Волшебница осень
проект по окружающему миру (старшая группа)

Николаева Евгения Викторовна

Осень – чудесное время года, когда можно побродить по осеннему парку, послушать, как шуршат листья под ногами, понаблюдать за осенними изменениями в природе, собрать букеты из опавших листьев, полюбоваться жёлтыми, оранжевыми, багряными и даже лиловыми красками.

   Во время прогулки мы с детьми заметили на ветке одного дерева разные по цвету листья: жёлтые и зелёные.

 

    У ребят возник вопрос: «Почему листья были летом все зелёные, а осенью стали жёлтыми?». Эта тема стала нам интересна, так как не многие знают, почему желтеют листья. Чтобы ответить на этот вопрос, мы решили провести исследовательскую работу.

    Исследуя эту загадку природы, мы сможем дать точный ответ  на поставленный перед нами вопрос.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл volshebnitsa_osen.pptx1.11 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Проект на тему: «Волшебница Осень» Подготовила воспитатель подготовительной группы №11 Николаева Евгения Викторовна МАОУ «Гимназия г. Троицка» дош.отд . №3 2019г.

Слайд 2

Актуальность темы: Осень – чудесное время года, когда можно побродить по осеннему парку, послушать, как шуршат листья под ногами, понаблюдать за осенними изменениями в природе, собрать букеты из опавших листьев, полюбоваться жёлтыми, оранжевыми, багряными и даже лиловыми красками. Во время прогулки мы с детьми заметили на ветке одного дерева разные по цвету листья: жёлтые и зелёные. У ребят возник вопрос: «Почему листья были летом все зелёные, а осенью стали жёлтыми?». Эта тема стала нам интересна, так как не многие знают, почему желтеют листья. Чтобы ответить на этот вопрос, мы решили провести исследовательскую работу. Исследуя эту загадку природы, мы сможем дать точный ответ на поставленный перед нами вопрос. проект «Волшебница Осень»

Слайд 3

Продолжительность проекта: долгосрочный (март 2018-октябрь 2018) Вид проекта: исследовательский Участники проекта: дети, воспитатели, родители Возраст детей: 6-7 лет

Слайд 4

Цель исследования: узнать, почему листья осенью изменяют окраску и опадают? Задачи исследования: изучить причины изменения окраски листьев осенью; узнать, зачем деревья сбрасывают листья; провести опыты, чтобы выяснить, зачем дереву листья, почему листья осенью меняют свой цвет и опадают; изучить строение листа; познакомиться с народными приметами, связанными с изменением окраски листьев.

Слайд 5

Гипотеза исследования: узнать, содержатся ли в листьях красящие вещества; влияет ли на окраску листьев нехватка тепла и света. Методы исследования: наблюдение, эксперимент, рассматривание и изучение энциклопедий. Предполагаемый результат: сформировать у детей представление о том, почему листья меняют окраску и происходит листопад. Итоговое мероприятие: показ открытого занятия

Слайд 6

I этап. Организационно-подготовительный. Цель: заинтересовать детей идеей, привлечь особое внимание к природному явлению - листопад. Привлечь родителей к созданию гербария осенних листьев вместе с детьми. Содержание работы: разработка проекта; подборка детской художественной, методической и познавательной литературы; подборка цикла занятий по разным видам деятельности на заданную тему; разработка конспектов занятий; наблюдение за формированием и ростом листьев на деревьях; подготовка информации для родителей по теме проекта.

Слайд 7

II этап. Основной Методы: 1.Рассматривание листьев (обратить внимание на форму, цвет, с какого дерева.) 2. Сбор, сушка и подготовка листьев к работе. 3. Проведение экспериментов 4.. Дидактические игры экологического содержания. 5 . Загадки и приметы на тему «Осень» 6.Проведение занятия.

Слайд 8

III этап. Заключительный Показ открытого занятия в рамках ДОУ (конспект прилагается) Подведение итогов проекта.

Слайд 9

Конспект открытого занятия в подготовительной группе по ознакомлению с окружающим миром «Волшебница осень». Цель : закрепить представления детей о характерных признаках осени и осенних явлениях. Расширять знания детей о явлениях живой и неживой природы: почему листья желтеют и опадают и как они опадают. Учить устанавливать причинно-следственные связи. Задачи: •Развивать умение детей называть приметы осени, изменения в природе, используя образные слова и выражения; развивать внимание, связную речь. •Закрепить умения устанавливать связь между признаками в природе и умения отстаивать свою точку зрения, делать выводы (рассуждать, доказывать, выстраивать предложения, устанавливать причинно-следственные связи) •Продолжать развивать память, внимание, мышление через игры и игровые упражнения. •Исследовать природное явление листопад, строение листа. • Воспитывать любознательность, умение взаимодействовать друг с другом. Оборудование и материал: Колокольчик, тайное письмо, сундук, карта маршрута, кленовые листья с приметами и пословицами, лупы, молоко, пищевой краситель, жидкое мыло, волшебный мешочек, кисточки.

Слайд 10

Предварительная работа: • На прогулке наблюдать за тем, как опадают листья с деревьев. • Сбор листьев разной формы и окраски. • Беседы об осени. • Чтение художественных произведений: « Листопадничек » И.Соколов -Микитов, «Лес осенью» А. Твардовский, стихи об осени А. С. Пушкина, А. Плещеева, А. И. Бунина; • Разучивание стихов и поговорок об осени; • Пение песен об осени и слушание музыки; • Рассматривание иллюстраций и фотографий с изображением осенней природы, изучение энциклопедий; • Рисование на занятиях по ИЗО деятельности и самостоятельной художественной деятельности различных деревьев. • Наблюдение за деревьями на прогулке; • Поделки из природного материала; Ожидаемый результат: Дети с интересом участвуют в проведении исследований, наблюдают, делают выводы. Умеют рассуждать, доказывать, выстраивать предложение, устанавливая причинно-следственные связи. Активно и доброжелательно взаимодействуют со взрослыми и сверстниками в решении игровых, познавательных, творческих задач.

Слайд 11

Воспитатель - воспитатель звенит колокольчиком: - Мой звоночек звенит, заливается И ребята вокруг собираются. Собрались все дети вкруг Ты мой друг и я твой друг. Вместе за руки возьмемся И друг другу улыбнёмся (закройте глазки 1,2,3 – волшебство скорей приди!!!) (достать письмо, написанное лимонным соком) Воспитатель – берет шарик, удивляется. Ух ты, что это? -Дети предлагают варианты действия. (Давайте посмотрим ) - Воспитатель -это какой-то чистый лист. Я ничего не вижу. - ну и что это может быть? (Ответ детей, а может это не просто чистый лист, а тайное письмо ?) Воспитатель –А разве бывают такие письма? Ответ детей –Да, такие письма могут быть написаны секретными чернилами ( лимоном или крахмалом) Воспитатель - А как же узнать что в нем написано? Ответ детей- развести йод в воде и слегка смочить при помощи кисточки письмо. Воспитатель - есть у нас такая водичка. Давайте проверим ? ( ребенок смачивает письмо йодовой водичкой). Появляется надпись (СУНДУК) Воспитатель - Посмотрите проявляется что-то. Удивляется , что это? Ответ детей- (дети читают) Воспитатель - оказывается ребята это письмо с секретом . Вы поняли, что надо найти? (Создание проблемной ситуации.) Дети находят сундук, открывают и находят письмо.

Слайд 12

Воспитатель – (читает письмо от осени) Дорогие ребята! Одни говорят, что осень еще не началась, другие говорят, что уже наступила. Я не знаю, что делать. Как мне украсить свое платье? Посоветуйте, пожалуйста. Я не могу понять, началась осень или нет? Только прошу вас, представьте убедительные доказательства, а в этом поможет карта. Воспитатель: Этот вопрос очень даже интересный. Что вы решили ребята? Ответ детей- (пойдем искать доказательства)

Слайд 13

Остановка №1 (на карте изображен желтый лист, дети его находят) Задание: назвать приметы осени, которые определяют время года. -день короче, а ночь длиннее; -на деревьях и кустах желтеют листья, они опадают, начинается листопад. -небо серое, хмурое; -часто идут дожди; -перелетные птицы улетают на юг; -дикие звери делают запасы на зиму, утепляют свои шубки, и некоторые ложатся в спячку; - люди надевают демисезонную одежду; -собирают урожай овощей, фруктов и зерна. Воспитатель: - Ребята, а вы знаете, как называются осенние месяцы? Дети: - Сентябрь, октябрь, ноябрь. Воспитатель : 1.Сентябрь – рябинник. Как вы думаете, почему его называли рябинником? (потому что в это время появляется рябина). 2.Октябрь – листопадник (потому что опадают листья). 3.Ноябрь – зимник (становится холодно, как зимой).

Слайд 14

Остановка №2 (на карте изображен красный лист.) Воспитатель: Вы смотрите по телевизору прогноз погоды, диктор рассказывает про температуру воздуха, направление ветра, осадки. Осадки? Что это такое? (дождь, снег, туман). Воспитатель: Дети, а как можно узнать какая будет погода? (посмотреть телевизор, послушать радио, по термометру). А как вы думаете, как раньше люди определяли какая будет погода? ( - По приметам.) Дети с воспитателем вспоминают приметы осени, которые определяют погоду: -Облака редкие - будет ясно и холодно. -Много рябины к дождливой осени и холодной зиме. -Теплая осень - к долгой зиме. -У зайцев шерсть побелела - зима близко. -Если орехов много, а грибов нет - зима будет снежная, суровая. - Большие муравьиные кучи - к мягкой зиме. -В осеннее ненастье семь погод на дворе. -Белки делают большой запас орехов - жди холодной зимы. Воспитатель: Ребята, вы молодцы, назвали много интересных примет, позволяющих предсказать погоду.

Слайд 15

Остановка №3 (на карте изображен оранжевый лист.) Задание: Назвать поговорки об осени. Дети называют поговорки: -Красна весна цветами, а осень пирогами. -Осень - время собирать урожай. -Сентябрь пахнет яблоком, октябрь — капустой. -Осенью и воробей богат. - В ноябре зима с осенью борется. -Осенью ложка воды ведро грязи. Мини-викторина «Лесная». Для вас - викторина. Кто быстрее ответит на мои вопросы? - Кто собирает яблоки спиной? (Еж.) - У кого щеки вместо мешка? (У бурундука.) - А бывают ли перелетные животные? (Да, летучие мыши.) - С каких деревьев зелеными опадают осенью листья? (С ольхи, сирени.) - Какой лесной житель сушит на деревьях грибы ? (Белка.) - Листья каких деревьев осенью краснеют ? ( Листья осины, рябины, черемухи.) - Куда на зиму исчезают лягушки? (В тину, в мох.) - У какого зверя в листопад появляются детеныши? (У зайца.)

Слайд 16

Остановка №4 (на карте зеленый лист, дети находят) Исследование (нарисована лупа и лист) Воспитатель : Что нужно сделать, чтобы ответить на вопрос? - нужно провести опыты и эксперименты. Воспитатель -А как вы ребята думаете, зачем дереву нужны листья? Дети : Листья не только украшают дерево, благодаря листьям дерево дышит. Воспитатель - А вам интересно узнать, как устроен лист? (Интересно) А для того, чтобы получше рассмотреть, чем надо пользоваться? -воспользуемся увеличительным прибором — лупой. Исследование №1 строения листа с помощью лупы. Рассмотрим сначала черешок - это часть, которая соединяет лист с веткой. Рассмотрите теперь верхнюю поверхность листа. Видите жилки — тонкие трубочки, которые идут от черешка по всему листу, через эти жилки листочки питаются влагой. Край листа называется «кромка». Рассмотрите кромку листа. Верхушка листа бывает острой или округлой. Рассмотрите и скажите, какая она у вашего листочка. Какой можно сделать вывод: -У листьев есть черешок, который соединяет лист с веткой и жилки через которые листочки питаются влагой. Воспитатель: -Так почему же листья желтеют осенью? Дело в том, что листья имеют зеленый цвет благодаря зеленому веществу. Сейчас проведем опыт и увидим это вещество.

Слайд 17

Исследование №2 «Почему лист зеленый?» - Давайте сначала выясним, почему листья зелёные? Воспитатель : Возьмите листочек и вложите его внутрь согнутого пополам кусочка белой ткани. Теперь деревянным кубиком сильно постучите по листочку сквозь ткань. Что вы обнаружили в ходе опыта? Дети: На ткани появились зеленые пятна. Воспитатель: - Это зеленое вещество из листочка называется- хлорофилл , оно и окрашивает его в зеленый цвет. Когда наступает осень и становится холоднее и меньше солнечного цвета, это зеленое вещество постепенно уменьшается, пока не пропадает совсем. Тогда лист меняет свой цвет становится желтым или … -какого цвета бывают листья у деревьев осенью? - Оранжевые, красные, коричневые.

Слайд 18

Исследование №3 . Возьмите лупу и рассмотрите основание черешка, в том месте, где он прикрепляется к ветке. Осенью в основании черешка, в том месте, где он прикрепляется к ветке, появляется пробковый слой. Он, как перегородка, отделяет черешок от ветки. Подует лёгкий ветерок – и листья опадают. Вывод детей: Осенью листья легко опадают потому, что у основания черешка появляется пробковый слой, который отделяет черешок от ветки. Физминутка . А сейчас давайте вместе с вами превратимся в осенние листочки. Мы листики осенние, На ветках мы сидим, Дунул ветер – полетели, Мы летели и летели И на землю тихо сели. Ветер снова набежал И листочки все поднял, Закружились, полетели И на землю тихо сели. (Дети выполняют движения по тексту)

Слайд 19

Остановка №4 (волшебный мешочек) Воспитатель: По дороге золоченой Осень в гости к нам идет. Для мальчишек и девчонок Щедрый дар она несет. Что за дар? (урожай) Дети находят мешочек. Дети садятся на коврики. - Тише, тише, тишина. Сказка в гости к нам пришла. Вы, ребята, не шумите, Сказку нам, вы, не спугните! Жила – была волшебница, и звали ее Осень. Была она могущественной и капризной. Часто меняла свое настроение. В волшебном мешочке (педагог показывает сумочку украшенную желтыми листочками) хранила она самое главное - волшебную кисточку -воспитатель извлекает из сумочки большую, мягкую кисточку, обвитую золотой ленточкой ). Именно волшебная кисточка помогала ей творить множество чудес. Как красиво Осень раскрашивает дары, но забыла у нас свои кисточки и дары остались не разукрашенными.

Слайд 20

Воспитатель: - Что делать не знаю. А вам, ребята хочется стать волшебниками? Для этого нам понадобятся кисточки из волшебного мешочка, белая жидкость и капельки осени. Где бы нам это найти? Дети находят столик где стоит молоко в блюдцах, пищевой краситель, жидкое мыло. Дети капают пипеткой в молоко красного красителя и желтого. Опускают кисточку в жидкое мыло и обратно в молоко, наблюдают как краски начинают двигаться сами и перемешиваться. Итог занятия: Воспитатель: Вы ребята молодцы, столько много у Вас знаний об осени. Что нового вы сегодня узнали? Ответы детей . Вы собрали много листочков для осени, что же нам с ними делать? Подарить их осени. Дети складывают листья в сундук для Осени. Вы собрали много листочков для осени, что же нам с ними делать? Подарить их осени. Дети складывают листья в сундук для Осени. о в молоко, наблюдают как краски начинают двигаться сами и перемешиваться.

Слайд 21

Заключение В ходе проведения исследовательской работы, мы узнали: почему осенью листья изменяют свой цвет; что влияет на окраску листа; почему происходит листопад.

Слайд 22

Спасибо за Внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий осеннего праздника для детей средней группы "Волшебница Осенинка".

Данный сценарий осеннего праздника составлен для детей средней группы и удачно апробирован. Может быть интересен музыкальным руководителям и воспитателям....

Осеннее развлечение в средней группе "Волшебница Осень"

Развлечение составлено для детей средней группы.Действующие лица: Осень, Лиса - взрослые.  Лесные зверушки: медведь, белка, зайчик, птичка; ветерок - исполняют дети.Атрибуты: грибочки, метёлка, о...

СЦЕНАРИЙ ОСЕННЕГО УТРЕННИКА «Волшебница - осень»

УТРЕННИК ДЛЯ СРЕДНЕЙ ГРУППЫ С ГЕРОЯМИ: Осень, Тучка, Солнце - взрослые и Заяц - ребёнок...

Сценарий осеннего праздника "В гости к волшебнице Осени"

Этот сценарий поможет педагогам ДОУ подготовить праздник Осени....

Осенний праздник "Волшебница-осень"

Сценарий осеннего праздника для детей 4-6 лет...

Сценарий осеннего утренника в средней группе "Волшебница осень". Музыкальный руководитель – Гутова Надежда Николаевна

Листья солнцем наливались,Листья солнцем пропитались.Налились, отяжелелиИ по ветру полетели…Зашуршали по кустам…Видно их и тут и там,Ветер  золото  кружит,Золотым дождем шумит!Вот и к ...