Конспект занятия в старшей группе "Лес - многоэтажный дом"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Финицкая Елизавета Сергеевна

Цель: уточнить и расширить представление детей о лесе, как «Многоэтажном» доме, где все растения и животные занимают определённую ступень и находятся в тесных взаимосвязях между собой: истребление какого-либо звена ведёт к гибели других звеньев; учить детей использовать имеющиеся знания о природе для установления взаимосвязей между растениями и животными леса; вызвать желание беречь лес.

Материал: памятка правил поведения в лесу; картинки леса в разное время года (для повторения); модели леса по этажам с изображением населяющих животных, цепь питания в лесу.

Ход занятия:

Ребята, мы довольно часто говорим о лесе и сегодняшнее наше занятие не исключение. Мы уже владеем информацией кто-где живет, что-где растет. Люди называют лес «многоэтажным» домом. Хотите узнать, почему лес так называется?  (Ответы детей). Для этого надо нам побывать в виртуальном лесу и посмотреть, кто и где разместился.

Закройте глаза и сосчитайте до 10. /вкл. музыку со звуками леса и повесить «модель» леса/.

- Откройте глаза. Мы в лесу. Птицы поют, деревья шелестят листьями. Поздороваемся с лесом.

Здравствуй, лес! Дремучий лес!

Полный сказок и чудес!

Ты о чём шумишь листвою

Ночью тёмной, грозовою?

Что нам шепчешь на заре

Весь в росе, как в серебре?

Кто в глуши твоей таится?

Что за зверь? Какая птица?

Всё открой,не утаи:

Ты же видишь – мы свои! С. Погореловский.

/воспитатель обращает внимание на модель/

Посмотрите, какое огромное дерево. Это сосна. Сосна – самое высокое дерево в лесу. Какие ещё высокие деревья растут в лесу? /ель, пихта/. Есть ли в лесу невысокие деревья? (Ответы детей). Назовите их /берёза, рябина, осина/. Между деревьями растут кустарники. Какие кустарники вы знаете? /малина, шиповник/. В лесу ещё растут низкорослые кустарники /черника, брусника/. Кто ел из вас ягоды черники, брусники? Что же растёт под кустарниками? /трава, мох, грибы/.

Вот и получился «многоэтажный»лес:

Высокие деревья

Невысокие деревья

Кусты

Трава, мох, грибы.

Рядом с сосной картинка многоэтажного дома.

В лесу живёт много разных животных. Какие этажи леса они занимают? Я вам буду загадывать загадки, вы отгадывать и будем расселять животных по этажам.

Куст на голове, вот диво,

Вырос. и таскать не лень.

Стройный, гордый и красивый

Благородный он …

 

Хвост пушистый бережет

И зверюшек стережет:

Знают рыжую в лесу –

Очень хитрую …

 

Хищный зверь по лесу бродит,

На зайчат охоту водит,

В поросятах знает толк.

Кто скажите это? …

– Почему эти звери живут на нижнем этаже? Какие ещё животные живут на нижнем этаже? (Ответы детей)

– Как вы думаете, где же обитают такие животные, как ежи, муравьи, лягушки. Почему?

– Какие этажи леса занимают такие животные, как белка, рысь, птицы (сова, дятел)? (Ответы детей)

- Правильно, средние этажи. Они делают себе гнёзда /жильё/ в дупле; они сверху высматривают добычу.

– Кто ещё живёт на верхних этажах леса? (Ответы детей)

– Совершенно верно, это бабочки, стрекозы, жуки, комары.

В лесу живёт много разных животных, насекомых.  И для каждого из них,  лес является родным домом, в котором он рождается, питается и сам растит детенышей. В густом лесу лучи солнца слабо освещают землю, поэтому в лесу мало травы, земля покрыта опавшими листьями, корой,  хвоей.

Мелкие птицы тоже живут на верхнем этаже. Почему?

– Они питаются насекомыми.

Вот мы и расселили наших животных, но остались ещё несколько бездомных, не очень красивых, но тем не менее полезных жильцов. Кто они? (Ответы детей).

– Они живут в земле и даже под землёй, как будто в подвале дома.

Как много разных животных живёт в лесу! Лес – это большой многоэтажный дом. Даже в «подвале» живут животные. Учёные говорят, что все они нужны друг другу. Если пропадет какое-нибудь звено из цепи питания, то лес может погибнуть.

– А человек нужен лесу?

– Нет, лес может прожить без человека.

– А человек может прожить без леса? Что даёт людям лес?

– Без леса трудно, лес даёт древесину для постройки домов, дрова, ягоды, грибы; лес свежий воздух, защищает поле и луг от сухих ветров; лес богат лекарственными растениями и т. д.

Лес – богатство страны. Его надо беречь. Люди сложили много пословиц о лесе.

Рощи да леса – всему миру краса.

По лесу ходи – под ноги гляди.

Лес не школа – а все учит.

Лес – богатство и краса,

Береги свои леса.

Люби лес, люби природу –

Будешь вечно мил народу.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл les_-_eto_dom.pptx2.11 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Фотоальбом «Лес – многоэтажный дом»

Слайд 2

Зимний лес Зимний лес

Слайд 3

Весенний лес

Слайд 4

Летний лес

Слайд 5

Осенний лес


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспекты занятий По познавательному развитию Конспект занятия в старшей группе «Где живет электричество»

Конспект занятия по ознакомлению с окружающей средой, содержащее экспериментирование. Для детей подготовительной к школе группе....

Конспект занятия в старшей группе по ознакомлению с природой в старшей группе.

Конспект занятия в старшей группе по ознакомлению с природойв старшей группе....

КОНСПЕКТЫ ЗАНЯТИЙ В СТАРШЕЙ ГРУППЕ Конспект занятия по лепке (предметной) на тему: «Наши любимые игрушки»

Возрастная группа: старшая Тема: Наши любимые игрушки Цель: Учить детей лепить игрушки, передавая характерные особенности их внешнего вида (форму, цвет и соотношение частей)....

Конспект занятия в старшей группе «Мои любимые игрушки» в старшей группе

Конспект занятия в старшей группе «Мои любимые игрушки»...