Чудо-лаборатория
опыты и эксперименты по окружающему миру (средняя группа)

Осыка Инна Николаевна

Опытно-экспериментальная  деятельность для детей среднего дошкольного возраста

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл chudo-laboratoriya.docx218.43 КБ

Предварительный просмотр:

Опытно-экспериментальная  деятельность

 для детей среднего дошкольного возраста

«Чудо-лаборатория»

Цель: развитие интереса у дошкольников к опытно - экспериментальной деятельности. 


Задачи экспериментальной деятельности:
1. Расширять представления детей об окружающем мире
.
2. Воспитывать социально-личностные качества каждого ребёнка: коммуникативность, самостоятельность, наблюдательность, элементарный самоконтроль и саморегуляцию своих действий. 
3. Развивать у детей познавательную активность, умственные и мыслительные способности: анализ, сравнение, выводы;
умение общаться со сверстниками во время проведения опытов.

Воспитатель. Для проведения опытов ученым нужна лаборатория.  Так же для проведения опытов нужно одевать защитную одежду и знать правила безопасности во время экспериментирования. Вы знаете правила?

Дети.- Соблюдать тишину, не выкрикивать;

- без разрешения  ничего не трогать;

- работать нужно в фартуках;

-  после работы всё убирать на место.

Дети повторяют правила. Одевают фартуки.
Воспитатель. Давайте пройдем в лабораторию.

Чтоб природе другом стать,

Тайны все её узнать,

Все загадки разгадать

Научиться наблюдать,

Будем вместе развивать качество — внимательность,

А поможет всё узнать

Наша наблюдательность. Вот мы очутились в самой настоящей научной лаборатории.

Воспитатель. Ученые часто советуются друг с другом, обсуждают свои исследования, поэтому мы будем также с вами договариваться о том, что делать, помогать друг другу.

Ребята вы любите рисовать? На чем вы рисуете? ( На листочках, в альбомах, на снегу, песке, на асфальте…)

- Чем обычно рисуете? ( Красками, карандашами, фломастерами, палочкой, мелками…)

- А на молоке кто-нибудь из вас рисовал? ( Нет)

- Хотите попробовать?

Опыт №1 «Рисование на молоке»

Материалы для эксперимента:

Молоко, пищевые красители, жидкое моющее средство, ватные палочки, тарелки.

Проведение опыта.

Воспитатель: Ребята, для того, чтобы нам с вами нарисовать радугу на молоке, нам потребуются: тарелка с молоком, пищевые красители разных цветов, пипетки, ватные палочки и средство для мытья посуды. Сначала я расскажу вам, как сделать волшебство, а потом вы пройдете за свои столы и начнете творить чудеса. Работать будем парами.

Воспитатель: Сначала вы возьмете пипетки и наберете в них краску любого цвета, который вам нравится и добавите в молоко. Только не перемешиваем, просто капаем. А вот когда у вас будет все готово, я вам подскажу, как сотворить волшебство и увидеть радугу в молоке. Всем все понятно? (Да)

(Дети делятся парами, проходят к столам и выполняют первую часть задания)

Воспитатель: теперь берите ватную палочку, окуните ее в жидкое мыло. Палочкой, смоченной в средстве для мытья посуды касаемся молока в течение буквально 10 секунд. Только касаемся!

Воспитатель: Ребята, что вы видите?  (Дети отвечают)

Оказывается, и в молоке можно увидеть радугу. Красиво получается? (Да)

Воспитатель: волшебные краски начинают «танцевать», разбегаясь от ватной палочки. От волшебной ватной палочки и от цветного взрыва в молоке.

Когда палочку убираем – краски продолжают «танцевать», двигаться. Молоко начинает двигаться, а краска перемешиваться. Настоящая радуга в тарелке

Опыт №2 «Цветок, распустившийся на воле»

Вода оживляет всё вокруг! И даже бумажные цветы могут распускаться под её воздействием. Хотите увидеть это своими глазами? Или удивить младшего брата и сестру? Тогда за дело!

Материалы для эксперимента

  • Цветная двусторонняя бумагаhttps://nsportal.ru/ap/sites/ap.nsportal.ru/files/styles/large/public/media/2020/07/21/raspuskayushchiesya_bumazhnye_tsvety_na_vode3.jpg?itok=GRABh53C
  • Ножницы
  • Ёмкость с водой

Описание опыта:

  1. Из бумаги вырезаем небольшие цветы с шестью лепестками. Чем больше цветом мы вырежем, тем красивее будет наш бумажный сад.
  2. Складываем цветы лепестками внутрь. https://nsportal.ru/ap/sites/ap.nsportal.ru/files/styles/large/public/media/2020/07/21/raspuskayushchiesya_bumazhnye_tsvety_na_vode4.jpg?itok=FENLIJFK
  3. Наполняем емкость водой.
  4. Кладем аккуратно сложенные цветы на поверхность воды.

https://nsportal.ru/ap/sites/ap.nsportal.ru/files/styles/large/public/media/2020/07/21/raspuskayushchiesya_bumazhnye_tsvety_na_vode5.jpg?itok=c5TnVgF7

Через некоторое время мы увидим, как цветы начнут постепенно распускаться.

Полезные советы:

1. Цветы после просушивания можно использовать ещё раз.

2. В центр цветка, перед загибанием лепестков, можно приклеить (нарисовать) маленький сюрприз. Например, сказочных героев (личико Дюймовочки, Царевну-лягушку), буквы или слова (при обучении чтению), цифры, божью коровку, фотографии мамы и папы. Это  замечательное занятие понравится всей семье!

Почему так происходит?

Конечно всё дело в воде, ведь без неё бумажные цветы неподвижны. Оказывается, бумажные волокна, из которых состоит бумага, впитывают воду, набухают и стремятся выпрямиться. При этом лепестки начинают раскрываться.

Опыт № 3. «Дождевые облака»

 Материалы для эксперимента

1.Пластиковый стакан или прозрачный контейнер;

2.Вода;

3.Пипетка;

4.Пена для бритья;

5.Пищевой краситель (синий).

Ребята, во время прогулки мы с вами наблюдали за природным явлением - дождём, а вы знаете, как образуется дождь?

Когда маленькие капли воды скапливаются в облаке, они становятся все тяжелее и тяжелее. В итоге, они достигают такого веса, что больше не могут оставаться в воздухе и начинают падать на землю — так появляется дождь.

Это явление можно показать  с помощью простых материалов. Нам потребуются: пена для бритья, пластиковый стакан,  вода, пипетка, пищевой краситель.

Описание опыта:

1.Пластиковый стакан наполним водой, не доливая до краев. 

2.Затем аккуратно добавим слой пены для бритья на воду.  Пена для бритья — ваше облако, а вода — атмосфера.

3.Добавяем несколько капель пищевого красителя на пену.

 Краситель постепенно начнет проседать через пену и падать в воду, которая находится под «облаком». Кажется, что это действительно дождевые полосы. Выглядит просто волшебно!

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД «Чудо-лаборатория». Экспериментальная деятельность детей старшего дошкольного возраста

Цель: развитие познавательной активности детей, умение экспериментальным путем подтверждать или опровергать полученную информацию.Задачи:Образовательные:познакомить детей со свойствами воды (вкус, цве...

Методическая разработка "Чудо лаборатория"

Дети отправляются в лабораторию по изготовлению фломастеров....