Конспект образовательной деятельности "Вся правда о соли".
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Постольник Татьяна Геннадьевна

Материал содержит подробный конспект занятия.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл В помощь педагогам.351.15 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект образовательной деятельности.

Автор: Постольник Татьяна Геннадьевна, МДОАУ «Детский сад №104» г. Оренбурга.

Тема: «Вся правда о соли».

Возрастная группа: старший дошкольный возраст.

Форма совместной деятельности: ООД.

Форма организации: подгрупповая.

Интеграция образовательных областей: познавательно –исследовательское, художественно-эстетическое развитие, социально-коммуникативное развитие, речевое развитие, физическое развитие.

Средства:

♦ Наглядные – Соль: поваренная, каменная, морская, образец аппликации.

♦ Литературные – Загадка о соли, слова физминутки. 

♦ Оборудование –Баночки с солью, ложки, яйца, прозрачные емкости, клей, кисточки, заготовки из картона (звезды), карточки.

Словарная работа:

Обогащать словарь детей словами: «соль», «вещество», «растворить», «минерал», «приправа», «кристалл», «сыпучая».

Цель: Создание условий для формирования целостного мировидения ребенка.

Задачи: 

♦ Обучающие задачи:

Способствовать накоплению у детей конкретных представлений о соли, как веществе.

- Дать представление детей о свойствах соли и о разных ее состояниях, встречающихся в природе и в жизни.

 - Расширять и углублять представления детей об окружающем мире посредством знакомства с веществом.

-  Уточнить знания детей о значении соли в природе, в жизни человека.

- Дать понятие о декоративном использовании соли, новом способе выполнения аппликации.

♦ Развивающие задачи –

-Развивать произвольное внимание; диалогическую речь, способность самостоятельно задавать интересующий вопрос.

-Развивать эмоционально-положительное отношение к познанию окружающего мира.

-Развивать наблюдательность детей, их умение анализировать, сравнивать, обобщать, устанавливать причинно-следственные зависимости и делать выводы.

-Развивать мышление, любознательность, наблюдательность.

- Развивать художественно-эстетические чувства.

♦ Воспитательные задачи -  

-Воспитывать желание интересоваться явлениями окружающего мира.

-Воспитывать усидчивость; интерес и способность работать в группах, коллективе.

-Проявлять терпение и дослушивать ответы товарищей до конца.

- Воспитывать аккуратность при работе с сыпучим материалом.

Ход деятельности

Этапы деятельности

Деятельность педагога

Деятельность детей

I этап

Организа-

ционный.

Игровой момент.

Загадывание загадки.

Постановка цели.

Слайд 1

Приход персонажа.

 Детей встречает «Ученый».

- Здравствуйте, ребята! Я к вам пришла из страны «Наука-ландия» принесла с собой много знаний и экспериментов.

Отгадав загадку, вы узнаете, с каким веществом мы сегодня с вами познакомимся!

Загадка.

Без нее, ребята, повар, просто, как без рук.

И становится вся пища несъедобной вдруг,

Если в ранку попадает – щиплет, испытаешь боль,

Вы, конечно, догадались, ну конечно это…

В случае затруднения с ответом воспитатель помогает детям.

Слайд 2

- Какие вы молодцы! Да ребята, сегодня мы будем изучать с вами соль!

Встают вокруг педагога.

Слушают и разгадывают загадку.

Подходят к мольберту, садятся на стулья.

 

ll этап

основной.

Поучительная беседа.

Познавательное упражнение.

Физминутка.

Обследование предмета.

Рассматривание разновидностей соли.

Игровой момент.

Логическое задание.

Практическая деятельность.

Физминутка.

Продуктивная деятельность.

Показ способов выполнения работы.

Руководство самостоятельной деятельностью.

Беседа о применении соли по иллюстрациям.

- Расскажите мне, пожалуйста, а где вы уже встречали соль?

Выслушать ответы детей, в случае затруднения с ответом воспитатель задает уточняющие вопросы

- Для чего она нужна вам дома?

Слайд 3.

Жизнь человека очень тесно связана с солью.

Соль жизненно необходима человеку потому, что она является главным источником натрия, Любому пищевому продукту можно найти замену, даже хлебу. А соли замены нет. Человек может прожить без соли не больше 10 дней, т. к. нарушаются работа организма. Соль нужна для усвоения пищи, для дыхания, для движения мышц, для костей и работы сердца.

Познавательное упражнение «Выбери нужный вариант».

- Как вы думаете, сколько соли можно употреблять человеку в день, чтобы она приносила только пользу?

(дети выбирают из предложенных вариантов)

Слайд 4.

- В день человеку можно употребить не больше половины чайной ложки соли. Если употреблять соли много, она приносит вред, закупоривает сосуды, откладывается в мышах и суставах.

Слайд 5.

Соль мы используем как приправу для приготовления пищи.

Соль помогает хранить продукты длительное время.

Слайд 6.

Соль имеет лечебный эффект. Её применяют в медицине:

- полезны солевые ванны для кожи, суставов,

- солевым раствором промывают нос при насморке,

- делают солевые ингаляции при кашле,

- посещение соляных комнат укрепляет здоровье,

- полоскают больное горло солевым раствором,

-  компрессы с соленым раствором снимают боль при ушибах и зуд после укуса комаров.

Слайд 7.

На заводах и фабриках в промышленности соль применяют при изготовлении мыла и моющих средств, металлов, пластмассы, бумаги, стекла.

Слайд 8.

На улице солью посыпают скользкие дороги, и она растапливает лед. Это большая польза для избежания аварий между машинами и травм при падении.

Слайд 9.

Соль полезна для употребления крупным домашним и диким животным.

Универсальные качества соли, позволяют широко её использовать в быту. Соль устраняет запотевание стекла, удаляет пригоревший налет с подошвы утюга, уничтожает плесень и ржавчину, сохраняет цвет одежды во время стирки.

Физминутка.

Слайд 10.

Соль, один из важнейших минералов на земле, это кристаллы природного происхождения.

(дети рассматривают камень соли)

Слайд 11.

В далекие времена соль считалась очень дорогим продуктом, драгоценностью, ценилась как золото. Её хранили под замком, в ларах, меняли на товары, даже на земли. Отсюда пошла народная примета: просыпал соль – к ссоре, ругани. Сейчас люди научились добывать соль, и она стала дешевым недорогим продуктом.

Слайд 12.

Откуда берётся соль?

Источниками соли являются моря и озера. Так же соль находится в природе, в пещерах под землей.

Слайд13.

В Оренбургской области есть месторождение соли, добывается соль в г. Соль-Илецке на озере Баскунчак. Продаётся она во всех магазинах.

Слайд 14.

Есть много видов соли.

Морская соль - это соль, содержащаяся в морской воде. Её используют и в пищу, и для медицинских целей. Каменная соль – это соль, добытая из горных месторождений. Она используется в промышленности.

Поваренная соль - отбеленная и очищенная соль, в виде мелких кристаллов.

Эксперименты.     Слайд1.

-Ну а чтобы нам начать эксперименты, предлагаю превратиться в маленьких исследователей! (надеваем халаты).

-Но, мало выглядеть, как ученый, нужно еще знать правила, которые нужно соблюдать в лаборатории.

Подойдите к мольберту, перед вами карточки изображающие, что можно делать во время эксперимента, а чего нельзя! Перед детьми карточки, изображающие действия: не кричать, не трогать без разрешения руками, будь, осторожен, слушать, смотреть, запоминать.

 Хорошо теперь мы можем приступить к экспериментам!

Опыт 1:

Перед вами баночки с поваренной солью, внимательно рассмотрите ее. Давайте попробуем описать наше вещество.

- Какого цвета соль? (белая)

- Какую имеет структуру? На что похожи ее частички?

(на кристаллы, кристаллическая)

- Возьмите ваши баночки с солью и поднесите к носу. Имеет ли запах соль? (без запаха)

- Теперь возьмите маленькие ложечки и попробуйте соль на вкус! Имеет ли вкус? Какой? (соленая)

- Теперь возьмем щепотку соли и пересыпаем ее обратно в баночку! Какая соль?

- Сыпучая не сыпучая? (сыпучая)

- Давайте сделаем вывод, соль она какая?

Опыт 2.

Перед вами стоят стаканы с жидкостью, предлагаю вам попробовать и ответить, что за вещество у вас в стаканах. (дети пробуют воду).

- Так что вы попробовали?

- Имеет ли она вкус?

- Теперь давайте попробуем растворить соль в воде. Погружаем одну маленькую ложку соли в стакан с водой, и размешаем! Смотрим, растворилась или нет!

- Пробуем на вкус, какой стала вода?

- А какой была? Делаем вывод. (растворяется в воде, меняет её вкус)

Опыт 3.

(Перед детьми в миске лежат куриные яйца, и стоят 1л банки: 4 с водой, 4 с соленным раствором).

- Скажите, что вы видите перед собой?

- Погружаем яйцо в банку и наблюдаем.

- Что произошло?

- А как вы думаете, в какой воде яйцо не утонуло?

Правильно, соленая вода, более плотная чем пресная, поэтому вытолкнула яйцо на поверхность. Те, кто был на море, наверняка заметили, что на в морской воде плавать легче, чем в пресной, морская вода при помощи соли вас держит на плаву.

- Давайте подведем итог, что мы узнали о соли?

-Молодцы, вы были отличными исследователями. Наша работа в лаборатории завершена.

Снимают халаты.

Теперь немного отдохнем.

Физминутка.

Продуктивная деятельность.

- Ребята, любите ли вы аппликацию?

- Какие материалы вы используете для создания аппликации?

- Сегодня нам с вами поможет соль, чтобы выполнить аппликацию, проходите за столы, каждый выбирайте себе звезду! (Перед детьми разные заготовки звезд из картона).

 - Для того, чтобы выполнить аппликацию необходимо нанести клей на поверхность нашей с вами звезды, а затем засыпать ее солью. Прижмем соль к картону используя салфетку.

Посмотрите, какие прекрасные звезды у нас получились! Теперь мы их сможем прикрепить на небо. (На доске заготовка из ватмана, изображающая небо).

Каждый из вас сегодня открыл свою звезду знаний!

Отвечают на вопросы.

Слушают рассказ педагога, рассматривают иллюстрации на экране.

Выбирают из предложенных вариантов правильный.

Выполняют движения по тексту физминутки.

Рассматривают, ощупывают камень соли.

Рассматривают виды соли.

Переодеваются в «ученых».

Подходят к мольберту. По знакам определяют правила поведения в лаборатории.

Рассматривают образец соли в банке.

Определят цвет.

Нюхают, определяют запах.

Берут ложку, пробуют на вкус, определяют вкус.

Берут щепотку, сыплют, определяют состояние.

Пробуют воду в стакане.

Определяют ее вкус (пресная, безвкусная).

Размешивают в воде соль, пробуют на вкус, делают вывод.

Кладут яйца в стаканы.

Наблюдают.

Делают вывод.

Подводим итоги.

Снимают халаты.

Выполняют движения по тексту физминутки.

Отвечают на вопросы.

Выбирают звезду.

Запоминают порядок выполнения работы.

Самостоятельно выполняют аппликацию.

Прикрепляют звезды на «звездное небо».

lll этап

заключительный.

Подведение итогов.

Оценка деятельности детей.

Рефлексия.

Рефлексия.

-Расскажите мне, пожалуйста, какое вещество мы изучали?

-Какие свойства у этого вещества?

-Чем мы занимались?

-Что было вам трудно?

-А что было легко?

-Что узнали нового? Чему научились?

-Вам понравилось экспериментировать?

Тогда я вам предлагаю, продолжить опыты, я оставлю вам стаканчик с соляным раствором, в него помещены веревочки. Вам нужно поставить его на окно, где часто бывает солнышко и немного подождать, и понаблюдать, что произойдет, когда вся вода испарится!

Ну а мне пора в свою страну «Наука-ландию», спасибо до свидания!

Оценивают свою работу и работы сверстников.

Вспоминают интересные моменты деятельности.

https://thumbs.dreamstime.com/b/%D0%B7%D0%B0%D0%BF%D1%80%D0%B5%D1%89%D0%B5%D0%BD%D0%BD%D1%8B%D0%B9-%D1%81%D1%82%D0%BE%D0%BF-%D1%81%D1%82%D0%B8-%D1%8F-%D1%88%D0%B0%D1%80%D0%B6%D0%B0-%D1%80%D1%83%D0%BA%D0%B8-48877022.jpghttps://w7.pngwing.com/pngs/717/570/png-transparent-child-library-silence-education-child-child-face-people.png

http://i.mycdn.me/i?r=AzEPZsRbOZEKgBhR0XGMT1Rkoa9qCaHT-hL7fepyiCp1dKaKTM5SRkZCeTgDn6uOyic

https://w7.pngwing.com/pngs/437/363/png-transparent-computer-icons-nuvola-description-nuvola-eye-icon-photography-people-information.png         https://img2.freepng.ru/20180516/wvq/kisspng-doner-kebab-functional-neuroimaging-functional-nea-5afcf32add53a3.2576995815265267629066.jpg     

     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект образовательной деятельности "По следам Соли"

Конспект образовательной деятельности "По следам Соли"...

Конспект образовательной деятельности "Познавательное развитие "Государыня соль"

Конспект образовательной деятельности "Государыня соль"...

Конспект образовательной деятельности по опытно-экспериментальной деятельности в подготовительной к школе группе «Удивительная соль»

Соль – полезное ископаемое, природный элемент. Cоль необходима человеку. Недостаток соли может привести к заболеваниям сердца, нарушением пищеварения, разрушением костной и мышечной ткани. Без с...

Конспект образовательной деятельности во второй младшей группе на тему: «Секреты морской соли"

Конспект ОД, познавательное развитие, систематизировать представления детей о соли и ее свойствах....

Конспект образовательной деятельности по познавательно-исследовательской деятельности в старшей группе «Волшебница соль»

Цель: расширять представление детей о соли и ее свойствах через познавательно — исследовательскую деятельность.Задачи: Обучающие: способствовать накоплению у детей конкретных пред...