Проект "Насекомые"
учебно-методическое пособие по окружающему миру (подготовительная группа)
Предварительный просмотр:
Проект в подготовительной группе №7 «Насекомые»
Продолжительность проекта краткосрочный (две недели)
Тип проекта – познавательно - исследовательский.
Участники проекта дети 5,6-7 лет, воспитатели, родители.
Цель проекта: Углубить знания детей о многообразии насекомых, населяющих наш родной край, научится, различать их между собой, выявлять степень их значимости для окружающей нас природы, сформировать бережное отношение к живой природе.
Задачи проекта:
Образовательные: учить выделять основные признаки насекомых, способах их передвижения, местах обитания, способах защиты от врагов.
Воспитательные: воспитывать любознательность, бережное отношение ко всему живому.
Развивающие: развивать умение сравнивать, выделять общие и отличительные признаки насекомых.
Актуальность проекта:
Ознакомление детей с природой через привитие любви и бережного отношения к ней является одной из важнейших задач педагогов в работе с детьми дошкольного возраста. Дети должны понимать, что насекомые играют огромную роль в жизни различных растений и животных, также дети должны четко осознавать зависимость численности и жизнеспособности насекомых от экологического
состояния окружающей среды.
Ожидаемые результаты проекта:
Дети: - имеют представления о мире насекомых; - проявляют интерес к некоторым видам насекомых; - знают, какую пользу или вред могут принести насекомые; - умеют рассуждать, наблюдать за насекомыми, бережно относятся к ним; - - имеют представления об особенностях строения тела, окраски, маскировки, в связи с их жизнью, об уникальности каждого вида. Деятельность по осуществлению проекта.
Социально-коммуникативное развитие:
-Рассматривание иллюстраций с изображением насекомых
-Просмотр презентации «Удивительный мир насекомых»
-Просмотр мультфильмов «Лунтик», «Пчёлка Майя», «Под грибом», «Стрекоза и
муравей», «Муха-цокотуха».
-С\Р игры «Домик пчелы», «В кузнице».
Познавательное развитие:
-Наблюдение за насекомыми на улице, в лесу, на речке, на участке.
-Рассматривание иллюстраций, энциклопедий, журналов
-Беседы: «Какие бывают насекомые», «Что дети знают о насекомых», «В мире
насекомых»;
-Д\и: «Четвертый лишний», «Куда спрятались насекомые?», «Угадай», «Найди
лишнюю картинку», «Исправь ошибку», «Кто, где обитает?», «Сложи картинку»;
-Настольные игры: «Лото», «Сложи по схеме», «Мозаика»
Речевое развитие:
-Составление описательных рассказов о насекомых.
-Чтение: Г. Х. Андерсен «Дюймовочка», А. Бианки «Как муравьишка домой
спешил», «Паучок – пилот», Г. Глушнёв «Кузнечик и кузнечики», С. Михалков
«Академия наук», Г. Скребицкий «Счастливый жучок», В. Зотов из книги «Лесная
мозайка» («Божья коровка», «Кузнечик», «Майский жук»), К. Ушинский «Пчёлки на
разведках», К. Чуковский «Муха-Цокотуха», Мамин-Сибиряк «Сказочка про
козявочку», «Сказка про комара-Комаровича длинный нос и про Мишу-короткий
хвост»; А. И. Крылов басня «Стрекоза и муравей» ...
- Разучивание стихов о насекомых «Сороконожка», «Песенка жука», «Про
бабочку», пальчиковой гимнастики «Жук, стрекоза, осы», «Божьи коровки»,
загадывание загадок
-Словесные игры «Отгадай загадки», «Чьи детки?» «Подбери слово», «Закончи
предложения».
Художественно-эстетическое развитие:
-Лепка, рисование, аппликация по теме.
-Разучивание песни «Пчелка Майя», «В траве сидел кузнечик»;
-Прослушивание музыки Н. Римского-Корсакова «Полёт шмеля», А. Чайковского
«Вальс цветов»;
Физическое развитие:
-П/и: «Бабочки и ласточки», «Стрекозы, бабочки, пчёлы, кузнечики», «Поймай
0комара», «Пчелка», «Птички и бабочки», «Раз, два, три мотылька лови», «Найди
свой домик», «Медведь и пчелы».
Этапы проекта.
1 этап –подготовительный
1. Подбор методической и художественной литературы для реализации проекта.
2. Работа по подбору иллюстративного материала по теме «Насекомые».
3. Планирование предстоящей деятельности направленной на реализацию проекта.
4. Подбор наглядно — дидактического материала для реализации проекта.
5. Определение задач, исходя из интересов и потребностей детей.
2 этап –основной
1. Проведение комплекса непрерывной-образовательной деятельности,
наблюдений, экспериментов, дидактических и подвижных игр.
2. Показ презентации о насекомых родного края.
3. Беседы:
- «В чём польза насекомых?»
- «Кто такие насекомые, чем они отличаются от других существ?»
- «От чего зависит окраска насекомого?», «Какую пользу приносят насекомые»
- «Интересные факты из жизни насекомых», «Почему божья коровка красная
- «Паук и дождевые черви – это насекомые или нет?»
- «Опасные насекомые», «Где дом у насекомых?»
- «Кто, как, где спит?», «Кто живёт в подземном царстве?»
- «Бывают ли насекомые детёнышами?»
- «Насекомые в природе нашего края»
4. Продуктивная деятельность:
- Рассматривание иллюстраций к книгам.
- Рисование: раскраски «Мир насекомых»,
- Игры с рисованием: «Дорисуй насекомое по образцу»;
- Аппликация: «Божья коровка»
- Лепка: «Божьи коровки на листике», «Улитка и стрекоза»
5. Чтение художественной литературы:
- Чтение и заучивание стихов о насекомых, загадок, считалок, пословиц, чистоговорок и т. д.
-Чтение и обсуждение произведений: Н. Романовой «Что узнал дождевой
червяк»; В. Сухомлинского «Пусть будет соловей, и жук»; И. А. Крылова «Стрекоза и муравей»; В. Драгунского «Он живой и светится», В. Степанова «Стрекоза», В.Д. Берестов «Честное гусенечное»,
6. Двигательная деятельность:
- Подвижные игры «Поймай комара», «Птицы и бабочки», «Мед и пчелы», «Паук
и мухи», "Найди свой домик"
- Пальчиковая гимнастика «Гусеница», «Паучок», «Червячки», «Жук», «Жукпортной», «Сороконожки», «Пчела», «Улитка», «Улей», Божья коровка», «Светлячок червячок», «Бабочка»
7. Игровая деятельность:
Дидактические и настольно печатные игры по теме «Насекомые»: «Разрезные картинки», «Вредный – полезный», «Четвертый – лишний», «Лото»,
3 этап -заключительный
1. Коллективная аппликации в группе «Удивительный мир насекомых»
2. Размещение материала по теме на сайте ДОУ
Взаимодействие с родителями дошкольников:
1. Домашние задания: Разучивание стихотворений, загадок, пословиц о
насекомых.
2. Консультации «Наблюдения в природе летом», «Первая помощь при укусах
насекомых».
3. Наблюдение за насекомыми во дворе, на даче, в деревне
Выводы по проекту:
Реализация данного проекта научила детей сравнивать, анализировать, делать
выводы. Дети приобрели новый опыт поисково-исследовательской деятельности.
По результатам проекта было выявлено, что: дети пополнили свои знания о
внешнем виде, строении, многообразии насекомых, их повадках и местах обитания;
возникло желание наблюдать за насекомыми, любоваться и т.д.; появилось желание
самостоятельно заниматься творческой деятельностью.
На основании проведенных исследований дети пришли к выводу: необходимо
сохранять и бережно относиться к насекомым. Благодаря проведенной работе, наши
дети осознанно могут ответить на вопрос, почему необходимо бережно относиться к
насекомым.
Рисование «Насекомые»
Рассматривание иллюстраций
Конструирование из счётных палочек
Изучаем насекомых