Знакомство с насекомыми
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Черномырдина Ирина Евгеньевна

- Уточнить представления о насекомых и их характерных признаках. 

- Формировать представления о развитии насекомых и о зависимости их окраски от места обитания.

- Развивать зрительное восприятие.

- Повышать остроту зрения. Стимулировать зрительную функцию глаз.

- Развивать воображение, умение формулировать свои ответы.

- Формировать доброе отношение к насекомым.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром

«Знакомство с насекомыми»

Цель. Уточнить представления о насекомых и их характерных признаках. 

Задачи.

- Формировать представления о развитии насекомых и о зависимости их окраски от места обитания.

- Развивать зрительное восприятие.

- Повышать остроту зрения. Стимулировать зрительную функцию глаз.

- Развивать воображение, умение формулировать свои ответы.

- Формировать доброе отношение к насекомым.

Обогащать словарь.

Ход игрового занятия

Воспитатель. Сегодня мы отправляемся в путешествие, мы идём в гости к маленьким жителям полянки - насекомым.

Мы к лесной полянке вышли,

Поднимем ноги выше,

Через кустики и кочки,

Через ветви и пенёчки.

Кто так ловко шагал,

Не споткнулся, не упал?

Подходят к полянке - столу, накрытому зелёной скатертью. Воспитатель обращает внимание детей на то, что на полянке никого нет. Там лежит только письмо, из которого дети узнают, что злая Стужа заколдовала насекомых. В письме также сказано, как спасти насекомых: прогнать Стужу и отгадать загадки.

Воспитатель. Давайте поможем маленьким жителям полянки! Чего боится Стужа? (Солнца, тепла, весны.) Встанем в круг и прогоним злую Стужу «Веснянкой».

Стихи

действия

Солнышко, солнышко, золотое донышко!

Гори, гори ясно, чтобы не погасло!

Идут по кругу

Побежал в саду ручей,

Бегут по кругу.

Прилетели сто грачей,

Машут руками

А сугробы тают, тают,

Приседают.

А цветочки подрастают.

Поднимают руки вверх.

Стужу мы прогнали.

А сейчас нужно расколдовать маленьких жителей полянки. (Выставляет на полянку животное, которое надо угадать.)

1.Чёрен, а не ворон,

Рогат, а не бык,

С крыльями, а не птица. 

(Жук-олень.)

2. Всех жучков она милей,

Спинка алая у ней

А на ней кружочки-

Черненькие точки.

(Божья коровка.)

3.Летом много их бывает,

А зимой все вымирают

Прыгают, жужжат над ухом,

Как они зовутся?

(Муха.)

4.На лугу живёт скрипач,

Носит фрак и ходит вскачь.

(Кузнечик.)

5. Он работник настоящий

Очень, очень работящи.

Под сосной в лесу густом

Из хвоинок строит дом.

(Муравей)

6. Полосаты, как матросы, злые, маленькие

(Осы).

7. Голос вовсе не сердитый,

Прожужжала мимо нас:

Дорог  летом каждый час! –

 Не до разговора

 Во время медосбора

(Пчела)

8. Изумрудный вертолёт

У реки летает

Приоткрыв зелёный рот,

Комаров хватает.

 (Стрекоза)

9. На большой цветной ковер

Села эскадрилья –

То раскроет, то закроет

Расписные крылья.

(Бабочка)

Воспитатель. Вот сколько маленьких жителей полянки мы расколдовали! Как можно назвать их одним словом? (Насекомые.) 

Давайте ребята мы с вами превратимся в кузнечиков и поиграем.

Разминка «Кузнечики».

Поднимайте плечики!

Прыгайте, кузнечики!

Прыг-скок, прыг-скок!

Сели, травушку покушали,

Тишину послушали.

Опять прыгай высоко,

Прыгай ловко и легко!

Воспитатель. Нравятся вам чудеса? Отдохните, А я вам расскажу, как появляется на свет бабочка. (Демонстрирует схему развития бабочки.) Она отложила много яиц. Часть склюют птицы, часть унесут муравьи, мухи. Но какая-то часть уцелеет. Из них выйдут гусеницы. Пройдёт время, и превратится гусеница в куколку, совсем неподвижную с виду. А из куколки появится бабочка.

Гимнастика для глаз.

Воспитатель (держит в руках игрушечную бабочку). Следите глазами за бабочкой.

Бабочка летает повсюду:

Налево летит, направо летит.

Бабочка порхает по кругу,

Вверх, вниз, и назад спешит.

Упражнение повторяется 2 раза.

Дидактическая игра «Четвертый лишний».

 Дети  садятся за стол, на котором лежат конверты с карточками для игры (каждому ребенку свой конверт). Дети достают карточки, смотрят на них и исключают лишнее. Поясняют свой выбор.

Воспитатель. Молодцы, ребята, и это задание вы выполнили, пройдем дальше.

Затем воспитатель предлагает назвать, используя схему, этапы развития бабочки.

Воспитатель. Что сначала откладывает бабочка? (Яйца.) Кто появляется из яйца? (Гусеница.) В кого она превращается? (В куколку.) Кто выходит из куколки? (Бабочка.)

Воспитатель. Ребята, как вы думаете, почему не надо трогать, обижать божьих коровок и других насекомых? (Они живые.) Как можно доказать, что они живые? (Дышат, двигаются, питаются, размножаются, растут.) Да, насекомые живые. Их нельзя обижать. Но ими можно любоваться; интересно смотреть, как они летают, бегают, прыгают, играют; слушать, как они жужжат.

Воспитатель. Есть ли у насекомых враги? (Есть.) Кто? (Птицы, люди.) Как насекомые спасаются от врагов? (Обращает внимание детей на окраску насекомых.) Почему кузнечик зелёный? Почему майский жук коричневый? (Кузнечик живёт в траве, майский жук - на ветках деревьев.) Зачем им нужна такая окраска? (Защищаться от врагов, прятаться.) Посмотрите на божью коровку. Она такая яркая! Её хорошо видно и в траве, и на коре дерева. Её любая птица заметит. Где же ей спрятаться? (Предположения детей.) Оказывается, божьей коровке прятаться не обязательно, ведь у неё есть секрет: она сама умеет защищаться от врагов. В минуту опасности она выделяет молочко. Эта жидкость очень плохо пахнет, поэтому божью коровку никто не ест. И раз она, как большая корова, даёт молочко, её и назвали «божья коровка».

Давайте послушаем стихотворение о божьей коровке.

Платье в горошек у божьей коровки,

Божьей коровке плохо в коробке.

Божью коровку пальцем не трогай.

Пусть уползает зелёной дорогой,

Пусть улетает синей дорогой.

Пожалуйста, божью коровку не трогай!

Игра с мячом «Один - много»

Дети стоят в кругу, воспитатель бросает им мяч поочередно и называет насекомое в единственном числе, а ребенок во множественном.

Например: одна бабочка - много бабочек и т. д. и

Дети садятся.

Итог.

Воспитатель. Вот и подошло наше путешествие к концу. Вам понравилось?

Сегодня вы узнали о некоторых насекомых. Чем они отличаются от животных? (ответы детей).

 Воспитатель. А мне сегодня понравилось, что вы были активные, и внимательно меня слушали.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение муниципального образования город Краснодар " Центр развития ребёнка - детский сад № 233" Знакомство с насекомыми. Эти удивительные ПЧЕЛЫ . Презентацию выполнила: Воспитатель группы № 7 Черномырдина Ирина Евгеньевна. 202 0 г

Слайд 3

Сок цветов душистый пьёт Дарит нам и воск, и мёд, Людям всем она мила, А зовут её ( пчела .) Пчёлки – яркие медоносные насекомые .

Слайд 4

Как выглядит пчела? Тельце пчелы имеет очень красивый полосатый желто-черный окрас. У нее есть голова, грудь, брюшко, крылья и три пары ног.

Слайд 5

Где живут пчелы? В природе встречаются дикие пчелы. Дикие пчелы живут в дуплах деревьев, в расщелинах скал, под крышей домов.

Слайд 6

Пчелы, за которыми ухаживает человек, живут в ульях. Пчелы не могут жить в одиночку, только семьями . Человека, который разводит пчел, называют пчеловодом или пасечником, место, где он разводит пчел – пасекой.

Слайд 7

Как получается мед? Пчелы собирают нектар с медоносных растений. Это могут быть и деревья, и кустарники и цветы. Например, липы, гречиха, полевые цветы. Специальными хоботками пчелы собирают нектар, Нектар пчелы относят в улей и укладывают в соты. Из нектара специальным способом и получается мед после долгого процесса.

Слайд 8

Чем питаются пчелки? Пчелы питаются пыльцой растений и нектаром. Из них насекомые получают энергию и питательные вещества. Пчелы, которые живут рядом с человеком, на пасеках, питаются еще и специально приготовленными для них сахарными сиропами.

Слайд 9

Зачем пчелы опыляют цветы? пчела садится на цветок и к её маленьким лапкам прилипает пыльца с цветка. А пчела уже перелетела на другой цветок и так весь день. Благодаря пчёлам пыльца одного растения попадает на другое, если этого не произойдёт, у цветов не будет семян. Говорят, что пчёлы опыляют цветы. Не было бы пчёл, не было бы плодов у шиповника, яблони, вишни у многих других растений.

Слайд 10

Мед , который дает пчелы, это не только сладость к чаю, но и очень полезный продукт, который применяется в лечении очень многих заболеваний.

Слайд 11

Это интересно! -Зимой пчелы трудятся, но из ульев не вылетают. Питаются запасенным за лето медом. Весь мед забирать нельзя, потому что семья погибнет. -Лучше всего они видят желтые, синие, фиолетовые цвета. Пчелы не любят резкие запахи, им не нравится запах лука, чеснока, спирта, бензина… -Пчелки хорошие «синоптики». Например, перед дождем они дружно возвращаются в улей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Знакомство с насекомыми "Знакомство с жизнью бабочек в природе. Закрепление понятия "живое"

НОД по знакомству детей старшего дошкольного возраста с жизнью бабочек в природе, часть 2....

Знакомство с насекомыми "Жизнь и развитие муравьёв в природе"

НОД по знакомству детей старшего дошкольного возраста с муравьями....

Знакомство с насекомыми

Методическая разработка по закреплению знаний о насекомых....

Конспект НОД по познавательному развития во 2 младшей группе "Знакомство с насекомыми"

Конспект НОД по познавательному развитию во II младшей группе «Знакомство с насекомыми»...

Организованная образовательная деятельность по познавательному развитию (ФЦКМ) "Знакомство с насекомыми"

Конспект организованной образовательной деятельности во 2 - й  младшей группе по познавательному развитию (ФЦКМ) "Знакомство с насекомыми"...

Конспект НОД "Знакомство с насекомыми"

Целью данного занятия  Является обобщение знания детей о насекомых, демонстрация схемы развития бабочки...

Конспект НОД "Знакомство с насекомыми"

Целью данного занятия  Является обобщение знания детей о насекомых, демонстрация схемы развития бабочки...