Проект "Волшебница-мука".
проект по окружающему миру (младшая группа)

Мохнова Наталья Борисовна

Ознакомление детей со свойствами муки через детское экспериментирование.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pasport_proekta_volshebnitsa_muka.docx922.88 КБ

Предварительный просмотр:

Паспорт проекта

структура

содержание

Название проекта

«Волшебница - мука».

Адресация проекта

Проект адресован воспитателям ДОУ, родителям.

Руководитель проекта

Мохнова Н. Б., Мамедова А. Я.

Участники проекта

Воспитатели, воспитанники, родители воспитанников.

Цель проекта

Ознакомление детей со свойствами муки через детское экспериментирование.

Постановка проблемы

Отсутствие у детей представлений о свойствах муки.

Задачи проекта

1.Формировать основы экологической культуры дошкольников через практическую деятельность с неживыми объектами, наблюдения, опыты, исследовательскую работу и работу с дидактическим материалом.

 2. Учить детей выполнять простейшие опыты с мукой, последовательно выполняя указания педагога.

3. Формировать знания детей о свойствах муки: сыпучая, мягкая, лёгкая, тяжёлая, сыплется, отпечатки; познакомить детей со способами действия: прикладывание, разравнивание, вливание, замешивание, просеивание.

4. Воспитывать интерес к познанию окружающего мира, стимулировать развитие самостоятельности и ответственности.

5. Развивать стремление к самостоятельному получению знаний опытным путем по теме «Мука»; развивать аналитическое мышление (поисковую деятельность в ходе решения проблемы, самостоятельно делать выводы), развивать познавательную активность, мелкую моторику пальцев рук, психические процессы: внимание, воображение, слуховой, зрительный и тактильный анализаторы.

6. Развивать творческие способности детей через совместное творчество детей и родителей: проведение совместных игр и экспериментов.

Срок реализации проекта

Октябрь  (3 неделя)

Актуальность проекта

Ранний возраст – наиболее благоприятный период всестороннего развития личности ребёнка. Через познавательно-исследовательскую деятельность ребёнок познаёт мир. Неутолимая жажда новых впечатлений, любопытство, постоянное стремление наблюдать и экспериментировать, самостоятельно искать новые знания о мире стимулируют у детей познавательную активность и любознательность. Экспериментирование даёт реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта. Непосредственный контакт ребёнка с доступными ему материалами позволяет познать их свойства, качества и возможности, устанавливать причинно-следственные связи, делать суждения, умозаключения.

Реализация проекта

I.Подготовительный

1.Постановка проблемы.

2.Определение целей и задач проекта.

3.Создание необходимых условий для реализации проекта.

4.Предварительная работа по реализации проекта.

5. Подготовка методической литературы, дидактического, материала.

5.Разработка перспективного тематического плана.

6. Познакомить детей с целью и задачами проекта.

7.Оформление родительского уголка: размещение статей, консультаций, рекомендаций по теме проекта.

8.Помощь родителей в изготовлении корабликов для дидактической игры «Фигурки из солёного теста».

II. Основной

1.Практическая часть: проведение опытов с детьми.

2. Занятия по теме аппликация «Цветок для мамы», рисование «Весёлые блинчики».

 3. Чтение художественной литературы Т. Лаврова «Из чего печётся хлеб», русские народные сказки «Колобок», «Крылатый, мохнатый да масляный»,песенка про «Пирожки», загадки, потешки-считалки.

4. Беседы: «Из чего испекли колобок», «хлеб всему голова».; картинки, иллюстрации, изображающие хлеб.

 5. Дидактические игры: «Кто спрятался в муке?», «Отпечатки наших рук», «Бусы для мамы», «Узоры на песке».

7. Пальчиковые игры: «Пирожки», «Пироги пшеничные», «Муку в тесто замесили», «Месим тесто» и др.

8. Наглядная информация  для родителей:

- Консультация для родителей  «».

- выставка детских работ «Фигурки из солёного теста»

III. Заключительный

1.Анализ результатов по реализации проекта.

2. Совместное творчество детей и родителей изготовлению фигурок из солёного теста.

3.Разработка методических рекомендаций.

Ожидаемый результат

Для детей: появление интереса к поисковой деятельности в процессе проведения элементарных опытов с мукой. Получение представления о муке, её свойствах, назначении.

Для родителей воспитанников: 

повышение компетентности по данной теме, избрание нужных ориентиров в воспитании, укрепление детско-родительских отношений.

Для педагога: повышение профессионализма, внедрение новых методов в работе с детьми и родителями, самореализация.

Приложение после проекта.

Опыты с мукой.

«Свойства муки: белая, мягкая, пушистая, с особенным запахом»

Цель: знакомство со свойствами  муки: белая, мягкая, пушистая, с особенным запахом.

Задачи:

Образовательные: познакомить детей со свойствами муки: белая, мягкая, пушистая, с особенным запахом.

Развивающие: развивать  наблюдательность, мышление, речь, мелкую моторику пальцев рук.

Ход: Посмотрите, перед вами мука. Скажите,  какая она по цвету? (Белая.)

Потрогайте её руками. Какая она на ощупь? (Мягкая, пушистая.)

Осторожно понюхайте муку. Мука имеет запах? (Да, у муки есть запах, но он какой-то особенный)

- Мука имеет запах.

Вывод: мука белая, мягкая, пушистая, с особенным запахом.

«Мука безвкусная»

Цель: знакомство со свойством муки: отсутствие вкуса в муке.

Задачи:

Образовательные: познакомить детей со свойством муки – безвкусная.

Развивающие: развивать  наблюдательность, мышление, речь, мелкую моторику пальцев рук.

Ход: А теперь давайте попробуем муку на вкус. Возьмите в ложечку немного муки и попробуйте её. Какая она на вкус? (Ответы детей)

- Да, ребята, мука на вкус не горькая, не сладкая, не кислая. Значит, у муки нет вкуса. Она безвкусная.

Вывод: мука не имеет вкуса.

«Мука сухая, рассыпчатая»

Цель: знакомство со свойством муки: сухая мука – рассыпчатая.

Задачи:

Образовательные: познакомить детей со свойством муки – сухая мука рассыпчатая.

Развивающие: развивать  наблюдательность, мышление, речь, мелкую моторику пальцев рук.

Ход. - Возьмите стакан муки и пересыпьте ее через ситечко  в тарелку. Что происходит с мукой? (Сыплется)  

- Значит, мука какая? (Мука рассыпчатая).

Вывод:  сухая мука – рассыпчатая.

«На муке можно рисовать»

Цель: знакомство со свойством муки: мука мягкая, при вдавливании остаются следы.

Задачи:

Образовательные: продемонстрировать, что мука мягкая, при вдавливании остаются следы.

Развивающие: развивать  наблюдательность, мышление, речь, мелкую моторику пальцев рук.

Ход. - Разровняйте её пальчиками, а теперь сделайте из неё горку.

- Как вы думаете можно ли на муке рисовать. Попробуйте что-нибудь нарисовать на муке пальцем.

- Оказывается на муке можно писать и рисовать.

Вывод:         мука мягкая, при вдавливании остаются следы.

«Как мука становится тестом?»

Цель: знакомство опытным путём с превращением муки в  солёное тесто.

Задачи:

Образовательные: продемонстрировать, что при добавлении к муке соли и воды, мука становится солёным тестом.

Развивающие: развивать наблюдательность, мышление, речь, мелкую моторику пальцев рук. 

Ход: - Ребята, а что можно сделать из муки? (Тесто)

- Для этого нам понадобится мука, соль и вода. Смешаем муку с солью и добавим воды. А теперь все это замесим.

 - Попробуйте замесить тесто сами.

Дети замешивают тесто. Воспитатель направляет детей.

- Ребята, какое тесто у вас получилось? (Гладкое, мягкое, из него можно лепить,  как из пластилина)

- А что можно из него слепить? (Ответы детей.)

Дети лепят хлебобулочные изделия.

- какие замечательные хлебобулочные изделия у вас получились!

Вывод: мука при смешивании с солью и водой становится  солёным тестом, из которого можно лепить различные предметы.

  1. КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

"Игры на развитие мелкой моторики в домашних условиях".

       Мелкая моторика — совокупность скоординированных действий человека, направленных на выполнение точных мелких движений кистями и пальцами рук, это умение ребенка «пользоваться» этими движениями.  Развитие мелкой моторики рук очень важно для ребёнка, так как для выполнения различных бытовых действий нужны чёткие скоординированные движения. Через развитие мелкой моторики развиваются такие высшие свойства сознания, как внимание, мышление, координация, воображение, наблюдательность, зрительная и двигательная память, речь. Головной мозг, руки (кончики пальцев) и артикуляционный аппарат (движение губ, нижней челюсти и языка при речи) связаны между собой теснейшим образом. Движения руки всегда тесно связаны с речью и способствуют её развитию.

В последние несколько лет педагогами отмечается падение уровня речевого развития детей. А все потому, что дети редко что-то делают своими руками, так как современные игрушки, предметы и вещи устроены максимально удобно и не требуют дополнительных усилий.

Что же могут делать родители, чтобы развивать мелкою моторику руки у своего ребенка дома?

Очень полезны для развития пальцев ребенка такие виды деятельности как лепка из пластилина, глины и соленого теста.

Для детей 3- 4 лет подойдут составление аппликаций, работа с ножницами (желательно небольшого размера), нанизывание бусин, закручивание пробок от пластиковых бутылок, игры с прищепками, нанизывание макарон на шнурок и т.д.).

Игры нужно проводить регулярно, систематически. Длительность игр с двухлетними малышами – 5-10 минут, занятия с детьми 3-4 лет не должны превышать 15 минут.

Вот некоторые игры, которые можно проводить с ребенком дома.

  1. Если вы на кухне:
  • Смешать фасоль и горох и попросить разобрать крупы по разным контейнерам.
  • Снимать шкурку с овощей, сваренных в мундире. Очищать крутые яйца.
  • Переливать жидкости из одной емкости в другую, как вариант – переносить ложкой их одной тарелки в другую.
  • Замешивать тесто.
  • Перемешивать салат.
  1. Игры с крупой, камнями. Крупа - очень полезный и приятный материал для занятий с ребенком. Подойдет любая крупа: гречка, фасоль, семечки, горох. Так же понадобятся различные емкости, сито, ложки.  Варианты игр:
  • Прячем ручки. В большую миску высыпьте любую крупу, опустите в нее руки и пошевелите пальцами. Это вызывает очень приятные ощущения. Можно переспать крупу из ладошки в ладошку, зарывать руки, просеивать крупу сквозь пальцы. Спрятать можно не только ручки, но и мелкие игрушки. Можно также сделать несколько мисок с разными крупами и в каждой спрятать что-то свое.
  • Также можно крупу пересыпать при помощи стакана, ложки из одной емкости в другую.
  • В отдельную игру можно вынести рисование на манке. Манка по текстуре очень похожа на песок. Высыпаем манку на 3-4 мм на поднос и начинаем творить.  Иногда, для смены тактильных ощущений (когда хочется эффекта "прохладного морского песочка"), можно положить манку ненадолго в холодильник.
  1. Сортировать разные по цвету предметы (пуговицы, бусинки).
  2. Помогать сматывать нитки в клубок
  3. Помочь отвинтить крышку у бутыли или у тюбика зубной пасты.
  4. Полезно рвать и мять бумагу, скатывать ее в комочки разного размера.
  5. Опускать предметы в узкие отверстия, например, в горлышко бутылки или можно сделать отверстие в картонной коробке.
  6. Постарайтесь ограничить использование в рисовании фломастеров: они не требуют таких усилий от ребенка и не развивают мышцы пальцев руки, как карандаши. Именно поэтому при выборе инструмента для раскрашивания и рисования остановитесь на цветных карандашах. Учите малыша обводить рисунки и предметы по контуру. Рисуйте не только кисточками, но и пальцами.
  7. Рисование штриховкой: заштриховать картинку в заданном направлении (прямой линией, в линеечку, в клеточку, пунктирной линией, волнистой линией, пружинкой, в крапинку, в горошек, в ромбик, в крючочек). Выбирайте способ штриховки в зависимости от возраста ребёнка.
  8. Моторику развивают и другие простые и привычные занятия – плетение косичек, расчесывание кукол.
  9. На прогулке строить из песка или камешков замки, горки, и другие фигурки. Крупный песок и камни развивают ладошки. Альтернативой песка в зимнее время может служить манка.
  10. Выкладывать из счётных палочек или спичек картинки: дом, лодку, флажок, рыбку и т.д.
  11. Интересны детям и выкладывание камешков по заданным линиям (от простых геометрических форм до более сложных силуэтов животных и предметов).
  12. Своими руками можно сделать игры – шнуровки, заламинировав фигуры или наклеив на картон, придав тем самым прочность.

Творите, фантазируйте, и пусть игра будет в удовольствие!

  1. Консультацию подготовила Мохнова Наталья Борисовна по материалам интернет-сайтов.

ФОТОВЫСТАВКА СОВМЕСТНОГО ТВОРЧЕСТВА  РОДИТЕЛЕЙ И ДЕТЕЙ «ИГРЫ И  ЭКСПЕРИМЕНТЫ С ВОЗДУХОМ»

C:\Users\mais\Desktop\Фото с опытами\fH6f31WHTas.jpg     C:\Users\mais\Desktop\Фото с опытами\-_aV3cfO3a4.jpg

C:\Users\mais\Desktop\Фото с опытами\fnIL05eXPJk (1).jpg     C:\Users\mais\Desktop\Фото с опытами\-f2UKDF8u1Y.jpg

ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ТВОРЧЕСТВО ДЕТЕЙ К ПРОЕКТУ      «Весёлые блинчики»

C:\Users\mais\Desktop\Фото с опытами\bqf8sNWI9jc.jpg

                        «Тюльпаны из муки»

C:\Users\mais\Desktop\Фото с опытами\kg7X-6GYzHE.jpg        C:\Users\mais\Desktop\Фото с опытами\st9HtZNPpzA.jpg