Мастер - класс по экспериментальной деятельности "Веселая наука" (опытно - экспериментальная деятельность в подготовительной группе).
опыты и эксперименты по окружающему миру (подготовительная группа)

Егорченкова Наталья Николаевна

Представление опыта работы с детьми подготовительной группы по развитию познавательной активности через поисково - иследовательскую деятельность.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master-_klass_po_eksperimentalnoy_deyatelnosti.docx35.18 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад № 1 г.Вязьмы Смоленской области

Мастер-класс

по экспериментальной деятельности

«Веселая наука»

(Опытно-экспериментальная деятельность

   в подготовительной к школе группе)


Составила и провела ЕгорченковаН.Н., воспитатель первой категории

2021

Мастер-класс по экспериментальной деятельности  «Веселая наука»

Опытно-экспериментальная деятельность в подготовительной к школе группе

Цель: представление опыта работы с детьми подготовительной группы по развитию познавательной активности через поисково–исследовательскую деятельность.
Задачи:

1.  Повысить уровень профессиональной компетенции участников мастер – класса по развитию познавательной активности дошкольников через поисково – исследовательскую деятельность;

2. Представить участникам мастер – класса одну из форм проведения опытно – экспериментальной деятельности с детьми подготовительной группы;

3.  Сформировать у участников мастер – класса мотивацию на использование в воспитательно – образовательном процессе опытно – экспериментальной деятельности для развития познавательной активности дошкольников.

Исследовательская деятельность мотивирует детей на необходимость задавать вопросы и самостоятельно находить на них ответы, исходя из полученного опыта. Ученые выделяют деятельность экспериментирования, как одну из ведущих деятельностей дошкольного возраста: «Детское экспериментирование претендует на роль ведущей деятельности в период дошкольного развития ребенка».  Экспериментирование охватывает режимные моменты и различные виды деятельности, такие как: прогулка, занятия, сон, прием пищи, игры и т.д. Поэтому развитие познавательно - исследовательской деятельности актуально для детей дошкольного возраста.

Дети очень любят экспериментировать. Это объясняется тем, что им присуще наглядно-действенное и наглядно-образное мышление, и экспериментирование как никакой другой метод соответствует этим возрастным особенностям. В дошкольном возрасте этот метод является ведущим, а впервые три года – практически единственным способом познания мира.

Данный метод обогатит детей новыми впечатлениями и знаниями. Расскажет им о мире живой и неживой природы. Сформирует умение устанавливать причинно-следственные связи. Научатся принимать участие в процессе опытнической деятельности и экспериментирования.    

        В процессе работы дети учатся выделять проблему, анализировать объект или явление, выделять существенные признаки и связи, ставить цель, находить путь решения проблемы, отбирать средства и материалы для самостоятельной деятельности, осуществлять эксперимент, делать выводы, и графически отображать результаты.

        Основная задача педагога поддержать и развить в ребенке интерес к экспериментированию, создавать необходимые для этого условия.

                Методы и приемы организации исследовательской деятельности:

- эвристические беседы;

- постановка и решение вопросов проблемного характера;

- наблюдения;

- моделирование (создание моделей об изменениях в неживой природе);

- опыты;

- фиксация результатов: наблюдений, опытов, экспериментов, трудовой деятельности;

- «погружение» в краски, звуки, запахи и образы природы;

- подражание голосам и звукам природы;

- использование художественного слова;

- дидактические игры, игровые обучающие и творчески развивающие ситуации;

- трудовые поручения, действия.

        Классификация наблюдений и экспериментов

По способу применения эксперименты можно классифицировать по разным принципам:

1. По характеру объектов, используемых в эксперименте:

— опыты с растениями;

— опыты с животными;

— опыты с объектами неживой природы;

— опыты, объектом которых является человек.

2. По месту проведения опытов:

— в групповой комнате;

— на участке;

— в лесу, в поле и т. д.

3. По количеству детей:

— индивидуальные (1—4 ребенка);

— групповые (5—10 детей);

— коллективные (вся группа).

4. По причине их проведения:

— случайные;

— запланированные;

— поставленные в ответ на вопрос ребенка.

5. По характеру включения в педагогический процесс:

— эпизодические (проводимые от случая к случаю);

— систематические.

6. По продолжительности:

— кратковременные (от 5 до 15 минут);

— длительные (свыше 15 минут).

7. По количеству наблюдений за одним и тем же объектом:

— однократные;

— многократные, или циклические.

8. По месту в цикле:

— первичные;

— повторные;

— заключительные и итоговые.

9. По характеру мыслительных операций:

— констатирующие (позволяющие увидеть какое - то одно состояние объекта или одно явление вне связи с другими объектами и явлениями);

— сравнительные (позволяющие увидеть динамику процесса или отметить изменения в состоянии объекта);

— обобщающие (эксперименты, в которых прослеживаются общие закономерности процесса, изучаемого ранее по отдельным этапам).

10. По характеру познавательной деятельности детей:

— иллюстративные (детям все известно, и эксперимент только подтверждает знакомые факты);

— поисковые (дети не знают заранее, каков будет результат);

— решение экспериментальных задач.

11. По способу применения в аудитории:

— демонстрационные. Демонстрационное наблюдении - это вид деятельности, при котором объект наблюдения один, он находится у воспитателя, который проводит и демонстрирует детям;

— фронтальные. Фронтальное наблюдение - вид деятельности, при котором есть несколько объектов,  причём эти объекты в руках детей. Этот вид экспериментирования больше подходит для активизации детей. Для того чтобы у них вызвать интерес, любопытство, воспитателю бывает сложно уследить за всеми детьми. Скорость работы на данном этапе у детей разная. Есть риск несоблюдения правил безопасности, поэтому лучше на фронтальном наблюдении будет присутствовать несколько воспитателей, можно объединить две группы одинаковые по возрасту.

        Первоначально дети учатся экспериментировать в специально организованных видах деятельности под руководством воспитателя, затем необходимые материалы и оборудование для проведения опыта вносятся в развивающую предметно-пространственную среду группы для самостоятельного воспроизведения ребенком, если это безопасно для его здоровья.

Правила безопасности при проведении экспериментальной деятельности.

        Дошкольники в силу возрастных особенностей не могут систематически следить за своими действиями и предвидеть результаты своих поступков. Увлекаясь работой, они забывают обо всем, поэтому обязанность следить за соблюдением правил безопасности целиком лежит на педагоге.

        1. Педагог должен сформулировать простую и понятную детям инструкцию, проговорить все правила безопасности с объектом экспериментирования доступным для детей языком.

        2.  Педагог должен в каждый конкретный момент отдавать себе отчет об уровне сформированности у детей необходимых навыков и не превышать их реальных возможностей при выполнении экспериментальных действий.

        3. Все незнакомые сложные процедуры осваиваются в определенной последовательности:

а)  действие показывает педагог;

б)  действие повторяет или показывает кто-нибудь из детей, причем тот, который заведомо совершит его неверно: это даст возможность сконцентрировать внимание на типичной ошибке;

в)  иногда ошибку сознательно совершает сам педагог: с помощью такого методического приема он дает возможность детям сконцентрировать внимание на ошибке, вероятность совершения которой велика;

г)  действие повторяет ребенок, который не допустит ошибки;

д)  действие осуществляют все вместе в медленном темпе, чтобы педагог имел возможность проконтролировать работу каждого ребенка;

е) действие стало знакомым, и дети совершают его в обычном темпе.

        4.  Педагог должен хорошо изучить индивидуальные особенности детей и уметь прогнозировать их поведение в той или иной ситуации. Заранее предвидя нежелательные реакции, он должен стараться избегать условий, способствующих их возникновению.

        5. Чтобы иметь возможность быстро пресекать нежелательные действия детей, имеет смысл выработать у них условный рефлекс на какую-либо короткую команду, например на слова «Стоп!», «Стой!», «Замри!» и т.п. Выработка рефлекса осуществляется вне экспериментаторской деятельности и обычно проводится в форме игры. По данной команде все дети на 2—3 секунды прекращают свои занятия и замирают. Чтобы рефлекс не угасал, педагог периодически отдает такие команды в самое неожиданное для детей время. Такой рефлекс может оказаться полезным не только при экспериментировании, но и во многих других жизненных ситуациях.

        Выработав рефлекс, надо помнить, что он существует именно для экстремальных ситуаций. Если педагог будет использовать его как обычное дисциплинарное воздействие, рефлекс угаснет и в критический момент окажется бесполезным.

        6. Для успешного руководства экспериментаторской деятельностью детей от педагога требуется умение видеть весь коллектив и распределять внимание между отдельными ребятами; такое возможно лишь в том случае, если педагог свободно владеет фактическим материалом и не задумывается над методикой проведения каждого опыта.

        7.  На занятиях должна быть спокойная обстановка. Если дети нервничают и боятся совершить ошибку, вероятность возникновения непредвиденных ситуаций возрастает. В этом случае педагог руководствуется принципом: лучше исправлять ошибки эксперимента, чем последствия нарушения правил безопасности.

        Безусловно, приведенный перечень не исчерпывает всех правил безопасности. Они во многом определяются особенностями изучаемых явлений и методикой экспериментирования. Чтобы свести к минимуму вероятность возникновения несчастных случаев, у педагога должна быть постоянная психологическая готовность к быстрому анализу возникшей ситуации и выбору оптимального варианта нормализации обстановки.

        В связи с этим эксперимент должен отвечать следующим условиям.

  • Безопасность и максимальная простота конструкции приборов и правил обращения с ними.
  • Безотказность действия приборов и однозначность получаемых результатов.
  • Показ только существенных сторон явления или процесса.
  • Отчетливая видимость изучаемого явления.
  • Возможность участия ребенка в повторном показе эксперимента.

Основные принципы познавательной деятельности.

  1. Эмоциональная вовлеченность взрослого в познавательную деятельность. 
  2.  Мотивация любознательности ребенка (использовать материалы, которые могут вызвать интерес, удивление)
  3. Передача инициативы от взрослого ребенку. Важно не только заинтересовать ребенка, но и научить его ставить себе цели в процессе познавательной деятельности и самостоятельно находить способы их осуществления.
  4. Поддержка детской активности, исследовательского интереса и любопытства. Взрослый стремится не только передать инициативу ребенку, но и поддержать её, т.е. помочь воплотить детские замыслы, найти возможные ошибки, справиться с возникающими трудностями.

        Последовательность детского экспериментирования.

  • Проблемная ситуация.
  • Формулировка цели.
  • Выдвижение гипотез.
  • Проверка предположения.
  • Если предположение подтвердилось: формулирование выводов (как получилось)
  • Если предположение не подтвердилось: возникновение новой гипотезы, реализация ее в действии, подтверждение новой гипотезы, формулирование выводов (как получилось).

        В процессе экспериментирования ребенку необходимо ответить на следующие вопросы:

1. Зачем я это делаю, что хочу узнать

2. Как я это делаю?

3. Почему я это делаю именно так, а не иначе?

3. Что получилось в результате?

Задачи детского экспериментирования.

Обучающие.

  1. Знакомить детей с различными свойствами веществ, и предметов.
  2. Учить детей умению систематизировать и обобщать материал.
  3. Сформировать у детей опыт выполнения правил техники безопасности при проведении экспериментов.
  4. Совершенствовать представления детей о некоторых факторах среды (свет, температура, переход в разные состояния, давление и др.)

Развивающие.

  1. Развивать речь, обогощать словарный запас.
  2. Расширять представления детей  о живой и неживой природе.  
  3. Развивать умение делать выводы.

Воспитывающие.

  1. Воспитывать бережное отношение детей к окружающему миру.
  2. Создать положительной мотивации к самостоятельному экспериментированию.
  3. Воспитывать умения работать в коллективе, чувства взаимопомощи.

        Для положительной мотивации деятельности дошкольников используются различные стимулы:

1. Внешние стимулы (новизна, необычность объекта);

2. Тайна, сюрприз;

3. Мотив помощи;

4. Познавательный мотив (почему так);

5. Ситуация выбора.

        Организационный момент должен быть игровым, сюжетным, увлекать и заинтересовывать детей. Мотив экспериментирования должен быть осознанным ребенком. (Для чего я это делаю, зачем мне это нужно?). Также необходимо предусматривать форму обобщения и фиксации результата эксперимента (речевая или продуктивная), его практическое применение, использовать больше методов, повышающих речевую активность детей.

Средства: язык, речь, поисковые действия.

Формы: элементарно-поисковая деятельность, опыты, эксперименты.

Условия: постепенное усложнение, организация условий для самостоятельной и организованной образовательной деятельности, использование проблемных ситуаций.

Ожидаемый результат

  • Ребенок самостоятельно выделяет и ставит проблему, которую необходимо решить. Предлагает возможные решения.
  • Доказывает возможные решения, исходя из данных, делает выводы.
  • Применяет выводы к новым данным, делает обобщение.

        Мир вокруг ребенка разнообразен, все явления в нем связаны в сложную систему, элементы которой изменчивы и зависимы друг от друга. Поэтому очень важно научить ребенка находить в знакомых предметах неизвестные свойства, а в незнакомых, наоборот, отыскивать давно знакомое и понятное. И все это – в непринужденной и увлекательной атмосфере игры. Играя, ребенок знакомится с окружающим миром, легче и охотнее учится новому. Очень важно поощрять и воспитывать привычку учиться, которая, безусловно, станет залогом его дальнейших успехов.

            Таким образом,  детское экспериментирование является хорошим средством интеллектуального развития дошкольников.        

        

Опыт 1. Природные материалы.        

Цель: исследование поверхности природного материала методом отпечатка.

Материал: шишки, грецкий орех, кора дерева, лист, ракушки, пластилин, простой карандаш.                

Содержание работы.

         Изучить содержимое каждого стаканчика и дать ему название. (Почему этот материал называют природным?) Предложить детям взять пластилин и сделать из него пять лепёшек. Создать на них отпечатки каждого предмета.  Рассмотреть рисунки и соединить линиями природный материал и его отпечаток  на картинке.                

Опыт 2. Замерзшая вода.

Цель:        углубление знания о том, что лед — твердое вещество, плавает, тает, состоит из воды.        

Материал: кусочки льда, холодная вода, тарелочки, картинка с изображением айсберга.

Содержание работы.

         Поставить миску с водой. Обсудить с детьми какая вода, какой она формы. Подвести к выводу, что вода может менять форму, потому что она жидкость.

        Задать вопрос: Может ли вода быть твердой? Что произойдет с водой, если ее сильно охладить? (Вода превратится в лед.) Рассмотреть кусочки льда. Чем лед отличается от воды? Можно ли лед лить, как воду? (Дать возможность попробовать  детям.) Какой формы лед? Лед сохраняет форму. Все, что сохраняет свою форму, как лед, называется твердым веществом.         Плавает ли лед? Положить кусок льда в миску, и попросить детей сделать тоже самое. Какая часть льда плавает? (Верхняя.) Рассказать о  том что в холодных морях плавают огромные глыбы льда. Они называются айсбергами (показать картинки).

        Обратить внимание детей на лед, который лежал в тарелке. Что произошло? Почему лед растаял? (В комнате тепло.) Во что превратился лед? Из чего состоит лед?

        Вывод: лед — твердое вещество, плавает, тает, состоит из воды.        

Опыт 3. Зависимость таяния снега от температуры

Цель: подвести детей к пониманию зависимости состояния снега (льда) от температуры воздуха. Чем выше температура, тем быстрее растает снег.        

Материал: блюдце, снег, лед, батарея.                

Содержание работы.

         Предложить детям слепить снежки из снега. Почему снежки получаются? Снег стал пластичный. Снежки слепили. Почему снег стал липким?

         Поставить блюдца со снегом в группе на окно и под батарею. Где снег быстрее растает? Почему?

        Вывод: Состояние снега зависит от температуры воздуха. Чем выше температура, тем быстрее тает снег и изменяет свои свойства.                        

Опыт 4. Исследование свойств почвы

Цель: формирование представления о составе почвы, сравнение примятой    и разрыхлённой почвы  при взаимодействии с водой.        

Материал: почва, два таза, стакан с водой, ложка, лупа, белый лист бумаги, простой карандаш.

Содержание работы. 

        Насыпать на бумагу немного почвы и рассмотреть её через лупу. Из чего она состоит? Определить её цвет, запах. Растереть комочки земли и найди остатки растений. Положить в стакан с водой ложку почвы и размешай. Посмотреть, что произошло с почвой. Нарисовать, где в стакане она оказалась. (Часть почвы осядет на дно, а часть останется на поверхности).

        Разложить почву по тазу. В одном тазу постарайтесь примять почву как можно сильнее, а в другом разрыхлите её с помощью ложки. Подвести к выводу, почему разрыхлённая почва занимает больше места, чем примятая.

        Вывод: Разрыхлённая почва хорошо впитывает воду, а примятая пропускает воду очень плохо.        

Опыт 5. Загрязнение почвы

Цель: выяснение последствия загрязнения почвы бытовым мусором.        

Материал: два таза с почвой, ложку, воду, мусор (целлофановый пакет, фантики, крышки от пластиковых бутылок, пуговицы, палочку, цветные карандаши.        

Содержание работы. 

        Провести беседу, о том что необходимо почве для хорошего роста растений. Накрыть почву в одном из тазов куском целлофана. Сверху положить землю. Полить эту землю водой. Проверить, вся ли почва увлажнилась.

Теперь выкинуть мусор и перемешать с почвой. Проверить, смогут ли растения пускать корни в такую почву. Проткнуть палочкой сначала обычную почву, а потом загрязнённую.

        Вывод: В загрязненной почве растениям будет трудно расти.

        Посмотреть на картинки. В горшке, в котором растения будут чувствовать себя хорошо, нарисуй цветок.                

Опыт 6. Делаем мыльные пузыри.

Цель: ознакомление детей со способом изготовления мыльных пузырей, со свойством жидкого мыла: может растягиваться, образует пленочку.        

Материал: жидкое мыло, кусочки мыла, петля с ручкой из проволоки, стаканчики, вода, ложки, подносы.        Картинку «Девочка играет с мыльными пузырями».

Содержание работы.

         Рассмотреть картинку. Что делает девочка? Как получаются мыльные пузыри? Можем ли мы их изготовить? Что для этого нужно?

        Дать попробовать детям изготовить мыльные пузыри из куска мыла и воды путем смешивания. Наблюдать, что происходит: опустить петлю в жидкость, вынуть ее, подуть в петлю.

        Взять другой стакан, смешать жидкое мыло с водой (1 ложка воды и  3 ложки жидкого мыла). Опустить петлю в смесь. Что видим, когда вынимаем петлю? Потихоньку дуем в петлю. Что происходит? Как получился мыльный пузырь? По чему мыльный пузырь получился только из жидкого мыла? Жидкое мыло может растягиваться в очень тонкую пленку. Она остается в петле. Мы выдуваем воздух, пленка его обволакивает, и получается пузырь.

        Вывод        : Жидкое мыло может растягиваться в очень тонкую пленку

Опыт 7. Воздух повсюду.

Цель: обнаружение воздуха в окружающем пространстве и выявить его свойство — невидимость.                

Материал: воздушные шарики, таз с водой, пустая пласт массовая бутылка, листы бумаги. 

Содержание работы.

        Что мы вдыхаем носом? Что такое воздух? Для чего он нужен? Можем ли мы его увидеть? Где находится воздух? Как узнать, есть ли воздух вокруг?

        Игровое упражнение «Почувствуй воздух» — дети машут листом бумаги возле своего лица. Что чувствуем? Воздуха мы не видим, но он везде окружает нас.

        Задать вопрос, есть ли в пустой бутылке воздух? Как мы можем это проверить? Взять пустую прозрачную бутылку опустить в таз с водой так, чтобы она начала заполняться. Что происходит? Почему из горлышка выходят пузырьки? Это вода вытесняет воздух из бутылки. Большинство предметов, которые выглядят пустыми, на самом деле заполнены воздухом.

        Назовите предметы, которые мы заполняем воздухом. Дети надувают воздушные шарики. Чем мы заполняем шарики?

        Вывод: Воздух заполняет любое пространство, поэтому ничто не является пустым.

Опыт 8. Запуск ракеты

Материал: воздушный шарик, трубочка для коктейлей, нитки, скотч, фломастеры.

Содержание работы.

        Натянуть между двумя, расположенными в противоположных концах комнаты, стульями нить, предварительно продев ее сквозь трубочку от сока. Надуть воздушный шарик и зажать конец прищепкой, чтобы не выходил воздух. Нарисовать фломастером на шарике иллюминаторы. При помощи скотча приклеить шарик к трубочке и подтянуть его к одному из концов натянутой нити. Разжать прищепку и наблюдать за скоростным запуском ракеты.

 Список литературы

1. Савенков, А. Исследовательские методы обучения в дошкольном образовании  А. Савенков. Дошкольное воспитание.-  2006. - №1. – 30 с.

2. Шатокина, Е. К. Я – экспериментатор: Игры и забавы для светлой головы. Е. К. Шатокина. Детский сад со всех сторон. -   2007. - №17. –30 с.

3. Шапиро, А. И. Секреты знакомых предметов. Пузырек воздуха / А. И. Шапиро. – Санкт-Питербург: Агенство образовательного сотрудничества, 2007. – 48 с.

4. Тит, Т. Научные забавы. Т. Тит. – Москва: Издательский дом Мещерякова, 2008 – 223 с.

5. Марина Султанова. Простые опыты с природными материалами. Для дошкольников.- 2015. – 8 с.

6. Е.А. Мартыфнова, И.М. Сучкова. Организация опытно - экспериментальной деятельности детей 2-7 лет. Издание 2-е.2013. – 334с.

        7. Иванова А. И. Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду: Пособие для работников дошкольных учреждений. - М.: ТЦ Сфера, 2004. С. 30-34.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс «Символ 2019 года «Свинка» из бумаги» для детей подготовительной группы

Уважаемые коллеги, предлагаю вашему вниманию детский мастер класс по конструированию из бросового материала.Для работы  нам понадобилось:• Розовая бумага, белая бумага• Втулка от туалет...

Мастер-класс для воспитателей по развитию связной речи у детей подготовительной группы с ТНР

Конспект занятия по развитию связной речи у детей подготовительной группы с ТНР.Пересказ рассказа Б.Житкова «Как слон спас хозяина от тигра»...

Мастер-класс по изготовлению поздравительных открыток ко Дню Победы детьми подготовительной группы

Цель: Изготовление поздравительной открытки к 9 Мая.Задачи: - воспитывать чувство патриотизма, уважение к ветеранам ВОВ;- развивать творческое воображение и фантазию;- закрепить умения и нав...

Мастер-класс по изготовлению русской народной тряпичной куклы для детей подготовительной группы

Мастер-класс по изготовлению русской народной тряпичной куклы для детей подготовительной группы...

Конспект детского Мастер-Класса по конструированию объёмной «тыквы-корзины» из бумаги в подготовительной группе.

Конспект детского Мастер-Классапо конструированию объёмной «тыквы-корзины» из бумаги в подготовительной группе.  Подготовила: Сафарова Гюльнара Фазаиловна  Время р...

Конспект мастер – класса по изготовлению игрушки из ниток «Кукла-оберег» Для подготовительной группы

Цель данного мастер-класса формировать бережное отношение к народным обычаям, традициям и обрядам.Задачи: научить делать куклу из ниток; способствовать развитию эстетического вкуса, творческих сп...