Поэтапно-творческий план "Развитие познавательного интереса детей 4-5 лет посредством экспериментальной деятельности"
календарно-тематическое планирование по окружающему миру (средняя группа)
Поэтапно – творческий план педагога МБДОУ «Детский сад №48 «Пчёлка» на 2020-2021 учебный год педагога Страшновой Н. А. по теме
«Развитие познавательного интереса детей посредством организации экспериментальной деятельности».
месяц | Темы опытов | Цель опытов | Содержание опытов | Уголок экспериментальной деятельности (оборудование) | Работа с родителями |
сентябрь | Солнце высушивает предметы. | Формировать представление о первых осенних изменениях в неживой природе: понижение температуры, солнце появляется реже. | Повесить на солнечном участке кукольное бельё, понаблюдать, как быстро оно высохнет; намочить песок в песочнице и понаблюдать, как за время прогулки он высохнет. |
Дидактический материал
| Анкетирование родителей. Привлечение к созданию мини-лаборатории. Консультация «Экологическое воспитание детей в семье». |
октябрь | Выявление зависимости состояния почвы от погодных условий. | Дать понятие зависимости изменений состояния почвы от изменения погодных условий. | В солнечный день предложить детям рассмотреть землю, потрогать рукой, какая она: тёплая (её нагрело солнце), сухая (рассыпается в руке), цвет (светло-коричневый). Полить землю из лейки (как будто прошёл дождь), предложить опять потрогать её, рассмотреть. Земля стала мокрой, липкой, потемнела. От холодной воды почва стала холоднее. | Наглядный материал. | Консультация «Экспериментальная деятельность дома». Буклеты «Организация детского экспериментирования в домашних условиях». Изготовить гербарий из засушенных листьев. |
ноябрь | Потребность растения во влаге. | Подвести детей к выводу о необходимости влаги для роста растений. | Проращивать луковицы в сухой банке и банке с водой. Проследить изменения во внешнем виде комнатного растения до полива и после него. | Дидактический материал. Наглядный материал.
| Консультация «Такие милые почемучки или как отвечать на детские вопросы» Методические рекомендации «Соблюдение правил при проведении опытов». |
Декабрь | Потребность растения в свете. | Подвести детей к выводу о необходимости света для роста растений. | Два одинаковых растения поместить в тёмное место и в светлое. |
Наглядный материал.
| Консультация «Несказочные опыты или сказки о законах природы». |
январь | Вода нужна всем. | Показать детям, что одно из важнейших свойств воды – дать жизнь всему живому. | Заранее срезать веточки быстро распускающихся деревьев. Взять сосуд, наклеить на него этикетку «Живая вода». Вместе с детьми рассмотреть ветки. Пройдёт время и, они оживут. | Наглядный материал. | Методические рекомендации «Покормите птиц зимой» Создание коллекции семян. |
февраль | Живые растения. | Закрепить представление, что растения зимой живые. | Провести опыты по проращиванию срезанных веток. Определить проявление жизни по набуханию почек и появлению листьев. Показать движение листьев по направлению к свету на примере комнатных растений.
| Наглядный материал. | Консультация для родителей «Увлекательное познание мира через искусство или возможности экспериментирования в домашних условиях» |
март | Растения просыпаются. | Подвести детей к выводу о необходимости тепла для роста растений. | Предложить детям потрогать воду в луже. Сделать вывод, что вода ещё очень холодная, поэтому растения только просыпаются после зимы, но не растут. Внести корневище мать и мачехи в группу, понаблюдать, где скорее зацветёт.
| Дидактический материал. Наглядный материал. | Методические рекомендации «Соблюдение правил при наблюдении за растениями и животными» Буклеты «Роль экспериментальной деятельности в познавательном развитии». |
апрель | Разные полянки. | Подвести детей к пониманию о необходимости света и тепла для роста растений. | Провести наблюдение за ростом цветов мать-и мачехи на разных полянках, где много света и там, где полянка с цветами затемнена деревьями.
| Наглядный материал. | Методические рекомендации «Чего нельзя и что нужно делать для поддержания интереса к экспериментированию». |
май | Готовим семена. | Подвести детей к пониманию необходимости влаги для роста растений. | Посадить на грядке семена сухие и пророщенные, проследить за прорастанием семян, определить быстроту всходов.
| Дидактический материал. Наглядный материал. | Буклеты «Наблюдения и экспериментирование в летний период». Создание мини- лаборатории. |
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
plan_po_eksperementalnoy_deyatelnosti.docx | 35.93 КБ |
Предварительный просмотр:
Поэтапно – творческий план педагога МБДОУ «Детский сад №48 «Пчёлка» на 2020-2021 учебный год педагога Страшновой Н. А. по теме
«Развитие познавательного интереса детей посредством организации экспериментальной деятельности».
месяц | Темы опытов | Цель опытов | Содержание опытов | Уголок экспериментальной деятельности (оборудование) | Работа с родителями |
сентябрь | Солнце высушивает предметы. | Формировать представление о первых осенних изменениях в неживой природе: понижение температуры, солнце появляется реже. | Повесить на солнечном участке кукольное бельё, понаблюдать, как быстро оно высохнет; намочить песок в песочнице и понаблюдать, как за время прогулки он высохнет. | Дидактический материал | Анкетирование родителей. Привлечение к созданию мини-лаборатории. Консультация «Экологическое воспитание детей в семье». |
октябрь | Выявление зависимости состояния почвы от погодных условий. | Дать понятие зависимости изменений состояния почвы от изменения погодных условий. | В солнечный день предложить детям рассмотреть землю, потрогать рукой, какая она: тёплая (её нагрело солнце), сухая (рассыпается в руке), цвет (светло-коричневый). Полить землю из лейки (как будто прошёл дождь), предложить опять потрогать её, рассмотреть. Земля стала мокрой, липкой, потемнела. От холодной воды почва стала холоднее. | Наглядный материал. | Консультация «Экспериментальная деятельность дома». Буклеты «Организация детского экспериментирования в домашних условиях». Изготовить гербарий из засушенных листьев. |
ноябрь | Потребность растения во влаге. | Подвести детей к выводу о необходимости влаги для роста растений. | Проращивать луковицы в сухой банке и банке с водой. Проследить изменения во внешнем виде комнатного растения до полива и после него. | Дидактический материал. Наглядный материал. | Консультация «Такие милые почемучки или как отвечать на детские вопросы» Методические рекомендации «Соблюдение правил при проведении опытов». |
Декабрь | Потребность растения в свете. | Подвести детей к выводу о необходимости света для роста растений. | Два одинаковых растения поместить в тёмное место и в светлое. | Наглядный материал. | Консультация «Несказочные опыты или сказки о законах природы». |
январь | Вода нужна всем. | Показать детям, что одно из важнейших свойств воды – дать жизнь всему живому. | Заранее срезать веточки быстро распускающихся деревьев. Взять сосуд, наклеить на него этикетку «Живая вода». Вместе с детьми рассмотреть ветки. Пройдёт время и, они оживут. | Наглядный материал. | Методические рекомендации «Покормите птиц зимой» Создание коллекции семян. |
февраль | Живые растения. | Закрепить представление, что растения зимой живые. | Провести опыты по проращиванию срезанных веток. Определить проявление жизни по набуханию почек и появлению листьев. Показать движение листьев по направлению к свету на примере комнатных растений. | Наглядный материал. | Консультация для родителей «Увлекательное познание мира через искусство или возможности экспериментирования в домашних условиях» |
март | Растения просыпаются. | Подвести детей к выводу о необходимости тепла для роста растений. | Предложить детям потрогать воду в луже. Сделать вывод, что вода ещё очень холодная, поэтому растения только просыпаются после зимы, но не растут. Внести корневище мать и мачехи в группу, понаблюдать, где скорее зацветёт. | Дидактический материал. Наглядный материал. | Методические рекомендации «Соблюдение правил при наблюдении за растениями и животными» Буклеты «Роль экспериментальной деятельности в познавательном развитии». |
апрель | Разные полянки. | Подвести детей к пониманию о необходимости света и тепла для роста растений. | Провести наблюдение за ростом цветов мать-и мачехи на разных полянках, где много света и там, где полянка с цветами затемнена деревьями. | Наглядный материал. | Методические рекомендации «Чего нельзя и что нужно делать для поддержания интереса к экспериментированию». |
май | Готовим семена. | Подвести детей к пониманию необходимости влаги для роста растений. | Посадить на грядке семена сухие и пророщенные, проследить за прорастанием семян, определить быстроту всходов. | Дидактический материал. Наглядный материал. | Буклеты «Наблюдения и экспериментирование в летний период». Создание мини- лаборатории. |
Старшая группа.
месяц | Темы опытов | Цель опытов | Содержание опытов | Уголок экспериментальной деятельности |
сентябрь 1 неделя | Питательные вещества. | Установить, что в корнеплодах есть запас питательных веществ для растения. | Обрезать корнеплоды до половины, поместить в плоскую ёмкость с водой, поставить в светлое место, наблюдать. | Поместить ёмкости (небольшие подносы, миски) с водой и разнообразные корнеплоды. |
2 неделя | Как увидеть воздух. | Установим, что воздух невидим, не имеет определённой формы, запаха, распространяется во всех направлениях. | Взять ароматизированные салфетки, корки апельсина и предложить детям последовательно почувствовать запахи, распространяющиеся в помещении. | |
неделя 3 | Вода не имеет формы. | Показать детям, что вода не имеет формы, она принимает форму того сосуда, в который она налита. | Разлить воду в разные сосуды, разной формы, вспомнить с детьми, где и как разливаются лужи. | |
4 неделя | Вода не имеет вкуса и запаха. | Показать детям, что вода не имеет вкуса и запаха. | Дать детям попробовать простую кипячёную воду, понюхать. Затем добавить в один стакан –соль, в другой –сахар, дать детям попробовать; добавить в один из стаканов пахучий раствор. |
месяц | Темы опытов | Цель опытов | Содержание опытов | Уголок экспериментальной деятельности |
октябрь 1 неделя | Песчаный конус. | Установить, что песок может двигаться. | Взять горсть сухого песка и выпустить его струйкой, так, чтобы он падал в одно место. Постепенно, в месте падения образуется конус. Если сыпать песок то в одном месте, то в другом, образуются сплывы; движение песка похоже на течение. | Поместить емкости с почвой с глиной, песком, ёмкость с водой, палочки, либо пластмассовые ложки для самостоятельных опытов. |
2 неделя | Своды и тоннели. | Показать детям, что песчинки образуют предохранительные своды. | Взять трубочку, склеенную из тонкой бумаги, вставить в неё карандаш. Трубочку засыпать песком, карандаш вынуть. Трубочка осталась не смятой. | |
3 неделя | Песочные часы. | Объяснить детям, что на основе сыпучести песка люди придумали песочные часы. | Показать настоящие песочные часы. Дети следят, как просыпается песок, ощущая длительность минуты. | |
4 неделя | Первые заморозки. | Показать зависимость от температуры состояние воды. | В одинаковые банки налить воды, поместить одну банку в холодный день на улице, другую в группе. Вместе с детьми измерить температуру, определить причину замерзания воды. |
месяц | Темы опытов | Цель опытов | Содержание опытов | Уголок экспериментальной деятельности |
Ноябрь 1 неделя | Опыт с почвой. | Установить необходимость почвы для роста растений. | Влажные бумажные салфетки поместить в коробку и высыпать на них семена, салфетки поддерживать влажными. Часть семян поместить в почву. Наблюдать, где лучше и быстрее прорастут семена. | Поместить бумажные салфетки, ящик с почвой, пустую коробочку, семена крест-салата и овса. |
2 неделя | Опыт с водой. | Доказать, что вода не имеет цвета. | Попросить детей положить кристаллики разных цветов в стаканы с водой и размешать, чтобы они растворились. | |
3 неделя | Состав почвы. | Закрепит и обобщить знания детей о воде, воздухе и значении их для всего живого. | Взять глубокий лоток, приготовить почву(песок, глина, перегнившие листья), посадить туда семечко, полить, поставить в тёплое место и наблюдать появление ростка. | |
4 неделя | Опыт с магнитом. | Учить экспериментировать с разными материалами. | Экспериментирование с магнитом: притягивание разных предметов, проверка подъемной силы магнита, через какие преграды может действовать магнит. |
месяц | Темы опытов | Цель опытов | Содержание опытов | Уголок экспериментальной деятельности |
Декабрь 1 неделя | Таяние снега и льда. | Подвести детей к пониманию того, что рыхлый снег тает быстрее. | Внести в группу снег и лёд, оставить на некоторое время, наблюдать, что растаёт быстрее. | После прогулки выложить кусок льда, баночку с плотно утрамбованным снегом, баночку с рыхлым снегом. Понаблюдать в какой баночке быстрее образуется вода. Сделать выводы. |
2 неделя | Замерзание воды. | Установить зависимость: чем меньше объём жидкости, тем вода быстрее превращается в лёд. | Налить воду на поднос и в ведёрко, вынести на улицу, наблюдать. | |
3 неделя | Защитные свойства снега. | Формировать знания о том, что снег защищает корни растений от замерзания. | Поместить баночки с одинаковым количеством воды: а) на поверхность сугроба, б) зарыть неглубоко в снег, в) зарыть глубоко в снег. Понаблюдать. | |
4 неделя | Испарение воды. | Дать представление об изменении состояния воды под действием разных температур | Вскипятить воду, накрыть сосуд крышкой и показать, как сконденсированный пар превращается снова в капли и падает в низ. |
месяц | Темы опытов | Цель опытов | Содержание опытов | Уголок экспериментальной деятельности |
Январь 1 неделя | Солнце. | Установить изменения в температурном режиме. | Предложить детям измерить температуру воздуха на солнечной стороне улицы и в тени. | Поставить в воду срезанные ветки тополя. Поместить ёмкости для снега и льда, весы, палочки для размешивания, пластмассовые стаканы. |
2 неделя | Состояние покоя. | Подвести детей к понятию «состояние покоя». | Срезать ветку тополя и поставить в помещении в воду. Осуществлять наблюдение за тем, как ветка начинает засыхать. | |
3 неделя | Разные состояния воды. | Продолжать формировать представления детей о разных состояниях воды. | Внести в группу снег и лёд. Наблюдать, что происходит с ними под действием тепла. | |
4 неделя | Что тонет в воде. | Подвести детей к пониманию соотношения массы снега и земли. | Опустить в воду в один сосуд землю, в другой снег. Наблюдать различия. |
месяц | Темы опытов | Цель опытов | Содержание опытов | Уголок экспериментальной деятельности |
Февраль 1 неделя | Свет, влага и тепло. | Продолжать устанавливать необходимость света, тепла и влаги для роста и развития растений. | Срезать ветки разных деревьев (берёза, ива, тополь, вишня), поставить в группе на солнце и в тень. Понаблюдать, где быстрее появятся набухшие почки. | Поместить луковицы в банки для самостоятельных опытов. |
2 неделя | Свет, влага и тепло. | Продолжать устанавливать необходимость света, тепла и влаги для роста и развития растений. | Поместить луковицу в банку без воды, в банку с водой на подоконнике, в банке с водой, закрытым пакетом из-под молока. | |
3 неделя | Существование света и тени. | Подвести детей к выводу о том, что для наблюдения и игр с солнечными « зайчиками» необходим свет, солнечные лучи. | Измерение тени взрослого и ребёнка. Солнечные зайчики в тени и на свету. | |
4 неделя | Таяние и замерзание воды. | Формировать представление о том, что скорость таяния находится в зависимости от изменения температуры. . | Залить воду в разные формочки, заморозить в холодильнике. Замерзший лёд вынуть и наблюдать за изменением его состояния |
месяц | Темы опытов | Цель опытов | Содержание опытов | Уголок экспериментальной деятельности |
Март 1 неделя | Агрегатные состояния воды. | Продолжать формировать понятие о разных агрегатных состояниях воды. | Переход снега и льда в воду с использованием моделей маленьких человечков (элементы Т Р И З). | Предложить детям различные сыпучие вещества для определения растворимости их в воде. |
2 неделя | Пар. | Дать представление об изменении пара. | Переход воды в пар, использование моделей маленьких человечков (Т Р И З). | |
3 неделя | Рост растений. | Установить необходимость подкормки весной и осенью для роста растений. | Поместить посевы овса на свет и в тень, понаблюдать, где быстрее будут расти ростки. | |
4 неделя | Необходимость удобрений. | Установить необходимость подкормки весной и осенью для роста растений. | Подкормка комнатных растений, наблюдение. |
месяц | Темы опытов | Цель опытов | Содержание опытов | Уголок экспериментальной деятельности |
Апрель 1 неделя | Силы ветра и воды. | Дать понятие о том, что предметы могут двигаться под действием силы ветра и воды. | Пускание лодочек. Чтобы моделировать различные ветра (мягкий, нежный, буйный), предложить детям дуть на парус с различной силой, наблюдать за действиями кораблика). | Поместить горох, фасоль, бумажные салфетки, прозрачные банки. Дети самостоятельно выбирают семена: в банку плотно к стенкам кладут влажную салфетку, между салфеткой и стенками помещают замоченные фасоль и горох. В течение 10-12 дней наблюдают за изменениями. |
2 неделя | Свойства воды. | Сформировать представление о том, что вода может смачивать предметы. | Обрызгать из пульверизатора листья комнатных растений, наблюдать за образованием шариков- капелек, т. е. пылинки собирают вокруг себя мелкие капли воды. | |
3 неделя | Животворное свойство воды. | Дать представление о том, что вода даёт жизнь всему живому. | Заранее срезать веточки быстро распускающихся деревьев. Поставить веточки в воду, объяснить, что пройдёт время и они оживут, проводить наблюдение. | |
4 неделя | Испарение. | Формировать представление об изменении воды под действием температуры. | Вскипятить воду, накрыть сосуд крышкой и показать, что сконденсированный пар превращается снова в капли и падает вниз. |
месяц | Темы опытов | Цель опытов | Содержание опытов | Уголок экспериментальной деятельности |
Май 1неделя | Наблюдение за насекомыми. | Обучать детей приёмам наблюдения, развивать умение сравнивать. | Насыпать на лист картона слой песка, посадить сороконожку или майского жука, понаблюдать какие следы они оставят на песке. | Поместить коллекцию насекомых, лупы. |
2 неделя | Уход за растениями. | Установить влияние прополки, прореживания на рост и развитие растений. | На части грядки не пропалывать и не прореживать растения. Наблюдать за ростом и развитием растений на двух половинках грядки. | |
3 неделя | Смачивание. | Подвести к выводу о том, что вода может смачивать предметы. | Взять очень мелкий песок- пыль или муку и сбрызнуть водой: можно увидеть, как образуются шарики- капельки, т. е. пылинки собирают вокруг себя мелкие капли воды и образуют большую каплю или даже лужицу. | |
4 неделя | Солнечное освещение. | Дать представление о том, что растения цветут обильнее на более освещённом месте. | Наблюдение за ростом и развитием мать-и- мачехи на различных полянках. |
Подготовительная группа
месяц | Темы опытов | Цель опытов | Содержание опытов | Уголок экспериментальной деятельности |
Сентябрь 1 неделя | Растение и воздух. | Дать представление о том, с какой стороны листа в растение проникает воздух. | Намазать вазелином верхнюю сторону листочков и нижнюю у других лисьев. Провести наблюдение за тем, какие листья завянут. | Экологические игры «Лото», «Чьи детки?», «Ботаническое лото», «Магазин «Овощи-фрукты». |
2 неделя | Выход червей на поверхность земли. | Уточнить, почему во время дождя черви вылезают на поверхность. | Налить воды в банку с землёй и червями, пока вода не закроет всю землю. Наблюдать, как реагируют черви. | |
3 неделя | Звёзды движутся по кругу. | Установить, почему звезды движутся по кругу. | Подвести детей к пониманию, что движется сама земля, а звёзды относительно неё неподвижны, хотя нам кажется, что звёзды движутся. | |
4 неделя | Листья и стебли пропускают воду. | Показать, что листья и стебли могут вести себя, как соломинки. | Погрузить стебель растения в воду, обратить внимание детей на то, что из погруженного в воду стебля начинают выходить пузырьки воздуха. |
месяц | Темы опытов | Цель опытов | Содержание опытов | Уголок экспериментальной деятельности |
Октябрь 1 неделя | Определение возраста рыбы. | Определить возраст рыбы. | Положить чешуйки на бумагу, через увеличительное стекло рассмотреть колечки, сосчитать светлые, более широкие кольца. | Поместить оборудование для опытов по выявлению свойств воздуха: ёмкость с водой, полиэтиленовые мешочки, бумажные салфетки, воронку, поролоновую губку. |
2 неделя | Жизненный цикл мушек. | Наблюдать за жизненным циклом мушек | Очистить банан и положить его в банку, оставить банку открытой, когда там появятся плодовые мушки, накрыть банку и оставить на три дня. | |
3 неделя | Способность растений к поиску света. | Установить, как растение ищет свет. | Поставить растение на три дня у окна, повернуть растение на 180 градусов и оставить ещё на три дня. Наблюдать ,как растение поворачивается к свету. | |
4 неделя | Опыт с одуванчиком. | Установить, что у многолетних растений отмирают только наземные части, но живыми остаётся корневище. | Наблюдение за травянистыми растениями, их приспособленности к зиме. |
месяц | Темы опытов | Цель опытов | Содержание опытов | Уголок экспериментальной деятельности |
Ноябрь 1 неделя | Как кошка языком чистит себе шёрстку. | Выявить, как кошка языком чистит себе шёрстку. | Потереть грифель о палец, потереть испачканный палец пилкой для ногтей. Потереть пилку о ватный тампон. | |
2 неделя | Звёзды светят постоянно. | Показать, что звёзды светят постоянно. | Пробить в картоне несколько отверстий, вложить картон в конверт. Находясь в хорошо освещённой комнате, взять в одну руку конверт, в другую фонарик. | Пополнить ёмкости для определения свойств воды: испаряемость воды, способность предметов плавать и тонуть (предметы из разных материалов, полые предметы). Для использования семян предложить детям коробочки с разными семенами и лупы. |
3 неделя | Вода способна испарятся. | Показать детям, что в холодном помещении вода испаряется медленно, чем сильнее нагреть воду, тем сильнее она испаряется. | В три банки наливается одинаковое количество воды. Одна банка помещается на подоконник, вторая рядом с батареей, третья - на стол. Наблюдение. | |
4 неделя | Образование облаков. | Объяснить детям, как образуются в небе облака. | Побрызгать из пульверизатора на листья комнатных растений. Когда много мельчайших капелек падает на лист, они собираясь вместе, образуют большую каплю. |
месяц | Темы опытов | Цель опытов | Содержание опытов | Уголок экспериментальной деятельности |
Декабрь 1 неделя | Защитные свойства снега. | Выявить значение снежного покрова для жизни растений. | Наблюдение за снежным покровом на прогулке (в сугробе теплее, поэтому надо засыпать снегом корни деревьев и кустарников). | Пополнить разнообразными бутылочками с пробками (для определения плавучести предметов). |
2 неделя | Механизм образования инея. | Подвести к пониманию механизма образования инея. | Термос с горячей водой вынести на прогулку. Подержать над горячим паром тарелку и дать ей остыть. Наблюдать, как на тарелке образуется иней. | |
3 неделя | Плавучесть предметов. | Дать представление о том, что полые предметы плавают. | Опустить в воду две одинаковые бутылки, одна с плотно закрытой пробкой, другая – неплотно завинчивается. Наблюдать за тем, какой предмет будет плавать. | |
4 неделя | Защита растений от низких температур. | Показать, как вода влияет на растение в зависимости от температуры. | Подвести детей к пониманию того, что растение от низких температур можно защитить, поливая их водой. |
месяц | Темы опытов | Цель опытов | Содержание опытов | Уголок экспериментальной деятельности |
Январь 1 неделя | Как работает термометр. | Дать представление о работе термометра. | Показать детям как от тёплых пальцев, согревается жидкость в термометре, а когда жидкость нагревается, она расширяется и поднимается из шарика вверх по трубе. | Выложить кусочки коры от разных деревьев и лупы для рассматривания. Для продолжения исследования плавучести предметов приготовить жестяные банки и мелкие металлические предметы. |
2 неделя | Растение теряет влагу. | Показать, как растение теряет влагу через испарение. | Поместить пакетик на лист и надёжно прикрепить его к стеблю. Наблюдать каким стал пакет через два, три часа. | |
3 неделя | Вертушка. | Выявить связь между сильным ветром и быстрым вращением вертушки. | Вынести на прогулку вертушку, установить связь между силой ветра и скоростью вращения вертушки. | |
4 неделя | Почему не тонут корабли. | Подвести детей к выводу, почему не тонут корабли. | В ёмкость с водой опустить металлические предметы, наблюдая за тем, как они тонут. Опустить в воду жестяную банку, наблюдать, как она остаётся на плаву. |
месяц | Темы опытов | Цель опытов | Содержание опытов | Уголок экспериментальной деятельности |
Февраль 1 неделя | Свойства воды. | Продолжать знакомство детей со свойствами воды: при замерзании вода расширяется. | На вечерней прогулке в сильный мороз вынести стеклянную бутылку, заполненную водой, и оставить на поверхности снега. Наблюдение за тем, что стало с бутылкой. | Поместить магниты и различные мелкие предметы из разных материалов (скрепки, крышки, от бутылок, ножницы, расчёски и т. д.), альбомы для зарисовки результатов опытов. |
2 неделя | Замёрзшая вода. | Дать представление о том, как замёрзшая вода двигает камни. | Наблюдение за тем, как расположены камни (вода при замерзании расширяется, когда вода попадает в трещины в камнях, то при замерзании она двигает камень с места и даже не ломает его). | |
3 неделя | Магнит и его свойства. | Познакомить детей с магнитом и его свойствами притягивать предметы (металлические). | Предложить детям исследовать притяжение магнитом предметов из разных материалов. | |
4 неделя | Питание растений. | Показать, как растение может обеспечить себе питание. | Полить растение, поставить горшочек с растением целиком в банку, закрыть крышку. Наблюдать, как на внутренней стороне банки регулярно появляются капельки воды, растение продолжает расти. |
месяц | Темы опытов | Цель опытов | Содержание опытов | Уголок экспериментальной деятельности |
Март 1 неделя | Воздух занимает место. | Формировать представление о том, что воздух занимает место. | Налить полмиски воды, бросить в воду пробку, накрыть стаканом, погрузить стакан в воду. Наблюдать, как участок поверхности воды, на котором плавает пробка, погружается вместе со стаканом. | Поместить разные виды фильтров и ёмкости для воды (для самостоятельных опытов по очистке воды). |
2 неделя | Прозрачность. | Познакомить детей со свойствами предметов пропускать или задерживать свет. | Предложить детям разнообразные предметы: прозрачные и светонепроницаемые, с помощью электрического фонарика дети определяют, какие из них пропускают свет, а какие нет. | |
3 неделя | «Хлебная плесень» | Вырастить грибок под названием «хлебная плесень». | Положить хлеб в пластиковый пакет. Капнуть в пакет 10 капель воды, закрыть его, положить в тёмное тёплое место на 3-5 дней. Рассмотреть хлеб через пластик. | |
4 неделя | Радуга в комнате. | Установить, какой формы радуга и из каких цветов она состоит. | Поставить зеркало в воду под небольшим углом. Поймать солнечный луч зеркалом и направить его на стену, поворачивать зеркало пока не появится спектр. |
месяц | Темы опытов | Цель опытов | Содержание опытов | Уголок экспериментальной деятельности |
Апрель 1 неделя | Вода и воздух в земле. | Закрепить представление, что вода и воздух есть в почве. | Бросить в воду кусочек почвы, наблюдать, как на поверхности появятся пузырьки воздуха. | Поместить кору разных деревьев, емкости с водой и разную по составу почву. |
2 неделя | Солнце. | Установить, почему солнце можно видеть до того, как оно появится над горизонтом. | Подвести детей к пониманию того, что из-за преломления света солнце можно видеть на несколько минут до того, как оно появится над горизонтом. | Поместить коробочки с семенами цветов и овощей, разнообразные сыпучие материалы (опилки, песок, стружки из пенопласта). |
3 неделя | Выращивание растения из морковных верхушек. | Вырастить из морковных верхушек растения. | Наполнить ёмкости песком, посадить верхушки в песок, срезами вниз. В морковной верхушке есть основание стебля и часть корня – все части нужные растению. | |
4 неделя | Воздух имеет вес. | Выяснить, что воздух имеет вес. | Положить на чаши весов надутый шарик и ненадутый. Наблюдать, какая чаша весов перевесит. |
месяц | Темы опытов | Цель опытов | Содержание опытов | Уголок экспериментальной деятельности |
Май 1 неделя | Солнечный луч. | Узнать из каких цветов состоит солнечный луч. | Подвести детей к пониманию того, что солнечный свет можно разделить на семь цветов: красный, оранжевый, жёлтый, зелёный, голубой, синий, фиолетовый. | Предложить детям разные ёмкости с растворимыми и нарастворимыми веществами (для повторения опытов на растворимость веществ в воде). |
2 неделя | Как маскируются животные. | Выяснить как маскируются животные. | Подвести детей к пониманию того, что животные часто меняют окраску, сливаются с цветом окружающего пейзажа, что помогает им прятаться от хищников. | |
3 неделя | Рост зелёных растений океана. | Дать представление о том, почему зелёные растения, растущие в океане, не живут глубже ста метров. | Подвести детей к пониманию, что на глубину ниже ста метров свет не проходит, поэтому водоросли не растут. | |
4 неделя | Воздух нам необходим. | Формировать представление о том, что воздух необходим для дыхания человека. | Взять стакан с водой, поставить саломенку и выдыхать воздух – наблюдать, как в стакане появляются пузырьки. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие познавательного интереса детей среднего дошкольного возраста посредством экспериментальной деятельности
Занятия познавательного цикла дополняются опытно-экспериментальной, поисковой деятельностью, что позволяет обогатить новым содержанием задачи познавательного развития и усилить развивающий эффек...
Развитие познавательной активности детей старшего дошкольного возраста посредством экспериментальной деятельности
Актуальность детского экспериментирования в том, что – это особая форма поисковой деятельности дошкольников, в которой проявляется собственная активность детей, направленная на получение новых знаний....
Творческий проект "Следопыты".Развитие познавательных интересов детей среднего дошкольного возраста средствами экспериментальной деятельности
Известно, что ознакомление с каким-либо предметом или явлением дает наиболее оптимальный результат, если оно носит действенный характер. Экспериментальная деятельность дает детям реальные представлени...
Пояснительная записка к методическому семинару на тему "Формирование познавательного интереса детей раннего дошкольного возраста посредством опытно - экспериментальной деятельности"
Данный материал может быть интересен дошкольным работникам при подготовке к аттестации....
Поэтапно-творческий план "Развитие познавательного интереса у детей посредством организации экспериментальной деятельности в младшем дошкольном возрасте".
Поэтапно – творческий план...
Поэтапно - творческий план "Развитие познавательного интереса посредством экспериментальной деятельности с детьми 6-7 лет"
Поэтапно – творческий план педагога МБДОУ «Детский сад №48 «Пчёлка» на 2022-2023 учебный год педагога Страшновой Н. А. по теме «Развитие познавательного интереса дет...
Развитие познавательного интереса детей младшего дошкольного возраста посредством игровой деятельности с палочками Кюизенера
Развитие познавательного интереса детей младшего дошкольного возраста посредством игровой деятельности с палочками Кюизенера...