Познавательно-исследовательский проект во второй младшей группе на тему: «От снежинки до льдинки»
проект по окружающему миру (младшая группа)

Ермолаева Татьяна Фёдоровна

Огромную роль в экологическом образовании дошкольников играет практическая, исследовательская деятельность в природных условиях, что в свою очередь способствует развитию любознательности. Экологическое образование будет более эффективным, если изучать природу не только по картинкам и фотографиям, но и через эмоциональное восприятие явлений природы, через прямой контакт ребенка с природой. Преимущество данного проекта в том, что его реализация неразрывно связана с повседневной жизнью: сама природа предоставляет материалы для наблюдений, исследований, опытов и творчества.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 20.12._proekt_ot_snezhinki_do_ldinki.docx32.16 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение комбинированного вида Детский сад № 12 «Рябинушка» города Бирска муниципального района Бирский район Республики Башкортостан

Познавательно-исследовательский проект

во второй младшей группе

на тему:

«От снежинки до льдинки»

                                            Составила и провела: воспитатель Ермолаева Т.Ф.

                                             

2020 г.

Содержание

Пояснение

Тема проекта

«От снежинки до льдинки»

Тип проекта

Педагогический

Вид

Групповой,  познавательно-исследовательский, творческий, игровой, краткосрочный

Образовательная область

Познавательное, художественно-эстетическое, речевое, социально-коммуникативное, физическое развитие.

Организатор

Воспитатель

Участники проекта

Дети второй младшей группы, воспитатели, родители.

Группа

Вторая младшая группа «Солнышко»

Сроки реализации

Две недели

Актуальность разработки проекта

Огромную роль в экологическом образовании дошкольников играет практическая, исследовательская деятельность в природных условиях, что в свою очередь способствует развитию любознательности. Экологическое образование будет более эффективным, если изучать природу не только по картинкам и фотографиям, но и через эмоциональное восприятие явлений природы, через прямой контакт ребенка с природой. Преимущество данного проекта в том, что его реализация неразрывно связана с повседневной жизнью: сама природа предоставляет материалы для наблюдений, исследований, опытов и творчества.

Цель проекта

Пополнение и обогащение знаний детей по лексическим темам: «Зима».

Задачи проекта

Дать элементарные представления о зиме, как времени года.

Расширять  исследовательский  и  познавательный  интерес  в ходе  экспериментирования  с  водой  и  льдом.  Воспитывать бережное  отношение  к  природе,  умение  замечать  красоту зимней  природы: деревья  в  снежном  уборе,  пушистый  снег, прозрачные льдинки и т.д.. Расширять  представления  о  сезонных изменениях  в  природе  (изменения  в  погоде).

Расширять    первичные представления  о  местах,  где  всегда  зима.  Расширять представления  о  характерных  особенностях  зимней  природы (холодно,  идет  снег;  люди  надевают  зимнюю одежду).

Вызывать интерес к исследованию природы родного края.

Формировать умение детей рассматривать иллюстрации, понимать их сюжет, отвечать на вопросы воспитателя.

Побуждать детей выражать свои чувства и эмоции при помощи активной речи, постепенно отходя от мимики и жестов.

Развивать творчество.

Ожидаемые результаты

  • Расширятся знания детей о зиме и зимних явлениях природы, их признаках;
  • Пополнится словарный запас;
  • Сформируется активность и заинтересованность в образовательном процессе детей и родителей.

Форма реализации

  • Дидактические,  коммуникативные, пальчиковые, малоподвижные игры
  • непосредственно образовательная деятельность;
  • беседы;
  • рассматривание иллюстраций, открыток;
  • использование DVD для просмотра презентации об зиме;
  • работа с родителями.

Используемые  виды деятельности

  • Познавательно-исследовательский;
  • Игровой;
  • Чтение художественной литературы;
  • Продуктивный;
  • Труд;
  • Коммуникативный;
  • Двигательный;
  • Музыкально-художественный.

Продукт проектной деятельности

•   Выставка детских работ «Зима к нам пришла»;

  • Украшение окон группы снежинками, сделанными родителями вместе с детьми.

•   Тематическое занятие «Путешествие вместе со  снежинкой»

Содержание проекта.

1 этап. Организационно-подготовительный этап.

Воспитатель:

Подбор материала и оборудования для занятий, бесед,  с/р игр с детьми.

Подбор песен, музыкальных игр, танцевальных композиций, связанных  с тематикой проекта.

Сотрудничество с родителями:

Совместное с детьми изготовление снежинок из разного материала. Украшение снежинками окон группы.

2 этап. Практический

Образовательные области.

Задачи

Виды детской деятельности.

Познавательное развитие

Расширять знания детей о зиме, её признаках и явлениях; познакомить детей с зимними явлениями в природе. Уточнить приспособления птиц и животных в условиях данного сезона. Закрепить знания о зимней одежде человека. Развивать эмоциональную отзывчивость детей. Расширить представление  о зимних явлениях природы, рассказать о причинах их появления.

 Закрепить обобщающее признаки зимы. Рассказать детям о безопасном поведении на улице зимой. Закрепить умение описывать зимнюю природу по характерным признакам. Воспитывать бережное отношение к природе.

Поддерживать интерес к экспериментированию, определять с помощью опыта свойства снега и льда. Формировать умение понимать образный смысл загадок. Развивать слуховую и зрительную память, внимание, воображение.

  • Рассматривание альбомов: «Зима», «Зимние явления природы», «Снежинки». Обследование строения снежинок, сосулек, градинок.
  •  Беседы: «Зима к нам пришла», «Признаки зимы», «Что такое снегопад и метель?», «Мороз на улице», «Что такое гололед?», «Зима пришла в лес», «Что такое снежинки?», «Реки и озера зимой», «Сосульки», «Зимние забавы», «Осторожно, лед!», «На деревьях шубы, шапки», «Лед летом», «Где живут рыбы зимой?», «Что боятся снежинки?», «Свойства снега», «Почему снег скрипит и блестит?», «Морозные узоры».
  •  Целевая прогулка по территории детского сада. Наблюдение за сезонными изменениями в природе на участке детского сада.
  •  Загадывание загадок о зимних явлениях в природе.
  • Экспериментирование 

«Тепло и снег», «Как образуется сосулька?», «Свойства снега», «На самом ли деле снег белый?», «Иней на ветках».

 Дидактические игры  «Зима, зимние забавы», «Собери снеговика», «Наоборот», «Что зимой бывает?», «Снежинки», «Что прячется под сугробом?», «Когда это бывает?», «Подбери слово».

Социально –коммуникативное развитие

Развивать стремление импровизировать на несложные сюжеты песен; закреплять навыки организованного поведения в детском саду; формировать доброжелательное отношение друг к другу. Формировать умение создавать игровой сюжет, научить простым игровым действиям и игровому взаимодействию, закреплять знания по теме. 

  • Сюжетно-ролевые игры: «На катке», «На горке», «В лесу».

Речевое развитие

Развивать диалогическую форму речи, вовлекать детей в разговор во время рассматривания картин; формировать умение слушать и понимать заданный вопрос, понятно отвечать на него; расширение предметного словаря; развитие слухового и зрительного внимания.

  • Творческое рассказывание детей по темам «Мы гуляли на участке», «Что я видел на стекле?», «На что похожи деревья зимой?», «На что похож сугроб?», «Как слепить снеговика?». Рассматривание сюжетных иллюстраций о зиме, составление описательных рассказов.
  • Дидактические игры: «Отгадай по описанию», «Наоборот», лексико-грамматические игры и упражнения по теме «Зима».
  • Составление описательных рассказов о снеговике, зимнем дереве, зимнем лесе.
  • Чтение художественной литературы. 

Пословицы, поговорки, загадки о зиме и зимних явлений природы.

  • Чтение и заучивание стихотворений об осени: Т.Бокова «Зимушка-зима», И.Черницкая «Пришла зима», И.Демьянов «Снежная баба», В.Берестов «Мороз», Т.Дмитриев «Зима недалеко», З.Александрова «Снежок», И.Брусов «Снежинки», А.Бродский «Всюду снег», Г.Ладонщиков «Зимняя радость», В.Орлов «Все злее, злее», С.Маршак «Круглый год. Январь», «Круглый год. Февраль», А.Прокофьев «Снегири», «Как на горке на горе», «Зимушка-зима», Г.Сапги «Это снег!», В.Егоров «Снеговик», И.Василевский «Снегопад», Н.Асеев «Такой мороз!», Н.Городецкая «На горке», С.Есенин «Белая береза», Б.Белаш «И мороз не страшен», И.Пивоварова «Письмо», В.Фетисов «Зима пришла».
  • Чтение произведений:  

Рус.нар.сказка «Мороз и заяц», «Какая бывает зима?», К.Ушинский «Зима», «Проказы старухи зимы», Н.Абрамцева «Морозное окошко», «Что такое зима?», М.Пляцковский «Сосульки».

Художественно-эстетическое развитие

 Учить читать наизусть небольшие стихотворения; развивать умения и драматизировать небольшие отрывки. Передавать в рисунке красоту окружающей природы; обращать внимание на подбор цвета, соответствующего изображаемому предмету; развивать умение ритмично наносить пятна, мазки (падает снег); развивать эстетическое восприятие. Продолжать учить рисовать завиток, спираль. Совершенствовать умение аккуратного нанесения клея на детали аппликации, соблюдать композицию. Формировать умение понимать смысл произведений, создавать выразительные образы с помощью мимики, жестов, интонации. Формировать навыки художественного исполнения различных образов при пении; формировать эмоциональную отзывчивость на произведение.  

  • Драматизация сказки: «Рукавичка».
  • Разучивание песен: «Белые снежинки», «Кабы не было зимы».
  • Рисование: «Снежинки», «Зимнее дерево», «Морозные узоры».
  • Аппликация: «Заснеженный дом», «Зимняя ночь», «Снеговик», «На катке»
  • Лепка: «Морозные узоры»
  • Просмотр мультфильма «Зимняя сказка».

Физическое развитие

Развить ловкость, быстроту, внимание, учить действовать по сигналу, выразительно выполнять движения, развивать умение бегать в разных направлениях. Закрепить знания по теме. Развивать мелкую моторику.

  • Подвижные игры: «Снежная баба», «Два мороза», «Смелые воробушки», «Зимующие и перелетные птицы», «Ветерок», «Охота на зайцев».
  • Пальчиковые игры: «Снежок», «Маленький Егорка», «Мы во двор пошли гулять», «Снеговик», «Зимой», «Пришла зима», «Строитель», «Падает снег на порог», «Снежный ком», «Медведь в берлоге», «Зайка», «Снежинки».
  • Физкультминутки: «Снег», «Зима», «Зимушка-зима», «Мы на лыжах в лес идем», «В лесу», «Во дворе».

 

Мероприятия по работе с родителями:

- участие в выставке работ на тему зима, подборка фотографий, литературы;

- разучивание стихотворений о зиме, зимних явлениях природы;

- украшение окон группы снежинками, выполненными из разного материала.

3-й этап. Заключительный.

•        Поощрение участников выставки «Волшебные снежинки»

•        Подведение итогов проекта.

Дети знают и называют:

- зимние явления природы;

- зимние приметы и явления;

- дети стали более самостоятельны;

- в свободной деятельности широко применяют пение песен;

- у родителей появился интерес к образовательному процессу, развитию творческой деятельности у детей.

-  Оформление выставки «Волшебные снежинки»;

-  Тематическое занятие «Приключение снежинок».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КОНСПЕКТ познавательно-исследовательской(конструктивной ) деятельности во второй младшей группе "СНЕГОВИКИ"

КОНСПЕКТ  познавательно-исследовательской(конструктивной ) деятельности во второй младшей группе...

Конспект непосредственной образовательной деятельности по познавательно-исследовательской работе с детьми второй младшей группы «Мыльные пузыри»

Ожидаемые результаты:1. Развить познавательный интерес к окружающему в процессе экспериментирования;2. Активизировать и систематизировать имеющиеся у детей знания о свойствах мыла и воды:·  мыло ...

Экологический познавательно - исследовательский творческий проект во второй младшей группе «Трудолюбивые муравьи»

Весна! Это замечательное время года, когда красотой природы можно любоваться на каждом шагу. Нужно только не упустить удивительные моменты, а показать их детям. Однажды во время прогулки во  дети...

Проект познавательно-исследовательский «Зимушка-зима» во второй младшей группе

Все дети любят зиму, но не все задумываются, почему времена года сменяют друг друга, всем ли хорошо зимой, что было бы, если бы зимой не было снега. Предоставить детям возможность  работать над о...