Поэтапно-творческий план "Развитие познавательного интереса детей 4-5 лет посредством экспериментальной деятельности"
календарно-тематическое планирование по окружающему миру (средняя группа)

Страшнова Наталья Алексеевна

Поэтапно – творческий план педагога МБДОУ «Детский сад №48 «Пчёлка» на 2020-2021 учебный год педагога Страшновой Н. А. по теме

 «Развитие познавательного интереса детей посредством организации экспериментальной деятельности».

                                        

                       

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

месяц

Темы опытов

Цель опытов

Содержание опытов

Уголок экспериментальной деятельности (оборудование)

Работа с родителями

 сентябрь

Солнце высушивает предметы.

Формировать представление о первых осенних изменениях в неживой природе: понижение температуры, солнце появляется реже.

Повесить на солнечном участке кукольное бельё, понаблюдать, как быстро оно высохнет; намочить песок в песочнице и понаблюдать, как за время прогулки он высохнет.

 

Дидактический материал

 

 

 

 

Анкетирование родителей.

Привлечение к созданию мини-лаборатории.

Консультация «Экологическое воспитание детей в семье».

       октябрь

Выявление зависимости состояния почвы от погодных условий.

Дать понятие зависимости изменений состояния почвы от изменения погодных условий.

В солнечный день предложить детям рассмотреть землю, потрогать рукой, какая она: тёплая (её нагрело солнце), сухая (рассыпается в руке), цвет (светло-коричневый). Полить землю из лейки (как будто прошёл дождь), предложить опять потрогать её, рассмотреть. Земля стала мокрой, липкой, потемнела. От холодной воды почва стала холоднее.

Наглядный материал.

Консультация «Экспериментальная деятельность дома».

Буклеты «Организация детского экспериментирования в домашних условиях».

Изготовить гербарий из засушенных листьев.

  ноябрь

Потребность растения во влаге.

Подвести детей к выводу о необходимости влаги для роста растений.

Проращивать луковицы в сухой банке и банке с водой. Проследить изменения во внешнем виде комнатного растения до полива и после него.

Дидактический материал.

Наглядный материал.

 

 

 

 

 

Консультация «Такие милые почемучки или как отвечать на детские вопросы»

Методические рекомендации «Соблюдение правил при проведении опытов».

Декабрь

Потребность растения в свете.

Подвести детей к выводу о необходимости света для роста растений.

Два одинаковых растения поместить в тёмное место и в светлое.

 

Наглядный материал.

 

 

 

Консультация «Несказочные опыты или сказки о законах природы».

январь

Вода нужна всем.

Показать детям, что одно из важнейших свойств воды – дать жизнь всему живому.

Заранее срезать веточки быстро распускающихся деревьев. Взять сосуд, наклеить на него этикетку «Живая вода». Вместе с детьми рассмотреть ветки. Пройдёт время и, они оживут.

Наглядный материал.

Методические рекомендации «Покормите птиц зимой»

Создание коллекции семян.

февраль

Живые растения.

Закрепить представление, что растения зимой живые.

Провести опыты по проращиванию срезанных веток. Определить проявление жизни по набуханию почек и появлению листьев.        

Показать движение листьев по направлению к свету на примере комнатных растений.

 

 

Наглядный материал.

Консультация для родителей «Увлекательное познание мира через искусство или возможности экспериментирования в домашних условиях»

март

Растения просыпаются.

Подвести детей к выводу о необходимости тепла для роста растений.

Предложить детям потрогать воду в луже. Сделать вывод, что вода ещё очень холодная, поэтому растения только просыпаются после зимы, но не растут. Внести корневище мать и мачехи в группу, понаблюдать, где скорее зацветёт.

 

 

Дидактический материал. Наглядный материал.

Методические рекомендации «Соблюдение правил при наблюдении за растениями и животными»

Буклеты «Роль экспериментальной деятельности в познавательном развитии».

апрель

Разные полянки.

Подвести детей к пониманию о необходимости света и тепла для роста растений.

Провести наблюдение за ростом цветов мать-и мачехи на разных полянках, где много света и там, где полянка с цветами затемнена деревьями.

 

Наглядный материал.

Методические рекомендации «Чего нельзя и что нужно делать для поддержания интереса к экспериментированию».

май

Готовим семена.

Подвести детей к пониманию необходимости влаги для роста растений.

Посадить на грядке семена сухие и пророщенные, проследить за прорастанием семян, определить быстроту всходов.

 

Дидактический материал. Наглядный материал.

Буклеты «Наблюдения и экспериментирование в летний период».

Создание мини- лаборатории.

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл plan_po_eksperementalnoy_deyatelnosti.docx35.93 КБ

Предварительный просмотр:

 Поэтапно – творческий план педагога МБДОУ «Детский сад №48 «Пчёлка» на 2020-2021 учебный год педагога Страшновой Н. А. по теме

 «Развитие познавательного интереса детей посредством организации экспериментальной деятельности».

                                         

                           

месяц

Темы опытов

Цель опытов

Содержание опытов

Уголок экспериментальной деятельности (оборудование)

Работа с родителями

 сентябрь

Солнце высушивает предметы.

Формировать представление о первых осенних изменениях в неживой природе: понижение температуры, солнце появляется реже.

Повесить на солнечном участке кукольное бельё, понаблюдать, как быстро оно высохнет; намочить песок в песочнице и понаблюдать, как за время прогулки он высохнет.

Дидактический материал

Анкетирование родителей.

Привлечение к созданию мини-лаборатории.

Консультация «Экологическое воспитание детей в семье».

       октябрь

Выявление зависимости состояния почвы от погодных условий.

Дать понятие зависимости изменений состояния почвы от изменения погодных условий.

В солнечный день предложить детям рассмотреть землю, потрогать рукой, какая она: тёплая (её нагрело солнце), сухая (рассыпается в руке), цвет (светло-коричневый). Полить землю из лейки (как будто прошёл дождь), предложить опять потрогать её, рассмотреть. Земля стала мокрой, липкой, потемнела. От холодной воды почва стала холоднее.

Наглядный материал.

Консультация «Экспериментальная деятельность дома».

Буклеты «Организация детского экспериментирования в домашних условиях».

Изготовить гербарий из засушенных листьев.

  ноябрь

Потребность растения во влаге.

Подвести детей к выводу о необходимости влаги для роста растений.

Проращивать луковицы в сухой банке и банке с водой. Проследить изменения во внешнем виде комнатного растения до полива и после него.

Дидактический материал.

Наглядный материал.

Консультация «Такие милые почемучки или как отвечать на детские вопросы»

Методические рекомендации «Соблюдение правил при проведении опытов».

Декабрь

Потребность растения в свете.

Подвести детей к выводу о необходимости света для роста растений.

Два одинаковых растения поместить в тёмное место и в светлое.

Наглядный материал.

Консультация «Несказочные опыты или сказки о законах природы».

январь

Вода нужна всем.

Показать детям, что одно из важнейших свойств воды – дать жизнь всему живому.

Заранее срезать веточки быстро распускающихся деревьев. Взять сосуд, наклеить на него этикетку «Живая вода». Вместе с детьми рассмотреть ветки. Пройдёт время и, они оживут.

Наглядный материал.

Методические рекомендации «Покормите птиц зимой»

Создание коллекции семян.

февраль

Живые растения.

Закрепить представление, что растения зимой живые.

Провести опыты по проращиванию срезанных веток. Определить проявление жизни по набуханию почек и появлению листьев.        

Показать движение листьев по направлению к свету на примере комнатных растений.

Наглядный материал.

Консультация для родителей «Увлекательное познание мира через искусство или возможности экспериментирования в домашних условиях»

март

Растения просыпаются.

Подвести детей к выводу о необходимости тепла для роста растений.

Предложить детям потрогать воду в луже. Сделать вывод, что вода ещё очень холодная, поэтому растения только просыпаются после зимы, но не растут. Внести корневище мать и мачехи в группу, понаблюдать, где скорее зацветёт.

Дидактический материал. Наглядный материал.

Методические рекомендации «Соблюдение правил при наблюдении за растениями и животными»

Буклеты «Роль экспериментальной деятельности в познавательном развитии».

апрель

Разные полянки.

Подвести детей к пониманию о необходимости света и тепла для роста растений.

Провести наблюдение за ростом цветов мать-и мачехи на разных полянках, где много света и там, где полянка с цветами затемнена деревьями.

Наглядный материал.

Методические рекомендации «Чего нельзя и что нужно делать для поддержания интереса к экспериментированию».

май

Готовим семена.

Подвести детей к пониманию необходимости влаги для роста растений.

Посадить на грядке семена сухие и пророщенные, проследить за прорастанием семян, определить быстроту всходов.

Дидактический материал. Наглядный материал.

Буклеты «Наблюдения и экспериментирование в летний период».

Создание мини- лаборатории.

                                       

                                                                           

         

                                                    Старшая группа.

месяц

Темы опытов

Цель опытов

Содержание опытов

Уголок экспериментальной деятельности

сентябрь  

1 неделя

Питательные вещества.

Установить, что в корнеплодах есть запас питательных веществ для растения.

 Обрезать корнеплоды до половины, поместить в плоскую ёмкость с водой, поставить в светлое место, наблюдать.

Поместить ёмкости (небольшие подносы, миски) с водой и разнообразные корнеплоды.

2 неделя

Как увидеть воздух.

Установим, что воздух невидим, не имеет определённой формы, запаха, распространяется во всех направлениях.

Взять ароматизированные салфетки, корки апельсина и предложить детям последовательно почувствовать запахи, распространяющиеся в помещении.

 неделя 3

Вода не имеет формы.

Показать детям, что вода не имеет формы, она принимает форму того сосуда, в который она налита.

Разлить воду в разные сосуды, разной формы, вспомнить с детьми, где и как разливаются лужи.

4 неделя

Вода не имеет вкуса и запаха.

Показать детям, что вода не имеет вкуса и запаха.

Дать детям попробовать простую кипячёную воду, понюхать. Затем добавить в один стакан –соль, в другой –сахар, дать детям попробовать; добавить в один из стаканов пахучий раствор.

месяц

Темы опытов

Цель опытов

Содержание опытов

Уголок экспериментальной деятельности

октябрь

1 неделя

Песчаный конус.

Установить, что песок может двигаться.

Взять горсть сухого песка и выпустить его струйкой, так, чтобы он падал в одно место. Постепенно, в месте падения образуется конус. Если сыпать песок то в одном месте, то в другом, образуются сплывы; движение песка похоже на течение.

Поместить емкости с почвой с глиной, песком, ёмкость с водой, палочки, либо пластмассовые ложки для самостоятельных опытов.

2 неделя

Своды и тоннели.

Показать детям, что песчинки образуют предохранительные своды.

Взять трубочку, склеенную из тонкой бумаги, вставить в неё карандаш. Трубочку засыпать песком, карандаш вынуть. Трубочка осталась не смятой.

 3 неделя

Песочные часы.

Объяснить детям, что на основе сыпучести песка люди придумали песочные часы.

Показать настоящие песочные часы. Дети следят, как просыпается песок, ощущая длительность минуты.

4 неделя

Первые заморозки.

Показать зависимость от температуры состояние воды.

В одинаковые банки налить воды, поместить  одну банку в холодный день на улице, другую в группе. Вместе с детьми измерить температуру, определить причину замерзания воды.

месяц

Темы опытов

Цель опытов

Содержание опытов

Уголок экспериментальной деятельности

      Ноябрь  

     1 неделя

Опыт с почвой.

Установить необходимость почвы для роста растений.

Влажные бумажные салфетки поместить в коробку и высыпать на них семена, салфетки поддерживать влажными. Часть семян поместить в почву. Наблюдать, где лучше и быстрее прорастут семена.

Поместить бумажные салфетки, ящик с почвой, пустую коробочку, семена крест-салата и овса.

2  неделя

Опыт с водой.

Доказать, что вода не имеет цвета.

Попросить детей положить кристаллики  разных цветов в стаканы с водой и размешать, чтобы они растворились.

3 неделя

Состав почвы.

Закрепит и обобщить знания детей о воде, воздухе и значении их для всего живого.

Взять глубокий лоток, приготовить почву(песок, глина, перегнившие листья), посадить туда семечко, полить, поставить в тёплое место и наблюдать появление ростка.

4 неделя

Опыт с магнитом.

Учить экспериментировать с разными материалами.

Экспериментирование с магнитом: притягивание разных предметов, проверка подъемной силы магнита, через какие преграды может действовать магнит.

месяц

Темы опытов

Цель опытов

Содержание опытов

Уголок экспериментальной деятельности

      Декабрь             1 неделя

Таяние снега и льда.

Подвести детей к пониманию того, что рыхлый снег тает быстрее.

Внести в группу снег и лёд, оставить на некоторое время, наблюдать, что растаёт быстрее.

После прогулки выложить кусок льда, баночку с плотно утрамбованным снегом, баночку с рыхлым снегом. Понаблюдать в какой баночке быстрее образуется вода. Сделать выводы.

 

2 неделя

Замерзание воды.

Установить зависимость: чем меньше объём жидкости, тем вода быстрее превращается в лёд.

Налить воду на поднос и в ведёрко, вынести на улицу, наблюдать.

3 неделя

Защитные свойства снега.

Формировать знания о том, что снег защищает корни растений от замерзания.

Поместить баночки с одинаковым количеством воды: а) на поверхность сугроба, б) зарыть неглубоко в снег, в) зарыть глубоко в снег. Понаблюдать.

                            4 неделя

Испарение воды.

Дать представление об изменении состояния воды под действием разных температур

Вскипятить воду, накрыть сосуд крышкой и показать, как сконденсированный пар превращается снова в капли и падает в низ.

месяц

Темы опытов

Цель опытов

Содержание опытов

Уголок экспериментальной деятельности

    Январь      1 неделя

Солнце.

Установить изменения в температурном режиме.

Предложить детям измерить температуру воздуха на солнечной стороне улицы и в тени.

Поставить в воду срезанные ветки тополя. Поместить ёмкости для снега и льда, весы, палочки для размешивания, пластмассовые стаканы.

2 неделя

Состояние покоя.

Подвести детей к понятию «состояние покоя».

Срезать ветку тополя и поставить в помещении в воду. Осуществлять наблюдение за тем, как ветка начинает засыхать.

 3 неделя

Разные состояния воды.

Продолжать формировать представления детей о разных состояниях воды.

Внести в группу снег и лёд. Наблюдать, что происходит с ними под действием тепла.

 4 неделя

Что тонет в воде.

Подвести детей к пониманию соотношения массы снега и земли.

Опустить в воду в один сосуд землю, в другой снег. Наблюдать различия.

месяц

Темы опытов

Цель опытов

Содержание опытов

Уголок экспериментальной деятельности

Февраль     1 неделя

Свет, влага и тепло.

Продолжать устанавливать необходимость света, тепла и влаги для роста и развития растений.

Срезать ветки разных деревьев (берёза, ива, тополь, вишня), поставить в группе на солнце и в тень. Понаблюдать, где быстрее появятся набухшие почки.

Поместить луковицы в банки для самостоятельных опытов.

 2 неделя

Свет, влага и тепло.

Продолжать устанавливать необходимость света, тепла и влаги для роста и развития растений.

Поместить луковицу в банку без воды, в банку с водой на подоконнике, в банке с водой, закрытым пакетом из-под молока.

3 неделя

Существование света и тени.

Подвести детей к выводу о том, что для наблюдения и игр с солнечными « зайчиками» необходим свет, солнечные лучи.

Измерение тени взрослого и ребёнка. Солнечные зайчики в тени и на свету.

 4 неделя

Таяние и замерзание воды.

Формировать представление о том, что скорость таяния находится в зависимости от изменения температуры.

.

Залить воду в разные формочки, заморозить в холодильнике. Замерзший лёд вынуть и наблюдать за изменением его состояния

месяц

Темы опытов

Цель опытов

Содержание опытов

Уголок экспериментальной деятельности

  Март            1 неделя

Агрегатные состояния воды.

Продолжать формировать понятие о разных агрегатных состояниях воды.

Переход снега и льда в воду с использованием моделей маленьких человечков (элементы Т Р И З).

Предложить детям различные сыпучие вещества для определения растворимости их в воде.

                  2  неделя

Пар.

Дать представление об изменении пара.

Переход воды в пар, использование моделей маленьких человечков (Т Р И З).

 3 неделя

Рост растений.

Установить необходимость подкормки весной и осенью для роста растений.

Поместить посевы овса на свет и в тень, понаблюдать, где быстрее будут расти ростки.

 4 неделя

Необходимость удобрений.

Установить необходимость подкормки весной и осенью для роста растений.

Подкормка комнатных растений, наблюдение.

месяц

Темы опытов

Цель опытов

Содержание опытов

Уголок экспериментальной деятельности

               Апрель

            1 неделя

Силы ветра и воды.

Дать понятие о том, что предметы могут двигаться под действием силы ветра и воды.

Пускание лодочек. Чтобы моделировать различные ветра (мягкий, нежный, буйный), предложить детям дуть на парус с различной силой, наблюдать за действиями кораблика).

Поместить горох, фасоль, бумажные салфетки, прозрачные банки. Дети самостоятельно выбирают семена: в банку плотно к стенкам кладут влажную салфетку, между салфеткой и стенками помещают замоченные фасоль и горох. В течение 10-12 дней наблюдают за изменениями.

2 неделя

Свойства воды.

Сформировать представление о том, что вода может смачивать предметы.

Обрызгать из пульверизатора листья комнатных растений, наблюдать за образованием шариков- капелек, т. е. пылинки собирают вокруг себя мелкие капли воды.

3 неделя

Животворное свойство воды.

Дать представление о том, что вода даёт жизнь всему живому.

Заранее срезать веточки быстро распускающихся деревьев. Поставить веточки в воду, объяснить, что пройдёт время и они оживут, проводить наблюдение.

 4 неделя

Испарение.

Формировать представление об изменении воды под действием температуры.

Вскипятить воду, накрыть сосуд крышкой и показать, что сконденсированный пар превращается снова в капли и падает вниз.

месяц

Темы опытов

Цель опытов

Содержание опытов

Уголок экспериментальной деятельности

Май         1неделя    

Наблюдение за насекомыми.

Обучать детей приёмам наблюдения, развивать умение сравнивать.

Насыпать на лист картона слой песка, посадить сороконожку или майского жука, понаблюдать какие следы они оставят на песке.

Поместить коллекцию насекомых, лупы.

 2 неделя

Уход за растениями.

Установить влияние прополки, прореживания на рост и развитие растений.

На части грядки не пропалывать и не прореживать растения. Наблюдать за ростом и развитием растений на двух половинках грядки.

    3 неделя

Смачивание.

Подвести к выводу о том, что вода может смачивать предметы.

Взять очень мелкий песок- пыль или муку и сбрызнуть водой: можно увидеть, как образуются шарики- капельки, т. е. пылинки собирают вокруг себя мелкие капли воды и образуют большую каплю или даже лужицу.

 4 неделя

Солнечное освещение.

Дать представление о том, что растения цветут обильнее на более освещённом месте.

Наблюдение за ростом и развитием мать-и- мачехи на различных полянках.

                                   

                                      Подготовительная группа

месяц

Темы опытов

Цель опытов

Содержание опытов

Уголок экспериментальной деятельности

  Сентябрь      1 неделя

Растение и воздух.

Дать представление о том, с какой стороны листа в растение проникает воздух.

Намазать вазелином верхнюю сторону листочков и нижнюю у других лисьев. Провести наблюдение за тем, какие листья завянут.

Экологические игры «Лото», «Чьи детки?», «Ботаническое лото», «Магазин «Овощи-фрукты».

2   неделя

Выход  червей на поверхность земли.

Уточнить, почему во время дождя черви вылезают на поверхность.

Налить воды в банку с землёй и червями, пока вода не закроет всю землю. Наблюдать, как реагируют черви.

 3 неделя

Звёзды движутся по кругу.

Установить, почему звезды движутся по кругу.

Подвести детей к пониманию, что движется сама земля, а звёзды относительно неё неподвижны, хотя нам кажется, что звёзды движутся.

 4 неделя

Листья и стебли пропускают воду.

Показать, что листья и стебли могут вести себя, как соломинки.

Погрузить стебель растения в воду, обратить внимание детей на то, что из погруженного в воду стебля начинают выходить пузырьки воздуха.

месяц

Темы опытов

Цель опытов

Содержание опытов

Уголок экспериментальной деятельности

      Октябрь                      1 неделя

Определение возраста рыбы.

Определить возраст рыбы.

Положить чешуйки на бумагу, через увеличительное стекло рассмотреть колечки, сосчитать светлые, более широкие кольца.

Поместить оборудование для опытов по выявлению свойств воздуха: ёмкость с водой, полиэтиленовые мешочки, бумажные салфетки, воронку, поролоновую губку.

2 неделя

Жизненный цикл мушек.

Наблюдать за жизненным циклом мушек

Очистить банан и положить его в банку, оставить банку открытой, когда там появятся плодовые мушки, накрыть банку и оставить на три дня.

3 неделя

Способность растений к поиску света.

Установить, как растение ищет свет.

Поставить растение на три дня у окна, повернуть растение на 180 градусов и оставить ещё на три дня. Наблюдать ,как растение поворачивается к свету.

4 неделя

Опыт с одуванчиком.

Установить, что у многолетних растений отмирают только наземные части, но живыми остаётся корневище.

Наблюдение за травянистыми растениями, их приспособленности к зиме.

месяц

Темы опытов

Цель опытов

Содержание опытов

Уголок экспериментальной деятельности

 Ноябрь   1 неделя

Как кошка языком чистит себе шёрстку.

Выявить, как кошка языком чистит себе шёрстку.

Потереть грифель о палец, потереть испачканный палец пилкой для ногтей. Потереть пилку о ватный тампон.

          2 неделя

Звёзды светят постоянно.

Показать, что звёзды светят постоянно.

Пробить в картоне несколько отверстий, вложить картон в конверт. Находясь в хорошо освещённой комнате, взять в одну руку конверт, в другую фонарик.

Пополнить ёмкости для определения свойств воды: испаряемость воды, способность предметов плавать и тонуть (предметы из разных материалов, полые предметы). Для использования семян предложить детям коробочки с разными семенами и лупы.

3 неделя

Вода способна испарятся.

Показать детям, что в холодном помещении вода испаряется медленно, чем сильнее нагреть воду, тем сильнее она испаряется.

В три банки наливается одинаковое количество воды. Одна банка помещается на подоконник, вторая рядом с батареей, третья -  на стол. Наблюдение.

4 неделя

Образование облаков.

Объяснить детям, как образуются в небе облака.

Побрызгать из пульверизатора на листья комнатных растений. Когда много мельчайших капелек падает на лист, они собираясь вместе, образуют большую каплю.

месяц

Темы опытов

Цель опытов

Содержание опытов

Уголок экспериментальной деятельности

 Декабрь  1 неделя

Защитные свойства снега.

Выявить значение снежного покрова для жизни растений.

Наблюдение за снежным покровом на прогулке (в сугробе теплее, поэтому надо засыпать снегом корни деревьев и кустарников).

Пополнить разнообразными бутылочками с пробками (для определения плавучести предметов).

2 неделя

Механизм образования инея.

Подвести к пониманию механизма образования инея.

Термос с горячей водой вынести на прогулку. Подержать над горячим паром тарелку и дать ей остыть. Наблюдать, как на тарелке образуется иней.

3 неделя

Плавучесть предметов.

Дать представление о том, что полые предметы плавают.

Опустить в воду две одинаковые бутылки, одна с плотно закрытой пробкой, другая – неплотно завинчивается.  Наблюдать за тем, какой предмет будет плавать.

 4 неделя

Защита растений от низких температур.

Показать, как вода влияет на растение в зависимости от температуры.

Подвести детей к пониманию того, что растение от низких температур можно защитить, поливая их водой.

месяц

Темы опытов

Цель опытов

Содержание опытов

Уголок экспериментальной деятельности

        Январь                  1 неделя

Как работает термометр.

Дать представление о работе термометра.

Показать детям как от тёплых пальцев, согревается жидкость в термометре, а когда жидкость нагревается, она расширяется и поднимается из шарика вверх по трубе.

Выложить кусочки коры от разных деревьев и лупы для рассматривания. Для продолжения исследования плавучести предметов приготовить жестяные банки и мелкие металлические предметы.

2 неделя

Растение теряет влагу.

Показать, как растение теряет влагу через испарение.

Поместить пакетик на лист и надёжно прикрепить его к стеблю. Наблюдать каким стал пакет через два, три часа.

3 неделя

Вертушка.

Выявить связь между сильным ветром и быстрым вращением вертушки.

Вынести на прогулку вертушку, установить связь между силой ветра и скоростью вращения вертушки.

 4 неделя

Почему не тонут корабли.

Подвести детей к выводу, почему не тонут корабли.

В ёмкость с водой опустить металлические предметы, наблюдая за тем, как они тонут. Опустить в воду жестяную банку, наблюдать, как она остаётся на плаву.

месяц

Темы опытов

Цель опытов

Содержание опытов

Уголок экспериментальной деятельности

      Февраль             1 неделя

Свойства воды.

Продолжать знакомство детей со свойствами воды: при замерзании вода расширяется.

На вечерней прогулке в сильный мороз вынести стеклянную бутылку, заполненную водой, и оставить на поверхности снега. Наблюдение за тем, что стало с бутылкой.

Поместить магниты и различные мелкие предметы из разных материалов (скрепки, крышки, от бутылок, ножницы, расчёски и т. д.), альбомы для зарисовки результатов опытов.

2 неделя

Замёрзшая вода.

Дать представление о том, как замёрзшая вода двигает камни.

Наблюдение за тем, как расположены камни (вода при замерзании расширяется, когда вода попадает в трещины в камнях, то при замерзании она двигает камень с места и даже не ломает его).

 3 неделя

Магнит и его свойства.

Познакомить детей с магнитом и его свойствами притягивать предметы  (металлические).

Предложить детям исследовать притяжение магнитом предметов из разных материалов.

4 неделя

Питание растений.

Показать, как растение может обеспечить себе питание.

Полить растение, поставить горшочек с растением целиком в банку, закрыть крышку. Наблюдать, как на внутренней стороне банки регулярно появляются капельки воды, растение продолжает расти.

месяц

Темы опытов

Цель опытов

Содержание опытов

Уголок экспериментальной деятельности

    Март          1 неделя

Воздух занимает место.

Формировать представление о том, что воздух занимает место.

Налить полмиски воды, бросить в воду пробку, накрыть стаканом, погрузить стакан в воду. Наблюдать, как участок поверхности воды, на котором плавает пробка, погружается вместе со стаканом.

Поместить разные виды фильтров и ёмкости для воды (для самостоятельных опытов по очистке воды).

2 неделя

Прозрачность.

Познакомить детей со свойствами предметов пропускать или задерживать свет.

Предложить детям разнообразные предметы: прозрачные и светонепроницаемые, с помощью электрического фонарика дети определяют, какие из них пропускают свет, а какие нет.

3 неделя

«Хлебная плесень»

Вырастить грибок под названием «хлебная плесень».

Положить хлеб в пластиковый пакет. Капнуть в пакет 10 капель воды, закрыть его, положить в тёмное тёплое место на 3-5 дней. Рассмотреть хлеб через  пластик.

 4 неделя

Радуга в комнате.

Установить, какой формы радуга и из каких цветов она состоит.

Поставить зеркало в воду под небольшим углом. Поймать солнечный луч зеркалом и направить его на стену, поворачивать зеркало пока не появится спектр.

месяц

Темы опытов

Цель опытов

Содержание опытов

Уголок экспериментальной деятельности

  Апрель    1 неделя

Вода и воздух в земле.

Закрепить представление, что вода и воздух есть в почве.

Бросить в воду кусочек почвы, наблюдать, как на поверхности появятся пузырьки воздуха.

Поместить кору разных деревьев, емкости с водой и разную по составу почву.

2 неделя

Солнце.

Установить, почему солнце можно видеть до того, как оно появится над горизонтом.

Подвести детей к пониманию того, что из-за преломления света солнце можно видеть на несколько минут до того, как оно появится над горизонтом.

Поместить коробочки с семенами цветов и овощей, разнообразные сыпучие материалы (опилки, песок, стружки из пенопласта).

3 неделя

Выращивание растения из морковных верхушек.

Вырастить из морковных верхушек растения.

Наполнить ёмкости песком, посадить верхушки в песок, срезами вниз. В морковной верхушке есть основание стебля и часть корня – все части нужные растению.

4 неделя

Воздух имеет вес.

Выяснить, что воздух имеет вес.

Положить на чаши весов надутый шарик и ненадутый. Наблюдать, какая чаша весов перевесит.

месяц

Темы опытов

Цель опытов

Содержание опытов

Уголок экспериментальной деятельности

       Май                1 неделя

Солнечный луч.

Узнать из каких цветов состоит солнечный луч.

Подвести детей к пониманию того, что солнечный свет можно разделить на семь цветов: красный, оранжевый, жёлтый, зелёный, голубой, синий, фиолетовый.

Предложить детям разные ёмкости с растворимыми и нарастворимыми веществами (для повторения опытов на растворимость веществ в воде).

2 неделя

Как маскируются животные.

Выяснить как маскируются животные.

Подвести детей к пониманию того, что животные часто меняют окраску, сливаются с цветом окружающего пейзажа, что помогает им прятаться от хищников.

 3 неделя

Рост зелёных растений океана.

Дать представление о том, почему зелёные растения, растущие в океане, не живут глубже ста метров.

Подвести детей к пониманию, что на глубину ниже ста метров свет не проходит, поэтому водоросли не растут.

  4 неделя

Воздух нам необходим.

Формировать представление о том, что воздух необходим для дыхания человека.

Взять стакан с водой, поставить саломенку и выдыхать воздух – наблюдать, как в стакане появляются пузырьки.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие познавательного интереса детей среднего дошкольного возраста посредством экспериментальной деятельности

Занятия познавательного цикла дополняются опытно-экспериментальной, поисковой деятельностью, что позволяет обогатить новым содержанием задачи познавательного развития и усилить развивающий  эффек...

Выступление на городском методическом объединении воспитателей ДОУ "Развитие познавательной активности в решении вопросов здоровьесбережения посредством экспериментальной деятельности".

В процессе выступления педагог делится с коллегами многолетним опытом работы по экспериментальной деятельности с воспитанниками ДОУ в решении вопросов здоровьесбережения и формирования принципов ЗОЖ. ...

Развитие познавательной активности детей старшего дошкольного возраста посредством экспериментальной деятельности

Актуальность детского экспериментирования в том, что – это особая форма поисковой деятельности дошкольников, в которой проявляется собственная активность детей, направленная на получение новых знаний....

Творческий проект "Следопыты".Развитие познавательных интересов детей среднего дошкольного возраста средствами экспериментальной деятельности

Известно, что ознакомление с каким-либо предметом или явлением дает наиболее оптимальный результат, если оно носит действенный характер. Экспериментальная деятельность дает детям реальные представлени...

Статья "Развитие познавательного интереса детей старшего дошкольного возраста посредством Лэпбуков"

Данная статья полезна как для воспитателей, работающих в ДОУ, так и для специалистов....