Проект "Насекомые"
проект по окружающему миру

Харитонова Марина Викторовна

Проект "Насекомые", краткосрочный (1 неделя), предназначен для детей первой младшей  группы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_nasekomye.docx21.55 КБ

Предварительный просмотр:

Краткосрочный проект

«Насекомые»

первая младшая группа №2

                                                                Воспитатель: Харитонова М.В.

Тема проекта: "Насекомые "

Тип проекта: познавательно – исследовательский.

Вид проекта: групповой.

Продолжительность: краткосрочный (1 неделя).

Сроки реализация проекта: с 13 по 17 апреля 2020 г.

Место проведения: Филиал МБДОУ детский сад №110 г. Пензы.

Участники: воспитатели, дети раннего возраста 2-3 лет; родители воспитанников.

Форма проведения: НОД, беседы, наблюдения, дидактические и подвижные игры, загадывание загадок, чтение художественной литературы, прослушивание аудиозаписи, продуктивные виды деятельности.

Предварительная работа:

-  подготовка наглядного материала  (открытки, плакаты, фотографии, презентация о насекомых);
-  подготовка музыкального сопровождения (музыка из серии «Голоса насекомых»);
-  подборка произведений художественной литературы о насекомых (загадки, стихи, потешки);
-  пальчиковая гимнастика;

-  подбор информации для консультаций с родителями.

Актуальность проекта: 

       Взаимодействие человека с природой чрезвычайно актуальная проблема современности. Задача взрослых - воспитывать интерес у детей к насекомым, желание узнавать новые факты их жизни, заботиться о них.  Дать детям элементарные знания о том, какие насекомые обитают на территории детского сада, чем питаются насекомые. В совместной работе с родителями мы должны создать условия для общения ребенка с миром природы.  

        Впервые, мы, встречаемся с насекомыми в раннем детстве. И от того как происходит эта встреча, зависит наше дальнейшее отношение к ним: или у нас развивается фобия к разным ползающим и летающим букашкам, или мы открываем для себя удивительный микромир, с его чудесами и тайнами. Жуки и бабочки, пчёлы и мухи, тараканы и муравьи, шмели, божьи коровки и кузнечики, осы и комары, стрекозы и сверчки это всё наши братья меньшие, которых мы порой не замечаем из-за темпа нашей жизни. Любое насекомое  независимо от его размера и роли в природе, при внимательном изучении оказывается бесконечно интересным и занимательным.

Хотелось бы отметить, что реакция ребят на насекомых бывает неоднозначна. Часть детей выражают радость и неподдельный интерес, другие – пугаются. Бывают и такие ребята, которые могут уничтожить насекомых.  В ходе беседы выяснилось, что знания дошкольников о насекомых очень скудные. Таким образом, возникла проблема: «Нужны ли насекомые? Пользу или вред они приносят?»

Данный проект позволяет расширить кругозор детей, обогатить и систематизировать знания детей по теме «Насекомые». Широкий кругозор облегчает процесс познания, активизирует мыслительные процессы, познавательную активность, творческие способности.

Цель проекта: создание условий для развития познавательных и творческих способностей детей в процессе ознакомления с насекомыми.

Задачи проекта: 

  1. Образовательные:

 -   формировать у детей элементарные знания о многообразии насекомых,

      их    строении, образе жизни и значении в природе.

 -    развивать познавательные способности детей,

      любознательность, память.

 -   формировать навыки исследовательской деятельности.

  1. Развивающие:

 -    обогатить словарный запас детей; активизировать

      познавательную    деятельность.

 3.  Воспитательные: 

  -   воспитывать заботливое, бережное отношение к насекомым,     

       научить детей наблюдать за насекомыми не нанося им вред.

Предполагаемые итоги реализации проекта:

 - дети должны знать и называть насекомых (бабочка, муравей,

   божья  коровка, кузнечик, муха);

 - иметь простейшие представления о некоторых особенностях внешнего  вида (форма тела, количество ног, наличие крыльев), способах передвижения (прыгает, летает, бегает), издаваемых звуках (жужжит, стрекочет), где и как зимуют насекомые;

 - знать о вреде или пользе, которую приносят людям и растениям насекомые;

 - владеть обобщающим понятием «насекомые»;

Методы проекта:

Познавательно – игровая деятельность, игры, беседы, наблюдения, совместные игры.

Этапы реализации проекта.

1 этап: подготовительный. 

-  определение актуальности проекта;

- постановка цели и задач;

- определение форм и методов работы;

- подбор литературы и дополнительных материалов;

- создание предметно – развивающей среды для условий реализации проекта;

- оповещение родителей о теме проекта;

2 этап: основной (практический)

1.Наблюдение за насекомыми.

2. Непрерывная образовательная деятельность «Насекомые», «Мир насекомых».

3.Лепка «Улитка».

4.Рисование и аппликация дома с родителями «Бабочки – красавицы».

5. Рисование «Путешествие в мир насекомых».

6. Аппликация «Гусеница».

7. Чтение художественной литературы «В.Сутеев «Под грибом», К Чуковский «Муха Цокотуха», Б.Заходер «Муха – Чистюха», чтение потешек, загадывание загадок.

8. Прослушивание музыки «Голоса насекомых».

9. Подвижные игры «Поймай комара», «Паучок», «Медведь и пчелы».

10.Дид. игры «Собери картинку», «Найди пару», «Какого насекомого не стало?», «Посади бабочку на цветок».

11.Рассматривание альбома, иллюстраций, книг по теме.

3 этап: заключительный (подведение итогов)

-  анализ полученных результатов;

-  выставка насекомых «Мини музей»;

-  альбом «Насекомые»;

-  презентация «Насекомые»;

-  выставка совместного творчества с детьми «Бабочки красавицы»;

-  выставка работ из пластилина «Гусеница";

-  выставка познавательной и художественной литературы о насекомых;

Сотрудничество с семьёй:

- «Укусы насекомых».

- «Если ребенок боится насекомых».

- «Опасные насекомые».

- Папка-передвижка «Насекомые»

Полученные результаты:

- у детей появилось желание общаться с природой, отражать свои впечатления через разные виды деятельности;

- у детей формируется понимание о необходимости бережного отношения к природе;

- дети умеют различать и называть некоторых насекомых (божья коровка, пчела, муха, кузнечик);

- укреплено и развито взаимодействие с родителями.

Вывод.

По результатам диагностики на конец проекта, мы видим повышение уровня сформированности знаний у детей.

В ходе реализации проекта «Насекомые» предполагаемые результаты были достигнуты:

- пополнили словарный запас детей; познакомились с художественными произведениями по теме;

- на протяжении всего проекта у детей сформировалось стремление к познанию; 

- дети стали различать и уверенно называть насекомых, их особенности и различия;

Родители: повысился уровень знаний родителей по данной теме (через папки-передвижки, консультации).

Литература:

  1.  Н.Ф. Губанова. Развитие игровой деятельности. М. «Мозаика-Синтез» 2008 г.
  2. Е.А. Тимофеева. Подвижные игры с детьми младшего дошкольного возраста. М. «Просвещение» 1986г.
  3. И.В. Кравченко. Т.Л. Долгова. Прогулки в детском саду младшая и средняя группы. М. Творческий центр «Сфера» 2010г.
  4. И.А. Лыкова. Изобразительная деятельность в детском саду. Ранний возраст. М. Творческий центр «Сфера» 2007г.
  5. Т.С. Овчинникова. Артикуляционная и пальчиковая гимнастика на занятиях в детском саду. С-П. Издательство «Каро» 2008г.
  6. З.М. Богуславская. Е.О. Смирнова. Развивающие игры для детей младшего дошкольного возраста. М. «Просвещение» 1991г.
  7. Соломенникова О. А. Занятия по формированию элементарных экологических представлений в первой младшей группе детского сада. - М.: Мозаика-Синтез, 2007-2010.
  8. Серия «Мир в картинках» (мир природы)

Насекомые. - М.: Мозаика-Синтез, 2005-2010.

9. Плакаты большого формата.

10. Интернет ресурсы.