «Самый умный»

Опытно-экспериментальная деятельность «Опыты с пером» 

3.Зключительный этап.

- Обработка результатов по реализации акции;

- Презентация акции;

- Анализ полученных результатов;

- Оценка воспитанниками, педагогом и родителями своего участия в акции.

Покормите птиц зимой!

Пусть со всех концов

К вам слетятся, как домой,

Стайки на крыльцо.

Не богаты их корма,

Горсть зерна нужна,

Горсть одна – и не страшна

Будет им зима.

Сколько гибнет их – не счесть,

Видеть тяжело.

А ведь в нашем сердце есть

И для птиц тепло.

А. Яшин

Если мы, взрослые, и вы ребята поможем птицам в это тяжелое для них   время, то весной и летом они отблагодарят нас заботой о растениях, своим видом и звонким пением.  Подарят нам радость и хорошее настроение.

№ п/п

Этапы акции

Совместная деятельность педагога с детьми

Взаимодействие с семьей

1

Экологическая тревога: безразличное отношение к птицам, проявление черствости и жестокости

Чтение разнообразной художественной и познавательной литературы о птицах. Экологических сказок, стихотворений.

Познавательные беседы о птицах.

Проведение занятий познавательного цикла.

Литературный вечер «Поэты о пернатых друзьях»

Составление описательных рассказов о птицах.

Рекомендации про прочтению художественной литературы о зимующих птицах.

Приобщить родителей к подбору худ. литературы по данной тематике в книжный уголок группы.

2

Экологическая тропа

 

Целевые прогулки.

Наблюдения: что изменилось в поведении птиц зимой.

Сравнение следов на снегу под кормушками.

Наблюдение и сравнение птиц на кормушках.

Рассматривание проблемных ситуаций: почему птицы могут летать по воздуху, а человек нет. Как воздух помогает птицам летать. Какие птицы не умеют летать? Почему? Когда воздух можно почувствовать?

Изучаем дерево, плоды, семена. Кто их разносит? Для чего они нужны?

Развешивание кормушек для птиц на территории ДОУ.

Чистка кормушек, подкормка птиц.

Изготовление  птичьих кормушек, развешивание на участках ДОУ.

Сбор птичьего корма: (семечки, крупа, пшено, хлебные крошки, свежее сало, ягоды, зерна, овощи и фрукты, семена арбуза, дыни, тыквы).

 

3

Продуктивная деятельность

Проращивание пшеницы, срез зеленых всходов, раскладка в кормушки, наблюдение.

Опытно-экспериментальная деятельность.

«Вечер - загадок о птицах»

Дидактические игры

Подвижные игры

Сюжетно-ролевые игры

Викторина «Самый умный»

Анкетирование родителей. Памятки: «Из чего  можно сделать кормушку. Чем подкармливать птиц, чтобы не навредить им».

Консультации: «Изготовление и размещение кормушек»

Реализация акции

Акция "Покормим птиц зимой" была начата нами в декабре. Во время прогулок, наблюдая за птицами, ребята отметили, что птиц стало меньше, и они ведут себя беспокойно. Сделали выводы: с наступлением холодов исчезли все насекомые, семена растений замело снегом и поэтому птицам нечего есть. Мы решили: птицам надо помогать! Затем мы обратились к родителям, вместе с ними обсудили, как можно помочь птицам. Ребята с родителями изготовили кормушки. Принесли семена для подкормки птиц.

Для того чтобы успешно реализовать акцию, мы собрали в группе библиотечку познавательной и художественной литературы. Дети в группе под руководством воспитателя и самостоятельно изучали эту литературу. Дома с родителями ребята изучали информацию в интернете о птицах, населяющих нашу местность, их образе жизни, искали информацию о том, чем можно подкармливать птиц в зимний период, из чего можно изготовить кормушки. Дети с большим интересом рассказывали, что они узнали нового, отгадывали загадки, читали стихи, сказки и рассказы.

В непосредственно образовательной деятельности с детьми проводились занятия по познавательному, речевому, художественно – эстетическому развитию, на которых дети расширили свои представления о птицах, об их образе жизни, строении. С детьми были проведены беседы, в ходе которых воспитанники систематизировали знания о зимующих птицах, о необходимости подкормки птиц в зимний период. Мы с детьми обсуждали, каким кормом необходимо кормить птиц. Наши птицы предпочтение отдавали хлебным крошкам, пшену и семенам подсолнечника. Ребята узнали, что нельзя оставлять в кормушке чёрный хлеб, солёное сало, жареные семечки – вместо помощи это может нанести птицам вред.

Чтобы поддержать интерес воспитанников к теме «Птицы» и закрепить их знания, проводились дидактические игры. В играх дети систематизировали знания о зимующих птицах, уточнили "меню" для птиц.

В это время для родителей оформлены памятки  "Кормушки для птиц", "Чем подкармливать птиц", чтобы они тоже приняли активное участие в акции и оказали помощь детям в природоохранной деятельности.

Воспитанники с родителями дома изготовили кормушки из разного материала. В группе была организована выставка кормушек. Во время занятий мы с детьми обсудили, какие кормушки прослужат дольше, куда и как их надо закрепить. Мы с воспитанниками тщательно изучили территорию ДС и решили закрепить деревянные кормушки на деревьях, а кормушки из коробок и пластиковых бутылок около беседки (чтобы укрыть их от дождя). Ребята принесли из дома корм для птиц и мы на прогулках подкармливали их и проводили наблюдения за ними. В ДОУ мы с ребятами посадили пшеницу, зеленые всходы срезали и относили в кормушки для птиц.

Результат акции

У ребят сформировалось гуманно-ценностное отношение к природе и ко всему живому. В ходе реализации акции воспитанники не только расширили и систематизировали свои представления о видах птиц, но и в практической деятельности узнали, какие корма предпочитают птицы и какие разнообразные кормушки можно сделать своими руками, используя разный материал. Они также научились организовывать природоохранную деятельность, взаимодействовать с социумом и радоваться результатам своего труда.