Занятие-путешествие «По реке времени»
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

Крутикова Ксения Николаевна

Познакомить детей с историей электрической лампочки

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл prakticheskaya_rabota.docx33.35 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта занятия

Наименование формы организации образовательного процесса: занятие-путешествие «по реке времени»

Тема: «Путешествие по «реке времени» в прошлое лампочки»

Автор: Крутикова К.Н.

Возрастная группа: подготовительная

Цель: Познакомить детей с историей электрической лампочки

Задачи:

Обучающие задачи:

1. Формировать представления о временных отношениях на примере появления осветительных приборов

2. Формировать умение выражать свои мысли.

Развивающие задачи:

1.Развивать мыслительные операции: анализ, сравнение, классификация

2. Развивать инициативность посредством создания ситуаций выбора вида транспорта для путешествия, места и участников совместной деятельности.

Воспитательные задачи:

1. Воспитывать доброжелательное взаимоотношение между сверстниками в процессе коллективного решения поставленных задач,

2. Воспитывать интерес к историческому прошлому.

Предварительная работа: подбор загадок, стихов, сказок; рассматривание иллюстраций с изображением электроприборов; рассказы детей из личного опыта; чтение стихотворения С. Маршака. «Электрическая лампочка».

Оборудование: «река времени», метки-символы, электрический костер, факел, лучина, свеча, керосиновая лампа, электрическая лампочка;, на каждого ребенка: лучина, свеча, светящиеся предметы, лист черного картона, восковые мелки, музыкальное сопровождение.

Технологическая карта занятия

Этап, его продолжительность

Задачи этапа

Форма организации образователь-ного процесса

Содержание деятельности

Результат

педагога

детей

1. Организационная часть

1.1.

(5,0)

1.Организовать и настроить детей на НОД.

Игра в кругу

Для настроя на НОД педагог задание для детей :собрать сумку в дорогу.

Внесение сказочных персонажей.

Ответы на вопросы воспитателя.

Эмоциональный настрой на занятие. Дети заинтересованы предстоящей деятельностью

Переход на следующий этап

Отгадывание загадки. Дети с воспитателем  подходят к  реке времени и попадают в Древность

2. Основная часть (20,0)

2.1.

  Познакомить детей с тем как в древности люди добывали огонь

беседа, показ наглядного материала.

Пальчиковая игра «Костерок»

Педагог задает вопросы

Ответы детей

Закрепить полученные знания

переход на следующий вид деятельности

«Река времени» и следующая остановка-Старина

2.2.

  Рассказ о том, как освещали свое жилище в древности

Беседа, обследование  предметов

Просмотр изображений

Вносит лучину и свечу

Дети отвечают на вопросы

Дети назвали предметы, потренировались в образовании однокоренных слов  и  сложных предложений.

переход на следующий вид деятельности

Физкультминутка, переход в следующую эпоху-Современность

2.3.

Закрепить названия частей лампочки. Развитие связной речи.

Физкультминутка, рассказ воспитателя об истории современной лампочки

Просмотр изображений

Воспитатель задает наводящие вопросы.

Дети отвечают для чего нужна лампочка, свет.

Развитие диалогической речи.

 переход на следующий вид деятельности

Предложить  нарисовать лампочку будущего

2.4.

 Нарисовать рисунок

Работа за столами

Предложен выбор мелков

По своему желанию выбирают, что будет картинке.

Дети с педагогом оформляют выставку. Прощаются и благодарят фиксиков

3. Заключительная часть (5,0)

итоговая беседа

Обобщающие вопросы по теме

Тема: «Путешествие по «реке времени» в прошлое лампочки»

подготовительная группа

Образовательная область: Познавательное развитие.

Цель: Познакомить с историей электрической лампочки.

Задачи:

 Обучающие задачи:

1. Формировать представления о временных отношениях на примере появления осветительных приборов

2. Формировать умение выражать свои мысли.

Развивающие задачи:

1.Развивать мыслительные операции: анализ, сравнение, классификация

2. Развивать инициативность посредством создания ситуаций выбора вида транспорта для путешествия, места и участников совместной деятельности.

Воспитательные задачи:

1. Воспитывать доброжелательное взаимоотношение между сверстниками в процессе коллективного решения поставленных задач,

2. Воспитывать интерес к историческому прошлому

Методы и приемы: 

наглядные – «река времени», рассматривание предметов, показ иллюстраций;

словесные - беседа, рассказ воспитателя, вопросы поискового характера, игровые -игровая ситуация; дидактические игры, пальчиковая игра, практические - практические упражнения.

Словарная работа: светец, керосиновая, электрическая цоколь, колба, нить накала.

Предварительная работа: подбор загадок, стихов, сказок; рассматривание иллюстраций с изображением электроприборов; рассказы детей из личного опыта; чтение стихотворения С. Маршака. «Электрическая лампочка».

Оборудование и материалы:  «река времени», метки-символы, электрический костер, факел, лучина, свеча, керосиновая лампа, электрическая лампочка;, на каждого ребенка: лучина, свеча, светящиеся предметы, лист черного картона, восковые мелки, музыкальное сопровождение.

Ход

Воспитатель: 

-Ребята, посмотрите кто к нам пришел? Правильно- это фиксики и они хотят  с вами сегодня отправится в путешествие! Но сначала нужно собраться в дорогу. Давайте положим в сумку самое необходимое. (Дети вместе с воспитателем становятся в круг). В первую очередь надо взять с собой дружбу, ведь без неё нам будет очень трудно в пути. Как вы думаете, что ещё необходимо взять с собой? (Знания взаимовыручку, дисциплину, улыбку, хорошее настроение).

Воспитатель: 

-Сумка уложена, теперь мы все вместе отравляемся в путешествие. А куда мы отправимся путешествовать, вы знаете? (Нет). А желаете узнать, куда мы отравимся путешествовать? Тогда вы должны будете отгадать загадку. Слушайте:

Дом, стеклянный пузырёк

А живёт в нём огонёк,

Днём он спит, а как проснётся

Ярким пламенем зажжётся.

Воспитатель: 

-Молодцы, вы правильно отгадали загадку. Это электрическая лампочка. И сегодня мы с вами отправимся в страну, где живут предки электрической лампочки. А путешествовать мы будем по «реке времени» на нашем веселом кораблике. Каждую остановку мы будем определять карточкой-символом данной временной эпохи, и располагать ее на «реке времени». (Во время путешествия дети попадают в созданную игровую ситуацию данной эпохи, с соответствующим игровым оборудованием).  Скажите, всегда ли была электрическая лампочка? (нет) Конечно, нет. И начнем наше путешествие в то время, когда люди жили в пещерах. 

Это у нас эпоха-ДРЕВНОСТЬ (Дети перемещают кораблик на картинку древность)

Пожалуйста, вспомните, как жили древние люди в пещерах? (Разводили огонь, на котором готовили пищу). Но нас интересует, как освещалась пещера? (Предположения детей). Правильно, ребята от костра в пещере становилось светлее.

Воспитатель:  

-Но как же первобытные люди разводили огонь, ведь спичек ещё не было? (Дети предлагают варианты.)

Давайте и мы попробуем развести огонь. Садитесь скорее у дров, берите палочки.

Пальчиковая гимнастика «Костер» (с палочками)

Палочку кручу, верчу,

Развести огонь хочу.

Быстро палку повертели,

Искры сразу полетели,

Разбудили мы огонь,

Ты рукой его не тронь!

Воспитатель:

-Очень много времени и труда затрачивал человек, чтоб высечь одну маленькую искорку. И поэтому люди берегли огонь, постоянно поддерживая его в очаге.

-Как вы думаете, трудно ли человеку передвигаться в ночное время? (да). Почему? (Предположения детей). Кто-нибудь знает, что придумали люди, чтобы освещать себе путь ночью? (Предположения детей). Со временем люди догадались, что, если в костер опустить палку, она загорится, и с ней можно будет отойти туда, куда не доходит свет костра. А затем на конец палки стали наматывать бересту или промасленную паклю. Так появился факел.  (Демонстрация картинки). С факелами не только ходили по улице, но и укрепляли в замках на стенах для освещения помещения.

Расположим метки-символы (костер, факел) на «реке времени» в эпохе древности.

Воспитатель: 

-Но время не стоит на месте, и нам с вами пора отравляться в эпоху СТАРИНЫ. (Звучит рус. нар. песня «Прялица»). Посмотрите, мы с вами в горнице, где молодые девушки прядут свои золотые нити. Как вы думаете, какой предмет освещал помещение в это время? (Предположения детей).

Воспитатель: 

-Люди придумали лучину. Посмотрите, это обыкновенная деревянная щепка, заострённая на конце. (Дети рассматривают, обследуют предмет и картинку).

Воспитатель: 

-Обычно лучину получали из берёзы, она лучше горит. Лучину нужно было правильно расположить, чтобы она лучше светила. Один конец лучины зажигали, а другой вставили в специальную подставку, светец. Как вы думаете, на какое слово похоже слово "светец"? (Ответы детей). Ну, конечно же, на слово "свет". Под светец ставили специальную ванночку с водой: ведь в деревянном доме даже маленькая искорка, упавшая на пол, может привести к настоящему пожару! Но пожары все равно случались. Как вы думаете, если мы сейчас зажжем лучину, у нас будет светло, хорошо будет видно? Надолго нам хватит лучины? (Предположения детей). Воспитатель зажигает лучину, дети наблюдают, как она горит.

Да, света от лучины было маловато, к тому же, она очень быстро сгорала, и приходилось ее заменять на новую. Словом, не очень-то было удобно! Лучинами люди пользовались и в годы войны, чаще всего их использовали в землянках».

Воспитатель (продолжает): 

-Прошли годы. И человек придумал более удобный предмет для освещения. Подумайте, что это за предмет? (Предположения детей).

Воспитатель:

Правильно, это свечаВы все видели свечу? Кто знает, как она устроена? Правильно внутри свечи есть фитиль, сделанный из ниток, он зажигает свечу. Свечи сделаны из пчелиного воска или бараньего сала. (Воспитатель зажигает свечу, дети наблюдают, как горит свеча). Как вы думаете, долго ли может гореть свеча? Чем неудобна свеча? (Ответы детей). Действительно, ею можно обжечься, от неё может быть пожар, она коптит, даёт мало света.

Воспитатель: 

-Прошли годы. Человек искал новые способы удобного освещения своего жилища. Люди научились из нефти делать керосин и придумали керосиновые лампыТакие лампы ставили на стол, вещали на стены. Сверху на такую лампу надевали стекло. Может кто-то видел керосиновую лампу. Давайте посмотрим, как устроена и работает керосиновая лампа (Воспитатель объясняет и показывает принцип работы керосиновой лампы). Удобна ли керосиновая лампа, чем свеча? (Ответы детей). Действительно, керосиновая лампа горела гораздо ярче и дольше чем лучина или свеча, а, кроме того, была более безопасной.

Расположим метки-символы (лучина, свеча, керосиновая лампа) на «реке времени» в эпохе старины.

Воспитатель: 

-Итак, чтобы отправиться дальше - мы немножко отдохнем (физкультминутка)

А сейчас все по порядку

Встанем дружно на зарядку!

Руки в стороны, согнули,

Вверх подняли, помахали.

Спрятали за спину их.

Оглянулись через правое плечо,

Через левое ещё.

Дружно присели пяточки задели.

На носочки поднялись,

Опустили руки вниз.

-Прошло много лет. Люди продолжали искать новые способы удобного освещения своего жилища. Так русский инженер Александр Ладынин создал электрическую лампочку, которая горела так ярко и была такой удобной и безопасной, что очень скоро люди перестали пользоваться и свечками, и керосиновыми лампами.

-Как устроена эта лампочка и что в ней горит? Это пузатый стеклянный баллончик, на его удлиненной части металлический цоколь с нарезкой. Для чего он нужен? Он нужен для того, чтобы лампочку ввинчивать в патрон. За стеклом дрожит тоненькая, как волосок, серебристая спиралька. При включении тока, спираль нагревается, и лампочка ярко светит. (Демонстрация воспитателем включения лампы)

-Удобна ли электрическая лампочка?

-Чем удобней огня, факела, лучины, свечки, керосиновой лампы?

(ярко и долго светит, безопасна).

Наша жизнь с появлением лампочки изменилась. Мы с вами привыкли, что в наших домах горит свет

-А по вечерам освещаются улицы.

-Со временем у обычной лампочки появилось множество родственников. Это нарядные люстры, настольные светильники и бра, карманные фонарики, и прожектора. Горят они от разных источников питания: одни- от батареек, другие от электрической сети, третьи – от аккумуляторов.

Воспитатель: 

-Расположим метку-символ (электрическая лампочка) на «реке времени» в эпохе СОВРЕМЕННОСТЬ.

Воспитатель: 

-Ребята как переменилась жизнь с появлением лампочки. Мы с вами привыкли, что в наших домах горит свет и по вечерам освещаются улицы. Это так удобно. Но с электричеством обращаться надо очень осторожно. Без разрешения взрослых нельзя включать электроприборы, нужно знать правила обращения с ними. Помните: неосторожное обращение приводит к пожарам!

-Как вы думаете, а что нас ждет в будущем? Сейчас мы с вами отправляемся в лабораторию юных изобретателей. Все вместе мы попробуем пофантазировать, придумать, и нарисовать «Лампочку будущего», а затем поделиться своими мыслями и предположениями.

В заключении дети совместно с педагогом оформляют выставку предполагаемых изобретений «Лампочка будущего», рассказывают, как они представляют действие и приносимую пользу для человечества данного изобретения.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия подготовительной группы «Путешествие по реке времени». Водный транспорт

Опыт моей работы заключается в том, что подход к построению заданий позволяет любому ребенку занимать на занятиях позицию активного творца, созидателя....

Непосредственно образовательная деятельность по познавательно-речевому развития в подготовительной к школе группе "Путешествие по реке времени: история происхождения первого человека"

Данная образовательная деятельность познавательного цикла носит ознакомительный характер по лексической теме "Человек". Оно построено в форме игры-путешествия, что соответствует ведущнму виду деятельн...

Конспект занятия путешествие куклы Кати по временам года.

Формировать представления детей о сезонных изменениях в природе и жизни людей. Упражнять детей в умении определять и различать одежду, выделять основные признаки предметов одежды (цвет, форма, строени...

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА Занятие-исследование «Путешествие по «реке времени» «Животные разного времени»

Ребенок дошкольного возраста познает окружающий мир в процессе любой своей деятельности.  Познавательно-исследовательской деятельности сопровождают игру, продуктивную деятельность, вплетаясь в ни...

Конспект организованной образовательной деятельности по формированию временных представлений у детей подготовительной группы. "Река времени".

Способствовать формированию у детей представлений о свойствах времени. Систематизировать знания детей о временных представлениях. Воспитывать способность ценить время....

Интегрированное занятие " Путешествие по Реке времени"

Конспект занятия "Путешествие по Реке времени" составлен для детей подготовительной к школе группы. Тема занятия- история развития живописи от древних времен до современного искусства....