НОД "Профессии"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Зезюлина Ирина Васильевна
  1. Конспект занятия по познавательному развитию

           в старшей  группе МАДОУ №12 на тему: Профессии

 

Тема: «Все профессии важны, все профессии нужны»
 Цель:
 1. Развивать внимание, память, мышление, интерес к выбору профессии.

2.Познавательное развитие:

Формировать обобщенное понятие «профессия». Расширить представление детей о разнообразии профессий, конкретных трудовых действиях.

 Уточнить и расширить представление детей об инструментах, спецодежде различных профессий.

Речевое развитие: Обогащать активный словарь. Развивать умение правильно строить фразы, отвечать на вопросы.

Социально-коммуникативное развитие:

 Развивать умение общаться со сверстниками, работать в подгруппе и индивидуально. Выполнять установленные нормы поведения во время совместной деятельности.

Физическое развитие:

Воспитывать стремление заботиться о своем здоровье.

Художественно-эстетическое:

Развивать умение слушать и воспринимать музыкальное сопровождение мультфильма.

3. Воспитывать положительную мотивацию к обучению, уважение к труду взрослых.
 
 Наглядный материал:
 Книга В.В.Маяковского «Кем быть?», карточки с картинками, « волшебный сундучок» с инструментами разных профессий (кисть, половник, отвертка, мастерок, указка, маракас и др.), спецодежда разных профессий (повара, матроса, продавца, пожарного, железнодорожника и др.), фломастеры и бумага для каждого ребенка, «светофорчики», конфеты «цветики-семицветики», видиозапись мультфильма «Все профессии нужны, все профессии важны…», мяч.
 Методические приемы и технологии:
 1. Беседа с детьми.
 2. Работа с карточками в подгруппах.
 3. Чтение отрывка стихотворения В.В. Маяковского «Кем быть?».
 4. Сюрпризный момент.
 5. Активное действие детей.
 6. Использование здоровьесберегающих технологий. 7. Развивающие игры.
 8. Использование художественного слова.
 9. Отгадывание загадок. 10. Просмотр мультфильма. 11.ТРИЗ 12. Рассказ приглашенного гостя о профессии.
 Предварительная работа. 
 1. Чтение стихотворения В.В. Маяковского «Кем быть?».
 2. Рассматривание иллюстраций с разными профессиями людей.
 3. Физкультминутка.
 4. Настольная развивающая игра «Профессии».
 5. Экскурсия по предприятиям поселка.

Ход занятия.
 1. Создание мотивации к занятию. 
 Воспитатель:
 Встало солнышко давно,
 Заглянуло к нам в окно.
 Собрало друзей всех в круг
 Я твой друг и ты мой друг. Дружно за руки возьмемся, И друг другу улыбнемся.
 Улыбнемся, подмигнем,
 И беседовать начнем.
 (Дети выполняют упражнения в соответствии с текстом.)
 - Дети, кому из вас хочется вырасти поскорее и стать взрослым?
 - Скажите, а куда каждый день ходят ваши мамы и папы, взрослые?
 Дети: взрослые, мамы и папы ходят на работу
 - Для чего люди ходят на работу?
 Дети: чтобы зарабатывать деньги, строить дома, водить машины, выращивать хлеб.
 - Кем работают ваши родители? (спросить каждого ребенка)
 - Какую пользу они приносят?
 Дети: они шьют одежду, учат детей, лечат заболевших, готовят пищу, перевозят грузы.
 Воспитатель: 
 - Правильно. А теперь давайте присядем на стульчики, я предлагаю вам послушать отрывок из стихотворения В.В. Маяковского « Кем быть?»
 У меня растут года,
 Будет и семнадцать.
 Где работать мне тогда,
 Чем заниматься?
 Нужные работники,
 Столяры и плотники.
 Столяру хорошо,
 А инженеру лучше…
 Инженеру хорошо,
 А доктору лучше.
 - Как вы думаете, о чем говорится в стихотворении?
 Дети: в стихотворении говорится о профессиях.
 Воспитатель:
 А что означает слово «профессия»?
 Профессия означает: дело, работа, занятие. Люди работают тем, кем им нравится работать, занимаются тем, что у них лучше получается.
 На свете есть много профессий. Назовите профессии, которые вы знаете?
 Дети: воспитатель, шофер, рабочий, продавец, врач, строитель.
 
 2. Постановка проблемной ситуации.

Игра «Что было бы, если бы…»
 - Ребята, трудно представить, что мы будем делать без врачей, когда заболеем.
 - Что бы мы носили, если бы не было портных?!
 - Что бы ели, если бы не труд людей, которые выращивают хлеб, овощи,фрукты.
 - Какой пустой, неуютной была бы наша комната, если бы не столяры и плотники.

Что будет, если: 
 - повара перестанут готовить пищу? 
 - врачи перестанут лечить людей? 
 - учителя перестанут учить детей? 
 - строители перестанут строить дома? 
 - все водители откажутся сесть за руль? 
 - дорожная служба перестанет следить за состоянием дорог? 
 - А что будет, если не будет пожарных?
 
 3. Открытие нового. 
 Игра с мячом «Что делает?» 
 Цель: Продолжать знакомить детей с действиями людей разных профессий. 
 Я называю профессию, а вы отвечаете, что делает человек данной профессии.
 Врач – лечит
 Учитель – учит
 Продавец – продает
 Повар – варит
 Воспитатель – воспитывает детей
 Шофер – водит машину
 Строитель – строит дома
 Все профессии нужны, все профессии важны. Главное – нужно выполнять хорошо любимую работу.

 Игра «Кому, что нужно для работы?» 
 Цель: Закрепить представление детей о предметах каждой профессии.
 - Люди разных профессий используют разные инструменты для своей работы. У меня есть «чудесный сундучок», в котором лежит много интересных вещей. Чтобы узнать, что там лежит, нужно сказать такие слова « Сундучок, сундучок, приоткрой-ка свой бочок»
 Руслан, загляни в сундучок, но сначала скажи волшебные слова.
 - Кому нужен этот предмет?
 Дети: этот инструмент нужен для художника. (Дети по очереди достают инструменты и рассказывают, кому и для чего они нужны.)
 Воспитатель: 
 - Молодцы, ребята, все предметы и профессии вы назвали правильно.

 Игра: «Кому принадлежит фраза?» 

Цель: Расширять знания о трудовых действиях.

Дети, скажите, человек какой профессии мог сказать такую фразу.

  • Как вас подстричь? Челку покороче? (парикмахер)

  • - Дети, здравствуйте, откройте книгу на странице 4. (учитель)

  •  - Несите кирпичи и цемент (строитель)

  • - Сегодня я буду рисовать пейзаж (художник)

  •  - Откройте рот и скажите а-а-а-а. (врач)

  • - Какие пуговицы вам пришить на эту блузку, черные или белые? (портной) 
     - Сколько килограммов картошки вам взвесить? (продавец)
     
     
     Игра «Назови профессию»

  •  Цель: Развивать умение работать в подгруппе, определять профессию по картинкам.
     - Теперь предлагаю вам разделиться на две подгруппы и поиграть в игру «Назови профессию». Каждая команда по очереди будет вытягивать карточку, и называть профессию, определив ее по изображенным на карточке предметам. Победит та команда, которая даст большее количество правильных ответов (за правильный ответ команда получает жетон). 
     
     5. Физкультминутка. 
     Комплексное упражнение: «Разные профессии нужны»
     Я шофер - помыл машину
     (топающий шаг)
     Сел за руль и выгнул спину
     Загудел мотор и шины
     Зашуршали у машины.
     ( ши – ши – ши)
     Подметает дворник двор
     Убирает дворник сор.
     (наклоны вперед, имитируя подметание)
     Наш охранник на посту
     Смело смотрит в темноту.
     (поворот вправо – влево, приставляя ладонь к глазам).
     А сапожник сапоги для любой сошьет ноги
     (распашонка – присесть, встать, приставляя поочередно ноги на пятку).
     К сапогам прибьет подковки,
     И пляши без остановки.
     Наши летчики – пилоты
     Приготовились к полету.
     (наклоны корпуса вправо – влево с произнесением звуков вж – ж – ж,
     прямые руки в стороны)
     Веселей смотри вокруг:
     Детский врач – ребятам друг
     (дыхательные упражнения: спокойный вдох носом)
     
     6. Развивающие игры и задания. 
     Загадки:

  • С малышами я вожусь, 
     С ними провожу все дни, 
     С ними я хожу гулять. 
     Их укладываю спать, 
     И, конечно же, люблю 
     Я профессию свою. (Воспитатель) 
     
     Если вьётся пламя, 
     Дым валит столбом, 
     “01” мы наберем, 
     Его на помощь позовем. (Пожарный) 
     Он с утра в столовой нашей 
     Варит суп, компот и кашу. (Повар) 
     
     Он вылечит корь, и бронхит, и ангину, 
     Пропишет пилюли и витамины. (Врач) 
     У него товаров горы - 
     Огурцы и помидоры. 
     Кабачки, капуста, мед - 
     Все он людям продает. (Продавец) 
     
     Феном, щеткой и расческой 
     Ловко сделает прическу. (Парикмахер) 


  •  Скажите, кто так вкусно,готовит щи капустные.
     Пахучие котлеты, салаты, винегреты.
     Все завтраки, обеды? (повар)
     
     Мы учим детишек, писать и читать,
     Природу любить, стариков уважать (учитель)
     Встаем мы очень рано,ведь наша забота,
     Всех отвозить по утрам на работу (шофер)
     
     Кто, скажите мне, такой,охраняет наш покой.
     За порядком он следит,хулиганить не велит? (полицейский)
     Не водитель, но в автобусе нам билеты отрывает,
     Остановки сообщает. Как его все называют? (кондуктор)
     
     Ждет сотрудников отряд,в детском садике ребят,
     Кто же мам в нем замещает, кто из вас, детишки, знает?(воспитатель, няня, врач, музыкальный руководитель).
     
     Игра « Определи профессию» 
     Цель: Умение определять профессии людей по специальной форме одежды.
     Определите профессию людей по одежде. Каждому человеку для выполнения профессиональных действий нужна специальная форма одежды, чтобы берегла его от опасностей, чтобы было удобно и комфортно работать.
     - Назовите, какая форма одежды нужна повару? Полицейскому? Матросу? Продавцу?
     Игра проводится с предметами одежды.


  •  Я буду называть инструменты, а вы ответите, что с Этим инструментом делают,какие действия совершают.
     Ножом - режут

  • Метлой - метут

  • Пилой - пилят

  • Из лейки - поливают

  • Топором - рубят

  • Лопатой - капают

  • Иглой - шьют

  • Расчёской – причёсываются

  • Кистью - рисуют
     8.Игровое упражнение “Назови, кто это?” - воспитатель называет действия, а дети называют профессию. 
     дрессирует зверей - 
     чинит часы - 
     бетонирует - 
     играет на барабане - 
     играет на баяне - 
     играет на пианино - 
     водит такси - 
     лечит больных- 
     строит дома - 
     учит детей в школе - 
     воспитывает детей в детском саду - 
     управляет самолетом-
     ухаживает за лесом - 
     убирает дворы, улицы - 
     ловит рыбу - 
     разносит почту - 
     готовит пищу- 
     
     9. Итог занятия:
     Воспитатель:
     - Дети, как вы думаете, а вы можете прямо сейчас стать поваром, пилотом или врачом? Конечно же нет, потому что для этого вам необходимо подрасти и выучиться, ведь каждой профессии необходимо учиться, вы готовы к этому?

  • «Все профессии нужны – все профессии важны»

  •                                                             Доктор лечит нас от боли,

  •  2 ребенок:           Есть учительница в школе,

  •                              3 ребенок:            Повар варит нам компот,

  • 4 ребенок:         Парикмахер всех стрижет.

  •       5 ребенок:          Шьёт портной для нас штаны.

  • 6 ребенок:          И сказать мы вам должны:

                              ВСЕ:                    Лишних нет у нас профессий,
 Сейчас возьмите, пожалуйста «светофорчики» и оцените свою деятельность на сегодняшнем занятии (самооценка).
 Ребята, а давайте еще раз заглянем в наш «чудесный сундучок» (Воспитатель достает из сундучка конфеты цветики-семицветики и раздает их детям с пожеланиями, чтобы их мечты сбылись.)

 

 


 

 

  1.  

 


 
 
 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon nod_professii.doc37.5 КБ

Предварительный просмотр:

  1. Конспект занятия по познавательному развитию
  2. в старшей  группе МАДОУ №12 на тему: Профессии

Тема: «Все профессии важны, все профессии нужны»
Цель:
1. Развивать внимание, память, мышление, интерес к выбору профессии. 2.
Познавательное развитие:

Формировать обобщенное понятие «профессия». Расширить представление детей о разнообразии профессий, конкретных трудовых действиях.

 Уточнить и расширить представление детей об инструментах, спецодежде различных профессий.

Речевое развитие: Обогащать активный словарь. Развивать умение правильно строить фразы, отвечать на вопросы.

Социально-коммуникативное развитие:

 Развивать умение общаться со сверстниками, работать в подгруппе и индивидуально. Выполнять установленные нормы поведения во время совместной деятельности.

Физическое развитие:

Воспитывать стремление заботиться о своем здоровье.

Художественно-эстетическое: 

Развивать умение слушать и воспринимать музыкальное сопровождение мультфильма.

3. Воспитывать положительную мотивацию к обучению, уважение к труду взрослых.

Наглядный материал:
Книга В.В.Маяковского «Кем быть?», карточки с картинками, « волшебный сундучок» с инструментами разных профессий (кисть, половник, отвертка, мастерок, указка, маракас и др.), спецодежда разных профессий (повара, матроса, продавца, пожарного, железнодорожника и др.), фломастеры и бумага для каждого ребенка, «светофорчики», конфеты «цветики-семицветики», видиозапись мультфильма «Все профессии нужны, все профессии важны…», мяч.
Методические приемы и технологии:
1. Беседа с детьми.
2. Работа с карточками в подгруппах.
3. Чтение отрывка стихотворения В.В. Маяковского «Кем быть?».
4. Сюрпризный момент.
5. Активное действие детей.
6. Использование здоровьесберегающих технологий. 7. Развивающие игры.
8. Использование художественного слова.
9. Отгадывание загадок. 10. Просмотр мультфильма. 11.ТРИЗ 12. Рассказ приглашенного гостя о профессии.
Предварительная работа. 
1. Чтение стихотворения В.В. Маяковского «Кем быть?».
2. Рассматривание иллюстраций с разными профессиями людей.
3. Физкультминутка.
4. Настольная развивающая игра «Профессии».
5. Экскурсия по предприятиям поселка.

Ход занятия.
1. Создание мотивации к занятию. 
Воспитатель:
Встало солнышко давно,
Заглянуло к нам в окно.
Собрало друзей всех в круг
Я твой друг и ты мой друг. Дружно за руки возьмемся, И друг другу улыбнемся.
Улыбнемся, подмигнем,
И беседовать начнем.
(Дети выполняют упражнения в соответствии с текстом.)
- Дети, кому из вас хочется вырасти поскорее и стать взрослым?
- Скажите, а куда каждый день ходят ваши мамы и папы, взрослые?
Дети: взрослые, мамы и папы ходят на работу
- Для чего люди ходят на работу?
Дети: чтобы зарабатывать деньги, строить дома, водить машины, выращивать хлеб.
- Кем работают ваши родители? (спросить каждого ребенка)
- Какую пользу они приносят?
Дети: они шьют одежду, учат детей, лечат заболевших, готовят пищу, перевозят грузы.
Воспитатель: 
- Правильно. А теперь давайте присядем на стульчики, я предлагаю вам послушать отрывок из стихотворения В.В. Маяковского « Кем быть?»
У меня растут года,
Будет и семнадцать.
Где работать мне тогда,
Чем заниматься?
Нужные работники,
Столяры и плотники.
Столяру хорошо,
А инженеру лучше…
Инженеру хорошо,
А доктору лучше.
- Как вы думаете, о чем говорится в стихотворении?
Дети: в стихотворении говорится о профессиях.
Воспитатель:
А что означает слово «профессия»?
Профессия означает: дело, работа, занятие. Люди работают тем, кем им нравится работать, занимаются тем, что у них лучше получается.
На свете есть много профессий. Назовите профессии, которые вы знаете?
Дети: воспитатель, шофер, рабочий, продавец, врач, строитель.

2. Постановка проблемной ситуации.

Игра «Что было бы, если бы…»
- Ребята, трудно представить, что мы будем делать без врачей, когда заболеем.
- Что бы мы носили, если бы не было портных?!
- Что бы ели, если бы не труд людей, которые выращивают хлеб, овощи,фрукты.
- Какой пустой, неуютной была бы наша комната, если бы не столяры и плотники.

Что будет, если: 
- повара перестанут готовить пищу? 
- врачи перестанут лечить людей? 
- учителя перестанут учить детей? 
- строители перестанут строить дома? 
- все водители откажутся сесть за руль? 
- дорожная служба перестанет следить за состоянием дорог? 
- А что будет, если не будет пожарных?

3. Открытие нового. 
Игра с мячом «Что делает?» 
Цель: Продолжать знакомить детей с действиями людей разных профессий. 
Я называю профессию, а вы отвечаете, что делает человек данной профессии.
Врач – лечит
Учитель – учит
Продавец – продает
Повар – варит
Воспитатель – воспитывает детей
Шофер – водит машину
Строитель – строит дома
Все профессии нужны, все профессии важны. Главное – нужно выполнять хорошо любимую работу.

 Игра «Кому, что нужно для работы?» 
Цель: Закрепить представление детей о предметах каждой профессии.
- Люди разных профессий используют разные инструменты для своей работы. У меня есть «чудесный сундучок», в котором лежит много интересных вещей. Чтобы узнать, что там лежит, нужно сказать такие слова « Сундучок, сундучок, приоткрой-ка свой бочок»
Руслан, загляни в сундучок, но сначала скажи волшебные слова.
- Кому нужен этот предмет?
Дети: этот инструмент нужен для художника. (Дети по очереди достают инструменты и рассказывают, кому и для чего они нужны.)
Воспитатель: 
- Молодцы, ребята, все предметы и профессии вы назвали правильно.

 Игра: «Кому принадлежит фраза?» 

Цель: Расширять знания о трудовых действиях.

Дети, скажите, человек какой профессии мог сказать такую фразу.

  • Как вас подстричь? Челку покороче? (парикмахер)
  • - Дети, здравствуйте, откройте книгу на странице 4. (учитель)
  •  - Несите кирпичи и цемент (строитель)
  • - Сегодня я буду рисовать пейзаж (художник)
  •  - Откройте рот и скажите а-а-а-а. (врач)
  • - Какие пуговицы вам пришить на эту блузку, черные или белые? (портной) 
    - Сколько килограммов картошки вам взвесить? (продавец)


    Игра «Назови профессию»
  •  Цель: Развивать умение работать в подгруппе, определять профессию по картинкам.
    - Теперь предлагаю вам разделиться на две подгруппы и поиграть в игру «Назови профессию». Каждая команда по очереди будет вытягивать карточку, и называть профессию, определив ее по изображенным на карточке предметам. Победит та команда, которая даст большее количество правильных ответов (за правильный ответ команда получает жетон). 

    5. Физкультминутка. 
    Комплексное упражнение: «Разные профессии нужны»
    Я шофер - помыл машину
    (топающий шаг)
    Сел за руль и выгнул спину
    Загудел мотор и шины
    Зашуршали у машины.
    ( ши – ши – ши)
    Подметает дворник двор
    Убирает дворник сор.
    (наклоны вперед, имитируя подметание)
    Наш охранник на посту
    Смело смотрит в темноту.
    (поворот вправо – влево, приставляя ладонь к глазам).
    А сапожник сапоги для любой сошьет ноги
    (распашонка – присесть, встать, приставляя поочередно ноги на пятку).
    К сапогам прибьет подковки,
    И пляши без остановки.
    Наши летчики – пилоты
    Приготовились к полету.
    (наклоны корпуса вправо – влево с произнесением звуков вж – ж – ж,
    прямые руки в стороны)
    Веселей смотри вокруг:
    Детский врач – ребятам друг
    (дыхательные упражнения: спокойный вдох носом)

    6. Развивающие игры и задания. 
    Загадки:
  • С малышами я вожусь, 
    С ними провожу все дни, 
    С ними я хожу гулять. 
    Их укладываю спать, 
    И, конечно же, люблю 
    Я профессию свою. (Воспитатель) 

    Если вьётся пламя, 
    Дым валит столбом, 

    01” мы наберем, 
    Его на помощь позовем. (Пожарный) 

    Он с утра в столовой нашей 
    Варит суп, компот и кашу. (Повар) 

    Он вылечит корь, и бронхит, и ангину, 
    Пропишет пилюли и витамины. (Врач) 
    У него товаров горы - 
    Огурцы и помидоры. 
    Кабачки, капуста, мед - 
    Все он людям продает. (Продавец) 

    Феном, щеткой и расческой 
    Ловко сделает прическу. (Парикмахер) 

  • Скажите, кто так вкусно,готовит щи капустные.
    Пахучие котлеты, салаты, винегреты.
    Все завтраки, обеды? (повар)

    Мы учим детишек, писать и читать,
    Природу любить, стариков уважать (учитель)
    Встаем мы очень рано,ведь наша забота,
    Всех отвозить по утрам на работу (шофер)

    Кто, скажите мне, такой,охраняет наш покой.
    За порядком он следит,хулиганить не велит? (полицейский)
    Не водитель, но в автобусе нам билеты отрывает,
    Остановки сообщает. Как его все называют? (кондуктор)

    Ждет сотрудников отряд,в детском садике ребят,
    Кто же мам в нем замещает, кто из вас, детишки, знает?(воспитатель, няня, врач, музыкальный руководитель).

    Игра « Определи профессию» 
    Цель: Умение определять профессии людей по специальной форме одежды.
    Определите профессию людей по одежде. Каждому человеку для выполнения профессиональных действий нужна специальная форма одежды, чтобы берегла его от опасностей, чтобы было удобно и комфортно работать.
    - Назовите, какая форма одежды нужна повару? Полицейскому? Матросу? Продавцу?
    Игра проводится с предметами одежды.

  • Я буду называть инструменты, а вы ответите, что с Этим инструментом делают,какие действия совершают.
    Ножом - режут
  • Метлой - метут
  • Пилой - пилят
  • Из лейки - поливают
  • Топором - рубят
  • Лопатой - капают
  • Иглой - шьют
  • Расчёской – причёсываются
  • Кистью - рисуют
    8.
    Игровое упражнение “Назови, кто это?” - воспитатель называет действия, а дети называют профессию. 
    дрессирует зверей - 
    чинит часы - 
    бетонирует - 
    играет на барабане - 
    играет на баяне - 
    играет на пианино - 
    водит такси - 
    лечит больных- 
    строит дома - 
    учит детей в школе - 
    воспитывает детей в детском саду - 
    управляет самолетом-
    ухаживает за лесом - 
    убирает дворы, улицы - 
    ловит рыбу - 
    разносит почту - 
    готовит пищу- 

    9. Итог занятия:
    Воспитатель:
    - Дети, как вы думаете, а вы можете прямо сейчас стать поваром, пилотом или врачом? Конечно же нет, потому что для этого вам необходимо подрасти и выучиться, ведь каждой профессии необходимо учиться, вы готовы к этому?
  • «Все профессии нужны – все профессии важны»
  •                                                             Доктор лечит нас от боли,
  •  2 ребенок:           Есть учительница в школе,
  •                              3 ребенок:            Повар варит нам компот,
  • 4 ребенок:         Парикмахер всех стрижет.
  •       5 ребенок:          Шьёт портной для нас штаны.
  • 6 ребенок:          И сказать мы вам должны:

                              ВСЕ:                    Лишних нет у нас профессий,
Сейчас возьмите, пожалуйста «светофорчики» и оцените свою деятельность на сегодняшнем занятии (самооценка).
Ребята, а давайте еще раз заглянем в наш «чудесный сундучок» (Воспитатель достает из сундучка конфеты цветики-семицветики и раздает их детям с пожеланиями, чтобы их мечты сбылись.)