Проект "ЗИмушка-зима"
проект по окружающему миру

Кострюкова Надежда Григорьевна

Краткосрочный проект для закрепления  полученных знаний о признаках зимы, зимних явлениях

Скачать:


Предварительный просмотр:

Проект «Зимушка-зима» в подготовительной группе

Тип проекта: познавательно-исследовательский, творческо-информационный.

Сроки реализации: один месяц.

Участники проекта: дети подготовительной к школе группы, родители, воспитатели

Актуальность:

 Актуальность данного проекта в том, что он позволит расширить, максимально обогатить, систематизировать знания детей о зимних явлениях через интегрирование образовательных областей, развить связную речь, творческие способности детей, поисковую деятельность. Ознакомление с разными состояниями воды, опытами с водой и снегом, с целью развития интереса к познавательно – исследовательской деятельности. Проект представляет большие возможности для творчества, позволяет приблизить обучение к жизни, развивает активность, самостоятельность, умение планировать, работать в коллективе.

Цель: Способствовать формированию у детей целостной картины мира о зимних явлениях через интегрирование образовательных областей. Развивать детскую активность, инициативу

Задачи:

Образовательные:

Обобщить и систематизировать представление детей о характерных признаках зимы. Научить самостоятельно находить их и устанавливать связи между сезонными изменениями в природе и образе жизни животных.

Расширять представления о зимних природных явлениях через познавательно-исследовательскую деятельность.

Обогащать познавательно - исследовательскую деятельность детей, способствовать накоплению конкретных представлений о свойствах воды в природе.

Обучать правилам безопасного поведения на улице в зимний период

Развивающие:

Способствовать развитию логического, ассоциативного мышления; подводить к самостоятельным предположениям и выводам.

Развивать умение устанавливать и формулировать простейшие причинно-следственные связи в окружающем мире между живой и неживой природой (польза снега для растений и животных в лесу);

Развивать эстетическое восприятие, эстетические эмоции и чувства, эмоциональный отклик на проявление красоты зимней природы в окружающем мире, его изображениях в произведениях искусства и собственных творческих работах.

Прививать любовь к художественному слову, обучать вдумчивому, внимательному слушанию художественных произведений о зиме, выразительному чтению наизусть стихов о зиме.

Воспитательные:

Способствовать воспитанию бережного отношения к природе, желанию заботиться о птицах и животных (делать кормушки, кормить птиц и зверей).

Ожидаемые результаты по проекту

- усвоение необходимых знаний по теме «Зима»

- формирование устойчивого интереса к наблюдениям за явлениями в природе

Взаимодействие с родителями:

Разучивание стихов, ролей для Новогоднего праздника.

Изготовление зимних поделок для конкурса.

Подкормка птиц и изготовление кормушек.

Консультации для родителей «Предупреждения простудных заболеваний в холодный период», «Какая одежда удобна для зимних прогулок»

Этапы реализации проекта:

I. Подготовительный этап:

- изучить методическую, научно- популярную и художественную литературу по теме;

- подобрать иллюстративный материал по данной теме, игрушки, атрибуты для игровой, познавательной, исследовательской, театрализованной деятельности;

- составить картотеку стихов, загадок, пословиц о зиме, зимних явления;

- разработать содержание воспитательного и образовательного процесса по теме «Зима»;

- привлечь родителей к совместной работе.

II. Практический этап:

Беседы:

  «Приметы зимы»

«Откуда идёт снег».

«Почему мне нравится зима?»

«Как спасаются звери от стужи зимой»

«Осторожно зимние травмы»

«Как зимуют домашние животные»

«Зимующие птицы»

«Как человек помогает зимой животным в лесу»

«Правила поведения на морозе»

Беседы-рассуждения:

«Где рождается снег и лед».

«Приносит ли снег пользу»

«Пришел мороз – береги ухо и нос»

«Почему надо сушить мокрые вещи»

Рассматривание репродукций картин: Ю.Васнецов «Снегурочка», С.Жуковский «Зима», рассматривание сюжетных картин о зиме и составление по ним описательных рассказов.

Чтение художественной литературы:

Стихи:

С. Есенин «Белая береза», «Разгулялась вьюга…»

А. Островский «Зима-портниха»

И. Глазкова «Зима»

В. Степанов «Снеговик»

Т. Шорыгина «Вы узнаете зиму»

Л. Чарская «Зима»

С. Фруг «На катке»

И. Суриков «Зима»

Татьяна Шатских «Ах ты, зимушка – зима»

Н. Найдёнова «Удивительный художник»

С. Михалков «Белые стихи»

Рассказы

Г. Скребицкий Сказка «Четыре художника. Зима»

Г. Скребицкий и В. Чаплина «Кто как зимует», «Чем дятел зимой кормится», «Как заяц зимой живет», «Как белочка зимует».

Михаил Садовский «Снеговая кладовая», «Сухой лёд»

Клаус Руге «Перелётные птицы»

Л. Карпова «Как зимуют рыбы»

В.Бианки»Лес зимой»

Э.Успенский «Проказы старухи зимы»

К. Ушинский «В берлоге»

Н. А. Надеждина «О чём может рассказать снежный сугроб»

Николай Сладков «Суд над декабрем», «Под снегом», «Клест и дятел»

Бианки «Кто к кормушке прилетел?»

Сказки

«Зимовье зверей»

«Два мороза».

«Морозко» А.Толстой

«Двенадцать месяцев» С.Маршак

«Мороз Иванович» В.Одоевский

«Снегурочка».

«Госпожа метелица» Бр.Гримм

Подвижные игры:

«Два мороза»

«Зайка беленький сидит»

«Проделки Дед Мороза»

«В льдинку»

Народные хороводные игры

«Метелица»

«Что нам нравится зимой»

Спортивные игры- эстафеты со снежками, санками

Игры – забавы

«Снежки»

«Снежные круги»

Дидактические игры:

«Отгадай по описанию»

«Узнай сказку по предмету»

«Собери снеговика»

«Что зимой бывает»

«Наоборот»

«Подбери слово»

«Что прячется под сугробом»

Словесные игры:

«Какой, какая, какие?»

Сюжетно-ролевые игры:

«Ателье- шьем зимнюю одежду»

«Встречаем гостей»

«Семья готовится к встречи Нового года»

«Магазин подарков»

Драматизация сказки « Заюшкина  избушка»

Загадывание загадок о зиме, зимних явлениях, животных, птицах.

Чтение и заучивание пословиц и поговорок

Прослушивание музыкальных произведений: П.Чайковский «Зима», Р.Шуман «Зимой», заучивание новогодних песен

Исследовательская деятельность: проведение опытов и экспериментов со снегом и водой, льдом.

-Почему снег мягкий?

-Почему снег греет?

-Зачем Деду Морозу и Снегурочке шубы?

-Откуда берётся иней?

-Дружат ли вода, снег и лед?

-Разноцветный снег

-Дед Мороз и расписные окна

-Освобождение пуговицы из ледяного плена

Творческая мастерская:

Аппликации

«Снегири на ветке»

«Снеговик»

«Елочки в снегу»

«Дед Мороз»

Конструирование:

«Зимовье зверей» (оригами)

Дворец для Зимушки - зимы

Вырезание снежинок

Рисование:

«Деревья в инее»,

«Снежные человечки»

«Мой любимый зимний вид спорта»

Рисование гуашью «Деревья в снегу»

«Наш город зимой»

«Зимний лес»

«Снегопад»

Украшение цветной водой поделок на участке

Лепка

«Семья снеговиков»

«Елочка»

«Лыжник»

Наблюдения за зимними явлениями

Трудовая деятельность.

Укутывание снегом деревьев

Уборка снега на своем участке

Посыпание дорожки песком

Кормление птиц

3-й этап – заключительный

Литературно-музыкальная викторина «Зимушка -зима»

Конкурс зимних поделок

ЛИТЕРАТУРНО- МУЗЫКАЛЬНАЯ ВИКТОРИНА

“Зимушка-зима”

Цель: Cсистематизировать и обобщить знания детей о зиме, как о времени года,

 о приспособлении животного и растительного мира к перенесению суровых  

зимних условий.

Задачи: 

Образовательные: 

Закрепить знания о зимних природных явлениях

уточнить и закрепить знания о жизни диких животных зимой (заяц, лиса, волк, лось, медведь и белка). Закрепить знания о разнообразии птиц, способах добычи пищи, приспособлении к зимним условиям

Развивающие:

-уточнять и расширять об образе жизни диких животных зимой (заяц, лиса, волк, медведь и белка).

-расширять представления о разнообразии зимующих птиц (снегири, синицы, воробьи, способах добывания пищи, приспособлении к зимним условиям жизни).

- развивать творческие способности детей;

-прививать любовь к художественному слову, обучать вдумчивому, внимательному слушанию художественных произведений о зиме, выразительному чтению наизусть стихов о зиме.

Воспитательные:

- воспитывать познавательный интерес к природе

- воспитывать умение слушать вопросы и задания воспитателя.

Предварительная работа:

Наблюдения на прогулках, чтение стихов, рассказов, сказок о зиме, заучивание тематических стихов и поговорок, изготовление атрибутов, дидактического материала  для викторины, слушание  музыки.

 Оборудование:

Игровое поле состоит из круга, разделённого на 6 секторов разного цвета, 2 кубика

(на гранях одного кубика - цвет сектора, на гранях другого -  номер вопроса).

Кубик, мольберт, гуашь, кисточки

Конверты с заданиями:

в белом - вопросы о зимних месяцах и неживой природе,

в зеленом -  о жизни растений зимой;

в коричневом - вопросы о животных;

в синем -  пословицы и поговорки о зиме;

в желтом – отрывки из сказок;

в красном - вопросы о жизни птиц зимой.

Картинки зверей и птиц, бумажные снежинки.

Магнитофон. Записи произведений П.И. Чайковского из цикла «Времена года».

Группа оформлена как лесная поляна (избушка в снегу, елочки, повсюду

развешаны бумажные снежинки) Посреди группы  игровой  стол.

                                                    Ход викторины:

Звучит музыка П.И.Чайковского “Декабрь”из цикла «Времена  года”

Воспитатель в костюме Зимы приветствует детей:

У леса на опушке

Живу в своей избушке.

Среди сугробов, елей,

Буранов и метелей.

Укутываю снегом

Леса, поля, дома,

А льдом я выстилаю

Озера, реки и моря…

Хоть зимушка я и холодная,

Зря вы прячете нос, я же добрая!

Вас за щечки щипну ради шалости,

Всем забавы дарю лишь для радости!

 Здравствуйте, ребята! Я – Зимушка и хочу свами поиграть, хочу послушать что

вы знаете  обо мне.

Воспитатель   делит   детей на две команды, дети выбирают название для своей команды.

Воспитатель: Вы по очереди будете кидать кубики. Первый кубик укажет цвет сектора, а второй – номер вопроса. За каждый правильный ответ вы получите снежинку. Победить сможет та команда, которая наберет наибольшее количество снежинок.

Дети по очереди бросают кубик и отвечают на вопросы. После 6 ответов каждой

командой проводится музыкальная пауза.

1. Музыкальная пауза «Отгадай произведение».

Звучит музыка дети отгадывают музыкальное произведение.

(П.Чайковский «Зима», Р.Шуман «Зимой»)

2. Музыкальная пауза: «Игра в снежки». Муз. Н. Вересокиной

Дети под музыку кидают снежки.

3. Музыкальная пауза Песня «Здравствуйте, птицы» Муз. Н. Лукониной        

При отгадывании загадок о животных и птицах дети в костюмах читают ранее заученные стихи.

Ребёнок в костюме зайца:

У косого нет берлоги,

Не нужна ему нора,

От врагов спасают ноги,

А от голода - кора.

Ребёнок в костюме белки:

А когда придет зима  

И сугробов терема,

Белка спрячется в дупло,

Там и сухо и тепло.

Ребёнок в костюме лисы:

Бродит по лесу сестрица,

Ищет, ем бы поживиться.

Слышит, возятся, пищат,

В норках выводки мышат.

И плутовка быстро - быстро

Разрывает снег пушистый.

Ребёнок в костюме снегиря читает стихотворение

Зимой на ветках яблоки!

Скорей их собери!

И вдруг вспорхнули яблоки

Ведь это – снегири!

Ребёнок в костюме синички читает стихотворение

Все тропинки занесло.

Снег скрипит, искрится.

Клювиком в мое стекло

Стукнула синица.

За окном повешу ей  

Я кусочек сала,

Чтоб теплей и веселей

Бедной птахе стало.

        Зима подводит итоги викторины, награждает победителей, отмечает всех участников, прощается с детьми.

Использованная литература:

1. Воронкевич О.А.  Добро пожаловать в экологию. – СПб., 2006

2. Дошкольное воспитание №7 2005

3. Игровая деятельность в занятиях по экологическому воспитанию (подготовительная группа). – М., 2009

4. Система экологического воспитания. Авт. сос. О.Ф.Горбатенко. – М., 2006

5. Фольклорно-экологические занятия. Авт. сос. Г.А.Лопигина

                                                                                                                     Приложение.

1.Задание для белого сектора (месяцы, погода, неживая природа)

  1. Назовите месяцы зимы.
  2. Отгадайте загадку:

      Он пушистый, серебристый,

            Но рукой его не тронь:

            Станет капелькою чистой,

              Как поймаешь на ладонь (снег)

  1.   Отгадайте загадку:

Рассыпала Лукерья

Серебряные перья.

Закрутила, замела,

Стала улица бела. (Метель)

4.Какие праздники мы отмечаем зимой? (Новый год, Рождество)

5.Почему снег скрипит под ногами? (При сильном морозе лучики у

снежинок ломаются.)

6.Из чего состоят облака? (Из капелек воды и кристалликов льда)

2.Задания для зеленого сектора

  1.Почему деревья стоят зимой без листьев?

(прекращается сокодвижение, деревья спят, листья сброшены, чтобы не

ломались ветки от снега)

2.Для чего нужны деревья и кустарники зимующим животным? (для них корм, грызут кору, ветки)

3.Почему под снегом зеленая трава не замерзает? (cнег является одеялом для растений)

4. Отгадайте загадку:

Лишь пурга окрест завоет  

И морозы станут злей,

Я столовую открою

Для клестов и глухарей. (сосна)

5. Отгадайте загадку:

Что же это за девица:

Ни швея, ни мастерица,

Ничего сама не шьет,

А в иголках круглый год? (ель)

     6.Как часто нужно поливать комнатные растения? (реже, замедляется их рост

     и   развитие)

3.Задание для жёлтого сектора

   Угадай, из какого произведения этот отрывок.

  1. Ты, братец, ступай на реку, опусти хвост в прорубь, сиди и приговаривай:

«Ловись рыбка, мала и велика…» (р.н.с. «Лисичка- сестричка и серый волк»)

2. Пришла зима студеная, с вьюгой да со снежными сугробами. Зайка от холода и

вовсе побелел, и надумал он себе избу строить… (р.н.с ”Лиса и заяц”)

3. Это была высокая, статная, величавая женщина,

в ослепительно- белой шубе и шапке из чистого снега. Мальчик сразу ее узнал.

Кто это? («Снежная королева» Г.Х.Андерсен)

4.В одном доме жили две девочки – Рукодельница и Ленивица. Рукодельница   была   умная   девочка: рано вставала, одевалась, да за дело бралась. А Ленивица в

постельке меж тем лежала, потягивалась, с боку на бок переваливалась.

(Одоевский «Мороз Иванович»)

5.Жили-были старик со старухой. Жили дружно, ладно. Всё бы хорошо, да одно горе  - детей  у  них  не было. Вот пришла зима снежная.  Вышли они на огород и принялись дочку из снега лепить. («Снегурочка».)

6.Девочка вышла на полянку, да так и замерла.  Светло на полянке, точно от солнца. Посреди полянки большой костер горит.  А вокруг костра сидят люди - кто поближе

 к огню, кто подальше. Стала девочка считать людей и насчитала (С.Маршак «Двенадцать месяцев»).

4.Задания для коричневого сектора (животные).

1.Какого зверя называют лесным великаном? Чем он питается? (Лось. Он питается травой, ветками деревьев).

2.Зачем зимой заяц скачет за лосями? (Лось рогами ломает ветки, а заяц грызет их.)

Ребёнок в костюме зайца:

У косого нет берлоги,

Не нужна ему нора,

От врагов спасают ноги,

А от голода - кора.

3.Как зимует белка и чем питается? (Скачет по веткам, прячется в дупле,

питается  запасами осени).

Ребёнок в костюме белки:

  А когда придет зима  

   И сугробов терема,

   Белка прячется в дупло,

Там и сухо и тепло.

4.Как охотится лиса за мышами? (Она подпрыгивает, разрывает снег, т.к. мыши

под снегом  прокладывают  туннели.)

Ребёнок в костюме лисы:

    Бродит по лесу сестрица,

    Ищет, чем бы поживиться.

    Слышит, возятся, пищат,

    В норках выводки мышат.

     И плутовка быстро - быстро

     Разрывает снег пушистый.

    5.Кто лишний в ряду и почему? (выставляются иллюстрации животных: волк,

заяц, белка. Дети отвечают, что лишний волк т.к.  он хищник.

    6.Где чей след?  выставляются изображения следов зайца, лося, медведя, лисы.)

5.  Задания для синего сектора (игра «Продолжи фразу»

1.Береги нос (в большой мороз)

2.Мороз невелик (да стоять не велит)

3.Декабрь год заканчивает (зиму начинает)

4.Спасибо мороз (что снегу нанес)

5.Зимой солнце светит, да (не греет)

6.Зима лето пугает, да все равно (тает)

6.Задание для красного сектора(птицы)

1.«Кто лишний?» (Воспитатель использует предметные картинки из серии “Птицы» (ворона, синица, снегирь, дятел, клёст, ласточка.)    

2.Какие птицы похожи на яблоки, и откуда они прилетают?

 (Снегири прилетают с севера)

Ребёнок в костюме снегиря читает стихотворение

Зимой на ветках яблоки!

Скорей их собери!

И вдруг вспорхнули яблоки

Ведь это – снегири!

3. Говорят они воришки,

Эти серые мальчишки.

И шумливы, и драчливы,

Все щебечут: Чьи вы?  Чьи вы? (воробьи)

4.У какой птицы зимой появляются птенцы?

(У клеста. Зимой много семян хвойных деревьев.)

5.Хоть я не молоток-

По дереву стучу;

В нем каждый уголок  

Обследовать хочу.

Хожу я в шапке красной

И акробат прекрасный. (дятел)

6.Для какой птицы вешают кусочки сала? И почему?

(синице спасают от голода)

Ребёнок в костюме синички читает стихотворение

Все тропинки занесло.

Снег скрипит, искрится.

Клювиком в мое стекло

Стукнула синица.

За окном повешу ей  

Я кусочек сала,

Чтоб теплей и веселей

Бедной птахе стало.