Картотека дидактических игр по экологии для второй младшей группы.
картотека по окружающему миру (младшая группа)

Проблемы экологии в наше время очень остро стоят перед человечеством. Детей необходимо воспитывать так, чтобы они выросли культурными, просвещёнными и любящими природу людьми. Это один из действенных способов решить эти проблемы. Педагоги дошкольных учреждений должны начинать работу по формированию экологической культуры детей с самого раннего возраста воспитанников. Помогут им в этом игры природоведческого и экологического содержания.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Картотека дидактических игр по экологии для второй младшей группы.

«Где растет?»

Цель:  учить детей группировать овощи и фрукты, воспитывать быстроту реакции на слово воспитателя, выдержку, дисциплинированность.

Правила игры: разобрать  овощи и фрукты, и разложить одни в огород другие в сад (имитация – картинки сада и огорода). Выигрывает та команда, которая быстро разберет  все предметы по местам.

Ход игры:

Среди детей делятся на две команды-бригады: овощеводы и садоводы. Овощи и фрукты (можно муляжи) раскладываются на столе. По сигналу воспитателя дети разбирают овощи и фрукты к соответствующим с картинкам. Та бригада, которая первой закончила работу, выигрывает. Дети не участвующие в бригадах проверяют правильность отбора.

После этого объявляется команда–победительница. Игра продолжается с другими командами.

 "Где живут витамины"

Цель: учить детей отбирать только те картинки, на которых нарисованы полезная для здоровья пища; развивать внимательность, память, мышление.

Материал: игрушечный медвежонок; предметные картинки с изображением овощей, фруктов, цитрусовых, мороженого, конфет, печенья, торта и тому подобное.

Ход игрыВоспитатель предлагает детям «полечить» мишку не таблетками, а витаминами. Для этого нужно выбрать только те картинки с изображением продуктов, в которых «живут» витамины. Дети поочередно или группами подходят и выбирают картинки, называют предмет, а остальные дети знаками показывают согласны ли они с тем, что там «живут» витамины или нет. Если задание выполнено правильно, то ребенок кладет картинку у медвежонка.

 «Такой листок, лети ко мне!»

Цель: Упражнять детей в нахождение листьев по сходству, воспитывать слуховое внимание, активизировать словарь детей.

Ход игры: Воспитатель поднимает, например, лист рябины и говорит: «У кого такой же листок ко мне!». Дети рассматривают полученные от воспитателя листики, у кого в руках такой же, бегут к воспитателю. Если ребенок ошибся, воспитатель дает ему свой лист для сравнения.

«Найди в букете такой же листок».

Цель: Найти предмет по сходству.

Поиск похожего предмета.

        Листок поднимать после того, как назовет и покажет его воспитатель.

Оборудование. Подобрать одинаковые букеты из 3—4 разных листьев. Игра проводится на прогулке.

Ход игры: Воспитатель раздает детям букеты, такой же оставляет себе. Затем показывает им какой-нибудь лист, например кленовый, и предлагает: «Раз, два, три — такой лист покажи!» Дети поднимают руку с кленовым листом.
Игру повторяют несколько раз с остальными листиками букета.

«Почтальон принёс посылку»

Цель: развивать умение описывать предметы и узнавать их по описанию.

Составление загадок об овощах.

Материал: Воспитатель вкладывает овощи и фрукты по одному в бумажные пакеты, а затем помещает их в коробку.

Ход игры:

Воспитатель приносит в группу коробку и говорит, что почтальон принёс посылку. В посылке разные овощи и фрукты. Дети достают пакеты из коробки, заглядывают в них и описывают то, что принёс им почтальон. Остальные дети отгадывают.

«Когда это бывает? »

        Цель: Уточнить представления детей о сезонных явлениях в природе. 
          Ход игры:

         
1 вариант: У каждого из детей есть предметные картинки с изображением снегопада, дождя, солнечного дня, пасмурной погоды, град идет, ветер дует, висят сосульки и т. п. и сюжетные картинки с изображениями разных сезонов. Детям необходимо правильно разложить имеющиеся у них картинки. 
         
2 вариант: Воспитатель читает вперемежку короткие тексты в стихах или прозе о временах года, а дети отгадывают. 
         
3 вариант: Воспитатель называет время года, а дети по очереди отвечают, что бывает в это время года и что делают люди. Если кто-то затрудняется, взрослый помогает вопросами.

«Живое – неживое»

Цель: Закреплять знания о живой и неживой природе.

           Ход игры::

 Воспитатель называет предметы живой и неживой природы. Если это предмет живой природы, дети — машут руками, если предмет неживой природы — приседают.

«Быстро дай ответ»

Цель: Развитие внимания.

- Назови 1 домашнее, 1 дикое животное?

- Назови 1-2 дерева?

- Назови 1 фрукт, 1 овощ?

- Покажи, как дует сильный ветер, а потом слабый (Ши-ши-ши, ш-ш-ш?)

«Кто живет в домике».

Цель: Закрепить знания о домашних животных, умение правильно произносить звуки.

Воспитатель делит детей на несколько групп. Каждая группа строит себе из стульев домик. Воспитатель говорит детям, что они будут находится в своих домиках и кричать так, как кричит то животное, которое они изображают. После этого он по очереди обходит домики, стучит в каждый домик и говорит :

- Тук-тук-тук, кто в этом домике живет?

Дети отвечают:

- Му-му-му.

- Ме-е.

- Мяу-мяу.

- Бе-е, бе-е.

- Га-га-га.

- Ко-ко-ко.

Воспитатель отгадывает, кто же в домике живет. Ответы воспитателя могут быть неправильными, что проверить знания детей. Может попросить отгадывать, другой домик, кого же изображают в этом домике. Импровизация может быть разной.

«Кто живет в домике».

Цель: Закрепить знания о домашних птицах, умение правильно произносить звуки.

Ход игры:

Воспитатель делит детей на несколько групп. Каждая группа строит себе из стульев домик. Воспитатель говорит детям, что они будут находится в своих домиках и кричать так, как кричит та птица, которую они изображают. После этого он по очереди обходит домики, стучит в каждый домик и говорит :

- Тук-тук-тук, кто в этом домике живет?

Дети отвечают:

- Га га га

- Кря- кря

- Ко-ко ко

- Кукареку

-Бл-бл-бл

Воспитатель отгадывает, кто же в домике живет. Ответы воспитателя могут быть неправильными, что проверить знания детей. Может попросить отгадывать, другой домик, кого же изображают в этом домике. Импровизация может быть разной

«Тук-тук»

Правила. Выходят из круга только те дети, которых назначает воспитатель.

Ход игры:

 Дети сидят в кругу; четверо (с ними воспитатель договаривается об этом перед игрой) изображают разных животных (кошку, собаку, корову, лошадь). Эти дети стоят за кругом. «Кошка» подходит к кругу и стучит: «Тук-тук-тук». Дети спрашивают: «Кто там?» «Кошка» отвечает «мяу-мяу-мяу». «Это кошка», – отгадывают дети и спрашивают: «Хочешь молока?» «Кошка» входит в середину круга и делает вид, что пьет молоко. За кошкой к кругу подходит «собака», и аналогичные вопросы и ответы повторяются. Дальше стучатся другие животные. Игра повторяется 2-3 раза.

 «Съедобное – не съедобное»

Цель: формировать и закреплять знания детей об овощах и фруктах и ягодах. Развивать память, координацию.

Ход игры:

Ведущий называет овощ, фрукт, ягоду или любой предмет,  бросает мяч одному из участников, если предмет относится к  заданным, то он ловит.

Можно играть со всей группой сразу с помощью хлопков (хлопать, в случае если предмет не относится к заданным)

«Где спряталась рыбка?»

Игровое упражнение

Цель: развивать умение детей анализировать, закреплять названия растений, транспорта. расширять словарный запас.

Материал: голубая ткань или бумага (пруд), несколько видов растений, камушки, ракушки, палочки, коряга.

Ход игры:

 Детям показывают маленькую рыбку (рисунок, игрушку), которая «захотела поиграть с ними в прятки». Воспитатель просит детей закрыть глаза и в это время прячет рыбку за растение или любой другой предмет- транспорт: машина, поезд, автобус. Дети открывают глаза. «Как же найти рыбку? — спрашивает воспитатель. — Сейчас я расскажу вам, куда она спряталась». И говорит, на что похож тот предмет, за которым «спряталась» рыбка. Дети отгадывают.

«Выбери нужное»

Цель: закреплять знания о природе. Развивать мышление, познавательную

активность.

Материалы: предметные картинки.

Ход игры: 

На столе рассыпаны предметные картинки. Воспитатель называет какое – либо свойство или признак, а дети должны выбрать как можно больше предметов, которые этим свойством обладают.

Например: «зеленый» - это могут быть картинки листочка, огурца, капусты кузнечика. Или: «влажный» - вода, росса, облако, туман, иней и т.д.

« Я начну, а ты закончи»

Цель: Расширение словаря у детей.

Ход игры: 

Яблоко (какое) 2-3 прилагательных, машина (какая?), детский сад (какой?), дети (какие?), листья (какие?) и тд?

«Чудесный мешочек.»

Цель:  Узнать предмет при помощи одного из анализаторов.
Игровое действие. Поиск на ощупь спрятанного предмета.
Правила. В мешочек заглядывать нельзя. Сначала нужно определить, что в руке, а потом показать предмет всем остальным.

Оборудование. Для первых игр подбирают овощи и фрукты, резко отличающиеся по форме, деталям, затем более похожие. Небольшой мешочек (непрозрачный).

Ход игры:

 Воспитатель опускает овощи и фрукты в мешочек и просит наблюдать, что он будет делать. Затем предлагает одному из ребят: «Найди на ощупь, не глядя в мешочек, что хочешь. А теперь скажи, что ты взял». Или можно попросить: «Найди то, что я скажу (назову)». По очереди задание выполняют все дети.

Примечание. В последующем варианте при повторении игры мешочек наполняют заранее. Дети не должны видеть, что туда прячут.

«Живая или неживая природа»

Цель: закрепить представления детей об объектах живой и неживой природы.

Ход игры:

Воспитатель называет объект живой или неживой природы. Если назван объект живой природы, дети двигаются. (Например: названо дерево — поднимают руки, «растут», если животное — прыгают и т.д.) Если назван объект неживой природы — дети замирают на месте.

«Что сначала, что потом?»

Цель: Формировать и закреплять знания детей о степени зрелости овощей, фруктов, о порядке роста разных растений, живых существ (рыб, птиц, земноводных).

Материал: Карточки с разным порядком степени зрелости 3 – 4 – 5 карточек на каждый предмет (например: зеленый, маленький помидор, бурый и красный), порядком роста (семечко, росток, росток более высокий, взрослое растение).

Ход игры:

Детям раздаются карточки с разными порядками. По сигналу ведущего они должны быстро найти и построиться по порядку с нужными картинками по порядку.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Картотека дидактические игры по экологии для второй младшей группы

В данной картотеке представлены дидактические игры по экологии для детей 3-4 лет, с помощью которых  дети учатся сравнивать и группировать предметы, как по внешним признакам, так и по и...

Картотека дидактических игр по экологии во второй младшей группе.

Формировать и расширять представления детей об овощах, фруктах,  и т.д., учить описывать и узнавать предметы по описанию. ......

Картотека дидактических игр по экологии для второй младшей группы

Предлагаю вам подбор дидактических игр по экологии для детей второй младшей группы...

Картотека дидактических игр по экологии во второй младшей группе

Картотека содержит: дидактические игры по ознакомлению с природой....

Картотека дидактических игр по экологии во второй младшей группе

Дидактические игры по экологии, которые помогают уточнить, закрепить и расширить представления детей о явлениях природы, растениях и животных....

Картотека дидактических игр по экологии во второй младшей группе.

ИГРЫ С ПРЕДМЕТАМИ«ОТГАДАЙ И НАЗОВИ» Дидактическая задача: классификация овощей и фруктов по их основным признакам и свойствам. Упражнять дошкольников в четком произношении фруктов: яб...