Проект по экологическому воспитанию дошкольников «Наши деревья»
проект по окружающему миру (младшая группа)

Муравьёва Ольга Васильевна

Проект по экологическому

  воспитанию дошкольников

«Наши деревья»

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nashi_derevya_proekt.docx30.29 КБ

Предварительный просмотр:

Проект по экологическому

  воспитанию дошкольников

«Наши деревья»

вторая младшая группа

    Подготовила воспитатель

    МКОУ «Шварцевский центр образования»

    Муравьёва Ольга  Васильевна

Экологическое воспитание – одно из основных направлений в системе образования, это способ воздействия на чувства детей, их сознание, взгляды и представления. Дети испытывают потребность в общении с природой. Они учатся любить природу, наблюдать, сопереживать, понимать, что наша Земля не сможет существовать без растений, так как они не только помогают нам дышать, но и лечат от болезней.

Люди сейчас все отчетливо осознают, что их благополучие во многом зависит от состояния природной среды. Человек только тогда могуч, когда твердо стоит на родной земле, чувствует и любит ее, дышит одним с ней воздухом. Заложить любовь к Родине, к родному краю, к родной природе, к людям можно только в младшем возрасте. Именно поэтому важно своевременно развивать экологическое сознание маленькой личности. Экологическое образование должно начинаться с объектов ближайшего окружения, с которыми ребенок сталкивается в повседневной жизни.

За основу в работе по экологическому воспитанию была выбрана проектная деятельность. Метод проектов актуален и очень эффективен.  Он дает ребенку возможность экспериментировать, применять полученные знания, развивать творческие способности и коммуникативные навыки. Переживаемые при этом положительные эмоции, такие как удивление, радость от успеха, гордость от одобрения взрослых, порождают у ребенка уверенность в своих силах, побуждают к новому поиску знаний. Учитывая то, что детям необходимо «живое» общение с природой, наблюдения и практическая деятельность в природе, был разработан исследовательский, познавательно-творческий проект «Наши деревья». В качестве объектов исследования выбраны деревья, что обусловлено рядом причин:

а) деревья окружают нас постоянно, однако дети, как правило, почти не обращают на них внимание;

б) дерево – прекрасный объект экологических наблюдений;

в) с деревом ребенку проще общаться «на равных», чем с небольшими (травянистыми) растениями, легче представить себя другом.

Экологическое образование с его направленностью на воспитание ответственного отношения к окружающей среде должно явиться стержнем и обязательной составной частью общеобразовательной подготовки учащихся. Одним из важнейших принципов экологического образования считается принцип непрерывности.  Экологическое образование и воспитание осуществляются в неразрывной связи с умственным воспитанием, помогающим реализовать экологические убеждения детей в действительности, эстетическим - развивающим чувствование красоты природы и стимулирующим природоохранительную деятельность учащихся, нравственным - формирующим чувство ответственности по отношению к природе и людям. Основными показателями экологической воспитанности являются понимание детьми современных экологических проблем, сознание ответственности за сохранение природы, активная природоохранительная деятельность, развитое чувство любви к природе, умение видеть красоту, любоваться и наслаждаться ею.

2. Проект работы по экологическому воспитанию дошкольников

Цель проекта:

- создание благоприятных условий на участке детского сада для экологического воспитания детей.

Задачи проекта:

а) Пробуждать интерес к природе родного края.

б) Приобщать к процессу познания.

в) Формировать представления о жизни деревьев.

г) Формировать умение передавать свои впечатления от общения с природой в рисунках, аппликации, лепке.

д) Познакомить с деревьями и показать взаимосвязь с окружающим миром.

е) Формировать чувства близости к природе и сопереживанию всему живому, заботы и бережного отношения к природе.

Вид проекта: познавательно – информационный.

Участники проекта: Дети, воспитатели, родители.

Продолжительность: краткосрочный 

Взаимодействие со специалистами: Проведение осеннего утренника.

Проект адресован детям второй младшей группы.

 Задачи:

-заложить первые представления и ориентиры в миры природы.

 -дать понятия о том, что растения, и животные – живые существа, они дышат, пьют воду, растут, а самое главное, чувствуют боль, как человек. Правильное отношение к живым существам является конечным результатом и воспитывается оно в совместной со взрослыми деятельности, игре.

Механизм реализации проекта:

а) Календарный план

б) Рассматривание иллюстраций

в) Чтение стихов, разучивание

г) Прогулки, наблюдения

д) Изобразительная деятельность

е) Игровая, коммуникативная

ж) Познавательно – исследовательская

Предполагаемые результаты:

а) Уметь чувствовать ответственность за деревья

б) Знать, для чего нужны деревья, листья

в) Бережное отношение детей к природе. Интерес детей к объектам и явлениям природы.

План реализации проекта.

Виды деятельности:

-сбор и анализ литературы по данной теме;

- составление плана с воспитателями; наблюдения,

 -исследования во время прогулки: «Деревья»«Листопад»«Осенние листочки»;

беседы по содержанию стихотворений«Осень» К. Бальмонт, А. Плещеев «Осень наступила»«Помогу березке …».

Дидактические игры:

а) «Найди дерево по описанию»; цель – умение учитывать названные признаки предмета, развивать наблюдательность.

б) «Найди листок, какой покажу»; цель – учить детей находить листочки по показу.

в) «Такой листок лети ко мне»; цель – упражнять в нахождение листьев по сходству.

г) «Раз, два, три – дерево назови» (береза, рябина, клен);

цель – закрепить название деревьев.

д) «Собери дерево из частей»; цель – учить собирать из частей целое (синтез).

е) «Отгадай мою загадку» (о деревьях); цель – учить отгадывать загадки, опираясь на ключевые слова.

ж) «Какая сегодня погода» (сюжетные картинки); цель – учить по описанию выбирать нужные картинки.

Изобразительная деятельность:

Рисование (раскрашивание осенних листочков); Аппликация «Листопад». Лепка «Дерево»; Аппликация «Рябинка» (плоды); Рисование «Березка».

 Цель - создание творческого продукта изобразительной деятельности;

 Непосредственно – образовательная деятельность (коммуникация) тема«Деревья какие они …»

Настольные игры«Времена года»«Деревья»«Растения и животные».

Цель: Формирование представлений детей об окружающем мире, развитие коммуникативных навыков.

Подвижные игры«Беги к дереву»«Мы осенние листочки»«Листопад».

Презентация проекта

1.Фотовыставка видов деятельности с детьми«Осенние мотивы».

Нас в любое время года

Учит мудрая природа

Нас деревья всех пород,

Весь большой лесной народ

Учит крепкой дружбе

2. Совместное творчество детей с родителями.

3. Анкетирование «Отношение родителей к проблеме экологического воспитания».

Заключение

-создать благоприятные условия на участке детского сада для экологического воспитания детей;

 -пробудить интерес к природе родного края; приобщить к процессу познания;

- сформировать представления о жизни деревьев; познакомить с деревьями и показать взаимосвязь с окружающим миром;   --сформировать чувства близости к природе и сопереживанию всему живому, заботы и бережного отношения к природе.

 сформировать умения у детей передавать свои впечатления от общения с природой в силу возрастных речевых особенностей детей. Дети нуждаются в обогащении словарного запаса.

- обогащать словарный запас детей через ознакомление с окружающим миром;

- формировать умения правильно строить простые предложения, формулировать и излагать свои мысли.

План – конспект занятия по экологическому воспитанию для детей второй младшей группы

Тема: Раскрашивание осенних листьев.

Цель: Формирование умений правильно держать кисть в руке, знакомство с желтым цветом; формирование умений вести линию от начала контура до конца;

Развитие мелкой моторики рук, внимания, речи.

Привитие любви к природе.

Задачи: Научить детей правильно держать кисть в руке. Рассказать о назначении кисти для раскрашивания. Показать прием раскрашивания методом «слева на право». Развивать речь произвольное внимание, мелкую моторику рук. Прививать любовь к природе через занимательный материал, задания.

Оборудование: игрушка заяц, макет дерева, кисти для раскрашивания, баночки с водой, клеенки, образцы осенних листьев, контурные листья для раскрашивания, краска желтого цвета

Ход

Организация детей на занятие (дети встают в кружок)

1. Вступление

Ребята, давайте с вами поиграем! Игра называется «Листики осенние». (детям раздаются листья желтого цвета. Педагог обращает внимания детей на цвет листьев).

Мы листики осенние (слова сопровождаются движениями)

На веточках сидели

Дунул ветер и мы полетели

Мы летели

Мы летели

Вокруг ели облетели

И на землю тихо сели

- Какие молодцы, ребята! Так здорово поиграли! Какими мы листочками были? (желтыми осенними)

2. Изучение нового

Ребята, посмотрите какая красивая елочка у нас стоит, а под елочкой кто - то сидит. Кто это, ребята? (зайчик)

Что – то зайка наш грусти. Давайте спросим у него. Почему он такой грустный?

Зайка: я сидел под елочкой и смотрел как вы играли с желтыми листочками. И мне стало грустно. Потому что у вас листочки вон какие желтенькие, красивые, а у меня беленькие. Я тоже хочу чтобы мои листочки пожелтели.

- ребята, а давайте поможем нашему заиньке. Мы возьмем его белые листочки и раскрасим желтой краской!

Воспитатель рассаживает детей за столы и объясняет, как правильно сесть как правильно держать кисть в руке. Каждому ребенку оказывает все виды помощи.

3. Пальчиковая гимнастика

Рыбки весело плескались в чистой свеженькой воде

То сомкнутся, разомкнутся

То зароются в песке.

Вот наши пальчики готовы к работе.

4.Практическая работа: «раскрашивание листочков методом «слева на право»»

- ребята, посмотрите как радуется наш зайка! Давайте вместе с ним полюбуемся на наши желтые листочки!

Вот мы и помогли зайке раскрасить листочки!

Зайка: спасибо, ребята! Вы такие молодцы! Теперь и у меня будут желтые листочки! (педагог делает акцент на слове ЖЕЛТЫЕ. Для обогащения детского словаря)

5. Рефлексия.

- Вы такие молодцы! Мы сегодня играли с листочками, помогали зайке раскрашивать листья, делали гимнастику для пальчиков! Подарили зайке осенние листочки! Вот сколько мы много дел сделали! Давайте погладим себя по головке!

Приложение 2

Интегрированное занятие во второй младшей группе

Тема«Путешествие в лес»

Цель:

- формирование у детей понятия «дерево»«кустарник»;

- развитие познавательных интересов, связной речи;

- привитие интереса к живой природе.

Задачи: формировать у детей понятия «дерево»«кустарник»; развивать умения выделять общие и существенные признаки деревьев; развивать умения находить различия между деревом и кустарником; развивать связную речь; прививать интерес к окружающему миру через игровые моменты

Оборудование:животные: зайцы, книга с из изображением диких и домашних животных, конфетного, денежного и пуговичного деревьев; макет леса и животных, разрезные деревья и кустарники

Словарная работа: дерево, кустарник, конфетное, пуговичное, денежное.

Ход

1. Вводная часть

- Ребята, сегодня нас пригласили в гости. Мы пойдем в лес. А вы хотите узнать, кто нас пригласил? Тогда давайте составим разрезную картинку и узнаем кто это…

- Правильно, это зайчик.

2. Основная часть

- Ребята, зайчик хочет с нами поиграть, он спрятался. Нам нужно его найти по описанию. Посмотрим, сколько здесь зайчиков. Пойдемте его поищем. Он мягкий, пушистый, у него на шее завязан шарфик, а в лапках у него большая книга.

- вот мы его нашли! А вот его большая книга. Давайте рассмотрим ее?

1 страница«кто живет в лесу?»

- ребята, кого вы видите на странице?

- да, это животные, а какие животные живут в лесу? (дикие). А здесь есть и домашние животные мы их сейчас уберем, потому что они здесь лишние.

Д. И. «Кто лишний в лесу?»

2 страница. «Бывает – не бывает»

- ой, ребята, посмотрите на эту страницу. Что вы на ней видите? Какие здесь необычные деревья. Обычно на деревьях растут листочки, а здесь, посмотрите (пуговичное дерево, монетное, конфетное) бывает ли такое. Нет, конечно. такое только в сказках бывает.

3 страница «Что растет в лесу?»

- Что вы видите? (лес)

Описание дерева

Описание кустарника. Сравнение.

Д. И «Кто где спрятался?

- где спрятался ежик? (под деревом)

- где спряталась птичка? (на дереве)

- где спряталась белочка? (в дупле)

Ну, вот мы и рассмотрели всю книгу.

- Давайте отдохнем. Физминутка «Зайчик»

Зайчик серенький сидит и ушами шевелит

Зайке холодно сидеть

Надо лапочки погреть

Прыг – скок, прыг – скок

Надо лапочки погреть

- ребята, посмотрите, перед нами дорожка со следами. Она то и приведет нас в лес!

В лесу дети рассматривают деревья и кустарники. Сравнение дерева и куста. (закрепление)

Д. и «Собери дерево»

Рефлексия

- куда мы с вами ходили?

- кто нас пригласил?

- что было у зайчика в руках?

- что мы видели в этой книге?

- что мы с вами собирали?

Приложение 3

Дидактические игры, направленные на экологическое воспитание

1. «Найди дерево по описанию»

Цель: формирование умений учитывать названия признаков предмета; развитие наблюдательности.

2. «Найди листочек»

Цель: формирование умений находить листочки по показу

3. «Такой листок? Лети ко мне!»

Цель: формирование умений находить листья по сходству

4. Раз, два, три – дерево назови

Цель: закрепление знаний о названии деревьев: рябина, береза, клен

5. «Собери дерево из частей»

Цель: формирование умений собирать целое из частей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект по изобразительной деятельности "Учимся деревья рисовать - будем новый лес сажать"

Данный проект был выполнен с детьми второй младшей группы. Его основная цель - освоение детьми техники изображения деревьев....

Педагогический проект по теме: "Удивительное свойство дерева"

Педагогический проект по теме: "Удивительное свойство дерева"...

Информационно-творческий проект для старших дошкольников "Нашей армии - ура!"

Проект направлен на патриотическое воспитание старших дошкольников и приурочен к празднованию Дня защитников Отечества....

Познавательно – творческий проект «Ёлочка – красавица»Гипотеза проекта: елка является не просто деревом, а символом новогоднего праздника.

Познавательно – творческий проект «Ёлочка – красавица»Гипотеза проекта: елка является не просто деревом, а символом новогоднего праздника....

Презентация к проекту «Влияние авторской сказки на творческие способности и развитие речи дошкольников». «Наши добрые сказки».

Цели проекта: Развитие устойчивого интереса к сказке у детей и взрослых как источнику нравственного воспитания. Раскрытие  ценности совместного творчества детей и их родителей. Развитие речи дошк...

Проект с младшими дошкольниками "Наши трудовые тропинки"

Проект «Наши трудовые тропинки» содержит ряд мероприятий по познавательному и практическому развитию младших дошкольников, в результате которых у детей  формируются навыки самообслужи...