День Балалайки!
план-конспект занятия по окружающему миру (младшая группа)

Евсеева Анастасия Юриевна

Цель: рассказать все о балалайке.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл den_balalayka_23.06.docx732.19 КБ

Предварительный просмотр:

            Развлечение в детском саду к дню балалайки

                        «ЧУДО-БАЛАЛАЙКА»

Воспитатель: Евсеева А.Ю

Ведущая:

Она умеет плакать и смеяться, петь жалобные песни. Нежная, ласковая, задорная, лукавая, игривая, милая, добрая, насмешливая, душевная…Сколько эпитетов ни подбери – все они о ней – простушке о трёх струнах, инструменте с огромной душой. Она – символ России с давних времён, прошедшая сложный путь от музыкальной игрушки черни до всенародного и всемирного признания. Узнали о каком инструменте я говорю?
Ну тогда еще загадка о нем же.

У меня есть три струны,
Песенные, звонкие,
Любят так по ним бренчать
Музыканты ловкие!

Треугольная спина,
Расписное брюшко,
Как зовут, скажи, меня?
Громко, не на ушко!
Дети: Балалайка!

https://i.ytimg.com/vi/NniH9ov_6L4/maxresdefault.jpg

Ведущая:
Да, это конечно же балалайка. А что вы знаете об этом инструменте? (Дети отвечают)

Если у вас спрашивают, какой русский народный музыкальный инструмент вы знаете? Несомненно, сразу вспоминается балалайка, самый старинный и узнаваемый музыкальный символ России. Инструмент по праву можно назвать истинно народным: в его звучании словно слышится сама русская душа — то разудалая и неуёмная, то печальная и задумчивая…
Балалайка вызывает изумление у иностранцев, слушая игру на инструменте, они не понимают, как при помощи всего трех струн можно исполнять не только народные, но сложные классические произведения.
Вот такая она русская балалайка, олицетворяющая русскую культуру. Всего три струны, а за душу берет так, что не раздумывая, хочется пуститься в разудалый пляс. Даже грустные мелодии звучат на ней не так печально, и забавное название инструмента говорит о веселом характере и происходит оно,  то ли от слова балаболить – тараторить, то ли от слова балагурить – шутить.
Россия и балалайка – это два слова, которые между собой тесно связаны. Олицетворение русской культуры -  вот что такое балалайка, она наша, настоящая. Заняв прочное место в народном творчестве, этот инструмент с достоинством доказал, что способен на гораздо большее, и теперь ему стоя рукоплещет весь мир.

Ведущая:

Ребята! А кто может рассказать, как появилась балалайка?

1реб:

Существует несколько версий происхождения балалайки.  Многие полагают, что балалайка была изобретена на Руси, по другим сведениям, балалайка произошла от домбры(показывает картинку).

https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/5/5a/Domra-topview.jpgНекоторые исследователи предполагают, 

что этот инструмент заимствован от татар ещё во времена татаро-монгольского владычества.

2реб:
Исследователи народных инструментов полагают, что слово «балалайка» произошло от слов «балакать» или «балаболить», что означает болтать или пустозвонить. Вероятно, такое название инструмента возникло из-за его специфического бренчащего звучания.

3реб:
В середине 19 века на основе простого народного инструмента были разработаны модели балалаек разного размера(показывает картинку)

https://demotivation.ru/wp-content/uploads/2020/04/bbc8913b4d10a25698a17eddae29587b.jpgи был создан первый оркестр народных инструментов (показывает картинку).

https://ds03.infourok.ru/uploads/ex/12b4/00046bfb-3bbe9e80/img20.jpg

4реб:
До середины 20 века балалайка была очень популярна в крестьянских семьях. Навыки игры на ней передавались от отца к сыну. Под балалайку люди плясали и пели (показывает картинку).

https://pbs.twimg.com/media/DiyZ_0EXUAEiLE9.jpg:large

Ведущая:

Спасибо ребята за интересный рассказ.

А у меня сюрприз для вас

Гости к нам придут сейчас.

Это дети-музыканты!

И как вы-одни таланты!

На народных инструментах

Будут музыку играть.

Веселы они всегда!

Встретить их хотите?

Дети: Да!

(Оркестр «Светит месяц»)

Ведущая:

Ребята! Смотрите сколько инструментов участвовало в нашем оркестре. Давай я вам загадывать загадки буду про них, а вы отгадайте.

 1.Очень весело поёт,

Если дуете в неё.

Вы все на ней играете

И сразу отгадаете

Не палочка, не трубочка.

А что же это?……

(Дудочка)

 

2.Струнные инструменты

Треугольная доска,

А на ней три волоска.

Волосочек тонкий,

А голосочек звонкий.

(Балалайка)

 

http://xn----8sbirdcwdj7bl2hk.xn--p1ai/images/200/199/12.JPG

 

3.Морщинистый Тит,

Всю деревню веселит.

(Гармошка)

http://xn----8sbirdcwdj7bl2hk.xn--p1ai/images/200/199/9.gif 

 

 4.Купи, денег не жалей-

Со мной ехать веселей.  

(Колокольчик)

 

5.И щи хлебают,

И «Барыню» играют.

(Деревянные ложки)  

 

 6.С сороками имеет связь

Его название.

Владеть им может человек,

Имеющий, хоть малое призвание!

(Трещотка)

 

7.Я весь круглый.

Меня ударишь-

Я бубенцами зазвучу,

Меня положишь – я молчу.

(Бубен или бубенцы)

Ведущая:

Молодцы ребята! Все правильно отгадали!

        Что с ногами не пойму, вправо – влево носятся,

Не стоят они на месте, в пляску так и просятся!

(Пляска «Чудо-балалайка)

Ведущая: Наш праздник подошел к концу, до свидания!

(Смотрят мультфильм «Трень-брень балалайка)

             

 



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья об обучении дошкольников игре на балалайке "Заиграй-ка, балалайка"

статья о кружке в детском саду "Весёлая балалайка"...

Проект "Балалайка, балалайка - веселее заиграй-ка"

Краткосрочный проект  "Балалайка, балалайка - веселее заиграй-ка"...

Проект "Балалайка, балалайка - веселее заиграй - ка"

Краткосрочный проект "Балалайка, балалайка- веселее заиграй-ка"...

Сценарий праздника "День балалайки"

Сценарий предназначен для детей сташей и подготовительной групп....

Конспект развлечения "День балалайки"

Конспект развлечения "День балалайки"...

Досуг "День балалайки"

Цель: Знакомство с историей балалайки – русского народного музыкального инструмента.Задачи:1. Сохранение эмоционально-психологического здоровья детей2. Способствовать развитию познават...