Конспект занятия по исследовательской деятельности "Секреты равновесия"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Теплова Лариса Петровна

 На занятии ребята  узнают, что такое центр тяжести и где он находиться, как научиться его находить, понять какую роль он играет в равновесии.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sekrety_ravnovesiya.docx413.66 КБ

Предварительный просмотр:


Конспект занятия в старшей группе по исследовательской деятельности

"Секреты равновесия "


Объект исследования: равновесие и центр тяжести.

Предмет исследования: игрушки, которые держат равновесие.

Цель работы: изучение роли центра тяжести для равновесия окружающих предметов.

Гипотеза: если знать, что такое центр тяжести, научиться его находить, понять какую роль он играет в равновесии, то можно самому изобретать интересные игрушки и фокусы.

Задачи:
1. Выяснить, что такое центр тяжести и как его находить.
2. Узнать какую роль он играет в равновесии предметов.
3. Создать игрушки, на основе полученных знаний.

                                   
Равновесие и  центр тяжести
Что такое равновесие?

Каков его смысл? Равный вес. То есть, какие - то части одного предмета, сделать одинаковыми. Нарушили равновесие — и предмет выйдет из равновесия.  
           В цирке мы часто видим удивительно ловких канатоходцев и даже дрессированные животные поражают нас своими умениями удерживать на носу разноцветные шары. Может быть, все дело в том, что они знают какие-то секреты?
           Равновесие предмета зависит от положения его центра тяжести. А что же такое центр тяжести? Попробуем найти положение линейки на опоре, когда она будет в равновесии, проведём линию. Если чуть передвинуть линейку, она упадёт, то есть равновесие нарушилось. Так вот линия, которую мы отметили, и будет центром тяжести.
Итак, центр тяжести – это точка, относительно которой предмет будет находиться в равновесии.
Так при ходьбе по натянутому канату канатоходцы идут обычно с расставленными в  обе стороны руками, балансируют, причем явно заметно покачивание из стороны в сторону. При каждом шаге артист старается установить центр тяжести своего тела над опорой. С длинным шестом в руках удерживать равновесие легче.

                                 

                                 Нахождение центра тяжести у фигур


У каждого предмета есть центр тяжести. У предмета правильной формы (треугольник, квадрат, прямоугольник) центр тяжести будет находиться в центре.

 А как же  определить  центр тяжести плоской фигуры?
Вырежьте из картона фигуру.  Точка пересечения линий укажет положение центра тяжести  фигуры. Положим фигуру центром тяжести на остриё карандаша, фигура будет держаться, она находится в равновесии.
В действительной жизни мы давно уже привыкли угадывать центр массы каждого предмета. Мы сразу понимаем, как положить или поставить этот предмет, чтобы он не упал.
Используя полученные знания, занимательно будет пройти по прямой линии с предметом на голове. Если нарушить свой центр равновесия, то предмет упадёт с головы.

Ванька-Встанька
Проткнем шилом яйцо, удалим содержимое, промоем и высушим. Набросаем в яйцо мелкие металлические гайки и натопим туда воск со свечи. Воск застынет и слепит все между собой. Заделаем дырочку и украсим яичного Ваньку - Встаньку. Как бы мы не ставили яйцо, оно всегда будет принимать вертикальное положение, так как  центр тяжести смещен вниз.

Акробат
Рисуем из толстой бумаги клоуна, вырезаем 2 фигуры. Склеиваем вместе, помещая в ладони маленькие монеты. Акробат будет балансировать везде: на руке, столе, нити. Монеты смещают центр тяжести в область головы, поэтому он находится в равновесии.

                                  

                                   

                                      Наш занимательный практикум

                                   

                                   

                                       

                                   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по исследовательской деятельности "Воздух - невидимка""

На занятии дети знакомятся со свойствами воздуха, через исследовательскую деятельность....

Конспект занятия по исследовательской деятельности "Ах,этот удивительный песок!""

На занятии дети исследуют свойства песка. Для закрепления свойств песка используется авторское пособие "Секреты неживой природы"....

"Карлсон в гостях у ребят" Конспект занятия по исследовательской деятельности в средней группе

Занятие знакомит детей со свойствами воздуха, формирует представление о значении воздуха для всего живого....

Конспект занятия по исследовательской деятельности"Вода-царица" подготовительная группа 6-7лет

Данный конспект занятия поможет воспитателю  рассказать детям о свойствах воды как жидкости....

Конспект занятия по исследовательской деятельности"Вода-царица" подготовительная группа 6-7лет

Данный конспект занятия поможет воспитателю  рассказать детям о свойствах воды как жидкости....

Конспект занятия по исследовательской деятельности на тему "Посуда. Материалы, из которых сделана посуда (занятие с элементами экспериментирования)"

Материал предназначен воспитателям етсих садов. В конспекте представлены опыты и эксперименты по изучению свойст материалов, из которых сделана посуда....