Конспект совместной познавательно-исследовательской деятельности педагога и детей по ознакомлению с окружающим миром «Муравьиная ферма» для детей старшего дошкольного возраста
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)
Дети часто просят своих родителей завести кошку, собаку или кролика, чтобы наблюдать, ухаживать за ними. Для правильного развития ребенка очень важно иметь дома животное. В силу обстоятельств не каждому удается это сделать. А вот муравьиная ферма – формикарий – дело, которое по силам каждому. Содержание муравьев в домашних условиях может заинтересовать тех, кто не имеет возможности иметь в качестве домашних питомцев млекопитающих животных.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_muravi.docx | 21.01 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект совместной познавательно-исследовательской деятельности педагога и детей по ознакомлению с окружающим миром «Муравьиная ферма» для детей старшего дошкольного возраста
Методическая разработка предназначена для воспитателей дошкольных учреждений.
Актуальность. Дети часто просят своих родителей завести кошку, собаку или кролика, чтобы наблюдать, ухаживать за ними. Для правильного развития ребенка очень важно иметь дома животное. В силу обстоятельств не каждому удается это сделать. А вот муравьиная ферма – формикарий – дело, которое по силам каждому. Содержание муравьев в домашних условиях может заинтересовать тех, кто не имеет возможности иметь в качестве домашних питомцев млекопитающих животных.
Какая же удивительная и интересная жизнь у этих насекомых! Формикарий дает возможность наблюдать за каждодневной жизнью муравейника как бы в разрезе. К тому же воспитывает чувство ответственности за своих питомцев, наблюдая, ухаживая за ними. Дети получат массу интересной информации о жизни этих насекомых, узнают, как за ними ухаживать, кормить.
Образовательные области: «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное», «Речевое развитие», «Физическое развитие».
Цель: создание ситуации для развития детей в процессе познавательно-исследовательской деятельности «Муравьиная ферма».
Задачи:
Познавательные:
- формировать представления о муравьях (их строении, питании, образе жизни, пользе).
Развивающие:
- развивать у дошкольников мыслительные способности: анализ, сравнение, обобщение, установление взаимосвязей;
- развивать любознательность;
- развивать интерес к работе с использованием вспомогательного оборудования для познавательно-исследовательской деятельности.
Воспитательные:
- воспитывать бережное отношение ко всему живому;
- воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми;
- совершенствовать навыки сотрудничества и взаимодействия.
Словарная работа: формикарий, энтомолог.
Виды деятельности: познавательно-исследовательская, социально-коммуникативная, двигательная.
Формы организации деятельности детей: беседа, работа со схемой, решение проблемных ситуаций, проведение опытов.
Предварительная работа: просмотр видеофильма, приобретения формикария с муравьями.
Оборудование: формикарий с муравьями, лупы по количеству детей, схема внешнего строения муравья, карандаши, влажные салфетки.
Ход занятия.
В: К нам в детский сад на электронную почту пришло письмо из московского научно-исследовательского института по изучению насекомых. Сейчас я вам его зачитаю. «Здравствуйте, ребята! Я директор Зоологического института РАН Чернецов Никита Севирович. В нашем институте работают ученые, которые изучают жизнь насекомых, их профессия называется – энтомологи. Совсем недавно у нас в лаборатории произошло чрезвычайное происшествие: вышел из строя главный компьютер, в котором находилась вся важная информация и уникальные сведения о насекомых. Общество энтомологов просит вас о помощи в сборе информации о муравьях. Как выглядят муравьи, как и где живут, какую пользу или вред наносят окружающей среде. Всю собранную информацию просим отправлять нам на электронную почту. С нетерпением ждем от вас письма».
В: Где мы с вами можем найти информацию о муравьях? (в книгах, в энциклопедиях, в интернете, понаблюдать за ними на прогулке).
В: Но сейчас зима. Зимой мы можем увидеть муравьев в природе? (ответы детей).
В: Как же нам быть? (ответы детей).
В: Оказывается, зимой за муравьями можно наблюдать и в домашних условиях. Для этого существуют муравьиные фермы. Называются они – формикарий. И сегодня нам с вами удастся понаблюдать за муравьями. У Миши есть дома формикарий. И, чтобы помочь ученым, он принес его в сад. И теперь мы сможем собрать всю информацию о муравьях (открывает).
В: Посмотрите, состоит формикарий из двух основных частей. Жилые камеры (или ходы) и арена – свободная площадка, где муравьи собирают пищу, складируют мусор.
В: Ребята, а вы знаете, кто на земле самый сильный? (ответы детей). Нет, не слон, не бегемот. Самый сильный на земле – муравей. Ведь он может переносить на себе тяжести в 10 раз тяжелее своего собственного веса. Если представить, что Миша - муравей, то он сможет унести на себе 10 ребят? Нет. А муравей может. Муравей, хоть и маленький, но настоящий силач.
В: Муравьи – одни из самых древних насекомых. Они бегали по планете еще во времена динозавров. И живут до сих пор в отличие от динозавров.
В: Жизнь муравьев интересная и необычная. Муравьи – очень разумные насекомые. В сложных лабиринтах они легко находят угощение и по кратчайшим путям доставляют его в гнездо.
В: Муравьи живут одной большой и дружной семьей. В одном муравейнике муравьев столько, сколько людей в большом городе. Правит в муравейнике муравьиная королева (или еще ее называют матка), которая откладывает большое количество яиц. Их этих яиц потом появятся новые муравьи. Вся большая муравьиная семья обслуживает свою королеву. Ухаживают за ней рабочие муравьи.
В: Каждый в муравьиной семье занят своим делом. Как же распределены обязанности между муравьями? (ответы детей).
В: Муравьи-няньки ухаживают за потомством. Уборщицы-муравьи чистят помещения гнезда. Строители возводят стены и крыши дома. Из чего строят дом? (ответы детей). Есть фуражиры. Они добывают корм и строительные материалы. Фуражиры бывают разные: разведчики, охотники, носильщики, наблюдатели и т. д. Муравьи очень много работают и почти никогда не спят, у них на все хватает сил.
Динамическая пауза.
В: А нам надо немного размяться.
Муравьишка потянулся,
Раз – нагнулся,
Два – нагнулся,
Три – присел,
Четыре – встал.
Руки в стороны развел,
Ничего он не нашел.
Чтобы веточку достать,
Надо на носочки встать.
В: А теперь давайте рассмотрим внешнее строение муравья (дети рассматривают муравьев с помощью лупы).
В: Как у всех насекомых, у муравьев есть усики-антенны, с помощью которых муравей получает информацию о запахе, вкусе и сообщает о ней своим собратьям. Муравьи умеют ходить по гладким или наклонным поверхностям. Ведь на каждой лапке у муравья два коготка, между ними подушечка, выделяющая клейкую жидкость, которая и позволяет муравью не падать.
В: Чем питаются муравьи? (ответы детей).
В: Как и люди, муравьи нуждаются в пище для жизни. Питательным кормом для муравьев являются мертвые насекомые. Особенно питательны сверчки. Их можно купить в зоомагазинах. Можно кормить зерновой смесью для канареек. Муравьи, оказывается, еще и сладкоежки. Очень любят медовый сироп. Вода для муравьев очень важна. Муравьи могут выжить несколько дней без пищи, но не могут без воды. Надо добавлять немного воды в камеру увлажнения. Это надо делать всего два раза в неделю. Хотите покормить муравьев?
На подносе стоят блюдца с кусочками еды. Дети кладут муравьям кусочки еды и наблюдают, какая еда муравьям понравилась больше всего и почему.
В: Муравьи приносят большую пользу. Какую? (ответы детей). Уничтожают множество вредных насекомых, поэтому их называют «санитарами леса» (они поедают вредных личинок, гусениц и тлей, которые могут навредить лесу). Есть у муравьев и враги. Кто враг муравьев? (ответы детей). Муравьями питаются многие птицы, земноводные, пресмыкающиеся, а также барсуки, лисы, медведи.
В: Давайте вспомним, что мы узнали о муравьях:
- Почему муравьев считают самыми сильными?
- Что такое формикарий?
- Как устроен формикарий? Какие в нем есть помещения?
- Кто в муравьиной ферме самый главный? Чем занимается матка?
- Зачем муравьям усики?
- Почему муравьи не падают, когда ходят по гладкой и вертикальной поверхности?
- Чем питаются муравьи?
- Назовите врагов муравьев.
- Почему муравьев называют «санитарами леса»?
В: Ребята, сегодня мы узнали много интересного о муравьях. Думаю, ученым из института это очень пригодится.
Воспитатель предлагает детям разделиться на группы и зарисовать все, что они увидели.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект совместной познавательно-исследовательской деятельности педагога с детьми старшего дошкольного возраста на тему: "История электрической лампочки"
Конспект составлен на основе технологии Коротковой Н.А. "Образовательный процесс в группах детей старшего дошкольного возраста". Дети вместе с воспитателем совершают увлекательное путешествие в прошло...
Конспект совместной познавательно-исследовательской деятельности педагога с детьми старшей группы Тема: «Воздух вокруг нас»
Цель: развитие поисково-познавательной активности детей при проведении опытов и исследований с воздухом....
Основное содержание образовательной деятельности по ознакомлению с окружающим миром детьми с нарушением слуха старшего дошкольного возраста.
Основное содержание образовательной деятельности по ознакомлению с окружающим миром детьми с нарушением слуха старшего дошкольного возраста.На четвертом году обучения в свободное от занятий врем...
Конспект совместной познавательно-исследовательской деятельности педагога с детьми старшей группы «Удивительная соль»
Исследовательская, поисковая деятельность - естественная детская деятельность, дети настроены на познание окружающего мира, они хотят его познать. Это занятие позволяет интегрировать сведения из...
Конспект занятия по развитию речи и ознакомлению с окружающим миром и природой для детей старшего дошкольного возраста
Одна из наиболее актуальных тем современного образования – это патриотическое воспитание подрастающего поколения. Детство и юность – самая благодатная пора для привития священног...
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром и природой для детей старшего дошкольного возраста
Все мы должны оберегать и любить малую Родину, ведь это частичка нашего «я».Именно в детстве формируются такое понятие, как Родина. Маленькая или Большая Родина – это память, это нев...