Прогулки. Сентябрь. Старшая группа по программе " От рождения до школы"
картотека по окружающему миру (старшая группа)

Прогулки. Сентябрь.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Прогулки.33.54 КБ

Предварительный просмотр:

                                                              Сентябрь  

                      Прогулка№1 « У тебя мы, осень, спросим»

Цели: познакомить детей с растениями на территории ДОО; учить находить измененияЮ связанные со сменой времени года; развивать наблюдательность, поисково- исследовательскую деятельность; формировать коммуникативные взаимоотношения со сверстниками в ходе совместной игровой и трудовой деятельности.

Целевые ориентиры образования: имеет представление об обьектах природы ближайшего окружения; испытывает разнообразные эмоции, рассказывая о предметах окружающего мира; знает, чем занимаются люди в осенний период, характерные признаки времен года и соотносит с каждым сезоном особенности жизни растений, животных и птиц; проявляет трудолюбие и работе на участке детского сада.

Виды деятельности: игровая, познавательно- исследовательская,коммуникативная, самообслуживание и элементарный бытовой труд.

Средства реализации: ведерка, грабли, метелки, лупы, фотоаппарат, контейнеры, шапочка медведя, мячи, скакалки.

                                        Организационная структура прогулки

1.Наблюдение за природой и ее сезонными изменениями.

Загадать загадку: Рыжая художница пришла,

                                  Все покрасила в разные тона.(Осень.)

Уточнить, что сентябрь- первый месяц осени, завершение сбора урожая. Обратить внимание на растительность: почему летом она зеленая, что происходит с ней осенью; дать возможность рассмотреть и сравнить растения по цвету, форме, закрепить их названия, назначение. Отметить, что некоторые растения( крапива, пастушья сумка, календула, бересклет и др.) цветут с весны до глубокой осени; плоды кустарниках облепихи, черноплодной и обыкновенной рябины, ранеток-дички, остаются на ветках- это корм для зимующих птиц.

Прочитать стихотворение:  (А.Толстой)

Осень. Обсыпается весь наш бедный сад,
Листья пожелтелые по ветру летят;
Лишь вдали красуются, там на дне долин,
Кисти ярко-красные вянущих рябин.
Весело и горестно сердцу моему,
Молча твои рученьки грею я и жму,
В очи тебе глядючи, молча слезы лью,
Не умею высказать, как тебя люблю.

Загадать загадки:

Листья с веток облетают,                                   Пришла унылая колдунья-

Птицы к югу улетают.                                        Она плаксива и шалунья.

« Что за времягода?»- спросим.                        Покрасила везде листочки,

Нам ответят: «Это… (осень)»                          От слез ее растут грибочки. (Осень) 

 Листья в воздухе кружатся,

Тихо на траву ложатся.

Сбрасывает листья сад-

Это просто … (листопад)

2. Исследовательская деятельность.

Сравнивать внешний вид растений(окраска, строение), уточнить места их произрастания. Используя лупы, собрать исследовательский материал: семена, разноцветные травы и листья- в контейнер для дальнейшего исследования в детском саду, результаты занести в диагностические карточки.

3.Трудовые поручения.

Пересадить растения с участка в кашпо, понаблюдать в группе.

4. Игровая деятельность.

Подвижная игра «У медведя во бору».

Цель игры: формировать навыки двигательной активности детей, совмещая с познавательно- исследовательской, коммуникативный, с учетом безопасности жизнедеятельности; развивать смелость, ловкость, быстроту действий.

Ход игры. Ребенок- «медведь» сидит на пеньке; дети стайкой двигаются по территории участка мимо «медведя», имитируя сбор ягод,проговаривают слова:

У медведя во боругрибы, ягоду беру.

А медведь не спит и на нас рычит…

«Медведь» «рычит» и догоняет детей. Кого догонит, тот выходит из игры.

По окончании собрать оборудование.

5.Итог прогулки.

Дети рассказывают о том, что делали, что понравилось, что узнали нового, что хотели бы узнать еще.

 

                                    Прогулка 2. « Чей наряд красивее».

Цели:  закрепить названии лиственных пород деревьев, произрастающих на территории ДОО; систематизировать и углублять представления о сезонных изменениях в природе; развивать наблюдательность, поисково- исследовательскую деятельность; формировать коммуникативные взаимоотношения со сверстниками в ходе совместной игровой и трудовой деятельности; воспитывть любовь к природе родного края.  

Целевые ориентиры образования: имеет представление о предметах  окружающего мира; знает характерные признаки времен года и соотносит с ними особенности поведения птиц; проявляет трудолюбие в работе на участке детского сада;соблюдает правила и условия игры; самостоятельно ухаживает за одеждой, устраняет непорядок в своем внешнем виде.

Виды деятельности: игровая, познавательно- исследовательская,коммуникативная, самообслуживание и элементарный бытовой труд.

Средства реализации: ведерка, грабли, метелки, лупы, фотоаппарат, контейнеры, шапочка  лисы.  

                                        Организационная структура прогулки

1.Наблюдение за природой и ее сезонными изменениями.

Спросить, у какого дерева наряд красивее и почему. Закрепить названия лиственных пород деревьев: береза, тополь, осина, рябина, и т.д. Уточнить, что происходит с движением сока деревьев, их семенами; напомнить, как они выглядели летом.  Загадать загадки:

Русская красавица стоит на поляне                        Я из крошки-бочки вылез,

В зеленой кофточке,                                                   Корешки пустил и вырос

В белом сарафане.(Береза.)                                      Стал высок я и могуч,

                                                                                         Не боюсь ни гроз, ни туч.

Красивое дерево с яркими бусами,                     Я кормлю свиней и белок-

Листочки резные на нем, посмотри!                    Ничего, что плод мой мелокю (Дуб.)

А горькие ягоды- самые вкусные,

Об этом расскажут тебе снегири.  (Рябина.)

Народные поверья, приметы, пословицы и поговорки о сентябре.

  • В сентябре холодно, да сытно.
  • Сентябрь без плодов что зима без снега.
  • Если в сентябре прогремит гром, это сулит долгую и теплую осень.
  • Если в сентябре утром стоят густые туманы, это означает начало грибного сезона.
  • Если шиповник поспел,значит, осень пришла.
  • Облака на небе перистые- вскоре птицы полетят в жаркие страны.
  • Синица в сентябре кличет осень в гости.
  • В сентябре лишь одна ягода-рябина.
  • Если а сентябре много желудей, значит, зима будет суровая.  
  • В сентябре месяце и листья на деревьях не держатся.
  • В сентябре и лист реже становится, и птицы тише поют.

2. Исследовательская деятельность.  

Найти сходства и отличия березы, тополя, осины, рябины, яблони; уточнить,для чего они нужны, почему эти породы деревьев называют лиственными.

3. Трудовые поручения.

Подготовить почву на клумбах к следующему сезону: перекопать, выбрать корни трав; подмести участок.

4. Игровая деятельность.

Подвижная игра «Хитрая лиса». Цель игры: формировать навыки двигательной активности детей, совмещая с познавательно- исследовательской, коммуникативный, с учетом безопасности жизнедеятельности;  упражнять в беге;развивать ловкость, внимание.  

Ход игры: Дети стоят в кругу. Воспитатель незаметно дотрагивается до любого ребенка во время проговаривания: «Хитрая лиса, где ты? Хитрая лиса, где ты? Хитрая лиса, где ты?» Игрок,до которого дотронулся воспитатель, отзывается: «Я здесь!» Дети бегут  врассыпную, «лиса» их догоняет.

По окончанннии прогулки собрать оборудование.

5.Итог прогулки.

Дети рассказывают о том, что делали, что понравилось, что узнали нового, что хотели бы узнать еще.  

                                          Прогулка 3. «Зимой и летом одним цветом»

Цели:  закрепить  с хвойными породами  деревьев, произрастающих на территории ДОО;   учить находить изменения в природе; способствовать развитию   наблюдательности, поисково- исследовательскую деятельность; воспитывть любовь к природе родного края.  

Целевые ориентиры образования:  проявляет любознательность, пытается самостоятельно придумывать объяснения  явлениям природы; склонен наблюдать, экспериментировать; обладает начальными знаниями о мире природы, развитым воображениям, которое реализуется в различных видах деятельности и прежде всего в игре.

Виды деятельности: игровая, познавательно- исследовательская, коммуникативная, самообслуживание и элементарный бытовой труд.

Средства реализации: цветные ленточки, бумажные и полиэтиленовые пакеты, шапочка волка.  

                                        Организационная структура прогулки

1.Наблюдение за природой и ее сезонными изменениями

Использовать игровой прием «Угадай, что в коробочке»; закрепить названия хвойных пород деревьев, произрастающих на территории ДОО( сосны, ели, кедра, лиственницы); сравнить строение ствола,коры, расположение веток, хвои. Рассказать, что на этих деревьев есть шишки, семенами которых питаются птицы и звери; человек заготавливает кедровые орехи. Сравнить хвойные и лиственные породы деревьев; посчитать, сколько их на участке. Повязать зеленые ленты на ветки ели, красные – на сосны, желтые- на лиственницы, синие- на кедры.

Прочитать стихотворения: 

Елка, елка, елочка.                                         На сосну уселась галка.

Вершинка- что иголочка!                            Мне бедняжку очень жалко:

С буйным ветром борется,                         Зачем себя так мучает,

Дотронешься- Уколешься                           Ведь сосна колючая!

 (А.Прокофьев)                                                       (М.Дружинина)

2. Исследовательская деятельность.

 Собрать в контейнеры иголки и шишки хвойных деревьев, сравнить их по цвету, форме, запаху, Обратить внимание на то, что только кедровые шишки содержат под своимичешуйками орехи, остальные – семена; хвою используют в медицине, некоторые птицы и звери утепляют ей свое жилье.

3. Трудовые поручения.

Подмести участок, собрать ветки, посеять семена газонной травы в рабатках.

4. Игровая деятельность. Самостоятельная игровая деятельность.

Подвижная игра.  «Встань к дереву».

Цель игры: закрепить названия хвойных деревьев.

Ход игры: По сигналу воспитателя, например «Встаньте около ели!», дети находят ее , группируются и т. д.

Подвижная игра.  «Волк  во рву».

Цель игры: формировать навыки двигательной активности детей, совмещая с познавательно- исследовательской, коммуникативной, с учетом безопасности жизнедеятельности; учить бегать, не наталкиваясь друг на друга; развивать ловкость, смелость, находчивость.

Ход игры: Ребенок –«волк» сидит посередине «рва», нарисованного на земле. По сигналу дети двигаются со словами:

Через лес перейти надо нам ребята,  

В дальний лес мы идем, там грибы маслята.

А на мостик волк нас не пускает,

На мосту он, серый, отдыхает.

Он рычит, он ворчит, лязгает зубами:

«Не пущу, не пущу деток за грибами».  

Играющие должны перепрыгнуть через ров, так чтобы волк их не поймал.

По окончании прогулки собрать оборудование.

5.Итог прогулки.

Дети рассказывают о том, что делали, что понравилось, что узнали нового, что хотели бы узнать еще.  

 

                                           Прогулка 4. «Грибная пора отойти не успел».

Педагогические цели: уточнить названия грибов из заповедной зоны на территории ДОО сравнить их; закрепить правила безопасности; способствовать развитию наблюдательности, поисково- исследовательскую деятельность; воспитывть любовь к природе родного края.  

Целевые ориентиры образования: активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных игрвх; проявляет любознательность, пытается самостоятельно придумывать обьяснения явлениям природы; склонен наблюдать, экспериментировать; обладает начальными знаниями о мире природы. 

Виды деятельности: игровая, познавательно- исследовательская, коммуникативная, самообслуживание и элементарный бытовой труд.

Средства реализации: ведерка, щетки, контейнеры, шапочка  перелетных птиц, аудиозапись песни «Падают листья».  

                                             Организационная структура прогулки

1.Наблюдение за природой и ее сезонными изменениями.

Прослушать запись песни «Падают листья»(муз. М.Красева, сл. М. Ивенсен), обратить внимание воспитанников на грибы в заповедной зоне детского сада.

- Наши леса славятся грибами. Кто ходил с родителями в лес за грибами? Из каких частей состоит видимая часть гриба? (Шляпка и ножка) Многие думают, что гриб растет сам по себе. Это не так. Под землей есть грибница, отнее тянутся длинные тонкие5 нити. Значит, грибы растут не поодиночке, а семьей.

Рассмотреть грибы, которые растут в заповедной зоне детского сада; закрепить их названия, правила сбора и безопасности.

Загадать загадки:

Весь Антошка —                                  

Шляпка да ножка.

Дождь пойдёт —

Он подрастёт.

(Ответ: Гриб)

                                                                          Вот и модницы сестрички,
                                                                          И у них свои привычки -
                                                                          Шляпки есть любого цвета,
                                                                          Ты проверить можешь это. (Сыроежки)

 Я нашла грибы в лесу.
Быстро маме отнесу.
Рыженького цвета
Нам привет от лета.
Очень любят их сестрички.
Называются … (лисички)                    

 

                                                                  На опушке под сосной
                                                                  Их в траве нашли с тобой.
                                                                 Мы несём их в кузовке,
                                                                Трудно удержать в руке:
                                                                Скользкие ребята.
                                                               Что у нас? - ...(маслята)

 

Прочитать стихотворения.

             За грибами. 

На ветру шумят осинки
И берёзки шелестят.
Мы с утра возьмём корзинки,
позовём с собой ребят:

— Кто пойдёт, ребята, с нами
Золотым осенним днём?
За грибами, за грибами,
За грибами мы идём!

Мимо кучи муравьиной
Мы войдём в дремучий бор.
Там стоит, как зонтик длинный,
В красной шляпе мухомор.

Мы идём путём-дорогой
По ручью лесному вброд.
Под берёзкой белоногой
Подберёзовик растёт.

Белый гриб, такой красивый,
На тропинку вздумал встать.
Подосиновик червивый —
Брать его или не брать?..

Кто пойдёт, ребята, с нами
Золотым осенним днём?
За грибами, за грибами,
За грибами мы идём!

           (З.  Александрова)

 2. Исследовательская деятельность.

 Выкопать сыроежки, лисички; рассмотреть строение (грибница, ножка, шляпка).

3. Трудовые поручения.  

Укрыть опавшей листвой растущие грибы.

4. Игровая деятельность. Подвижная игра «Перелет птиц». 

Цель игры: формировать навыки двигательной активности детей, совмещая с познавательно- исследовательской, коммуникативной, с учетом безопасности жизнедеятельности; развивать смекалку.

Ход игры: Дети делятся на две-три группы, изображая разных перелетных птиц, становятся друг  напротив друга. По сигналу они должны поменяться местами, имитируя особенности полета птиц: гуси летят клином, скворцы- стайкой и т. д. По окончании прогулки собрать оборудование.

5.Итог прогулки.

Дети рассказывают о том, что делали, что понравилось, что узнали нового, что хотели бы узнать еще.  

                                              Прогулка5. « Сентябрь  листопадный». 

Педагогические цели: дать понятие,что такое листопад; закрепить, что листопад – красивое явление природы, которое происходит при активном обрывании листочков от веточек при помощи ветра и без него; способствовать развитию наблюдательности, любознательности, поисково-исследовательской деятельности.

Целевые ориентиры образования : проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причино-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы; склонен наблюдать, экспериментировать; обладает начальными знаниями о природном мире, в котором он живёт, элементарными представлениями из области живой природы, естествознания; проявляет уважение к жизни (в различных её формах) и заботу об окружающей среде; участвует в совместных играх ; достаточно хорошо владеет устной речью.

Виды деятельности: игровая, двигательная, познавательно-исследовательская, коммуникативная, самообслуживание и элементарный бытовой труд.

Средства реализации : территория детского сада; ведёрки, метёлки, лопатки, формочки, флажки; светофоры для автомобилей и пешеходов, свисток, знак пешеходного перехода.

                                      Организационная структура прогулки

1. Наблюдение за природой и её сезонными изменениями.

Почему осенью идут частые дожди, дуют холодные ветры? Сентябрь – переходный период от летнего тепла к осенней прохладе. Температура понижается не резко, а постепенно. Ночи становятся прохладными, солнечные умеренные дни сменяются дождливыми с проблесками солнца. Временами в отсутствие солнца дует холодный ветер. Месяц сентябрь называется «листопадом», потому что именно в сентябре начинались осенние холодные ветры, активно срывая листву с деревьев. В сентябре принято заканчивать полевые работы.

Прочитать стихотворение :

      Осень

Падают, падают листья
В нашем саду листопад.
Желтые, красные листья
По ветру вьются, летят.

 

Птицы на юг улетают,
Гуси, грачи, журавли.
Вот уж последняя стая
Крыльями машет вдали.

 

В руки возьмем по корзинке,
В лес за грибами пойдем,
Пахнут пеньки и тропинки
Вкусным осенним грибом

                         (М.Ивенсен)

2. Исследовательская деятельность.  

Протянуть ладонь, поймать листик, рассмотреть его, сравнить с другими. Отметить, как падают листья, куда падают? Собрать букетики, полюбоваться.

 3. Трудовые поручения.

Подмести дорожки, скамейки, пол на веранде; собрать листья в компостные ямы.

 4. Игровая деятельность.

 Подвижная игра – «Автомобили и пешеходы».

Цель игры: учить детей называть правильно элементы дороги, научит ходить по тратуару и переходить проезжую часть дороги по пешеходному переходу, учить детей действовать по сигналу светофора.

 Ход игры: Играющие держат в руках рули и стоят на проезжей части дороги – это машины, а остальные дети идут по тратуару и подходят к пешеходному переходу. По сигналу светофоров машины и пешеходы начинаю движение.

 Подвижная игра – эстафета «Кто быстрее добежит до флажка».

Цель игры: формировать навыки двигательной активности детей, совмещая с позновательно-исследовательской, коммуникативной деятельностью, с учётом безопасности жизнедеятельности детей; развивать ловкость, сообразительность, скорость движений.

 Ход игры: Дети делятся на две группы, очереди бегут к флажкам; Чья команда пробежит быстрее, та и победит. По окончанию прогулки собрать оборудование

. 5. Итог прогулки.

Дети рассказывают о том, что делали, что понравилось, что узнали нового, что хотели узнать ещё.

 

                                                

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа воспитателя (ежедневное планирование) в старшей группе по программе "От рождения до школы"

Рабочая программа составлена на основе ФГОС, охватывающая комплекс содержания и организации  жизни и воспитания детей в ДОУ на сентябрь - ноябрь учебного года....

Рабочая программа (по ФГОС) воспитателя старшей группы по программе "От рождения до школы"

Рабочая программа составлена на основе: примерной общеобразовательной программы дошкольного образования под редакцией Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой....

рабочая программа для старшей группы по программе "ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ"

Моя программа поможет в работе при планировании образовательной деятельности с детьми 5 - 6 лет....

Рабочая программа для старшей группы по программе "От рождения до школы"

Целью рабочей программы является создание благоприятных условий для полноценного проживания ребенком дошкольного детства, формирование основ базовой культуры личности, всестороннее развитие психически...

Календарно-тематическое планирование в старшей группе по программе "От рождения до школы". сентябрь

Календарно-тематическое планирование в старшей группе по программе "От рождения до школы". сентябрь...