Дидактические игры для комплекта "Умные панели"
картотека по окружающему миру (старшая группа)

Парфенова Елена Николаевна

В данной публикации я предлагаю несколько вариантов дидактических игр для комплекта игровых панелей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл publikatsiya.docx992.88 КБ

Предварительный просмотр:

Что такое «Умные панели»? Это часть трансформируемой предметно-пространственной развивающей среды дошкольного учреждения. «Умные панели» - это комплект игровых панелей для развития детей по всем образовательным направлениям, который включает в себя:

- 18 деревянных панелей (575*680мм) с рисунками, нанесенными методом шелкографии, 3 из них имеют дополнительные кармашки для карточек с заданиями;

- складное основание для панелей;

- мобильная стойка для хранения панелей.

- методические рекомендации и наборы карточек по лексическим темам. 

«Умные панели» помогают решать развивающие и обучающие задачи. Их можно объединить по способу действия:

1. «Мышь в сыре», «Охотник», «Пират» - одновременная работа обеих рук (стимулирует взаимодействие двух полушарий головного мозга);

2. «Кольцеброс», «Мишень-колокольчик», «Тир-театр» - метание жгута или мяча (обеспечивает развитие глазомера, ловкости и точности);

3. «Лабиринт», «Домики» - передвижение фишек и геометрических фигур по лабиринтам и прорезям (способствует развитию кистей рук и лучезапястного сустава, готовит руку к письму);

4. «Лягушки-попрыгушки», «Слова и цифры» - передвижение с помощью штырьков (способствует развитию мелкой моторики);

5. «Вышивание» - продевание иглы через отверстия (способствует развитию мелкой моторики, координации действий руки и глаз).

Достоинств у игровых панелей много. Они объединяют в себе разные виды деятельности (игровую, коммуникативную, двигательную и конструктивную), что обеспечивает интеграцию образовательных областей. Вы можете одну задачу «проработать» на разных видах панелей, просто включайте воображение и фантазию!

Хочу поделиться своим личным опытом. Предлагаю вашему вниманию несколько вариантов дидактических игр, разработанных мной.

Дидактическая игра для старшего возраста (6-7 лет)

«Дорога в детский сад» (вариант 1 панель «Вышивание»)

Дидактические задачи:

- уточнить и закрепить знания о правилах безопасного поведения на улице.

Игровая задача: продевая «иглу» через отверстия на панели, прошнуровать дорожку, соединяющую карточки с изображением дома и детского сада.

Ход игры:

Перед началом игры педагог размещает карточки с изображением «дома» в верхней части игровой панели и «детского сада» в нижней части игровой панели, карточки с изображением потенциальных опасностей располагает по игровой панели в свободном порядке. Ребенку предлагается «дойти от дома до детского сада»: прошнуровать дорожку, минуя «потенциальные опасности». Дети выполняют задание, при необходимости педагог оказывает помощь.

Правила игры: Во время шнурования дорожки «иглу» нужно продевать в каждое отверстие панели, продвигаясь от одной картинки с изображением к другой. Задание считается выполненным, когда все карточки будут соединены шнуровкой в правильной последовательности.

Подведение итогов: После выполнения игрового задания педагог совместно с ребенком проверяет правильность соединения карточек шнуровкой.

Усложнение: Предложить детям работать в паре. Один ребенок с лицевой стороны панели вставляет и вытаскивает «иглу», а второй с обратной стороны панели делает то же самое. Потом меняются местами.

Дидактическая игра для старшего возраста (6-7 лет)

«Дорога в детский сад» (вариант 2 панель «Охотник»)

Дидактические задачи:

- уточнить и закрепить знания о правилах безопасного поведения на улице.

Игровая задача: подставка, подвешенная на двух шнурах, должна пройти с низу вверх по всей поверхности панели от «дома» до «детского сада», не уронив лежащую внутри подставки фишку с изображением ребенка.

Ход игры:

Перед началом игры педагог размещает карточки с изображением «дома» в верхней части игровой панели и «детского сада» в нижней части игровой панели, карточку с изображением ребенка закрепляет на фишке. Ребенку предлагается «дойти от дома до детского сада»: провести подставку с фишкой по всей поверхности панели, минуя «потенциальные опасности». Дети выполняют задание, при необходимости педагог оказывает помощь.

Правила игры: Фишку нужно двигать аккуратно между отверстиями. Если фишка падает в отверстие, работа начинается с самого начала. Задание считается выполненным, когда ребенок завершит путь.

Подведение итогов: Педагог совместно с ребенком подводит итог выполнения игрового задания.

Усложнение: 1. Предложить детям работать в паре. Один ребенок располагается справа от панели, а другой слева, каждый держит в руке шар для управления. Этот вариант игры более сложен, так как требуются скоординированные действия обоих участников.

2. Закрепить карточку с изображением ребенка на шарике. Управлять подставкой с шариком сложнее, чем подставкой с фишкой, поскольку у фишки плоская поверхность.

Дидактическая игра для старшего возраста (6-7 лет)

«Чистота – залог здоровья» (вариант 1 панель «Мышь в сыре»)

Дидактические задачи:

- закрепить алгоритмы умывания и мытья рук;

Игровая задача: Ребенку предлагается «вымыть руки» (коснуться всех карточек алгоритма в правильной последовательности, стараясь не уронить фишку с изображением ребенка в отверстия). 

Ход игры:

Перед началом игры педагог размещает карточки с алгоритмом мытья рук/умывания в свободном порядке на игровой панели. Подставка, подвешенная на двух шнурах, должна пройти по поверхности панели, не уронив лежащую внутри подставки фишку с изображением ребенка, и, соблюдая последовательность алгоритма.

Правила игры: Фишку нужно двигать аккуратно между отверстиями. Если фишка падает в отверстие, работа начинается с самого начала.

Подведение итогов: Педагог совместно с ребенком проверяет правильность выполнения задания. Задание считается выполненным, когда «ребенок» коснется пройдет весь алгоритм в правильном порядке.

Усложнение: 1. Предложить детям работать в паре. Один ребенок располагается справа от панели, а другой слева, каждый держит в руке шар для управления. Этот вариант игры более сложен, так как требуются скоординированные действия обоих участников.

2. Закрепить карточку с изображением ребенка на шарике. Управлять подставкой с шариком сложнее, чем подставкой с фишкой, поскольку у фишки плоская поверхность.

   

        

Дидактическая игра для старшего возраста (6-7 лет)

«Чистота – залог здоровья» (вариант 2 панель «Вышивание»)

Дидактические задачи:

- закрепить алгоритмы умывания и мытья рук;

Игровая задача: продевая «иглу» через отверстия на панели, прошнуровать дорожку, соединяющую карточки с алгоритмом мытья рук или умывания.

Ход игры:

Перед началом игры педагог размещает карточки с изображением алгоритма мытья рук (умывания) в свободном порядке на панели. Ребенку предлагается «вымыть руки»: нужно прошнуровать дорожку, соединяющую карточки с алгоритмом мытья рук в правильной последовательности. Дети выполняют задание, при необходимости педагог оказывает помощь.

Правила игры: Во время шнурования дорожки «иглу» нужно продевать в каждое отверстие панели, продвигаясь от одной картинки с изображением к другой. Задание считается выполненным, когда все карточки будут соединены шнуровкой в правильной последовательности.

Подведение итогов: После выполнения игрового задания педагог совместно с ребенком проверяет правильность соединения карточек шнуровкой.

Усложнение: Предложить детям работать в паре. Один ребенок с лицевой стороны панели вставляет и вытаскивает «иглу», а второй с обратной стороны панели делает то же самое. Потом меняются местами.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ И РАЗВИТИЕ РЕЧИ. Дидактическая игра многоплановое, сложное педагогическое явление: она является и игровым методом обучения детей дошкольного возраста, и формой обучения, и самостоятельной игровой деятельностью, и средством всестороннего

Дидактическая игра представляет собой многоплановое, сложное педагогическое явление: она является и игровым методом обучения детей дошкольного возраста, и формой обучения, и самостоятельной игро...

Методическая разработка Дидактическая игра « Накорми колобка» Методическая разработка Дидактическая игра « Накорми колобка» Методическая разработка Дидактическая игра « Накорми колобка»

Разработала:Саламатина Ирина Борисовна воспитатель ГБДОУ № 48 Кировского района горохом или фасолью). Санкт ПетербургаОписание игры:Цель: развитие мелкой моторики , тактильной чувствительнос...

Консультация - практикум «Как научить ребенка играть в дидактические игры. Роль дидактической игры в развитии детей» (с домашним заданием для родителей и детей)

Дидактические игры — одно из средств воспитания и обучения детей дошкольного возраста. Огромный вклад в разработку советской теории игры внесла Н. К. Крупская. Она придавала большое значение игр...

Игры к игровым панелям по лексической теме "Грибы, ягоды, лес"

Закрепление нового метериала через игровые панели это восторженные эмоции детей, активизация внимания, повышение мотивации к познавательному процессу, развитие всех основных психических функций ...

Дидактические игры в младшей группе.Основой дидактической игры является дидактическая задача. Дидактические задачи разнообразны. Это может быть ознакомление с окружающим (природа, животный и растительный мир, люди, их быт, труд, события общественной жизни

Что в мешочке?Цель: научить выделять звук [ц] в произношении, развивать речь.Оборудование: мешочек; игрушки и предметы, в названии которых есть звук [п] (цыпленок, курица, овца, заяц, ...