Проект "Метеостанция в детском саду"
проект по окружающему миру (средняя группа)

Черданцева Наташа Иосифовна

Дошкольный возраст – самоценный этап в развитии экологической культуры личности. В этом возрасте ребёнок начинает выделять себя из окружающей среды, развивается эмоциональноценностное отношение к окружающему, формируются основы нравственно-экологических позиций личности.

Дети очень любят экспериментировать. Это объясняется тем, что им присуще наглядно-действенное и наглядно-образное мыш­ление, и экспериментирование, как никакой другой метод, со­ответствует этим возрастным особенностям. В дошкольном воз­расте он является ведущим, а в первые три года — практически единственным способом познания мира.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛТЬНАЯ ШКОЛА № 3»

ГОРОДА БИЙСКА АЛТАЙСКОГО КРАЯ

«Метеостанция в детском саду»

Долгосрочный  информационно-исследовательский проект

 для детей среднего дошкольного возраста.

Воспитатель: Черданцева Наташа Иосифовна

2021г.

Пояснительная записка.

Дошкольный возраст – самоценный этап в развитии экологической культуры личности. В этом возрасте ребёнок начинает выделять себя из окружающей среды, развивается эмоциональноценностное отношение к окружающему, формируются основы нравственно-экологических позиций личности.

Дети очень любят экспериментировать. Это объясняется тем, что им присуще наглядно-действенное и наглядно-образное мышление, и экспериментирование, как никакой другой метод, соответствует этим возрастным особенностям. В дошкольном возрасте он является ведущим, а в первые три года — практически единственным способом познания мира.

Каждый день обычный человек покидает свое жилище и выходит на улицу. И каждый раз перед этим он оценивает погодные условия. К сожалению, эти условия могут резко изменяться. Например, прекрасное солнечное утро может обернуться обеденным ливнем или вечерней грозой.

С самых давних времен люди пытались предсказать, какой будет погода. Наблюдая за поведением животных и изменениями окружающей среды, люди постепенно накапливали опыт и учились сопоставлять увиденное с погодными явлениями. Так с течением времени и накапливался опыт наблюдения за погодой.

Как известно, самые первые точные данные с прогнозом погоды появились в Древней Греции. Еще в IV веке до нашей эры был написан труд «Метеорология» в котором объяснялось образование ветра, облаков, дождя и града.

Метеорология стала неотъемлемой частью современной жизни человека. Без метеорологических данных не будет составлен прогноз погоды и мы не сможем предугадать, будет ли на улице дождь, снег, палящее солнце или облака.

Необходимые для прогнозов данные получают от метеорологических станций. Такие станции на земле располагают вдалеке от дорог и зданий. Полученные из разнообразных источников данные систематизируются, и каждому природному явлению присваивается определенный код. Все полученные многочисленные данные подвергаются компьютерной обработке и составляются погодные карты. Работа метеоролога заключается в наблюдении за атмосферными явлениями, сбором данных с метеорологических приборов, проведении первичного анализа на основе полученных данных. Метеорологи проводят свою всеобъемлющую работу на метеостанциях, которые могут находиться в пределах города или на очень большом удалении от него. Дальнейшей обработкой уже полученных от метеоролога данных, а также составлением прогнозов занимается синоптик.

Начало регулярных метеорологических наблюдений в Барнауле началось 1 января 1838 г.

Первые инструментальные наблюдения за погодой в Алтайском регионе организовал известный исследователь Сибири П. К. Фролов. В Барнауле на площадке при заводском музее с 1806 по 1809 г. 4 раза в сутки проводились измерения температуры воздуха и скорости ветра. «При своих наблюдениях наблюдатель пользовался ртутным термометром, когда же ртуть замерзала, что случалось несколько раз, то отсчеты делались по другому, вероятно, спиртовому термометру. Об установке термометра сведений нет, но известно, что он находился в тени», – писала знаменитый климатолог Елена Самойловна Рубинштейн.

О станции Бийск-город имеется следующая информация: «В 1884 г. Станция находилась в центре города на нижней первой террасе р. Бии. 11 октября 1901 г.станция была перенесена на 850 м на западную окраину города, которая отделялась от центральной части обширным болотистым пустырем. Метеорологическая площадка была расположена при катехизаторском училище, впоследствии гимназии в 200 м от болотистого пустыря. К востоку вблизи площадки находился большой архиерейский сад, при училище также был сад, в то время еще не разросшийся. Дождемер был установлен в саду. К югу в 65 м находилось здание»

В первые годы Советской власти на территории Алтайской губернии производство гидрометеорологических наблюдений прекратилось практически повсеместно.

Исключение составила только Барнаульская метеорологическая станция. Но в 1921 году было восстановлены метеорологические наблюдения в Бийске. Этот случай достоин отдельного внимания.

Заслуга восстановления метеорологических наблюдений с июля 1921 года на метеорологической станции Бийск-город целиком принадлежит Анатолию Валентиновичу Бианки, адъюнкту Главной Физической обсерватории. В Бийском краеведческом музее имеется документ следующего содержания: «Анатолий Валентинович Бианки адъюнкт Магнитной и Метеорологической обсерватории командирован Главной Физической обсерваторией с 5 августа 1920 года в Бийск и Барнаул и другие местности Алтайской губернии для выявления состояния сети метеорологических станций и для восстановления таковых. С этой целью А.В. Бианки должен вести с собой необходимые инструменты и приборы».Действия А.В. Бианки совпали с идеями подписанного В.И. Лениным 21 июня 1921года декрета СНК РСФСР «Об организации метеорологической службы РСФСР», положившего начало организации централизованной Гидрометслужбы СССР.

Сохранилась запись самого А.В. Бианки об открытии станции: «Найдя некоторые приборы бывшей когда-то в Бийске метеостанции запросил Обсерваторию (ГФО) и получил от нее недостающие приборы, бланковый материал, мандат на открытие новой станции. Отдел народного образования тоже пошел мне навстречу, предоставил дом около кладбища на горе над Бийском вместе с охранявшим его сторожем. Весною 1921 года мы переехали на гору, когда сошел снег, поставили приборы, и станция начала работать. Я исполнял обязанности и наблюдателя, и вычислителя, и заведующего.

Екатерина Ивановна (Федорова) заменяла меня в те сроки наблюдений, которых я не смог произвести сам. Работа эта была для «души», никем не оплачивалась. Но станция дала возможность обзавестись своим хозяйством, без которого существовать было тогда очень трудно».

Удивительно, но среди архивных документов, находящихся в Алтайском краевом центре по гидрометеорологии, сохранилось Охранное свидетельство на дом, выделенный А.В. Бианки под метеорологическую станцию и подлинные материалы наблюдений со дня открытия станции и до ее закрытия в июне 1935 года.

В климатическом справочнике имеется физико-географическое описание нового места. «В июне 1921 г. станция перенесена на вторую террасу, возвышающуюся над первой на 30 м. К югу в направлении с юго-востока на северо-запад тянулись Талицкие горы. Метеорологическая площадка была расположена вблизи кладбища, в 40 м к северу от крутого обрыва к городу. В 75 м к северо-востоку и северу на кладбище находилась роща тополей, высота деревьев в ней была 8 м, к северо-западу в 40 м также роща тополей, высотой 6 м. К северо-востоку в 20 м был расположен дом станции. На усадьбе ее росло несколько деревьев с севера на восток. К северу тянулась степь».

Отладив работу станции и пережив в Бийске при поддержке брата Виталия Петроградский голод, Анатолий Валентинович Бианки с Екатериной Ивановной Федоровой в начале осени 1922 года вернулись в ГФО. После них заведование станцией Бийск-город принял Александр Матвеевич Катаев, пробывший в этой должности по апрель 1930 года. Далее с мая 1930 по декабрь 1931 года работал Алексей Иванович Медведев. С января 1932 года наблюдения проводил Степан Иванович Лошагин, которого в мае сменила Варвара Гавриловна Лошагина. Она проработала наблюдателем до самого закрытия станции. С октября 1932 по май 1934 года станцией Бийск-город  заведовала Ольга Сергеевна Власова.

Для прекращения метеорологических наблюдений на станции Бийск-город в июне 1935 года были объективные причины. Они заключались в том, что в начале 30-х годов ХХ века в окрестностях г. Бийска проводились метеорологические наблюдения еще на двух станциях. Станция Бийск-зерносовхоз (совхоз «Семеновод»), данные наблюдений которой хранятся в гидрометфонде Западно-Сибирского УГМС, была открыта в октябре  1930 года и проработала до мая 1936 года. Другая – получившая позднее название Бийскзональная, была открыта 20 апреля 1931 года как ведомственная при свёкловодческой опытной станции. С января 1934 года она учитывается в составе опорной метеорологической сети Западно-Сибирского УГМС и именно на нее были перенесены в полном объеме все фенологические наблюдения, выполняемые до того времени станцией Бийск-город.

После закрытия метеорологической станции в г. Бийске сохранились только гидрологические наблюдения.

Чтобы не быть застигнутыми врасплох капризами погоды, человек может пользоваться официальными прогнозами погоды. А может и сам делать свои прогнозы, пусть и всего на несколько часов вперед.

Для расширения исследовательской экспериментальной деятельности детей в детском образовательном учреждении оборудована метеорологическая станция. С созданием метеостанции появилась возможность уйти от стереотипов в наблюдении на прогулке и погрузить детей в мир исследований и открытий, сделать выводы, основанные на наблюдениях и экспериментах.

Вид проекта: информационно-исследовательский.

Продолжительность: долгосрочный.

Продукт проектной деятельности: создание метеостанции на участке детского сада.

Цель проекта: формирование у детей элементарных представлений о погоде и ее значении в жизни человека.

Задачи:

  • организовать работу на метеоплощадке для систематических наблюдений за погодой;
  • формировать        представление        о        значении        погоды        в        жизни        человека, растительного и животного мира;
  • формировать представления о четырех частях света;
  • познакомить        детей        с        приборами        –        помощниками:        термометром, дождемером, флюгером, солнечными часами;
  • познакомить с профессией метеоролога.
  • воспитание бережного отношения ко всему живому на Земле, любви к природе;
  • воспитание навыков применения знаний на практике.

Гипотеза:

  • знакомый дошкольникам процесс наблюдения за явлениями погоды можно сделать значительно более интересным, оборудовав на территории дошкольного учреждения элементарную метеорологическую площадку;
  • занятия юных метеорологов, которые дети воспринимают как новую интересную ролевую игру, помогут познакомить их с метеорологическими приборами и способами их применения на практике;
  • у детей в ходе реализации проекта будут развиваться исследовательские умения (умение выявлять проблему, наблюдать, проводить эксперимент, анализировать, обобщать).

Предполагаемый результат:

  • дети должны получить элементарные представления о погоде и значении ее в жизни человека, о профессии метеоролога;
  • дети должны приобрести навыки использования приборов для наблюдения за погодой;
  • иметь простейшие представления о температуре воздуха, о направлении и силе ветра, о количестве выпавших осадков;
  • знать приметы, пословицы, поговорки о погоде.

Актуальность темы:

  1. расширять знания детей о природных объектах (воздух, вода, почва), их состояние от погоды;
  2. разрабатывать        наглядные        материалы,        оказывающие        воздействие

на развитие интеллектуальной и исследовательской деятельности детей;

  1. научить прогнозировать погоду по реакции живой и неживой природы.

Формы и методы реализации проекта:

Формы:

занятия, досуги, консультативная работа с родителями, свободно- самостоятельная деятельность (индивидуальная работа с использованием дидактических материалов), совместная деятельность со взрослыми.

Методы:

игровой, практический, словесный, наглядный, ИКТ.

Этапы проекта:

Подготовительный

  • обозначение цели проекта;
  • постановка задачи данного проекта;
  • определение сроков проведения проекта;
  • составление плана работы над проектом. Основной
  • подготовка площадки;
  • установление оборудования: вмонтирование термометров, размещение анемометра, осадкомера (дождемера), флюгера и барометра, солнечных часов.
  • высадка цветов;
  • разработка плана-программы по работе на метеостанции для всех возрастных групп;
  • выявление интереса и уровня знаний детей по теме «Прогноз погоды»;
  • изготовление приборов – помощников;
  • работа на метеостанции, и с дневником наблюдений; Заключительный
  • подготовка отчета с презентацией.

Содержание проекта

Дошкольный возраст – самоценный этап в развитии экологической культуры личности. В этом возрасте ребёнок начинает выделять себя из окружающей среды, развивается эмоциональноценностное отношение к окружающему, формируются основы нравственно-экологических позиций личности.

Дети очень любят экспериментировать. Это объясняется тем, что им присуще наглядно-действенное и наглядно-образное мышление, и экспериментирование, как никакой другой метод, соответствует этим возрастным особенностям. В дошкольном возрасте он является ведущим, а в первые три года — практически единственным способом познания мира.

Метеоплощадка является важным элементом экологической тропинки. Она должна давать возможность познакомить детей с основными стандартными метеорологическими приборами, с методикой и техникой наблюдений и обработки их результатов. Метеостанция должна обеспечить проведение наблюдений, практических работ, организовать систематические наблюдения за погодой, сезонными явлениями в окружающей природе, а также изучение микроклимата территории детского сада. Для устройства метеоплощадки необходимо, чтобы рядом не было строений, высоких деревьев, которые могли бы препятствовать свободному перемещению воздушных масс и выпадению осадков. Специальное оборудование необходимо расположить компактно, что позволит детям в доступной форме, самостоятельно или с помощью воспитателя вести наблюдение за изменением параметров погоды, а также наблюдать и оценивать изменения внешнего вида окружающих площадку объектов в зависимости от времени года.

Наблюдения на метеоплощадке проводят ежедневно.

Метеобудка – специальная будка для защиты приборов от осадков, порывов ветра, действия солнечных лучей (в ней находятся термометр, и барометр).

Флюгер – метеорологический прибор для измерения направления ветра. Флюгер изготовлен в форме вращающегося на опорной оси «Петуха»,

который позволяет наглядно показывать направление ветра.

Дождемер – метеорологический прибор для измерения количества осадков.

Он выполнен из прозрачного пластикового стакана, имеющего плоское дно. Местоположение прибора на стойке выбрано таким образом, чтобы находилось на уровне глаз ребенка.

Ветряной рукав – это метеорологический прибор для определения силы ветра, в виде рыбы. Устанавливается на вращающейся опорной оси.

В оформлении метеостанции используют стенд, на котором наглядно отражены погодные условия: дождь, снег, солнце, ветер, облачно. Дети после оценки погодных условий отмечают температуры воздуха.

Гигрометр из шишек – для измерения влажности воздуха.

на стенде нужные показатели.

Термометр – прибор для измерения

Кормушка для птиц. Ребятишки будут подкармливать птичек, следить за тем, чтобы у них всегда была пища;

Ловец облаков позволяет изучать виды облаков. Ребенок будет с интересом искать на небе облако, похожее на то, которое смотрит на него с картинки;

Барометр (самодельный) - измерение атмосферного давления.

Солнечные часы – измерение времени по солнцу. Выполнены в форме круга из фанеры, на котором цифрами отмечено время.

Стенд для рисования мелом – отмечают погоду.

Дневник наблюдений за погодой – журнал, в котором каждый день дети делают заметки о погодных явлениях;

В дошкольном воспитании в процесс освоения природы включается элемент ее познания, выработка гуманного отношения к ней и осознанно-правильного поведения в природной среде. Современная напряженная экологическая обстановка требует новых подходов к проблемам экологического воспитания.

Детский сад «Солнечный» ориентируется на активное приобретение детьми навыков экологической культуры и повышение экологической грамотности. Педагоги нашего ДОУ стараются найти новые средства экологического воспитания, которые помогли бы в обучении детей основам экологии и природопользования.

Одной из таких форм работы стала проектная деятельность, которая сделала более привлекательной и интересной для детей изучение многих тем, в том числе наблюдения за погодой.

Ребенок старшего дошкольного возраста знает о смене времен года, но не всегда способен эту смену самостоятельно заметить.

Наблюдая за погодой, дети учатся выделять отдельные явления, степень их интенсивности и другие характеристики. Дети наблюдают не только сами явления погоды, но и их воздействие на окружающие предметы. Наблюдения за погодой состоят из определения состояния неба, наличия или отсутствия осадков и ветра, степени тепла и холода. Степень тепла и холода определяется по термометру, однако многие дошкольники плохо знакомы с этим прибором.

Ежедневные наблюдения погоды должны быть организованы живо, разнообразно, чтобы активность детей не снижалась, а интерес к наблюдениям возрастал.

План реализации проекта

Название мероприятия

Задачи мероприятия

Форма проведения

Что такое погода?

Знакомить         с погодными явлениями

Беседа,        загадки, дидактические игры

«Прогноз        погоды»,

«Какая        сегодня погода?», и т.д.

Народные приметы

Знакомить с приметами, которые могут предсказать погоду

Беседа        о        погоде и народных приметах

«Ветреная        или безветренная

погода», и т.д.

Что такое компас?

Формировать представление о частях света, познакомить с

компасом

Экскурсия в лес

Откуда дует ветер? Чем измерить     скорость ветра?

Обучать детей работе с анемометром, со способом определения скорости ветра

Путешествие по плану экологической       тропы на территории детского

сада

Какие бывают термометры?

Уточнить представления о термометре, познакомить с комнатным и уличным

термометром

Занятие        в

экологической лаборатории

Определение облачности

Обучать работе с компасом,

учить определять количество облаков

Занятие        на

метеоплощадке

Мы – юные метеорологи

Предложить        детям организовать

систематические наблюдения на метеоплощадке

Наблюдения        на метеоплощадке,

фиксирование

результатов наблюдений

Работа        на

метеоплощадке

Закреплять знания о метеоприборах, вырабатывать навыки использования этих приборов

Ежедневные

наблюдения        на метеоплощадке,

фиксация результатов

наблюдений

ПРИЛОЖЕНИЯ

Определение направления ветра с помощью компаса и флюгера

Приложение 1

Беседы о природе с детьми

Подобные беседы можно организовать в старшей группе детского сада. Рассказы, которые мы предлагаем Вашему вниманию позволят сделать беседы более содержательными, покажут малышам ценность и красоту живой природы. Мы надеемся, что наши материалы позволят воспитать у дошкольников бережное отношение к природе.

Детям предлагается прослушать три коротких рассказа:

  1. У Димы на даче росла очень красивая сосна. Иголочки у нее были пушистые, ярко зеленые, а ствол – крепкий, высокий, как будто светился оранжевым светом по вечерам. Но папа Димы сказал, что дерево всем мешает: в комнатах темно, дерево загораживает солнце. И срубил сосну. Разрубил ее на части и сделал из дерева для Димы игрушечное ружье, лошадку и стульчик. Дима был доволен.
  2. У девочки Кати был день рождения. Кате подарили много подарков: мама подарила большую куклу, папа, наконец-то, купил девочке велосипед, а бабушка подарила Кате растение в горшочке. У растения были круглые, зеленые бархатные листочки. Бабушка сказала, что если хорошо ухаживать за растением, то распустится золотистый нежный цветок. Но Катя поставила горшочек на подоконник и забыла о нем: она играла с новой куклой, подолгу гуляла, катаясь на велосипеде. Листочки растения засохли, и растение умерло.
  3. Жили-были два брата – Коля и Андрей. Андрей очень любил смотреть мультфильмы по телевизору, а Коля любил гулять на улице. Однажды, когда мальчик играл во дворе, он увидел очень красивый закат: у горизонта небо было золотое, а выше становилось розовым.

И все вокруг как будто светилось мягким светом. Коля побежал в дом звать брата на улицу: «Андрей, пойдем! Там так красиво!». Но Андрей не хотел никуда идти, он продолжал сидеть перед телевизором.

После прослушивания каждого рассказа взрослый задает вопросы:

  • Расскажите, пожалуйста, что вы запомнили?
  • Что вам понравилось в истории?
  • Что не понравилось в истории?
  • Как бы вы повели себя на месте героя, что бы почувствовали на его месте, хотелось бы вам что-нибудь изменить в истории? Что и почему?
  • Первый вопрос важен для определения состояния детей: слушали ли они рассказ взрослого, был ли внимателен. Только после ответа на этот вопрос можно переходить к следующим, ключевым.
  • «Три истории» представляют собой три коротких рассказа, главными героями которых являются дети. Рассказы включают в себя проявление героем определенного отношения к объекту или явлению природы (его можно охарактеризовать как безразличное).
  • Считаем такой подход эффективным, так как вопросы взрослого не содержат ни намека на возможный ответ, ни подсказки в выборе героем стратегии поведения. То есть дети размышляют самостоятельно, выражая свое отношение, не задумываясь о том, какого ответа от них ожидает взрослый. Только в конце беседы можно начать задавать вопросы, которые помогут детям понять, что каждый объект природы уникален. Например, детей можно спросить:
  • Обязательно ли было делать ружье из живого дерева? Повторится ли такой красивый закат? А мультфильм?

Приложение 2

Беседа «Что такое природа? Живая неживая природа»

Цель:

  • Научить детей отличать природные объекты от искусственных, созданных человеком, объектов неживой природы;
  • Сформировать у ребенка представление о неразрывной связи человека с природой,

(человек - часть природы);

  • Познакомить с основными природными компонентами и их связями;

-Опытническим путем закрепить знания о воздухе, развивать быстроту реакции, сообразительность.

Материал: картинки живой и неживой природы; для опыта банка с водой, стакан, бутылка.

Ход беседы: Дети входят. Воспитатель читает стихотворение:

Вот  на земле огромный дом

Под крышей голубой.

Живут в нем солнце, дождь и гром,

Лес и морской прибой,

Живут в нём птицы и цветы,

Веселый звон ручья.

Живёшь в том доме светлом ты

И все твои друзья.

(Л. Дайнеко.)

-Дети, а вы знаете, что такое природа?

(Дети высказывают свои предположения о том, что такое природа, и приводят примеры: солнце, воздух, лес, море, животные, птицы).

-Дети, что нельзя назвать природой. (Что сделано руками человека) – Природа - это то, что существует без помощи человека.

-Машина есть в природе? (дети высказывают своё мнение.)

-А вот лошадь и верблюд, на которых тоже ездит человек Куда отнесём?. (дети высказываются)

-Человек часто придумывает такие вещи, которые похожи на природу. (Вертолёт похож на стрекозу, Подводная лодка на кита. Гриб похож на зонт. Радуга похожа на мост. Дождь похож на душ. Самолёт похож на птицу. Ветер похож на вентилятор. Ковёр похож на траву и т. д). Дети продолжают этот ряд.

Игра: «На что похоже»

  • К нам в гости пришел Лесовичок, и у меня на столе перепутал все картинки. На один стол положите то, что относится к природе, а на другой стол – что не относится к природе.

Физкультминутка:

Руки подняли и помахали.

Это деревья в лесу.

Локти согнули, кисти встряхнули-

Ветер сбивает росу.

Плавно руками помашем-

Это к нам птицы летят.

Как они сядут, покажем-

Крылья мы сложим назад.

(Дети выполняют движения по тексту.)

-Всю природу Земли можно разделить на два огромных мира: мир неживой и мир живой природы. Живая природа – это то, что движется, растет, развивается, умирает и размножается.

-Назовите, что относится к живой природе (дети называют: животных, птицы, рыбы, насекомых.)

Игра «Живая неживая природа»

(называются, объекты живой природы-дети делают шаг вперед, неживой природы - стоят на месте.)

-Ребята, а человека к какой природе отнесём? Дети: к живой природе.

-А чем человек отличается от животных (ответы детей.)

  • А как вы думаете, природа может быть без человека? (может.) –
  • А человек без природы? (нет, дети объясняют почему.) –
  • А что будет, если не будет воздуха?

Ответы детей.

-Сейчас мы проведем опыты с воздухом.

Опыт №1

Воспитатель берёт в руки стакан, (показывает детям)

-Ребята, а как вы считаете, этот стакан пустой (Да) А давайте проверим, так ли это. (на столе емкость с водой.) Переворачиваем стакан вверх дном и медленно

опускаем в емкость с водой. Что получается? Попадает ли в стакан вода? (Нет) В стакане нет воды, воздух не пускает воду.

Вывод: в стакане есть воздух, он не пускает туда воду.

А почему мы сначала думали, что в стакане ничего нет? Потому что воздух - прозрачный, невидимый. Это первое свойство воздуха.

-Ребята, нам удалось увидеть воздух – невидимку, а теперь предлагаю и услышать его.

Опыт № 2

-Возьмите бутылку, приставьте к нижней губе и подуйте в горлышко. Что вы слышите? (звук). Воздух дрожит. Когда воздух дрожит, возникают звуки. Что делает артист, играющий на духовом инструменте? Он дует в отверстие инструмента. Воздух дрожит, получаются звуки, в отличие от свиста- музыкальные. Звуки распространяются по воздуху. Звуки бывают только там, где есть воздух. Например: на Луне, где нет воздуха, ничего не слышно (вывод).

Приложение 3

Организация познавательно – исследовательской деятельности в средней группе «Где спрятался воздух?»

Цель:        развивать        познавательную        активность        в        процессе экспериментирования; расширять знания о воздухе.

Задачи:

  • обобщить, уточнить ранее полученные знания о свойствах воздуха;
  • познакомить со свойствами и способами обнаружения воздуха;
  • развивать навыки проведения опытов;
  • расширять и активизировать словарь детей;
  • поощрять выдвижение гипотез;
  • развивать        умение        самостоятельно        делать        выводы        на        основе практического опыта; - воспитывать аккуратность при работе с водой.

Гипотезы:

  • воздух постоянно нас окружает;
  • способ        обнаружения        воздуха        -        «запереть»        воздух,        «поймать»        в оболочку;
  • воздух легче воды;
  • воздух есть внутри предметов;
  • воздух есть внутри людей;
  • без воздуха не возможна жизнь;
  • воздух не имеет запаха, но может передавать запах; - ветер - движение воздуха.

Оборудование:

  • игрушка «Кукла» и ширма;
  • полиэтиленовые пакеты (по количеству детей);
  • спасательные нарукавники;
  • миска (желательно стеклянная) 2 шт. ;
  • стакан;
  • игрушки и другие мелкие предметы плотные и полые;

сундучок;

  • стаканчики с кипяченой водой и трубочки по количеству детей;
  • чеснок, чеснокодавка;
  • веера по количеству детей;
  • песочные часы;
  • воздушные шары по количеству детей.

Ход занятия.

  • Воспитатель: Ребята, сегодня я предлагаю вам выступить в роле ученых и заняться исследованиями. А вот что мы будем исследовать, вы узнаете, отгадав мою загадку: Через нос проходит в грудь, И обратный держит путь.
  • Он невидимый, но все же Без него мы жить не сможем. Он нам нужен, чтоб дышать, Чтобы шарик надувать.
  • С нами рядом каждый час, Но невидим он для нас
  • Дети: Воздух!
  • Воспитатель: Правильно, это воздух! Сегодня мы с вами поговорим о воздухе, будем делать опыты, как настоящие учёные.
  • Кукла, появившись из-за ширмы: Здравствуйте, ребята! А что это вы собираетесь тут делать?
  • Воспитатель: Мы с ребятами хотим поговорить о воздухе.
  • Кукла: О воздухе? А кто его видел, этот воздух? Может, его и нет вовсе?
  • Лично я никогда не видела воздух! А вы, ребята?
  • Воспитатель: Скажите, ребята, вы видите воздух вокруг нас?
  • Дети: Нет, не видим.
  • Воспитатель: Раз мы его не видим, значит, какой воздух?
  • Дети: Воздух прозрачный, бесцветный, невидимый.
  • Кукла: Вот-вот! Невидимый! Значит, его и нет вовсе!
  • Воспитатель: Погоди, погоди, Кукла! Я вот тоже воздух не видела, но знаю, что он всегда вокруг нас!
  • Кукла: Ой, всё-то вы знаете! А я вам не верю! Вот докажите, что этот самый воздух есть!
  • Воспитатель: Ребята, давайте докажем Кукле, что воздух всё-таки есть! Чтобы воздух увидеть, его надо поймать. Хотите, я научу вас ловить воздух?
  • Дети: Да.
  • Опыт 1. С полиэтиленовым пакетом

  • Воспитатель: Возьмите полиэтиленовый пакет. Что в нём?
  • Дети: Он пуст.
  • Воспитатель: Его можно сложить в несколько раз. Смотрите, какой он тоненький. Теперь мы набираем в пакет воздух и закручиваем его. Пакет полон воздуха, он похож на подушку. Воздух занял всё место в пакете. Теперь развяжем пакет и выпустим из него воздух. Пакет опять стал тоненьким. Почему?
  • Дети: В нём нет воздуха.
  • Воспитатель: Смотри, Кукла! Вывод: воздух прозрачный, чтобы его увидеть, его надо поймать. И мы смогли это сделать! Мы поймали воздух и заперли его в пакете, а потом выпустили его.
  • Кукла: А мне этот пакет что-то напомнил! Летом я видела, как люди используют такой «запертый» воздух! На море! Это, кажется, был надувной матрас! А ещё я видела у детей спасательные нарукавники и даже спасательный круг!
  • Воспитатель: А вот у меня есть детские спасательные нарукавники. Давайте из них выпустим воздух. Воздух легче воды! И если внутри матраса воздух, то он, конечно же, плавает! Сейчас мы это проверим. Опыт 2. Подводная лодка.
  • Воспитатель: Возьмем миску с водой и положим в нее стакан, чтобы он полностью погрузился в воду. Перевернем его вверх дном. Теперь опустим трубочку сгибом вниз и просунем ее в стакан. Главное, чтобы стакан не опрокинулся. Аккуратно дуем в трубочку, и стакан всплывает на поверхность, наполняясь воздухом. Ребята, почему стакан всплыл?
  • Дети: Потому что он наполнился воздухом.
  • Кукла: Значит, если внутри чего-то воздух, это будет плавать? Ребята, а помогите мне разобрать игрушки: какие будут плавать, а какие нет? Где спрятался воздух? (Достает сундучок).
  • Дидактическая игра: «Тонет - не тонет» (Дети поочередно достают из сундучка камень, деревянный брусок, др. мелкие предметы и раскладывают в два тазика).
  • Воспитатель: Молодцы, ребята! Помогли! Теперь ты знаешь, Кукла, что предметы, внутри которых есть воздух, будут плавать.
  • Кукла: Вот вы считаете, что воздух есть в каждом предмете, а я вам не верю!
  • Докажите!
  • Опыт 3. Камень.

  • Воспитатель: А сейчас мы это проверим. (Достает камень и опускает в воду.) Что мы видим в воде?
  • Дети: Из камня выходят пузыри.
  • Воспитатель: А если есть пузыри, то значит, есть что?
  • Дети: Воздух!

Воспитатель: Молодцы, а теперь немножко отдохнем.

Физкультминутка.

Коль с водой имеем дело, (показ - переливаем воду из одного кулачка в другой)

Рукава засучим смело (засучиваем рукава)

Пролил воду - не беда (руки на пояс, покачать головой)

Тряпка под рукой всегда (показ ладошек, соединенных ребром, друг другу)

Фартук - друг. Он нам помог (провести ладонями от шеи до колен)

И никто здесь не промок (руки на пояс, повороты головы в стороны)

Ты работу завершил? Все на место положил?(шаг на месте)

Воспитатель: Отдохнули, а теперь прошу всех за столики (на столах стоят стаканчики с водой и трубочками).

Кукла: Так, так, так! Вот теперь я знаю, что в предметах, где, кажется пусто, на самом деле спрятался воздух. А интересно внутри людей есть воздух? Воспитатель: Как вы думаете, ребята. Давайте проверим?

Опыт 4. Воздух в человеке.

Подуть в трубочку, опущенную в стакан с водой.

Воспитатель: Подуйте в трубочку, опущенную в стакан с водой. Что происходит?

Дети: Выходят пузырьки.

Воспитатель: Вот видите! Вывод: значит, воздух есть внутри нас. Мы дуем в трубочку, и он выходит. Но чтобы подуть ещё, мы сначала вдыхаем новый воздух, а потом выдыхаем через трубочку и получаются пузырьки.

Кукла: Понятно. Вы выдыхаете воздух. Значит, он есть внутри вас. Но как он к вам попадает? Через нос?

Воспитатель: Конечно! Все люди дышат через нос. Ребята, давайте покажем, как дышат наши носики. Когда мы просто вдыхаем и выдыхаем воздух, мы видим его?

Дети: Нет.

Воспитатель: Но мы ведь можем его почувствовать носиком. Я возьму чеснок и раздавлю его.

Кукла: Ой! Как чесноком запахло! Не хочу этот запах! Лучше я нос закрою и не буду дышать. Воспитатель: Что ты, Кукла! Без воздуха ты задохнёшься. Всему живому на земле необходим воздух: и людям, и животным, и растениям! Без воздуха они погибнут.

Опыт 5. «Не дышу»

Ставит песочные часы, а ребята зажимают нос и стараются не дышать

Воспитатель: Вот видите, даже не весь песок пересыпался в песочных часах, вы не смогли без воздуха прожить даже одной минуты!

Воспитатель: Кукла, если тебе не по нраву запах чеснока, мы тебе поможем.

Ребята, хотите устроить ветер?

Дети: Да.

Воспитатель: Ребята, давайте попробуем устроить ветер с помощью веера!

Помашите веером сначала на себя, потом друг на друга. Что вы чувствуете?

Дети: В лицо дует ветерок.

Кукла: Ой, спасибо. Значит, когда воздух движется, получается ветер.

Воспитатель: Ребята, а как вы думаете, сам воздух пахнет? Понюхайте. А как же получается, что когда пекут пироги, то мы чувствуем запах? Оказывается, воздух движется и доносит эти запахи до наших носов, хотя сам воздух запаха не имеет.

Кукла: Вот спасибо! Как много я сегодня узнала о воздухе!

  • что воздух постоянно нас окружает;
  • что способ обнаружения воздуха - «запереть» воздух, «поймать» в оболочку;
  • что воздух легче воды;
  • что воздух есть внутри предметов;
  • что воздух есть внутри людей;
  • что без воздуха не возможна жизнь;
  • что воздух не имеет запаха, но может передавать запах; - что ветер - движение воздуха.

Воспитатель: Кукла куда ты исчезла? Что ты там делаешь?

Кукла: Я тут! (дует). Я запираю воздух в красивые нарядные шарики. Я хочу подарить эти шарики всем ребятам, которые помогли мне понять, что такое воздух. Спасибо, ребята! Пойду теперь расскажу своим друзьям всё, что узнала сегодня. До свидания!

Воспитатель: И нам, ребята, пора сказать до свидания. Скорей оденемся и пойдём на улицу - дышать свежим воздухом!

Приложение 4

Дидактическая игра «Прогноз погоды» Вид игры:

Экологической направленности.

Дидактическая задача: Формировать:

  • Желание оберегать и охранять природу;
  • Представления о погодных изменениях в природе;
  • Ценностные        ориентации,        определяющие        бережное        отношение        к природному миру.

Развивать:

  • Представления о том, какие погодные явления есть в природе;
  • Интерес и любовь ко всему живому;
  • Умение работать в коллективе;
  • Мелкую моторику рук;
  • Память, мышление, внимание, воображение.

Закреплять:

  • Знания детей погодных явлениях в природе;

Расширять:

  • Словарный запас слов.

Ход игры:

I вариант:

Воспитатель раздает детям карточки, на которых изображено погодное явление-дождь, ветер, солнце и др. Ребенок должен подобрать карточку-картинку и расположить ее в нижнем правом углу. Например, нарисован дождь - надо подобрать карточку с изображением дождя. За правильное выполненное задание участник дидактической игры «Прогноз погоды» получает фишку.

Игра проводится несколько раз.

Выигрывает тот, у кого наибольшее количество фишек

II вариант:

Второй вариант игры проводится детьми самостоятельно.

После приобретения навыка игры дети могут играть без помощи взрослого. Фишки в данном варианте не используются.

Методические указания к игре:

Игра «Прогноз погоды!» способствует воспитанию заботливого и бережного

отношения ко всему живому. Формирует экологическую культуру и экологическое сознание детей.

Использование дидактической игры:

В ходе самостоятельной деятельности детей;

В ходе проведения с детьми дошкольного возраста НОД по формированию экологических представлений.

Организация деятельности детей:

Во время использования дидактической игры «Прогноз погоды!» может быть организована деятельность детей, как индивидуального характера, так и с подгруппой детей.

Приложение 5

Дидактическая игра: «Какая сегодня погода?»

Цель: учить детей обозначать знаками разные состояния осенней погоды.

Игровые действия: придумывание условных обозначений разных состояний погоды, сообщение жителям города сведений о погоде.

Правила: сообщать сведения о погоде жителям города, используя рисунки с условными обозначениями только после того, как воспитатель даст определенные сведения.

Планируемые результаты деятельности:

  • Дети        получат        более        глубокие        знания        о        временах        года        и        их особенностях;
  • На основе полученных знаний дети смогут определять состояние погоды;
  • Расширится кругозор детей, способствующий развитию бережного отношения к природе.

Ход игры:

Воспитатель рассказывает детям о том, что с помощью простого рисунка можно обозначать что угодно, в том числе и погоду. Объяснить, что такие рисунки используются для составления специальных карт погоды, которые вывешиваются в портах — для экипажей кораблей, уходящих в плавание, и в аэропортах — для летчиков, ведущих самолеты, и пассажиров. Предложить детям придумать, как можно обозначить ясный солнечный день; когда все небо в тучах (пасмурный); дождливый день; ветреный день и т.д. Детям предоставляется возможность сначала самим выполнить задание. Затем, подобрать отдельные картинки или небольшие рисунки с изображениями солнца, тучи, дождя, волны, склоненного ветром дерева. Все рисунки должны быть очень простыми и легко узнаваемыми. Когда рисунки будут готовы и дети поймут, как обозначают с их помощью погоду, можно поиграть в бюро прогнозов погоды. Например, объявить, что пошел дождь, а ребенок подбирает карточку с дождинками. Постепенно имеющиеся изображения дополняются новыми. Детям предлагается обозначить те изменения погоды, которые еще не встречались в игре. Игру можно усложнить: изобразить 2-3 значка на одной карточке (солнце и ветер, дождь и тучи и т.д.

Приложение 6

Дидактическая игра: «Ветреная и безветренная погода».

Цель: научить детей определять и доказывать наличие или отсутствие ветра на картинке.

Игровая задача: объяснить причину выбора.

Игровые действия: разложить картинки по группам.

Ход игры:

Детям предлагаются картинки с изображением ветреной и безветренной погоды. Дети раскладывают картинки на группы и по каждой составляют рассказ о том, почему они считают, что изображена названная ими погода.

Приложение 7

Загадки о погоде

Он давно по окнам лупит,

Видно капли из-за штор.

Если мама зонтик купит –

Я смогу пойти во двор. (Дождь)

Он с утра уже метет,

Бьется в окна спаленки.

Ваня погулять идет –

Надевает валенки. (Снег)

Он спустился утром рано,

Белый-белый и густой.

Воздух вымазал сметаной.

Отгадай, кто он такой. (Туман)

Страшно выйти на крылечко –

Он сегодня просто лют.

Льдом сковал и нашу речку,

И большой соседний пруд.

А теперь задам вопрос –

Кто зимой нам щиплет нос? (Мороз)

Летний гость все раскалил,

Стал асфальт, как печка.

"Ох, скорей бы дождь полил!" –

Просит наша речка.

"Сохнуть я уже устала,

Из-за гостя мельче стала!" (Зной)

С        крыши        льет,        как        из ведра,

Но не дождик это

Уходи, зима, пора! Ждем весну и лето!

Мне ответит и малыш - Что же в марте льется с крыш? (Капель)

С зимним ветром прилетела

И снежинки завертела.

Закружилась каруселью

Белая особа.

И машину еле-еле

Видно из сугроба.

(Метель, вьюга, пурга)

Ох, сегодня очень скользко!

Поскользнулся бедный Колька!

И барахтался на льду

У девчонок на виду.

Чтоб никто не падал с ног,

Сыпят дворники песок. (Гололед)

Град она крупой бросает,

И грохочет, и гремит,

Снопы молний выпускает,

Словно в небе        динамит. (Гроза)

Он усилился сегодня,

Начался - вчера.

Очень белый, новогодний

Облик у двора. (Снегопад)

Сад в июле припорошен

Белым крошевом горошин. Все горошки изо льда.

Кто забросил их сюда? (Град)

Он вчера совсем не дул,

Флигель даже отдохнул.

А теперь он просто шквал!

Как бы флигель не сломал! (Ветер)

Он в любое время года

Может предсказать погоду.

Зонтик брать или не брать?

Нужно ль шапку надевать?

Круглый год, зимой и летом,

Слушайте         его советы! ( синоптик)

Это        важный        показатель,

Градусник - ее приятель.

Если жарко - высока,

А        в        мороз        она        низка. (Температура)

Ты повесь его снаружи –

И узнаешь, зной иль стужа.

Тонкий столбик спиртовой

В нем гуляет, как живой. (Термометр)

Меряет его прибор,

Родственник        термометра.

Людям служит с давних пор

Стрелочка барометра.

Если низкое оно,

То стучится дождь в окно.

Если вверх оно идет,

То дождя никто не ждет.  (Атмосферное давление)

Серебристой        бахромой,

На ветвях висит зимой.

А весною на весу.

Превращается в росу.  (Иней)

Растет она вниз головою,

Не летом растет, а зимою.

Но        солнце        ее        припечет

– Заплачет она и умрет. (Сосулька)

Фырчит, рычит, Ветки ломает, Пыль поднимает,

Людей с ног сбивает, Слышишь его,

Да не видишь его. (Ветер)

Бегут кони буланы,

Все узды порваны,

Ни сесть, ни погладить,

Ни плеткой ударить. (Туча)

Летит птица орел, Несет в зубах огонь,

Огневые стрелы пускает,

Никто её не поймает. (Молния)

Сперва блеск

Затем треск,

За        треском        блеск.        (Молния, гром, дождь)

Раскинулся золотой мост

На семь сёл, на семь верст. (Радуга)

Вечером наземь слетает,

Ночь на земле прибывает,

Утром        опять        улетает. (Роса)

Фырчит, рычит,

Ветки ломает,

Пыль поднимает,

Людей с ног сбивает,

Слышишь его,

Да не видишь его. (Ветер)

По синему морю,

Белые гуси плывут. (Облака)

Летит сова

По синему небу,

Крылья распластала,

Солнышко застала. (Туча)

Шерсть чёрна соболя,

Очи        ясна        сокола. (Грозовая туча)

Летит птица орел,

Несет в зубах огонь,

Огневые стрелы пускает,

Никто        её        не        поймает. (Молния)

Крикнул вол на сто сёл,

На тысячу городов. (Гром)

Тонкий, высокий, Упал в осоку,

Сам не вышел,

А детей вывел. (Дождь)

Старик у ворот Тепло уволок.

Сам не бежит,

Стоять не велит. (Мороз)

Без рук, без ног,

А рисовать умеет. (Мороз)

Зимой греет, Весной тлеет,

Летом умирает,

Осенью оживает. (Снег)

Если Луна Солнца свет закрывает,

То на Земле темнота наступает.

И это вот явление

Зовем мы все... (затмение)

Я думал, это леденец,

Ее        я        полизал,

Потом        с температурой

Неделю пролежал.

Ледышки        эти        по        весне

На крышах вырастают.

Скорее отвечайте мне,

Как        все        их        называют? (Сосульки)

Пришла        весна,        мы        ждем грачей,

А вдоль двора потек... (ручей)

Ватные хлопья по небу плывут,

Это вот башня, а то вон верблюд.

Прыгнуть бы в вату, она высока.

Над нами по небу плывут... (облака)

Приложение 8

Пословицы и поговорки о погоде

Живёт и такой год, что на день семь погод. Ранние ласточки - к счастливому году.

Мышь одолевает перед голодным годом.

Урожай на орехи, хлеба на будущий год.

Первый снег выпадает, 40 дней до зимы.

Кошка мирно спит - будет тёплая погода.

Крутой месяц - к холодной погоде.

Первый прочный снег падает ночью.

Коли берёза перед ольхой лист распустит, то лето будет сухое; если ольха наперёд - мокрое.

Дрова горят с треском - к морозу.

Не моли лета долгого, моли тёплого.

Что летом ни уродится, всё зимой сгодится.

Кошка моется, лижет лапу - к хорошей погоде.

Снегирь под окном чирикает - к оттепели.

Солнце красно заходит - погода будет ветреная.

Кошка свернулась клубком на мороз.

Собака катается - к дождю и снегу.

Рано затает, долго не растает.

Пузыри на воде - к затяжному дождю.

Когда петух поёт ночью не во время, при сильных морозах, то стужа умерится.

Вороны каркают стаей на морозную погоду.

Журавль прилетел и тепло принёс.

Вешняя пора - пыль со двора.

Первый гром при северном ветре - холодная весна; при восточном - сухая и тёплая; при западном - весна мокрая; при южном - погода будет тёплая, но много червя и насекомых разведётся.

Когда весна красными днями снег сгоняет, родится хлеб. Это не зима, а лето в зимнем платье.

Не то снег, что метёт, а что сверху идёт. Кошка к печке - студёная погода во двор. По холодной весне градобойное лето.

Много желудей на дубу, к тёплой зиме и плодородному лету.

Дым столбом - к морозной погоде.

Собака по снегу валяется - к вьюге. Гром зимой - к сильным ветрам.

Вороны или галки под тучи взбиваются к ненастной погоде.

Гусь стоит на одной ноге к морозу.

Гусь лапу поджимает - к стуже. Кошка спину дерёт - к непогоде.

По весу первого куриного яйца весной заключают об урожае.

Кошка лежит брюхом вверх - к теплу.

Летний день за зимнюю неделю.

Лето собирает, а зима поедает.

Береги нос в большой мороз.

В осень ночуй не переезжая реки, весной переезжай не упуская ни часу. Апрельский скворец – весны гонец.

Непостоянен обманщик-апрель: на дню семь погод. Коли в мае дождь, так и будет рожь.

В июне солнце высоко, с утра до вечера далеко.

Июнь солнцем и радугой земледельца радует.

В августе солнце греет, а вода холодеет.

В сентябре днем погоже, да по утрам негоже.

В октябре с солнцем распрощайся, ближе к печке подбирайся.

Комары в ноябре – быть мягкой зиме.

Ноябрь ледяные мосты мостит, а декабрь гвоздит.

В декабре семь погод на дворе: сеет, веет, дует, кружит, мутит, рвет и метет. Поздний грибок – поздний снежок.

Лето бурное – зима с метелями.

Кукушка станет куковать – мороза больше не видать.

В сильный ветер в лесу тихо, а на поле лихо.

Облака плывут низко – стужа близко.

Мороз сам не бежит, а стоять не велит.

Мы в дом ель, а она с собой – метель. Роса мочит на заре, дождь по поре.

Майская роса коням лучше овса.

Ясное небо грома не боится.

С большого грома – малый дождь. Зимой морозы, а летом грозы.

Луна покраснела – жди ветра-пострела.

Список литературы

Для реализации проекта был использован материал из интернет ресурсов и литература.

Иванова А.И. Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду   Пособие или работников дошкольных учреждений     М: ТЦ Сфера, .2007. — 56 с.

Экологические проекты в детском саду. Масленникова О. М. / Филиппенко А. А. (Книга) Издательство: Учитель, 2014 Страниц: 232

Баранникова Э., Тарасевич П. Создание развивающей среды на участке детского сада // Ребенок в детском саду. – 2002.- №3. – с.76.

Иванова А. И. Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду: Пособие для работников дошкольных учреждений.

- М.: ТЦ Сфера, 2004. - 113 с.

Кузнецова        Л.        В.        Взаимодействие        детского        сада        и        семьи        в экологическом воспитании детей // Дошкольная педагогика. – 2009. №6. – с.54-57

Маневцева Л. М., Саморукова П. Г. Мир природы и ребенок. – СПб. : Детство – пресс, 2003.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект "Метеостанция в детском саду"

laquo;Люди, научившиеся… наблюдениям и опытам, приобретают способность сами ставить вопросы и получать на них фактические ответы, оказываясь на более высоком умственном и нравственном уровне в...

Проект " Метеостанция в детском саду"

Проект " Метеостанция в детском саду"...

Проект "Метеостанция в детском саду"

Экологическое образование - одно из инновационных направлений педагогики,которое активно внедряется в жизнь дошкольных учреждений.Экологическое воспитание дошкольников - это и есть познание живого, ко...

ПРОЕКТ МЕТЕОСТАНЦИЯ В ДЕТСКОМ САДУ

ПРОЕКТМЕТЕОСТАНЦИЯ В ДЕТСКОМ САДУ               Воспитатель:Григорьева Н.И.  Содержание:...

Проект метеостанция в детском саду «Умничка»

Как известно, основы любого образования закладываются в детстве. Современный дошкольник – пытливый исследователь окружающего мира, готовый к усвоению различного вида опытов, экспериментов, воспр...

Проект " Метеостанция в детском саду"

Наименование проекта: « Метеорологическая станция в детском саду»Тип проекта: познавательно – исследовательскийПродолжительность проекта: долгосрочный 1 год (май 2018-май 2019)Участн...

Проект "Метеостанция в детском саду"

Цель проекта: создание предметно - развивающей среды для познавательной и исследовательской деятельности старших дошкольников, формирование у дошкольников элементарных представлений о погоде и ее знач...