Экологический проект "День Земли"
проект по окружающему миру (подготовительная группа)

Перминова Галина Георгиевна

Экологический проект

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ekologicheskiy_proekt_den_zemli.docx30.73 КБ

Предварительный просмотр:

Экологический проект «День Земли»

Разработчик: Перминова Г.Г.

Вид проекта – творческий

Продолжительность проекта  - Краткосрочный (с 15марта по 22 апреля  );

Участники проекта – педагоги, специалисты, дети и родители.

Возраст детей - 6-7 лет

Актуальность проекта

        Эмоциональные процессы являются той сферой психологического бытия ребенка, которая заряжает и регулирует все остальные его функции, такие как восприятие, внимание, память, мышление, воображение и другие.

Л.С. Выготский считал, что «эмоциональное развитие детей – одно из важнейших направлений профессиональной деятельности педагога. Эмоции являются «центральным звеном» психической жизни человека, и прежде всего ребенка».

Изотова Е.И., Капитоненко Н.В. выделяют основные новообразования дошкольного возраста: формирование устойчивой системы ценностных эмоциональных отношений в соответствии с различной значимостью для ребенка объектов окружающего мира (такими объектами выступают люди, образы, идеи и представления, действия); оформление эмоциональной децентрации –способности к эмоциональному сопереживанию другому человеку, формирование языка эмоций как совокупности вербальных обозначений эмоциональных состояний, которые служат средством их осознания. Опираясь на исследования С.Л.Новоселовой, Л.Ф. Обуховой и др. авторов, мы считаем,  что сформированность экологической культуры сопряжена с развитием личностных новообразований ребенка, которые проявляются в процессе природоведческой деятельности.

Именно на этапе дошкольного детства ребенок получает эмоциональные впечатления, накапливает представления о природе, о различных формах жизни, т. е. у него формируются первоосновы экологического мышления, сознания, закладываются начальные элементы экологической культуры.

Ребенок учится управлять своим поведением в природе в соответствии с определенными представлениями, правилами, нормами, что ведет за собой развитие произвольности. Природоведческая деятельность способствует развитию у детей эмпатии (сочувствия, сострадания, сопереживания живым существам).

 Актуальность данного вопроса обусловлена также тем, что в последнее время

в Российской Федерации к экологическим проблемам проявляется повышенное внимание. Как известно, 2017 год был объявлен в России годом охраны окружающей среды, разработаны и приняты ряд важных документов, включая Экологическую доктрину. Воспитание человека, как экологически направленной личности – труднейшая задача, но решать ее необходимо без промедления.

Каждый экологический проект в детском саду выполняется при активной помощи воспитателей и родителей, что способствует формированию социальной активности ребенка.

Выполняя экологические проекты, дети получают возможность в полной мере и на практике понять основы устройства и функционирования природы в современном мире; во время компьютеризации дети разучились общаться друг с другом, зачастую утратили такие человеческие качества, как уважение, сострадание, отзывчивость. И только усилиями родителей и педагогов можно воспитать эти качества.

Цель проекта:

 Формирование основ экологической культуры у детей старшего дошкольного возраста через использование проектной деятельности.

Задачи проекта:

1. Формировать у детей убеждение, что красота природы бесценна, поэтому ее надо охранять.

2.Расширять и уточнять представления детей об окружающем мире и взаимоотношениях его обитателей;

3.Развивать навыки правильного поведения детей в природе;

4. Воспитывать чувство бережного отношения к окружающему, чувство сопереживания и любви ко всему живому, эмоциональную отзывчивость, сопереживание, эмпатию;

5. Повышать экологическую культуру родителей.

Ожидаемые результаты

У детей:

  • У детей проявится ярко выраженный интерес к объектам и явлениям живой природы;
  • Дети овладеют навыками правильного поведения в окружающей среде;
  • Дети будут гуманно, бережно относиться к объектам природы и окружающим людям ;
  • У ребят сформируется стремление к исследованию объектов природы, научатся делать выводы, устанавливать причинно-следственные связи;
  • Дети овладеют навыками безопасного поведения в природе. Познакомятся с запрещающими и разрешающими экологическими знаками;
  • Ребята узнают много интересного из жизни живых объектов природы: растений леса, сада, луга, птиц и животных; исследуют опытным путем условия, необходимые для роста растений, научатся правильно ухаживать за растениями в уголке природы;
  • Дети закрепят представления о животных, условиях их жизни в разных районах Земли;
  • Ребята обобщат знания о первых весенних цветах, о том, что из-за неправильного отношения к цветам, они начинают исчезать, и чтобы совсем не исчезли, были занесены в "Красную книгу";
  • У детей появится желание отражать впечатления, полученные в процессе общения с природой в изобразительной, музыкальной, театральной деятельности.

У родителей:

  • Расширятся знания о первоцветах.
  • Повысится интерес к совместной деятельности по охране и защите природы.
  • Гармонизируются детско-родительские отношения.
  • Повысится уровень экологической культуры личности.

Условия реализации проекта

  • Активность воспитателей и родителей, как организаторов и координаторов деятельности детей.
  • Желание  детей и родителей участвовать в проекте.
  • Взаимодействие со специалистами и воспитателями.

Основные этапы метода  проекта.

1.Выбор цели проекта.  Педагог помогает детям выбрать наиболее интересную и посильную для них задачу на их уровень развития.

2.Разработка проекта. Составление плана деятельности по достижению цели: к кому обратится за помощью, определяются источники информации или модель трех вопросов, подбираются материалы и оборудование для работы, с какими предметами научиться работать для достижения цели.

3.Выполнение проекта. Выполняется практическая часть этого проекта.

4.Подведение итогов. Проводится оценка результатов и определение задач для новых проектов.

Этапы работы над экологическим проектом

«Птицы наши друзья»

Этапы

Содержание работы

Форма организации деятельности

Участники

1. Подготовительный этап

  • Модель трех вопросов
  • Анализ РППС подготовительной  группы
  • Наблюдения на прогулках и целевых экскурсиях:
  1. Какие цветы появляются первыми (парк, дубрава);
  2. Удивительное на прогулке (сезонные изменения в природе);
  3. Как мы растим рассаду цветов.
  4. Цикл наблюдений за цветами "Мать-мачехи";

Беседы с педагогами и детьми.

Прогулки, целевые прогулки

Ситуативный разговор

Индивидуальная работа

Педагог-психолог, педагоги,  родители, воспитанники ДОУ.

2. Организационный этап

3.Формирующий этап

  • Составление плана проекта (акции «День Земли!)», определение сроков реализации и ответственных за отдельные этапы проекта.
  • Для детей
  • Проведение  ряда   занятий на тему:

«Если сердится Земля»,

«Спасаем жизнь на Земле»,

«Наши соседи на Земле»,

«Я люблю Землю, Земля любит меня»,

«Страна «Хорошо»,

«Мы и наши друзья животные»

  • Чтение рассказов о первых весенних цветах:

С.Я.Маршак «Весенняя песенка», Л. Толстой «Пришла весна», «Как волки учат своих детей», Г. Скребицкий «На лесной полянке», И. Беляков «Подснежник проснулся»; «Как люди обидели речку» Рыжовой,

«Нефть в море»,

«От чего погибли киты?»,

«Морские коровы и красная книга»,

Сказка «Хитрая ласка».

  • Заучивание стихотворений о первоцветах
  •  Этюды на развитие эмпатии "Расцвел красивый цветок"

. Дидактические игры "Что растет в лесу?", "Что растет на цветнике в саду?" «Отгадай, что за растение», «Кто лишний»

  • . Этические беседы
  • . Рисование первоцветов;

«Мы  твои дети планета Земля», « Я путешествую по Земле»

  • Слушание музыкальных произведений

П. Чайковский «Вальс цветов», А. Вивальди «Цветы» и др.

  • Изготовление плакатов: "Берегите первоцветы!"

« Берегите планету Земля »

  • Сбор иллюстраций с изображением первоцветов для создания альбома о цветах

Для педагогов

  • Разучить с детьми песни и стихотворения необходимые для праздника.

Для родителей

  • Оформить выставку работ выполненных детьми и родителями.

Чтение художественной литературы

Элементарные опыты

 Наблюдение

Игровые проблемные ситуации

.

Театрализованная деятельность

Дидактические игры

Беседы с детьми,

Слушание музыкальных произведений

Изготовление дидактических пособий;

Разучивание песен, игр

Музыкально – ритмические движения

Фотовыставка « Берегите первоцветы »;

Семинары для заинтересованных родителей, информация в родительском уголке

Педагог-психолог, педагоги,  специалисты, родители, воспитанники ДОУ.

4. Итоговый этап

Проведение итогового мероприятия (Экологический праздник «День Земли!»

Анализ  результатов проектной деятельности. Обобщение опыта.

Педагог-психолог, педагоги,  воспитанники ДОУ.

        Проект осуществлялся  через все образовательные области, развивались коммуникативные навыки, поисковая деятельность, творческая активность. Участие в проекте помогало  ребенку почувствовать свою значимость, ощутить себя полноправным участником событий, способствовало усилению позиций «Я хочу», «Я умею», «Я сделаю».  У детей появилась  возможность проявить себя в различных видах деятельности, проявить индивидуальность и самостоятельность.

Итог реализации данного проекта позволяет сделать  следующие выводы:

1. У детей сформированы глубокие знания о жизни живых объектов природы: растений леса, сада, луга, птиц и животных;

2.Сформированы начальные природоведческие, природоохранительные знания и навыки экологически грамотного поведения в природе;

3.У детей появился ярко выраженный интерес к объектам и явлениям природы;

4. Участие детей в проектной деятельности оказало позитивное влияние на развитие личностных качеств, как отзывчивость, сочувствие, сопереживание, эмпатия, ответственность за свое поведение в природе;

5. Произошли существенные изменения в поведении детей: преобладание положительных эмоций; исчезновение агрессивных тенденций и появление доброжелательности между детьми. Появилась положительная динамика: в снижении интенсивности проявлений тревожности, страхов.

6 .К экологическому проекту привлечены родители. Экологическое просвещение родителей дает большой плюс в экологическом воспитании детей детского сада.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Экологический мюзикл "Земля - наш дом родной"

Сценарий экологического мюзикла для подготовительной группы, целью которого является обучение детей правилам поведения на природе, воспитание любви к родному краю, животному миру и сохранению красоты ...

занятие по экологическому воспитанию "Земля-наш общий дом" в подготовительной группе

На занятии использованы игры, работа по карточкам, работа на "Древе жизни", географической карте, разыграна сценка "Кто главнее", проведена психогимнастика...

ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ВИКТОРИНА, ЗЕМЛЯ, НА КОТОРОЙ МЫ ЖИВЁМ

развивать познавательную активность, воспитывать экологическое сознание через ценностную ориентацию в поведении и деятельности детей....

Сценарий экологического праздника «Земля – наш дом»

Цели и задачи:Формировать экологическое сознание и чувство уважения к планете Земля.Растить отзывчивых, добрых, милосердных детей. Учить их экологическиГрамотному поведению в природе, гуманному ...

Конспект праздника на экологическую тему «Земля - наш дом родной»

Педагогически задачи.1.Закрепить у детей знания о правилах поведения в природе.2.Учить бережному и доброму отношению к природе и друг к другу.3.Доставить детям радость от участия в общем празднике...

Экологический проект:"Земля-наш общий дом" средняя группа

Цели проекта: изучение детьми объектов живой и неживой природы во взаимосвязи со средой обитания и формирование в детях осознанно-правилного взаимодействия с окружающим его большим миром природы...