Игры по краеведению.
картотека по окружающему миру (старшая, подготовительная группа)

Кузнецова Ирина Петровна

Дидактические игры являются одним из путей повышения активности и пробуждения интереса у дошкольников к краеведению.

Скачать:


Предварительный просмотр:

1. "Наш поселок". (Село).

Цель: Уточнить знания детей о родном городе (посёлке), учить замечать красоту родных мест, ценить трудовую славу своего поселка.

Материал: на доске нарисованы три лесенки, три фигуры людей из картона.

Содержание: игра проводиться в виде соревнования между рядами, дети по очереди называют улицы родного поселка, его достопримечательности, рассказывают о славных трудовых свершениях. После каждого правильного ответа маленький человек взбирается вверх по лесенкеВыигрывает ряд, чей человек раньше дошёл до верха лесенки.

2. " Кто кем работает".

Цель: Закрепить знания детей о профессиях родителей, добиваться понимания важности и красоты человеческого труда.

Материал: сюжетные картинки о людях разных профессий у детей в конвертах, книги о разных профессиях у воспитателя.

Содержание: Воспитатель называет профессию. Дети, имеющие соответствующие картинки показывают их и рассказывают, что делают люди данной профессии. Уточнить, у кого родители заняты аналогичным трудом. За лучший рассказ дети получают для рассматривания и чтения книги о труде.

3."Где я был?".

Цель: Расширять знания детей об учреждениях города (посёлка), учить правилам поведения в общественных местах.

Материал: фотографии различных зданий (почта, магазин, аптека - больница,  РДК ).

Содержание: фотографии лежат у детей на столе. Каждый выбирает одну из них и описывает изображенное на ней здание, не называя его, рассказывает, как надо вести себя в нём. Дети должны отгадать, где он был? Кто угадал правильно, описывает своё здание и правила поведения в нём. Игру можно закончить сюжетным рисованием на данную тему.

4."Найди дерево".

Цель: Учить детей называть и узнавать деревья по листьям и плодам, описывать плоды и листья.

Содержание: игра проводиться на прогулке. Дети собирают по одному листику от разных деревьев. Воспитатель уточняет, листья каких деревьев собрали дети, показывает эти деревья. Затем воспитатель описывает каждый листочек или плод деревьев, а дети должны догадаться, о каком дереве идёт речь и подойти к нему с листочком, и сравнить их с листочками на дереве. Тот, кто ошибся платит фант (отдаёт воспитателю лист). Когда игра освоена, дети сами описывают листья и плоды.

Примечание: в игре можно использовать отрывки из литературных текстов и стихи.

5." Кто это?".

Цель: Учить детей узнавать диких животных родного края по характерным признакам, пополнять активный словарь детей.

Материал: картинки с изображением диких животных, цветные флажки.

Содержание: картинки лежат на столе лицевой стороной вниз. Вызванный ребёнок берёт картинку и, не показывая её другим детям описывает животное, выделяя его характерные признаки. Дети должны отгадать, кто это? Кто не ошибся, получает флажок.

6." Охотник".

По сигналу (удар в бубен) один из детей шагает от стульчика к стульчику, произнося на каждый шаг название дикого животного. Повторяться нельзя. Победителем считается тот, кто ни разу не ошибся. Кто ошибся, садится на место, а охоту продолжает другой участник. Неудачливому охотнику можно разрешить пойти на охоту ещё раз.

Примечание: аналогично проводится игра " Рыболов", " Птицелов".

7."Пернатые наши друзья".

Цель: Учить детей запоминать и различать птиц ,упражнять в выделении характерных признаков перелётных и зимующих птиц, дать представление о пользе, которую приносят птицы. Показать необходимость охраны живой природы.

Материал: набор картинок перелётных и зимующих птиц.

Содержание: дети рассматривают картинки и называют птиц изображённых на них. Затем воспитатель показывает по одной картинке, а дети называют птиц, и говорят перелётные они или зимующие.

ВАРИАНТ 1. Картинки лежат на столе лицевой стороной вниз. По сигналу (удар в бубен)дети берут себе картинки: одни с изображением перелётных птиц, другие - зимующих. Кто выполнил задание раньше и не ошибся, расскажет о пользе, которую приносят птицы, получит цветной флажок.

ВАРИАНТ 2. Карточки разрезают по диагонали и раздают детям. Дети отыскивают каждый свою пару, садятся рядом и составляют рассказ - описание птицы.

8. "От весны до весны".

Цель: Учить детей замечать красоту родной природы, упражнять в описании пейзажей, по описанию узнавать время года.

Содержание: игра проводится на прогулке. Воспитатель обращает внимание детей на сезонные изменения на участке, используя отрывки из литературных текстов и стихов.

9." Какой цветок?".

Цель: Учить детей называть и различать полевые, луговые, садовые цветы.

Материал: живые цветы или картинки с изображением цветов.

Содержание: дети рассматривают и называют цветы. Определяют где они растут: в поле, на лугу, в саду. Один из участников выходит из группы. Ребята выбирают цветок и составляют о нём загадку. Вернувшийся ребёнок должен отгадать о каком цветке речь. Если он не ошибся, забирает цветок или картинку себе. Победил тот, у кого больше цветов или картинок. В конце игры составляют букеты.

10. Найди пару.

Цель: закреплять знания о достопримечательностях нашего поселка.

Материалы: карточки с изображением важных мест п. Маслянино: церковь, памятник погибшим солдатам, клуб, музей, библиотека, и др. в двойном экземпляре (сфотографированы с разных ракурсов).

Задание: я показываю одну карточку с изображением, ребенок называет то, что на ней изображено и находит карточку с изображением того же объекта.

11.Почта.

Цель: закреплять знания детей о своем домашнем адресе.

Материалы: конверты с адресами.

Задание: почтальон принес нам письма, но на них написаны только адреса, а кому они адресованы – неизвестно. Давайте выясним, чьи же это письма. Я

Зачитываю адрес на конверте, дети должны узнать каждый свой адрес и сказать, что письмо это его.

12.Собери картинку.

Цель: закреплять знания о достопримечательностях поселка.

Материалы: разрезные карточки с изображением важных зданий и культурно-исторических памятников.

Задание: необходимо собрать из частей целое изображение и назвать его.

   13.   Игра-домино: «Народные промыслы».

Цель: знакомить детей с народными промыслами (рыбалка, охота, пушной промысел, изготовление берестяных и глиняных изделий и т.д.), учить узнавать и различать различные промыслы, формировать интерес к русским традициям.

Материалы: карточки домино с изображением народных промыслов.

Задание: дети по очереди выкладывают карточки-домино таким образом, чтобы одинаковые изображения оказывались рядом. Проигрывает последний положивший карточку.

14.  Можно – нельзя.

Цель: закрепить правила поведения в лесу.

Материалы: у детей на столах фишки красного и зеленого цветов.

Задание: я называю действие, если так можно вести себя в лесу, дети поднимают зеленую фишку, а если нельзя – красную.

Ломать ветки, кувыркаться в траве, рвать ягоды, разорять птичьи гнезда, собирать грибы, топтать мухоморы, отдохнуть на пеньке, разжигать костры, оставлять после себя мусор, гулять по тропинкам, любоваться красотой леса, разорять муравейники, слушать пение птиц.

15. Угадай животное (птицу) по тени.

Цель: способствовать закреплению знаний о животных Сибири.

Материалы: карточки с изображением животных (птиц), карточки с изображением тени каждого животного (птицы).

Задание: необходимо, изучив тень, найти картинку с подходящим изображением животного (птицы), назвать его.

Можно использовать другой вариант игры по аналогии «Угадай по силуэту»

16. Фотограф.

Цель: закреплять знания о животных и птицах Сибири (можно также взять и достопримечательности), учить узнавать их по отдельному элементу.

Материалы: картонный фотоаппарат с отверстием на месте объектива диаметром 6-8 см. Карточки с изображением птиц и животных.

Задание: фотоаппарат испорчен и фотографирует только часть животного, наводится на картинку, закрывая ее, в объектив видна только случайная часть картинки, нужно угадать, что именно хотели сфотографировать.

17.Чей домик?

Цель: закреплять знания о домах животных и птиц.

Материалы: карточки с изображением домиков (берлога, нора, дупло, гнездо и др.) и карточки с изображением животных и птиц (медведь, лиса, белка, аист и др.).

Ход: перед ребенком вперемешку лежат карточки с изображением животных и жилищ, к каждому жилищу необходимо подобрать животное. Затем можно сделать наоборот: к животному подбирать домик.

18.Раскрась животных.

Цель: закреплять знания о животных Сибири.

Материалы: картинки с контурным изображением животных различных стран: жираф, медведь, заяц, кенгуру, слон, волк, крокодил, белка, тигр, лиса, еж.

Ход: необходимо раскрасить только тех животных, которые водятся в наших сибирских лесах.

19.Найди ошибку.

Цель: упражнять в умении анализировать изображение, выделять характерные черты, части и особенности объекта.

Материалы: картинки с изображением птиц (животных, строений), с деталями от другой картинки.

Задание: внимательно рассмотреть картинки, найти ошибки и заменить на нужные фрагменты.

20.Третий лишний.

Цель: развивать внимательность, логическое мышление, закреплять знания о родном крае.

Задание: в цепочке слов, предложенной мной, нужно на слух определить лишнее и назвать его, объяснить, почему это слово лишнее.

Пайвино- Пеньково- Новосибирск

Попугай – сорока – синица.

Белка – медведь – слон.

Жара - снег – метель.

Окунь – карась – пингвин.

Озеро – речка – тропинка.

Кедр – сосна – пальма.

Лось – зебра – бобр.

Бобр – выдра – норка.

21.Назови правильно.

Цель: закреплять названия населенных пунктов района, учить образовывать новые формы слов.

Задание: назвать людей, проживающих в определенной местности.

Сибирь - … (сибиряк-сибиряки)

Пайвино...(пайвинец- пайвинцы)

Маслянино - (  маслянинец- маслянинцы )

Север - … (северянин-северяне)

Юг - … (южанин-южане)

Новосибирск .... (новосибирец - новосибирцы)

Москва - … (москвич-москвичи)

Город - … (горожанин-горожане)

Село - … (сельчанин-сельчане)

22.От какого дерева ветка?

Цель: закреплять названия деревьев нашего леса, учить определять вид дерева по одной детали (ветке).

Материалы: веточки с различных деревьев нашего леса (кедр, сосна, осина, береза, ель, тополь, лиственница, верба, рябина) и карточки с изображением деревьев.

Задание: ребенку необходимо рассмотреть веточку, назвать дерево, которому она принадлежит, и найти изображение этого дерева.

23 .Игра-путешествие по поселку  Пайвино.

Цель: обобщить знания детей о родном поселке, его важных местах и культурно-исторических памятниках.

Материалы: карта поселка с выделенными важными местами и зданиями (библиотека,  школа, детский сад, храм, подвесной мост, ). Флажки на ножке.

Задание: показываю фотографию, дети называют объект, ищут его на карте и ставят флажок.

24.Назови слово с противоположным значением.

Цель: упражнять детей в подборе слов с противоположным значением.

Материалы: мяч.

Задание: я произношу словосочетание, кому бросила мячик – тот называет слово с противоположным значением.

Низкий дом - …

Широкая улица - …

Высокое дерево - …

Маленький цветок - …

Длинная река - …

Холодная вода - …

Злой волк - …

Быстрая белка -…

Чистый поселок - …

Сильный ветер -…

Раннее утро - …

Тонкая соломинка - …

25.Назови – какой дом?

Цель: упражнять детей в образовании прилагательных.

Задание: называю, из чего сделан дом, дети должны назвать прилагательным.

Дом из дерева -…

Дом из кирпича - …

Дом из камня - …

Дом из соломы - …

Дом бруса - …

Дом изо льда - …

Дом из стекла - …

Дом из бумаги - …

Дом из глины - …

Дом из снега - …

Дом из бревен - …

26.  Назови ласково.

Цель: упражнять детей в образовании слов с уменьшительно-ласкательных форм слов.

Задание: называю слово, дети называют его ласково:

Дом-…, дерево-…, окно-…, веранда-…, река-…, рыба-…, берег-…, дорога-…, елка-…, береза-…, дверь-…, крыльцо-…, мост-…, лес-…, тропа-…, гора-…, снег-…, ветер-…, ведро-…, дождь-…, солнце - …, лопата-…, грабли-… .

27.Так бывает или нет?

Цель: учить детей ориентироваться в реальной действительности, развивать логику и мышление.

Задание: я называю утверждение, а дети говорят, бывает так или нет.

Мы живем в большом городе.

Вокруг нас простирается пустыня.

Наши леса называются тайгой.

 В нашем лесу много ягод и грибов.

В нашей реке живут крокодилы.

Зимой у нас очень холодно.

Весной мы сажаем картошку и овощи.

Зимой мы собираем урожай.

Летом у нас летают комары.

Наша река называется Ангара.

До Мотыгино можно доехать на поезде.

28Назови, какой лес.

Цель:расширять знания о лесах, видах лесов. Обогащать словарный запас.

Задание: я называю деревья, а дети дают название лесу, в котором произрастают эти деревья:

Береза – березняк

Осина – осинник

Кедр – кедрач (встречается очень редко)

Сосна – сосняк

Ель – ельник

Хвойные деревья – хвойный лес

Лиственные деревья – лиственный

Лиственные и хвойные деревья растут рядом – смешанный.

29Какие мы – сибиряки?

Цель:расширять знания о сибирском народе. Работать над грамматическим строем речи. Обогащать словарный запас.

Задание:

Любят работать – трудолюбивые

Никогда не обманывают – честные

Работают и в жару и в мороз – выносливые, сильные духом, стойкие

Ничего не боятся – смелые, бесстрашные.

 30. Игра с мячом «Я знаю…»

Цель: формировать умение называть несколько предметов объекта одного вида.Развивать умение объединять предметы по общему признаку.

Материалы: мяч.

Задание: дети становятся в круг, в центре – воспитатель с мячом. Воспитатель бросает мяч и называет класс объектов природы (птицы, деревья, цветы, животные, растения, насекомые, рыбы). Ребёнок, поймавший мяч, говорит: «Я знаю 5 названий цветов» и перечисляет (например, ромашка, василёк, одуванчик, клевер, кашка) и возвращает мяч воспитателю. Второму ребёнку воспитатель бросает мяч и говорит: «Птицы» и так далее.

 

31. «Птицы, рыбы, звери»

Цель: упражнять детей в умении называть предмет определённой группы предметов.

Материалы: мяч.

Задание: воспитатель бросает мяч ребёнку и произносит слово «птицы». Ребёнок, поймавший мяч, должен подобрать видовое понятие, например, «воробей», и бросить мяч обратно. Следующий ребёнок должен назвать птицу, но не повториться. Аналогично проводится игра со словами «звери» и «рыбы».

 

32. «Угадай, что в руке»

Цель: различать на ощупь овощи, фрукты и ягоды.

Материалы: муляжи овощей, фруктов и ягод.

Задание: дети стоят в кругу, руки держат за спиной. Воспитатель раскладывает в руки детям муляжи овощей, ягод и фруктов. Дети должны отгадать. Воспитатель показывает, например, грушу и просит определить, у кого такой же предмет объекта (фрукт, овощ, ягода).

33«Кого чем угостим?»

Цель: закрепить знания о том, чем питаются животные и птицы.

Материалы: карточки с изображением таежных животных и птиц.

Задание: воспитатель показывает детям карточку с изображением животного или птицы. Дети называют, кто изображен и чем он (она) любит полакомиться. Например, воробей – крошки и семечки; синица - сало; лось – соль и мухоморы; белка – шишка, ягоды и так далее.

34«Что будет, если …?»

Цель: знать, что надо делать для того, чтобы беречь, сохранять и приумножать природу.Развивать умения делать выводы и умозаключения.

Задание: воспитатель задаёт ситуацию для обсуждения с детьми, из которой дети приходят к выводу, что необходимо соблюдать чувство меры и беречь природу. Например: что будет, если в реку один мальчик бросит банку из-под газировки? А два? А три? А много мальчиков? Что будет, если в выходной из леса одна семья привезёт охапку подснежников? Две семьи? Пять? Аналогично – о костре, о сломанной ветке, о пойманной бабочке, о разорённом гнезде и так далее.

 35Угадай, чей след.

Цель: уточнять знания детей о птицах и животных, развивать умение определять животное и птицу по оставленному следу.

Материалы: лист ватмана, парафиновая свеча, кисточки, гуашь синего и зеленого цветов.

Задание: перед детьми чистые листы бумаги (или один большой лист ватмана), на нем свечой нарисованы невидимые следы различных животных и птиц. Детям нужно раскрасить лист синим цветом (снег) или зеленым (трава), чтобы на нем проявились следы. Назвать, какие животные и птицы прошли по лесу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дидактические игры по краеведению - 2.

«Экскурсия по Астрахани» и «Поймай рыбку» - дидактические игры по ознакомлению дошкольников с родным городом, которые можно изготовить самим....

Дидактические игры по краеведению -1.

"Найди отличия" и "Собери кубики" - дидактические игры по ознакомлению дошкольников с родным городом, которые можно изготовить самим....

Дидактическая игра по краеведению "Четвертый лишний"

Игра сделана в виде презентации. Для любителей петербурговедения....

Игры по краеведению

«Если не мы, то кто жеДетям нашим поможетРоссию любить и знать?Как важно – не опоздать!» Ребенок должен понимать, что каждый человек, независимо от возраста – часть своего рода, народа; что у каж...

Тест-игра по краеведению 1 и 2 часть

Краеведческая деятельность является одним из эффективных средств комплексного воздействия на формирование личности дошкольника. В тоже время успешность развития дошкольников при знакомстве с родным кр...

Игры по краеведению

Картотека игр по краеведению для детей старшего возраста...