викторина "Птицы"
план-конспект занятия по окружающему миру (средняя группа)

Ольга Вячеславовна Лебедева

Обобщение знаний детей о перелётных и зимующих птицах.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vikt_ptitsy.docx22.03 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад  комбинированного вида №3 «Зоренька»

Викторина «Птицы»

Подготовила

воспитатель

средней группы

Лебедева О.В.

г. Лобня

ноябрь

2020 – 2021 уч. год

Цель: обобщение знаний детей о перелётных и зимующих птицах.

Задачи: закрепить знания детей об отличительных особенностях птиц.

-развивать умение детей в отгадывании загадок о птицах.

-развивать внимание, мышление, память.

-умение их различать, группировать, устанавливать причинно-следственные связи между различными природными явлениями,

-совершенствовать грамматический строй речи – образование притяжательных прилагательных, употребление в речи предлогов ;

-воспитывать в детях бережное отношение к птицам.

Материалы:

Таблицы, карточки с изображением птиц, картинка с изображением кормушки, макеты деревьев.

Ход викторины.

Воспитатель: Дети, сегодня мы собрались, чтобы провести викторину "Птицы». Давайте мы разделимся на команды. Раз разговор у нас будет о птицах, то и название команд должны быть связаны с птицами. У вас в руках есть части картинок, их надо собрать в целые, и тогда мы узнаем название команд.

Д/и «Собери картинку»

Воспитатель:Ну, вот у нас появились две команды «Голуби» и «Воробьи».

Я вижу, вы готовы начать нашу викторину. Будьте внимательны. Если вы будете готовы отвечать на вопросы, то поднимайте руку. За каждый правильный ответ команда получает вот таких птичек (силуэты птичек из картона). В конце викторины определим победителя.

1 тур «Разминка»

Чья команда назовет больше птиц.

2 тур «Загадки»

- Всю ночь летает – мышей добывает.

А станет светло – спать летит в дупло.

- Кто на елке, на суку

Счет ведет: «ку-ку, ку-ку?» (Кукушка)

- Вот пернатый сел на сук

И колотит: тук-тук-тук!

Ищет пищу под корой

Он голодною порой. (Дятел)

- Гребешок аленький,

 Кафтанчик рябенький,

 Двойная бородка,

Важная походка.

Раньше всех встает,

Голосисто поет. (Петух)

- Мерзнет желтенькая пташка,

 Накорми ее, бедняжку.

Дай и семечек, и сала,

Чтоб зимой ей легче стало. (Синичка)

- И петь не поет,

 И летать не летает…

 За что же тогда

Его птицей считают? (Страус)
= Я вчера гулял в пургу,

Видел веточку в снегу,

А на ветке красный шарик.

 Кто же он, живой фонарик? (Снегирь)
Игра подвижная  «Хочу быть птичкой».
Я по улице гулял 
(Поступательные движения указательным и средним пальцами обеих рук, обозначающие ходьбу. )
Галок и ворон считал 
(Скрестить перед собой кисти рук, сделать плавные движения кистями, обозначающие полет птицы.)
Раз, два, три, четыре, пять
(Загибать поочередно пальцы рук, начиная с большого.)
Буду я считать опять – 
(Загибать пальцы с мизинца. )

Рот открыл, смотрю я в небо (Открыть рот, поднять голову вверх .)

Вправо-влево. Я там не был. (Повороты головы. )
Птичкой захотел я стать.

И руками стал махать. (Взмахи руками через стороны вверх, вниз, часто, кисти напряжены. )
Крылья вверх и крылья вниз 
(Плавно высоко вверх и вниз взмахнуть руками. )
Только слышно ветра свист. 
(Вращательные движения указательными пальцами обеих рук, поднятыми вверх)
Я подпрыгнул, чтоб взлететь
.(Руки поднять вверх, подпрыгнуть.)

Но пришлось на землю сесть.Присесть.

3 Тур Игра «Летает -  не летает»

Воспитатель называет слова, если дети услышат название птицы. они должны хлопнуть в ладоши.

1 команда- орел, козел, щегол, синица, горчица, фазан, сазан, баклан, лягушка, старушка, глухарь, сухарь, гагара, гитара, утенок, ворона, корона, сова, трава, удод, компот .

2 команда – дятел, картошка, курица, филин, яблоко, гитара, воробей, зимородок, соловей, дудочка, дедушка, бык, змея, гусенок, индюк, цветок,

ласточка, страус, акула, барабан, выпь.
4 тур- «Найди птицу».(вывешиваются 2 макета деревьев)

Воспитатель: Каждая команда на своем дереве должна разместить только зимующих птиц.

Команды подходят к своему панно и размещают на нем птиц, отбирая только зимующих.

Музыкальная пауза.

5 тур  "Из какой мы сказки?"

Воспитатель: Птицы – источник вдохновения для писателей, поэтов, музыкантов. У многих писателей и поэтов есть произведения, посвящённые нашим пернатым друзьям. Сейчас мы вспомним некоторые из них.

 а) С кем путешествовал Нильс? (С дикими гусями)
б) С какими птицами летала лягушка-путешественница? (С дикими утками; В. Гаршин «Лягушка-путешественница»).
 а) Какой птицей стал гадкий утёнок, когда вырос? (Лебедем; Г. Х. Андерсен «Гадкий утёнок»).
б) В каких птиц злая королева превратила одиннадцать братьев-принцев в сказке Г. Х. Андерсена? (В диких лебедей; Г. Х. Андерсен «Дикие лебеди»).
а) Какую птицу спасла Дюймовочка? (Ласточку; Г. Х. Андерсен «Дюймовочка»).
б) С какой птицей дружил Винни Пух? ( сова)

 а) У кого лисица украла сыр в одной из басен Ивана Крылова? (У вороны; И. А. Крылов «Ворона и лисица»).
б) Какая птица, когда стучались в дверь, спрашивала: «Кто там?». (Галчонок; Э. Успенский «Дядя Фёдор, Пёс и Кот»).

Воспитатель:

Улетели птичьи стаи,

Лес в сугробах до ветвей.

Вот тогда мы и дождались

Наших северных гостей.

Зимний лес не спит, а дремлет,

Серебром окутан весь.

Не покинув эту землю,

Много птиц осталось здесь

Воспитатель: Ребята, что может случиться, если люди не будут помогать птицам пережить суровую зиму?

Дети: Они погибнут.

Воспитатель: Представим себе на одну минутку, что на земле осталось очень мало птиц? Что измениться?

Дети: Разведется очень много вредных насекомых и мелких грызунов. Деревья начнут болеть и погибнут. Людям станет трудно дышать, потому что деревья вырабатывают кислород. Вредители будут уничтожать весь урожай на полях и огородах.

Воспитатель: А еще я думаю, что будет очень печально, если мы не сможем наслаждаться пением птиц, их весеннему гомону, и поэтому

Приучите птиц в мороз

К своему окну,

Чтоб без песен не пришлось

Нам встречать весну!
Воспитатель: Ребята, мы должны помочь маленьким друзьям – развесить птичьи домики, перевязать кусты для гнезд, устроить бесплатные столовые для милых гостей. Ведь птиц в природе становится все меньше и меньше. Поможем, дети, птицам! Спасибо участникам за интересную и увлекательную игру! Пусть сердце и душа станет добрее, заботливее ко всему живому на земле.

Подведение итогов. Рефлексия:

Подсчёт фишек у команд.
Заключительное слово: «Берегите птиц. Жить на Земле без птиц было бы скучно. Послушайте, как говорит о них Бианки: «В этом мире, полном чудесных тайн и тайных чудес, едва ли не больше всех земных существ полюбил я птиц. Лёгкие, они первые на Земле поднялись в воздух. Первые на Земле они стали вить красивые теплые гнёзда. Первые на Земле они запели. Умерев, я хотел бы возродиться птицей».