Эти удивительные камни
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

Махначева Ольга Викторовна

познакомить детей с полезными ископаемыми

Скачать:


Предварительный просмотр:

                       муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад № 1 «Сказка»  пгт. Джубга

муниципального образования Туапсинский район

Конспект

подгрупповой

непрерывной образовательной деятельности

воспитателя

 в  старшей  группе

тема:

«Эти удивительные камни»

                                                                                                       

Подготовила:

воспитатель

Махначева  О.В.

                                           

                                                              2021г.

Тема:     «Эти удивительные камни»

Тип: формирование новых знаний

Формы организации совместной деятельности: подгрупповая

Программные задачи:

Образовательная:

  • поддерживать интерес к изучению камней, упражнять в классификации их по разным признакам;
  • расширение объема словаря, активизация словаря, совершенствование процесса поиска слов, упражнять в ответах на различные по сложности вопросы;

Развивающие:

  • развивать сенсорные ощущения, мелкую моторику, зрительное восприятие, воображение, расширять объём памяти;
  • продолжать формировать навыки общения, сотрудничества.

Воспитательная:

  • воспитывать любознательность, познавательный интерес.
  • воспитывать усидчивость; интерес и способность работать в группе.
  • проявлять терпение и дослушивать ответы товарищей до конца.

Здоровьесберегающие технологии:

  • развитие эмоционально положительного отношения к познанию окружающего мира

Оборудование:

  • компьютер;
  • мультимедийный проектор, экран;
  • коллекция камней и минералов;
  • фартуки, оборудование для проведения исследовательской деятельности: лупа, прозрачный стакан с водой, салфетка для  рук;
  • гвоздик, монетка, мел, каменный уголь, камни разной величины, лимон;
  • пластилин;  

Словарь: коллекция, геолог, ученый, лаборатория, шероховатый;

Предварительная работа:  чтение художественных произведений о камнях Н. А. Рыжова «О чем шептались камушки», «Серебряное копытце» П. П. Бажова, рассматривание детской познавательной энциклопедии, рассматривание различных иллюстраций гор, камней, сбор камней с участка детского сада, пополнение уголка экспериментирования различными камнями, строительные игры с использованием камней на прогулке, хождение по камням для массажа ног;

Ход НОД:

Дети с воспитателем заходят в группу, обращает внимание на гостей, дети приветствуют их.

Собрались все дети в круг.

Я - твой друг и ты - мой друг.

Крепко за руки возьмёмся...

И друг другу улыбнёмся.

стук в дверь

Воспитатель идёт к двери и берёт посылку.

- Нам пришла посылка, очень тяжёлая по весу (открываем, достаём шкатулку и письмо) «В некотором царстве, в некотором государстве, за синими морями стоят высокие горы. В них много богатств и сокровищ. Зорко слежу я - Хозяйка Медной горы - за порядком в горах. Я знаю, что вы всё любите исследовать и рассматривать. В эту шкатулку я положила свои богатства и предлагаю отгадать, что это за богатства. А поможет в этом моя загадка:

В серёжках у мамы огнём он горит.

В пыли на дороге ненужный лежит.

Меняет он форму, меняет он цвет,

А в стройке годится на тысячу лет.

Он может быть мелкий - в ладошке лежать,

Тяжёлый, большой, одному не поднять.

Кто дети загадку мою отгадал?

Кто этот предмет по приметам узнал?    /камень/

-Так какие богатства нам прислала Хозяйка Медной горы?

Давайте посмотрим, какие камни в посылке.

                  дети садятся на стульчики, воспитатель за маленьким столом

Внимание! Сейчас я загадаю вам загадку, попробуйте ее отгадать:

«Белый камушек растаял

На доске следы оставил»   /мел/

Какой он? Что им делают? (белый, оставляет следы, им можно рисовать).

Давайте, посмотрим,  какой он по твердости.

Ваня, подойди, попробуй провести по нему гвоздем.

Что с ним случилось?  /ответы детей/

Давайте посмотрим, как будет вести себя мел в воде? Опустим его в воду, /утонул - камень, пузырьки- пористый, есть воздух, который вытесняется водой и поднимается на поверхность/, а если его потереть - /распадается на крупинки/ и бросить в воду - /вода мутнеет/

Что можно сказать о меле? /ответы детей: мягкий, тонет в воде/

- Мел, ребята, нужен не только для рисования. Его используют в сельском хозяйстве для известкования почв. В промышленности: для производства цемента, извести, добавляют при изготовлении резины, пластмассы, лаков, красок, стекла. Очищенный мел используют при производстве лекарств, зубной пасты.

Воспитатель: А вот ещё загадка о камне

С виду неприглядный камень,

Он в земле лежит пластом,

Чтоб наверх его поднять,

Надо в шахте побывать.

Под землёю огоньки –

это в шахте горняки.

Молотками отбивают

Этот очень нужный камень.    /уголь/

- Расскажите,  какой уголь?

                             /ответы детей: чёрный, блестящий/

Воспитатель: каменный уголь не очень твёрдый камень. От удара он рассыпается на мелкие кусочки.

Воспитатель: Нужен ли человеку каменный уголь? /он хорошо горит и даёт много тепла, энергии/

Каменный уголь - это не просто камень; это полезное ископаемое растительного происхождения. Погибшие древние деревья и растения гниют, разлагаются и превращаются в рыхлый торф. Лежит такой торф много, много лет, прежде чем из него в земле образуется каменный уголь

Физкультминутка «Гора»

Стоит гора - старушка, (поднимают руки вверх)

До небес макушка (тянутся на цыпочках)

Её ветер обдувает, (обмахивают себя кистями рук)

Её дождик поливает, (встряхивают кистями рук)

Стоит гора, страдает, камешки теряет (прикладывают ладошки к щекам: и качают головой)

И каждый день, и каждую ночь (педагог дотрагивается до нескольких детей, которые должны изобразить камешки).

Катятся, катятся камешки прочь, (часть детей отходят в сторону)

(Игра продолжается до тех пор, пока все «камешки» не раскатятся в стороны. «Укатившиеся камешки» продолжают чтение текста и движения вместе с остальными, оставаясь на своём месте).

Раскатились камешки, и с той самой поры

Ничего не осталось от нашей горы! (двумя руками показывают на пустое место).

Воспитатель: В шкатулке есть ещё камни, давайте посмотрим. /дети рассматривают камни/

Игра в кругу «Назови признаки камня»  / с мячом/ - форма, цвет, поверхность, края - гладкие, овальные, круглые, твёрдые, шершавые, прозрачные, светлые, тёмные, тяжелые, прочные, холодные, разного цвета, блестящие, драгоценные

Для чего нужны камни? /ответы детей/

-Где можно обнаружить камни? (на улице, в городе, в море, на даче).

Итак, содержимое посылки мы рассмотрели, а здесь ещё есть карточка. Что на ней нарисовано. Назовите эти предметы /микроскоп, пробирки, лупа/.

Как называется место, где можно увидеть это оборудование? /лаборатория/

Для чего нужна лаборатория? /чтобы проводить опыты/

Кто проводит опыты в лаборатории? /ученые/

Вы знаете как себя нужно вести в лаборатории? /дети называют правила поведения: не шуметь, ничего не пробовать на вкус,

Я приглашаю вас в лабораторию, но прежде разделимся на команды. /Деление на команды, выборы командира/

Сегодня вы исследуете свойства камней. Командиры подойдут за заданием, /выдаётся схема, которая подскажет, какой эксперимент проводит команда/. Затем каждая команда рассказывает, какой эксперимент проводили и что узнали о камне.

Задания:        

- рассмотрите камни и выложите их в ряд от самого большого до самого маленького;

- найдите и покажите самый большой и маленький;

- потрогайте камни на ощупь, какие они? Найдите гладкий камешек и шероховатый;

- возьмите лупу и через неё посмотрите на камень, что на нем видим? /трещинки/;

- возьмите в одну руку камешек, в другую пластилин, сожмите обе ладошки, что произошло с пластилином? Он изменяет свою форму? А камень? Значит камень твердый, а пластилин мягкий;

- проверим камень на твердость - поцарапайте камень ногтем, попробуйте поцарапать камень монетой, что можно сказать о камне, какой он?

- возьмите камешек и опустите его в воду, камень тонет?

- могут ли камни звучать, постучите ими друг о друга, что они издают?

Игра «Каменный оркестр»

Воспитатель:

-У Хозяйки Медной горы много разных камней. Есть красивые, есть не очень. Она вам прислала фото своих любимых камней, которые мы с вами на улице не найдем, они глубоко спрятаны в ее горе.

                                            /рассматривание камней/

-Да, красивые камни у Хозяйки Медной горы, недаром она их охраняет. А что, ребята, давайте Хозяйке Медной горы подарок сделаем?

Приглашаю детям встать вокруг стола.

Продуктивная деятельность:

Дети берут кусочки разного пластилина, смешивают, лепят камень.

- Как получился красивый камень? (Ответы детей) Давайте положим наши разноцветные камни в красивую коробку, пусть гости полюбуются, а мы встанем в круг.

Дети встают в круг передавая камушек отвечают на вопросы.

- Где вы сегодня побывали /в лаборатории, что делали /проводили опыты с камнями/. Что же вам понравилось? Что удивило? /дети отвечают/. Молодцы! И в нашей посылке есть особенные камушки. Еще Хозяйка Медной горы угостила вас конфетами «Морские камушки».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

цикл занятий "удивительные камни"

одним из эффективных методов развития детей является поисковая деятельность, а именно экспериментирование. Главное достоинство метода экспериментирования заключается в том, что он даёт детям реальные ...

Удивительные камни

Данное  занятие  разработано  для  детей  старшего  дошкольного возраста. Содержит  интересную  экспериментальную деятельность  с  детьми, художествен...

Конспект экспериментальной деятельности "Удивительные камни"

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром.Тема "Удивительные камни"Цель: Познакомить детей с разнообразием мира камней и их свойствами....

Конспект по образовательной области "Познание" - "Удивительные камни"

Ознакомление детей старшего дошкольного возраста с разнообразием мира камней и их свойствами...

«Мир удивительных камней».

Тематический день тематической недели «Коллекционирование» в средней группе....

Удивительные камни

Камни в природе и что может сделать человек из камня....

Открытое занятие по экспериментальной деятельности "Удивительные камни"

Цель: Познакомить детей с разнообразием мира камней и их свойствами. Задачи:Обучающие: обратить внимание на особенности камней. Вместе с детьми классифицировать камни по признакам: размер (большо...