Презентация «Современные образовательные технологии по экологическому воспитанию дошкольников»
презентация по окружающему миру

Дроздова Алёна Александровна

Задача педагога  не просто дать детям элементарные пред­ставления из области живой природы, естествознания, а научить добывать эти знания самому, оперировать ими, мыслить самостоятельно и творчески, т.е. владеть универсальными учебными действиями. Традиционные технологии не позволят нам  решить эту непростую задачу. Поэтому   необходимо разнообразить систему  современных экологообразовательных технологий.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ekologiya.pptx2.44 МБ
Файл drozdova_a.a.docx27.07 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Современные технологии экологического воспитания дошкольников . Воспитатель МКОУ « Высокинская СОШ» дошкольная группа Дроздова А.А. Районное методическое объединение для педагогов ДОО

Слайд 2

«Человек был и всегда остается сыном природы; то, что роднит его с природой. Должно использоваться для его же приобщения к природе. К богатствам духовной культуры. Мир, окружающего ребенка, это, прежде всего, мир природы с безграничным богатством явлений, с неисчерпаемой красотой. Здесь, в природе, вечный источник детского разума». (В.А. Сухомлинский)

Слайд 3

Технология – совокупность действий для достижения какого - либо результата. Технология — это методическое обеспечение программы, реализующая ее главные идеи и положения . Экология – (от греч. Oikos дом, жилище и logos учение ) наука об отношениях растительных и животных организмов друг другу и окружающей среде. Наука, изучающая взаимоотношения живой и неживой природы. Экологическое воспитание детей – прежде всего воспитание человечности, т.е. доброты, ответственного отношения к природе, и к людям, которые живут рядом. Экологическая культура – это воспитание чуткости и отзывчивости к окружающему миру через ПОСТУПОК

Слайд 4

Система современных экологообразовательных технологий Непосредственный контакт с природным объектом (чувствование), задачей которого является освоение опыта в эмоционально-перцептивной сфере, формирование положительного отношения к природному объекту. Ориентировка (сбор информации), задача которого состоит в накоплении экологических представлений и овладении способами оперирования ими. Активное практическое взаимодействие с природным объектом, задачей которого является освоение опыта в поведенческо-деятельностной сфере, обогащение детских видов практической экологически ориентированной деятельности, расширение опыта экологического поведения в природе.

Слайд 5

Для организации образовательной деятельности по экологическому воспитанию дошкольников можно использовать следующие технологии: Игровые технологии Проектный метод Кейс-технология Компьютерные технологии Экологический театр Природоохранительные акции Технология поисково-исследовательской деятельности детей Экологическая тропа Технология моделирования Технология организации труда в природе

Слайд 6

Игровые технологии Помогают: в более доступной форме донести сложные природные явления; развитию познавательных способностей; уточнению, закреплению, расширению имеющихся у детей представлений о предметах и явлениях природы, растениях, животных. Игры-путешествия, в ходе которых дети посещают интересные места и в игровой форме получают знания о природе. Ролевые игры , основанные на моделировании социального содержания экологической деятельности. Дидактические игры. Игры-ребусы. Игры-опыты Игры-исследования . Игры-медитации. Соревновательные игры ( КВН, Поле чудес, экологические викторины, конкурсы знатоков).

Слайд 7

Проектный метод - это педагогическая технология, стержнем которой является самостоятельная, исследовательская, познавательная, игровая, творческая, продуктивная деятельность детей. Проекты: «Экологические недели здоровья» (в ходе недели здоровья дети знакомиться с правилами поведения в природе, различными играми и упражнениями на свежем воздухе, и самое главное осознают, что наше здоровье, зависит от здоровья природы ) «Вода вокруг нас» «Живая книга леса» «Неутомимые труженики» «Откуда берутся бабочки» «Кто из нас из овощей и полезней и вкусней» «Загадочный вид водоема» «Я садовником родился» «Времена года» «Наши младшие друзья»

Слайд 8

Кейс - технология — это разбор ситуации или конкретного случая, деловая игра. Главное ее предназначение – развивать способность анализировать различные проблемы и находить их решение, а также умение работать с информацией. Идеи технологии: - предназначена для развития коммуникативных компетенций в тех образовательных областях, где нет однозначного ответа на поставленный вопрос, а есть несколько ответов, которые могут соперничать по степени истинности; развитие ребенка в совместной деятельности ребенок-взрослый на равных условиях. Например, кейс-фото или кейс-иллюстрация «Правильно ли ведет себя ребенок в природе?» Метод дискуссий «Хорошо-плохо», «?» и т. д - цель такого кейса — совместными усилиями мини-группы детей проанализировать ситуацию, найти выход, правильную версию. Почему листочек пожелтел?» или «Почему у тополя почки большие, а берёзы маленькие

Слайд 9

Компьютерные технологии и мультимедийные презентации 1. Звуковые материалы - это записи голосов птиц, млекопитающих, шум леса, прибоя, дождя, ветра и т.д.; 2. Экранные материалы - это слайды, т.е. серия отдельных кадров, посвящённой отдельной теме; 3. Мультимедийные презентации - это обучающие заставки с красивыми, яркими картинками, помогающие рассказать детям об окружающем мире. Презентация сочетает в себе динамику, звук, красочное изображение, что значительно улучшает восприятие информации; 3. Мультимедийные экологические игры , игры-путешествия, игры-загадки, дидактические игры, викторины, физминутки , пальчиковые игры. 4. Медиа занятия.

Слайд 10

Экологический театр Который, способствует развитию чувства коллективизма, ответственности, формирует опыт нравственного поведения, влияет на духовно-нравственное развитие личности. -Эко- Конкурсы (рисунка, поделки) - Викторины Брейн -ринги КВН Экскурсии Развлечения Праздники экологического характера «Праздник птиц», « Мы - друзья природы», « День земли», « День рождения леса», « Осенний калейдоскоп».

Слайд 11

Природоохранительные акции В ходе акций дошкольники получают: - природоведческие знания, - формируют навыки экологической культуры, активную жизненную позицию. Акции служат хорошей экологической пропагандой среди родительской общественности . Виды акций : Осень : « Семечко и зёрнышко про запас !» (сбор семян для будущего урожая, семена цветов, семеня для подкормки птиц ). Зима : «Добрая зима для птиц» (подкормка зимующих птиц). «Ёлочка – зелёная иголочка » (сбережение живого дерева, против бессмысленной массовой их вырубки к Новому году), «Витамины на подоконнике» (выращивание лука для себя, наблюдение за ростом лука в разных условиях, ведение календаря наблюдения общего и индивидуального ). Весна : «Закрывай покрепче кран, чтоб не вытек океан!» (22 марта – Международный день воды »). «Любимый – чистый город!», «Каждому певцу по дворцу !» «Украсим планету цветами» (начало акции в апреле, в праздник «День земли», когда дети сеют семена цветов ). Лето: «Украсим планету цветами» (разбивка цветников, газонов из выросшей рассады, уход за посадками). «Берегите лес и его жителей от пожара!» (призыв, как вести себя в лесу).

Слайд 12

Т ехнология познавательно-исследовательской деятельности детей «Элементарная поисковая деятельность — это совместная деятельность воспитателя и детей, предполагающая высокую активность и самостоятельность дошкольников, открытие новых знаний и способов познания» (Л . М. Маневцова ) . Важным средством постановки познавательных задач исследователь определяет создание проблемных ситуаций на основе уже приобретенного опыта . Проблемные ситуации необходимо предъявлять детям в определенной последовательности . Вначале простые, содержащие однозвенные связи («Почему на земле лужи?», «Почему рыба плавает?», «Почему гусеницу не видно на листьях капусты?»), а затем более сложные, содержащие цепочку связей («Почему весной почва оттаивает к полудню, а к вечеру замерзает?», «Почему сначала прилетают грачи, а потом — ласточки?», «Почему растения летом быстро растут ?»). Динамика поисковой деятельности дошкольников заключается в переходе от принятия познавательных задач, поставленных взрослым , и решения их с помощью взрослого к самостоятельной постановке и решению. В практике работы детского сада познавательно-исследовательская деятельность дошкольников проявляется в виде детского экспериментирования с объектами природы.

Слайд 13

Познавательно-исследовательская деятельность дошкольников — это активность ребенка, направленная на постижение особенностей объектов природного и предметного мира, связей между объектами, явлениями, их упорядочение и систематизацию. Познавательно-исследовательская деятельность детей осуществляется разными способами: методом проб и ошибок, в виде опытов и экспериментов с объектами природы, наблюдений, вопросов, задаваемых взрослому, эвристических рассуждений, предположений.

Слайд 14

Экологическая тропа – специальный образовательный маршрут в природных условиях, где есть экологически значимые природные объекты. 1 . Отправной пункт – стенд-план. На нем схематично изображен маршрут экологической тропы с объектами. 2 . «Лекарственные травы». Этот объект знакомит детей с травянистыми растениями, их лечебными свойствами. 3 . Скворечник (кормушка). Наблюдение в течении года за этим объектом формирует целостную картину мира. 4 . «Муравейник». Данный объект похож на предыдущий 5 . «Сад и огород». 6. «Цветник» Как использовать объекты экологической тропы:

Слайд 15

Экологические тропинки в дошкольном учреждении позволяют более продуктивно использовать обычные прогулки на свежем воздухе с целью экологического образования и воспитания, с одновременным решением задач оздоровления детей.

Слайд 16

Технология Моделирования Модель — это заместитель реального объекта, в котором наглядно представлены признаки объекта и отношения между ними, что делает доступными к познанию те существенные связи и зависимости, которые были скрыты от непосредственного восприятия ребенком. Моделирование рассматривается как совместная деятельность воспитателя и детей по построению, выбору или конструированию моделей. Виды моделей: Предметные или объемные Предметно-схематические Графические Например, ГЛОБУС- это предметная модель Земли ГЕОГРАФИЧЕСКАЯ КАРТА – это тоже модель Земли, но уже графическая

Слайд 17

Какова последовательность обучения детей моделированию ? 1 .Воспитатель предлагает детям описать новые объекты природы С помощью готовой модели, ранее усвоенной ими . 2 .Организует сравнение двух объектов между собой, учит выделению признаков различия и сходства, одновременно дает задание последовательно выкладывать модели, замещающие эти признаки . 3 .Постепенно увеличивает количество сравниваемых объектов до 3–4 . 4. Обучает детей моделированию существенных или значимых для деятельности признаков (например, отбор и моделирование признаков растений, определяющих способ удаления пыли с растений уголка природы). 5 .Руководит созданием понятийных моделей («рыбы», «птицы», «звери», «домашние, дикие животные», «растения», «живое», «неживое» и т. д.). Приемы моделирования: использование мнемотаблиц , пиктограмм, заместителей.

Слайд 18

Технология организации труда в природе как экологически ориентированной деятельности дошкольников . Труд по уходу за животными и растениями является для ребенка проявлением заботы, актом помощи живому, гуманности. Технология организации труда в природе осуществляется в логике организации трудовой деятельности детей — от знакомства с трудом взрослого по уходу за животными и растениями к обучению посильным способам ухода и самостоятельному осуществлению трудовой деятельности в природе . Сажать деревья и не только (это отличный пример для детей научиться любить природу).

Слайд 19

Спасибо за внимание Современные технологии экологического образования — это целостная система экологического воспитания детей. Ее реализация на практике поднимает уровень экологической культуры воспитателя, обеспечивает сдвиг в уровне экологической воспитанности дошкольников .



Предварительный просмотр:

Муниципальный семинар для педагогов ДОО

"Современные методы и технологии экологического воспитания в дошкольной образовательной организации"(онлайн формат)

на базе МКДОУ «Давыдовский детский сад»

Дата проведения: 19.03.2021г.

Выступление на тему:

«Современные образовательные технологии по экологическому воспитанию дошкольников»

https://nsportal.ru/drozdova-alyona-aleksandrovna

Дроздова Алёна Александровна

Воспитатель МКОУ «Высокинская СОШ»

дошкольная группа

       «Человек был и всегда остается сыном природы; то, что роднит его с природой. Должно использоваться для его же приобщения к природе. К богатствам духовной культуры.

       Мир, окружающего ребенка, это, прежде всего, мир природы с безграничным богатством явлений, с неисчерпаемой красотой. Здесь, в природе, вечный источник детского разума».

                                                                                                (В.А. Сухомлинский)

       Технология – совокупность действий для достижения какого - либо результата.

       Технология — это методическое обеспечение программы, реализующая ее главные идеи и положения

      Экология – (от греч. Oikos дом, жилище и logos  учение) наука об отношениях  растительных и животных организмов друг другу и окружающей среде. Наука, изучающая взаимоотношения живой  и неживой природы.

      Экологическое воспитание  детей – прежде всего воспитание человечности, т.е. доброты, ответственного отношения к природе, и к людям, которые живут рядом.

      Экологическая культура – это воспитание чуткости и отзывчивости к окружающему миру через ПОСТУПОК

       Важным положением ФГОС ДО  являются целевые ориентиры, которые определяются документом как «возможные достижения ребенка» — не обязательные, но возможные и желательные достижения в его интеллектуальном и личностном развитии. Достижения в общении с природой сформулированы следующим образом:

     «Ребенок проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы… склонен наблюдать, экспериментировать. Обладает начальными знаниями о себе, природном и социальном мире… Обладает элементарными представлениями из области живой природы, естествознания».  ФГОС ДО

        Наша задача  не просто дать детям знания, а научить добывать эти знания самому, оперировать ими, мыслить самостоятельно и творчески, т.е. владеть универсальными учебными действиями. Традиционные технологии не позволят нам  решить эту непростую задачу. Поэтому   необходимо разнообразить систему  современных экологообразовательных технологий , которые  включают три этапа:

        Система современных экологообразовательных технологий

  • Непосредственный контакт с природным объектом (чувствование), задачей которого является освоение опыта в эмоционально-перцептивной сфере, формирование положительного отношения к природному объекту.
  • Ориентировка (сбор информации), задача которого состоит в накоплении экологических представлений и овладении способами оперирования ими.
  • Активное практическое взаимодействие с природным объектом, задачей которого является освоение опыта в поведенческо-деятельностной сфере, обогащение детских видов практической экологически ориентированной деятельности, расширение опыта экологического поведения в природе.

        Примеры современных  экологообразовательных технологий в  работе с детьми.

        Игровые технологии. Игры-путешествия, в ходе которых дети посещают интересные места и в игровой форме получают новые знания о природе.

        Ролевые игры, основанные на моделировании социального содержания экологической деятельности, Например,  «Строительство города» может осуществляться  только при соблюдении экологических норм и правил.

        Дидактические игры: «Летает, бегает, прыгает» ( о приспособлении животных к среде обитания), «У кого какой дом?» ( об экосистемах), «Что сначала, что потом?» —  о росте и развитии живых организмов заставляют ребенка мыслить, искать правильный ответ.

        Игры-ребусы, игры-опыты, игры- исследования, игры-медитации. Такие игры  дают новые впечатления  о состоянии природы и ее изменениях, формируют мотивы и практические  умения экологически целесообразной деятельности.

       Соревновательные игры — КВН, конкурсы знатоков, экологические викторины, Поле чудес стимулируют активность детей в приобретении и демонстрации экологических знаний, умений и навыков.

        Проектный метод  - это педагогическая технология, стержнем которой является самостоятельная, исследовательская, познавательная, игровая, творческая, продуктивная деятельность детей.

       Проекты: «Экологические недели здоровья» (в  ходе недели здоровья дети знакомиться с правилами поведения в природе, различными играми и упражнениями на свежем воздухе, и самое главное осознают, что наше здоровье, зависит от здоровья природы),«Вода вокруг нас», «Времена года» и т.д.

        Кейс - технология — это разбор ситуации или конкретного случая, деловая игра.

        Главное ее предназначение – развивать способность анализировать различные проблемы и находить их решение, а также умение работать с информацией

        Идеи технологии:

- предназначена для развития коммуникативных компетенций  в тех образовательных областях, где нет однозначного ответа на поставленный вопрос, а  есть несколько ответов, которые могут соперничать по степени истинности;

  • развитие ребенка в совместной деятельности ребенок-взрослый на равных условиях.
  • Например, кейс-фото или кейс-иллюстрация «Правильно ли ведет себя ребенок в природе?»

        Метод дискуссий

«Хорошо-плохо», «?» и т. д- цель такого кейса — совместными усилиями мини-группы детей проанализировать ситуацию, найти выход, правильную версию. Почему листочек пожелтел?» или «Почему у тополя почки большие, а берёзы маленькие

Компьютерные технологии и мультимедийные презентации — мотивируют к действию. С их помощью дети могут  слушать голоса птиц, увидеть  удивительные явления природы, узнать об экологических явлениях.

         Экологический театр - способствует развитию чувства коллективизма, ответственности, формирует опыт нравственного поведения, влияет на духовно-нравственное развитие личности. Эко- Конкурсы (рисунка, поделки), викторины, Брейн-ринги. КВН, экскурсии. Развлечения. Праздники экологического характера

          Природоохранительные акции В ходе акций дошкольники получают: 

природоведческие знания, формируют навыки экологической культуры,

активную жизненную позицию. Акции служат хорошей экологической пропагандой среди родительской общественности.

         Технология поисково-исследовательской деятельности 

«Элементарная поисковая деятельность — это совместная деятельность воспитателя и детей, предполагающая высокую активность и самостоятельность дошкольников, открытие новых знаний и способов познания» (Л. М. Маневцова).

          Важным средством постановки познавательных задач исследователь определяет создание проблемных ситуаций на основе уже приобретенного опыта. Проблемные ситуации необходимо предъявлять детям в определенной последовательности Вначале простые, содержащие однозвенные связи («Почему на земле лужи?», «Почему рыба плавает?», «Почему гусеницу не видно на листьях капусты?»), а затем более сложные, содержащие цепочку связей («Почему весной почва оттаивает к полудню, а к вечеру замерзает?», «Почему сначала прилетают грачи, а потом — ласточки?», «Почему растения летом быстро растут?»).

         Динамика поисковой деятельности дошкольников заключается в переходе от принятия познавательных задач, поставленных взрослым, и решения их с помощью взрослого к самостоятельной постановке  и решению. В практике работы детского сада познавательно-исследовательская деятельность дошкольников проявляется в виде детского экспериментирования с объектами природы.

         Познавательно-исследовательская деятельность дошкольников—

это активность ребенка, направленная на постижение особенностей объектов природного и предметного мира, связей между объектами, явлениями, их упорядочение и систематизацию.

Познавательно-исследовательская деятельность детей осуществляется разными способами: методом проб и ошибок, в виде опытов и экспериментов с объектами природы, наблюдений, вопросов, задаваемых взрослому, эвристических рассуждений, предположений.

         Экологическая тропа – специальный образовательный маршрут в природных условиях, где есть экологически значимые природные объекты.

Экологические тропинки в  дошкольном учреждении позволяют более продуктивно использовать обычные прогулки на свежем воздухе с целью экологического образования и воспитания, с одновременным решением задач оздоровления детей.

         Технология Моделирования 
Модель — это заместитель реального объекта, в котором наглядно представлены признаки объекта и отношения между ними, что делает доступными к познанию те существенные связи и зависимости, которые были скрыты от непосредственного восприятия ребенком.

Моделирование рассматривается как совместная деятельность воспитателя и детей по построению, выбору или конструированию моделей.

Виды моделей:

  1. Предметные или объемные
  2. Предметно-схематические
  3. Графические

Например, ГЛОБУС- это предметная модель Земли

ГЕОГРАФИЧЕСКАЯ КАРТА  – это тоже модель Земли, но уже графическая

      Приемы моделирования: использование мнемотаблиц, пиктограмм, заместителей

Приемы моделирования: использование мнемотаблиц, пиктограмм, заместителей

Какова последовательность обучения детей моделированию?

1.Воспитатель предлагает детям описать новые объекты природы

С  помощью готовой модели, ранее усвоенной ими.

2.Организует сравнение двух объектов между собой, учит выделению признаков различия и сходства, одновременно дает задание последовательно выкладывать модели, замещающие эти признаки.

3.Постепенно увеличивает количество сравниваемых объектов до 3–4.

4.Обучает детей моделированию существенных или значимых для деятельности признаков (например, отбор и моделирование признаков растений, определяющих способ удаления пыли с растений уголка природы).

5.Руководит созданием понятийных моделей («рыбы», «птицы», «звери», «домашние, дикие животные», «растения», «живое», «неживое» и т. д.).

         Технология организации труда в природе как экологически ориентированной деятельности дошкольников.

           Труд по уходу за животными и растениями является для ребенка проявлением заботы, актом помощи живому, гуманности.

         Технология организации труда в природе осуществляется в логике организации трудовой деятельности детей — от знакомства с трудом взрослого по уходу за животными и растениями к обучению посильным способам ухода и самостоятельному осуществлению трудовой деятельности в природе.

         Сажать деревья  и не только (это отличный пример для детей научиться любить природу).

         Современные технологии экологического образования — это целостная система экологического воспитания детей.

         Ее реализация на практике поднимает уровень экологической культуры воспитателя, обеспечивает сдвиг в уровне экологической воспитанности дошкольников.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация на тему: «Современные образовательные технологии по экологическому воспитанию дошкольников»

Сегодня одним из стратегически важных вопросов образования является экологическое воспитание подрастающего поколения. Поскольку дошкольное образование — является первой ступенью в воспитательной...

Современные образовательные технологии по экологическому воспитанию дошкольников в соответствии с ФГОС ДО

laquo;Ребенок про­являет любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам, интересуется при­чинно-следственными связями, пытается са­мостоятельно придумывать объяснения яв­лени...

Статья "СОВРЕМЕННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ПО ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ ДОШКОЛЬНИКОВ В СООТВЕТСТВИИ С ФГОС ДО"

Главная цель экологического воспитания – формирование экологической культуры, сознания, чувств, деятельности, благодаря чему формируется осознанное и трепетное отношение к объектам природы (сопе...

"Современные образовательные технологии по экологическому воспитанию дошкольников"

Наша задача не просто дать детям знания, а научить добывать эти знания самому, оперировать ими, мыслить самостоятельно и творчески, т. е. владеть универсальными учебными действиями. Традиционные...

Современное образовательные технологии по экологическому воспитанию дошкольников

Важным положением ФГОС ДО  являются целевые ориентиры, которые определяются документом как «возможные достижения ре­бенка» — не обязательные, но возможные и желательные дост...

Консультация для педагогов «Современные образовательные технологии по экологическому воспитанию дошкольников»

Познакомить педагогов, с технологиями по экологическому воспитанию дошкольников,  кото­рые содержат  в себе ряд взаимосвязанных и подробно описанных мероприятий....