Дополнительная общеобразовательная программа естественнонаучной направленности «Любознайка»
рабочая программа по окружающему миру (старшая группа)

Григорьева Татьяна Алексеевна

Развитие познавательных интересов детей  посредством  опытно-экспериментальной     деятельности

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_dop_.obr_.lyuboznayka.docx78.95 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ АКАТЬЕВСКАЯ ОСНОВНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА

_________________________________________________________________________________

Тел. 6-171-269                                                                                 140478, МО, Коломенский район,

E-mail:Oka2017@ mail.ru                                                             с. Акатьево, ул. Школьная, д.11

Рассмотрена

на педагогическом совете

Протокол №1   от  .08.2021 г.

Утверждаю                                                                            Директор МОУ Акатьевской ООШ                                                                            

_______________Гаврилина И.В.

Приказ №  – ОД  от .08.2021 г.

                                                                             

        Дополнительная общеобразовательная программа

естественнонаучной направленности

«Любознайка»

Возраст обучающихся: 5 - 6 лет

Срок реализации: 1 год

Автор-составитель:                                                                                                                                                                          Григорьева Татьяна Алексеевна,

 воспитатель

Г. о. Коломна

2021г                                                                                       

                                                                               

Содержание:

1. Пояснительная записка………………………………………..................................   3

2. Учебный план………………………………………………………............................  6

3. Содержание  учебного плана………………………………………………………… 6

4. Методическое обеспечение программы …………………………………………… 8

5. Литература………………...…………………………………………………………… 12

6. Календарный учебный график………………………………………………………. 13

7. Приложение……………………………………………………………………………. 15  

Пояснительная записка

                Потребность в познании – источник развития личности. Формой выражения внутренних потребностей в знаниях является познавательный интерес. Личность формируется и развивается в процессе деятельности. Через деятельность ребенок осознает, уточняет представления об окружающем мире и о самом себе в этом мире. Задача педагога предоставить условия для саморазвития и самовыражения каждому дошкольнику. Одним из таких побуждающих и эффективных, близких и естественных для детей условий, является экспериментальная деятельность. Ребёнок познаёт мир через практические действия с предметами, и эти действия делают знания ребёнка более полными, достоверными и прочными.

                     Дополнительная общеобразовательная программа естественнонаучной направленности «Любознайка»  (далее – Программа)   направлена на потребность ребенка в познании окружающего мира, на новые впечатления, которые лежат в основе возникновения и развития неистощимой исследовательской (поисковой) деятельности и дополняет существующую основную  общеобразовательную программу МОУ  (образовательная область  «Познавательное развитие») материалами  познавательного характера.

Актуальность программы  заключается в том, что детское экспериментирование как форма деятельности используется в практике недостаточно широко, хотя является эффективным средством развития важных качеств личности: творческая активность, самостоятельность, самореализация, умение работать в коллективе. Такие качества способствуют успешному обучению детей в школе, а участие в педагогическом процессе наравне со взрослыми - возможность проектировать свою жизнь в пространстве детского сада, проявляя при этом изобретательность и оригинальность.

Программа составлена с учетом ФГОС ДО, в основе которого  лежит системно - деятельностный подход, который обеспечивает обогащение форм взаимодействия со сверстниками и взрослыми в познавательной деятельности, учет индивидуальных особенностей каждого обучающегося (включая одаренных детей и детей с ограниченными возможностями здоровья);

Цель Программы:

Создать условия для формирования и развития познавательных интересов детей  посредством  опытно-экспериментальной     деятельности.

Задачи:

Образовательные:

- расширять  кругозор  детей, обогащать сознание детей начальными знаниями о предметах и явлениях окружающего мира.

Развивающие:

- развивать  познавательные  и  интеллектуальные   способности  детей  в  процессе  совместной  со  взрослыми  исследовательской, опытно-экспериментальной  деятельности;

- развивать умение обследовать предметы и явления с разных сторон, выявлять зависимости;

- развивать мыслительные операции, умение выдвигать гипотезы, делать выводы.

Воспитательные:

- формировать опыт нравственного поведения  во  взаимодействии  с  окружающим  миром  людей  и  природы, воспитывать культуру общения.

Отличительные особенности данной дополнительной общеразвивающей  программы.

Программа направлена на всестороннее и гармоничное развитие личности средствами детского экспериментирования. При изучении данной программы ребенок дошкольного возраста сможет удовлетворить свою любознательность и активность, узнать о разнообразии материалов, оборудовании, необходимых в исследовательской опытно-экспериментальной деятельности; ему откроется мир рукотворных объектов и явлений, физических законов, сформируются предпосылки УУД.

Программа рассчитана на детей старшего дошкольного возраста (5 - 6 лет).

Краткая характеристика обучающихся

В 5-6 лет ребенок как губка впитывает всю познавательную информацию. Научно доказано, что ребенок в этом возрасте запоминает столько материала, сколько он не запомнит потом никогда в жизни. В этом возрасте ребенку интересно все, что связано с окружающим миром, расширением его кругозора. Этот период называют сензитивным, т.е. наиболее благоприятным для развития всех познавательных процессов: внимания, восприятия, мышления, памяти, воображения. Для развития всех этих аспектов усложняется игровой материал, он становится логическим, интеллектуальным, когда ребенку приходится думать и рассуждать.

Срок реализации программы: 1 год

Программа реализуется через организацию кружка «Любознайка».

Форма обучения: очная.

Особенности организации образовательного процесса.

В творческий кружок принимаются все желающие без специального отбора. Для успешной реализации программы целесообразно объединение обучающихся в группы численностью от 12 до 15 человек. Возможно  обучение  детей-инвалидов, детей с ОВЗ, детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации.

Режим  занятий: общее количество часов в год - 36 часов,

количество часов и занятий в неделю - 1 час, 1 занятие,

продолжительность занятий - 25 минут во второй половине дня.

Планируемые результаты:

  • Проявление интереса к исследовательской деятельности;
  • Выполнение сенсорного анализа, выдвижение гипотез, подведение итогов;
  • Накопление конкретных представлений о предметах и их свойствах;
  • Проявление самостоятельности в познании окружающего мира;
  • Проявление активности для разрешения проблемных ситуаций;
  • Развитие коммуникативных навыков.

Формы аттестации: творческая работа, выставка.

Формы отслеживания и фиксации образовательных результатов: аудиозапись,  видеозапись,  дневник наблюдений, журнал посещаемости, методическая разработка, фото, отзыв детей и родителей, статья.

Формы предъявления и демонстрации образовательных результатов: выставка, открытое занятие, диагностическая карта (Приложение №1).

Материально-техническое обеспечение Программы

Введение дошкольников в мир опытно-исследовательской деятельности не требует наличия специальных рабочих мест или сложного технологического оборудования, занятия могут проводиться в групповых комнатах, спальных комнатах, физкультурно-музыкальном зале, на прогулочном участке.

                                 Перечень учебного оборудования

п/п

Наименование

Количество

1

Программа дополнительного образования

«Любознайка»

1шт.

2

Учебно-методическая литература

См. Литература используемая  педагогом для разработки программы и организации образовательного процесса

3

Памятки-схемы  по технике безопасности

5 шт.

5

Индивидуальные комплекты дидактического материала

20 шт.

6

Лабораторная посуда, весы, объекты живой и неживой природы, емкости для игр с водой разных объемов и форм;

10 шт.

7

Природный материал:  камешки, глина, песок, ракушки, птичьи перья, спил и листья деревьев, мох, семена;

-

8

Утилизированный материал: проволока, кусочки кожи, меха, ткани, пробки;

-

9

Разные виды бумаги, ткани

Комплект для каждого

10

Медицинские материалы: ватные диски, пипетки, колбы, термометр, мерные ложки;

10 шт.

11

Прочие материалы:  зеркала, воздушные шары, соль, сахар, цветные и прозрачные  стекла, сито, свечи, магниты, нитки, и т.д.

10шт.

12

Фото- альбом с образцами по экспериментированию

3шт.

13

Картон цветной

           10 шт

14

Карандаш простой

           20 шт.

15

Карандаши цветные

1 п. на каждого обучающегося

16

Линейка сантиметровая

20 шт.

17

Природный материал

18

Клей ПВА

           1 п. на каждого

           обучающегося

Технические средства обучения

1

Мультимедийное интерактивное оборудование  с выходом в Интернет

1 шт.

2

Проектор

1 шт.

3

Телевизор

1 шт.

4

Фотоаарат

1 шт.

5

Ноутбук

1 шт.

3.Информационное обеспечение: 

Серия Мультфильмов «Фиксики» https://www.youtube.com/watch?v=v1nIvPFUcG4,

фото-источники; видео - источники: https://www.maam.ru/obrazovanie/opyty-i-eksperimenty/page2.html,https://www.maam.ru/detskijsad/-tehnologija-detskogo-yeksperimentirovanija-kak-sredstvo-razvitija-rebenka.html 

https://www.maam.ru/detskijsad/kartochki-shemy-provedenija-opytov-i-yeksperimentov-dlja-detei-starshego-doshkolnogo-vozrasta-kartoteka.html 

Кадровое обеспечение Программы

Программу реализует педагог, имеющий  высшее педагогическое образование, ВКК.                                                      

Учебный план

п/п

Название разделов, тем

                    Количество часов

Всего

Теория

практика

1

Организационно -мотивационный

4

3

1

2

Песочные фантазии

4

-

4

3

Вода-водичка

5

-

2

4

Камни

1

-

1

5

Этот удивительный воздух

5

-

5

6

Дерево

2

-

2

7

Бумага

1

-

1

8

Ткань

1

-

1

9

Пластмасса

1

-

1

10

Резина

1

-

1

11

Фокусы с магнитом

2

-

2

12

Волшебное стекло

4

-

4

13

Солнышко, солнышко, выгляни в окошечко

4

-

4

14

Развлечение (открытое занятие) «Наша творческая лаборатория»

1

-

1

                                               

                                                  Содержание учебного плана

Раздел 1. Организационно – мотивационный

Тема 1.1. Хочу все знать!

Теория: Техника  безопасности при работе с песком,  водой, стеклом, природным и подручным  материалом. Санитарно - гигиенические нормы. Правила поведения на занятиях. Беседа - презентация «Введение в мир опытно - экспериментальной деятельности» (о технике  безопасности при работе с песком,  водой, природным и подручным  материалом. Санитарно - гигиенические нормы. Правила поведения на занятиях.

Тема 1.2. Что нас  окружает?

Теория: Экскурсия по территории МДОУ, наблюдение за объектами живой природы, сбор природного  материала.

Тема 1.3. Природный материал

Теория: Экскурсия по территории МДОУ, сбор природного  материала.

Тема 1.4. Мы - юные исследователи!

Теория: Объяснить детям, как и чем, занимаются исследователи, какое оборудование нужно для проведения опытов;

Практика: Показ простейших опытов с природным материалом.

Раздел 2. Песочные фантазии

Тема 2.1.: Удивительный песок

Практика: познакомить со свойствами и качествами песка, его происхождением, развивать смекалку

Тема 2.2: Сюрприз для гнома

Практика: познавательный, эмоциональный и сенсорный опыт детей о свойствах песка, с помощью приемов экспериментирования (опытов). Познакомить с новым способом рисования - рисование цветным песком. Развивать   у  детей речевую активность, обогащая словарь детей названиями свойств песка (влажный, сухой)

Тема 2.3 Свойства сухого и мокрого песка

Практика:   познакомить со  свойствами песка, развивать смекалку, наблюдательность посредством приемов экспериментирования (опытов).

Тема 2.4 Песочные часы

Практика: познакомить с  действием песочных часов, наблюдения, опыты

Раздел 3. Вода-водичка

Тема 3.1. Свойства воды. В воде есть воздух

Практика: знакомить детей со свойствами воды: прозрачная, не имеет цвета и вкуса, закрепить у детей представления о некоторых свойствах воды. Подвести к пониманию того, что в воде растворяются некоторые вещества.

Тема 3.2. Пар тоже вода

Практика: дать детям представления о том, что вода может быть в трёх состояниях: жидком, твёрдом (лёд), газообразном (пар).

Тема 3.3. Что прячется в снегу

Практика: дать детям понятие о загрязнение снега и воды. Воспитывать бережное отношение к природе, помочь понять значение слов «экологическая катастрофа».

Тема 3.4. Волшебный снежок

Практика: дать детям понятие о свойствах снега и воздуха. Подвести детей к пониманию связи между состоянием снега и температурой воздуха.

Тема 3.5. Ходит капелька по круг

Практика: дать детям элементарные знания о круговороте воды в природе.

Раздел 4. Камни

Тема 4.1. Знакомство со свойствами камней

Практика: знакомить детей со свойствами камней: твёрдые, тяжёлые, большие, маленькие, тонут в воде, могут хорошо вдавливаться в мокрый песок.

Раздел 5. Этот удивительный воздух

Тема 5.1. Знакомство со свойствами воздуха

Практика: подвести детей к пониманию того, что воздух окружает нас, он есть во всём: в камне, почве, в окружающем нас пространстве и т.д. Развивать наблюдательность, мышление.

Тема 5.2 Воздух невидимка - невесомый как пушинка

Практика: знакомить детей со свойствами воздуха: не видим, прозрачен, имеет вес.

Тема 5.3. Что за невидимка, который нам нужен

Практика: сформировать у детей представления о том, что воздух состоит из разных газов, главный среди них – кислород. Закрепить представление о роли кислорода, расширить знания о значении воздушной оболочки для планеты земля.

Тема 5.4. Путешествие на воздушном шарике

Практика: Подвести детей к пониманию того, что воздух лёгкий, легче воды

Тема 5.5 Веселый ветерок

Практика: Показать детям, как можно определить наличие ветра на улице, и определить его силу.

Раздел 6. Дерево

Тема 6.1. Секрет сосновой шишки

Практика: Уточнить и обобщить представления детей о свойствах дерева (деревянных предметов)

Тема 6.2. Тонет - не тонет

Практика:  Знакомство со свойствами коры дерева

Раздел 7. Бумага

Тема 7.1. Какие секреты у бумаги

Практика: формирование у детей основ знаний и представлений о бумаге, её свойствах.

Раздел 8. Ткань

Тема 8.1. Ткань, ее качества и свойства

Практика: научить узнавать вещи, сделанные из ткани, определять ее качества (толщина, структура поверхности, степень прочности, мягкость) и свойства (мнется, рвется, режется, намокает).

Раздел 9. Пластмасса

Тема 9.1. Пластмасса, ее качества и свойства

Практика:  Научить  узнавать вещи из пластмассы, определять ее качества (толщина, структура поверхности, цвет)  и свойства (плотность, гибкость, плавление, теплопроводность).

Раздел 10.Резина

Тема 10.1.Резина, ее качества и свойства

Практика: Учить  узнавать вещи, изготовленные из резины, определять ее качества (структура поверхности,  толщина)  и свойства (плотность, упругость, эластичность).

Раздел 11. Фокусы с магнитом

Тема 11.1 Удивительный магнит

Практика: познакомить детей с свойствами магнита (на основе опытов). Притягивает железо. Может притягивать железные предметы через воду, стекло, бумагу

Тема 11.2. Как достать скрепку из воды, не замочив рук

Практика:  Помочь определить, какими свойствами магнит обладает в воде и на воздухе

Раздел 12. Волшебное стекло

Тема 12.1. В мире стекла

Практика: помочь детям выявить свойства стекла (прочность, прозрачность, цветное, гладкое).

Тема 12.2. Волшебное зеркало

Практика: познакомить детей с историей изготовления зеркал, его оптическими свойствами

Тема 12.3. Необычные кораблики

Практика: познакомить со свойствами стеклянных предметов; развивать наблюдательность

Тема 12.4. Поймай солнечного зайчика

Практика: познакомить детей с понятием «отражение»

Раздел 13. 1 Солнышко, солнышко, загляни в окошечко

Тема 13.1.  Полет в космос

Практика: закрепить у детей элементарные представления о Солнечной системе

Тема 13.2. Где ночует солнце? Почему бывает зима и лето?

Практика: сформировать представление о вращение Земли вокруг Солнца и вокруг своей оси. Дать представление о сменяемости дня и ночи

Тема 13.3. Как цветы дружат с солнышком

Практика: подвести детей к выводу о зависимости развития растений от солнечного освещения

Тема 13.4.  Солнечные часы

Практика: Познакомить с солнечными часами

Раздел 14.

Развлечение (открытое занятие) «Путешествие в мир опытов и экспериментов»

Практика: Открытый показ опытно-исследовательской деятельности (возможно присутствие родителей)

Методическое  обеспечение программы           

Методы организации опытно-экспериментальной деятельности:

1. Методы, повышающие познавательную активность (Элементарный  анализ; сравнение по контрасту и подобию, сходству; опыт; проблемная ситуация; моделирование и экспериментирование; ответы на вопросы детей; побуждение детей задавать вопросы и искать ответы самостоятельно и др.)

2. Методы, вызывающие эмоциональную активность (Воображаемая  ситуация; придумывание сказок; игры-драматизации; сюрпризные моменты и элементы новизны; юмор и шутка; сочетание разнообразных средств на одном занятии и др.)

3. Методы, способствующие взаимосвязи различных видов деятельности (Прием предложения и обучения способу связи разных видов деятельности; перспективное планирование; перспектива, направленная на последующую деятельность; обсуждение)

4. Методы коррекции и  уточнения детских представлений (Повторение; объяснение; обсуждение; экспериментирование; создание проблемных ситуаций).

Форма организации образовательного процесса:

Работа детского объединения предусматривает специальную организацию регулярных занятий, на которых учащиеся могут работать в группах, парами, индивидуально.

Основной формой организации образовательного процесса является занятие.

По форме проведения: традиционное занятие, комбинированное занятие,  практическое

занятие, экскурсия. Беседы, сообщения, рассказы, обсуждения, планируемые и проводимые педагогом, должны развивать у обучающихся способность слушать и слышать, видеть и замечать, наблюдать и воспринимать, говорить и доказывать, логически мыслить. Конкурсы, игры помогают учащимся приобретать опыт взаимодействия, принимать решения, брать ответственность на себя, демонстрировать свои достижения и достойно воспринимать достижения других людей. При проведении занятий используется форма индивидуальной  работы, так как некоторые задания требуют объединения детей в подгруппы. А также, коллективные формы:

  • фронтальная (одновременная) работа, направленная на достижение общей цели;
  • групповая работа (на принципах дифференциации).

Формы организации учебного занятия: беседа, учебное занятие, экскурсия, развлечение.  

Алгоритм учебного занятия

Основная структура занятия составлена  на основании системно - деятельностного подхода.

Методы обучения: словесный, наглядный, практический, объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, частично-поисковый, исследовательский, проблемный, игровой, дискуссионный, проектный и др.

Методы воспитания: убеждение, поощрение, упражнение, стимулирование, мотивация и др.

Основная структура практического занятия

Этапы занятия

Цель данного этапа, действия педагога

Организационный этап

Главная цель данного этапа  переключение или привлечение внимания детей. Для привлечение внимания детей педагог может использовать различные методы:

- педагог может в устной форме ненавязчиво предложить детям чем-нибудь заняться

- -педагог может использовать «эффект неожиданности» (сюрприз) заранее спланированная ситуация.

Мотивационно - ориентировочный этап

Цель данного этапа  - создать условия увлеченности, направить усилия детей на осознанное освоение и приобретение знаний и умений.

Формулировка цели детьми (четкость формулировки; степень осознания и принятия детьми поставленной цели; степень участия детей в рассмотрении проблемы (учебной задачи), формулировке цели предстоящей работы).

 Объективность предлагаемой педагогом целевой установки (соответствие цели возрастным и индивидуальным особенностям детей, их интересам и потребностям, программным задачам воспитания, обучения, развития).

Поисковый этап

 Цель данного этапа - создание условий для самостоятельного определения детьми различных вариантов решения проблем :

- равноправные участники деятельности дети педагог выдвигают различные варианты решения проблемы

 (Что сделать?);

-  принимает любые ответы детей, не оценивая их;

-  предлагает свою идею для детской критики;

- создает ситуацию, при которой дети могут осуществить самостоятельный выбор того или иного варианта решения проблемы.

Практический этап

Цель данного этапа - достижение цели через совместную и самостоятельную умственную и практическую деятельность. Данный этап  включает:

- актуализацию ранее приобретенных знаний;

- добывание (сообщение и приятие) нового знания;

- самостоятельную деятельность детей по закреплению новых  знаний.

- осуществляет индивидуализацию обучения - минимальная помощь, советы, напоминания, наводящие вопросы, показ, дополнительное объяснение и др.

- поощряет содержательное общение;

Рефлексивно-оценочный этап

 Цель данного  - сопоставление результата деятельности с целью. На данном этапе педагог: высказывает одобрение по поводу дружной работы детей, находит, кого за что похвалить (не только за результат, но и за деятельность в процессе). Педагог и  дети совместно обсуждают возможности использования результата деятельности, в том числе приобретенных новых знаний, использование изготовленных поделок в самостоятельной игровой деятельности; составление тематического фото альбома (в том числе с привлечением родителей) и т.д.

Беседа

Беседа традиционно в педагогике и дидактике - это диалогический обучающий метод, который предполагает, что задавать вопросы и отвечать, высказывать свою точку зрения могут все её участники.   Структура беседы зависит от темы, содержания, возраста детей. В ней взаимосвязаны такие структурные элементы, как начало беседы, основная и заключительная части. Беседа должна начинаться с описания конкретных образов, эмоционально ярких воспоминаний детей об интересном случае, использовать имеющийся опыт детей. Необходимо сразу же оживить в памяти детей целостный образ, явление, активизировать эмоциональную сферу детей и тем самым вызвать у них желание участвовать в беседе. Начать беседу можно по-разному - с упоминания, с рассказа, с рассмотрения картинки, игрушки, предмета, с загадывания загадки, чтения стихотворения, которые имеют прямое отношение к теме.

 В основной части беседы раскрывается ее конкретное содержание. Детям последовательно ставятся вопросы, которые направляют их активность. По ходу беседы воспитатель дает объяснение, утверждает детские ответы, обобщает их, показывает наглядный материал и т.д. Беседа должна быть эмоциональной, живой, повышать активность детей. В зависимости от содержания беседы, в ней в различных сочетаниях используются такие приемы, как вопрос, объяснение, показ наглядного материала. В процессе беседы педагог иногда сообщает новые сведения, уточняет представления детей о тех предметах и явлениях, о которых идет речь.

В заключительной части беседы воспитатель предлагает детям прочитать знакомый стихотворение, спеть песню, близкую по содержанию к теме беседы. Можно прочитать художественное повествование, провести дидактическую игру, прослушать магнитофонную запись.

Педагогические технологии  

- Игровые технологии (К. Д. Ушинский, П. П. Блонский, С. Л. Рубинштейн, Д. Б. Эльконин,  А.В. Запорожец);

Игровые  приёмы:

  • моделирование проблемной ситуации от имени сказочного героя – куклы;
  • повтор инструкций;
  • выполнение действий по указанию детей;
  • «намеренная ошибка»;
  • проговаривание хода предстоящих действий;
  • предоставление каждому ребёнку возможности задать вопрос взрослому или другому ребёнку;
  • фиксирование детьми результатов наблюдений в альбоме  для последующего повторения и закрепления.

Информационно — коммуникационные технологии:

(Н.Е. Веракса , К. Н. Моторин, С.П. Первин,М.А. Холодная,С.А. Шапкин, Ю.М. Горвиц)

-Педагогика сотрудничества:

(Шацкий С.Т., Сухомлинский В.А., Иванов И.П.)

-Здоровьесберегающие:

Во время каждого занятия проводятся физкультминутки, смена положения тела, смена  видов  деятельности, гимнастика для глаз.

Дидактические материалы

1.Конспекты занятий

2.Картотека игр и игровых заданий

3.Видеоматериалы, аудиоматериалы (развивающие мультфильмы, научно-популярные фильмы, видеоролики, видеозадания, компьютерные игры и тесты и т.д. )

4.Раздаточный материал

5.Пособия-схемы по проведению опытов

8.Информационные средства: художественная и научная литература

Литература, используемая  педагогом для разработки программы и организации образовательного процесса

1.Т. М. Бондаренко Экологические занятия с детьми 5 -6 лет. Практическое

пособие для воспитателей и методистов ДОУ / Т. М. Бондаренко. - Воронеж:

ТЦ «Учитель», 2004. - 159 с.

2.Дыбина О. В. Неизведанное рядом: занимательные опыты и эксперименты для дошкольников. М., 2005.

3. Детское экспериментирование. Карты-схемы для проведения опытов со старшими дошкольниками: Метод.пособие. / Е.А. Дмитриева / Издательство «ТЦ Сферв», 2016.

4. Коломина Н. В. Воспитание основ экологической культуры в детском саду: Сценарии занятий. – М.: ТЦ Сфера, 2003. – 144 с. (Серия «Программа развития»)

5.В. В. Москаленко, Н. И. Крылова «Опытно - экспериментальная деятельность»4.О. В. Дыбина «Неизведанное рядом: занимательные опыты и эксперименты для дошкольников».

6. Николаева С. Н. Юный эколог. Программа экологического воспитания в детском саду. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2010 -112 с.

7. Организация экспериментальной деятельности дошкольников. / Под общ. Ред. Л.Н. Прохоровой. – М.: АРКТИ, 64с.

8.Опытно-экспериментальная деятельность дошкольников. Перспективное планирование. Из опыта работы по программе «От рождения до школы» / Е.П. Горошилова / Издательство «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2018.

9.Планирование позновательно-исследовательской деятельности со старшими дошкольниками. Картотека опытов и экспериментов. / Н.А. Гуриненко. Издательство:  Санкт-Петербург «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2017.

10.Рыжова Л. В. Методика детского экспериментирования. – СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2014. – 208 с.

11. Тугушева Г.П., Чистякова А.Е. «Экспериментальная деятельность для среднего и старшего дошкольного возраста». Издательство: "ДетствоПресс" (2015)

Литература , рекомендуемая для детей и родителей по данной программе

1.Детское экспериментирование. Карты-схемы для проведения опытов со старшими дошкольниками: Метод.пособие. / Е.А. Дмитриева / Издательство «ТЦ Сферв», 2016.

2.О.В. Дыбина «Неизведанное  рядом: занимательные опыты и эксперименты для дошкольников».              

3.В. В. Москаленко, Н. И. Крылова «Опытно - экспериментальная деятельность»

                                                            Утверждаю

                                                                                             Директор МОУ Акатьевской ООШ                                                                            

                                                                                             _______________Гаврилина И.В.

                                                    .08.2021 г.

Календарный учебный график

Дополнительная общеобразовательная программа

естественнонаучной направленности «Любознайка»                                              

                                                                                                                 

№ п/п

Месяц

Число

Время

проведения

занятия

Форма

занятия

Кол-во часов

Тема занятия

Место

проведения

1

сентябрь

02.09.21

15.30

беседа

1

 Хочу все знать!

Групповое помещение,

муз – спортивный зал

2

сентябрь

09.09.21

15.30

учебное занятие

1

Что нас  окружает?

Территория МДОУ

3

сентябрь

16.09.21

15.30

учебное занятие

1

Природный материал

Территория МДОУ

4

сентябрь

30.09.21

15.30

учебное занятие

1

Мы - юные исследователи!

Групповое помещение

5

октябрь

07.10.21

15.30

учебное занятие

1

Удивительный песок

Групповое помещение

6

октябрь

14.10.21

15.30

учебное занятие

1

Сюрприз для гнома

Групповое помещение

7

октябрь

21.10.21

15.30

учебное занятие

1

Свойства сухого и мокрого песка

Групповое помещение

8

октябрь

28.10.21

15.30

учебное занятие

1

 Песочные часы»

Групповое помещение

9

ноябрь

04.11.21

15.30

учебное занятие

1

 Свойства воды.

В воде есть воздух

групповое помещение

10

ноябрь

11.11.21

15.30

учебное занятие

1

 Пар тоже вода

Групповое помещение

11

ноябрь

18.11.21

15.30

учебное занятие

1

 Что прячется в снегу

Групповое помещение

12

ноябрь

25.11.21

15.30

учебное занятие

1

Волшебный снежок

групповое помещение

13

декабрь

02.09.21

15.30

беседа

1

 Ходит капелька по кругу

Групповое помещение

14

декабрь

09.12.21

15.30

учебное занятие

1

Знакомство со свойствами камней

Групповое помещение

15

декабрь

16.12.21

15.30

учебное занятие

1

 Знакомство со свойствами воздуха

групповое помещение

16

декабрь

23.12.21

15.30

учебное занятие

1

Воздух неведимка -невесомый как пушинка

Групповое помещение

17

декабрь

30.12.21

15.30

учебное занятие

1

Что за неведимка, который  нам нужен

Групповое помещение

18

январь

13.01.22

15.30

учебное занятие

1

 Путешествие на воздушном шарике

групповое помещение

19

январь

20.01.22

15.30

учебное занятие

1

Веселый ветерок

Групповое помещение

Территория МДОУ

20

январь

27.01.22

15.30

учебное занятие

1

 Секрет сосновой шишки

Групповое помещение

21

февраль

03.02.22

15.30

учебное занятие

1

Тонет - не тонет

групповое помещение

22

февраль

10.02.22

15.30

учебное занятие

1

 Какие секреты у бумаги

групповое помещение

23

февраль

17.02.22

15.30

учебное занятие

1

 Ткань, ее качества и свойства.

групповое помещение

24

февраль

24.02.22

15.30

учебное занятие

1

Пластмасса, ее качества и свойства.

групповое помещение

25

март

03.03.22

15.30

учебное занятие

1

 Резина, ее качества  свойства

групповое помещение

26

март

10.03.22

15.30

учебное занятие

1

 Удивительный магнит

групповое помещение

27

март

17.03.22

15.30

учебное занятие

1

Как достать скрепку из воды, не замочив рук

групповое помещение

28

март

24.03.22

15.30

учебное занятие

1

В мире стекла

групповое помещение

29

апрель

07.04.22

15.30

учебное занятие

1

 Волшебное зеркало

групповое помещение

30

апрель

14.04.22

15.30

учебное занятие

1

Необычные кораблики

групповое помещение

31

апрель

21.04.22

15.30

учебное занятие

1

 Поймай солнечного зайчика

групповое помещение

32

апрель

28.04.22

15.30

учебное занятие

1

 Полет в космос

групповое помещение

33

май

05.05.22

15.30

беседа

1

 Где ночует солнце? Почему бывает зима и лето?

групповое помещение

34

май

12.05.22

15.30

учебное занятие

1

 Как цветы дружат с солнышком

Территория МДОУ

35

май

19.05.22

15.30

учебное занятие

1

 Солнечные часы

Территория МДОУ

36

май

26.05.22

15.30

Развлечение (открытое занятие )

1

Путешествие в мир опытов и экспериментов

Территория МДОУ

        

 

  Приложение №1

Диагностическая карта (Мониторинг овладения детьми  экспериментальной деятельностью)

                   Результаты освоения Программы за 202..-202… учебный год

           

 Критерии

            детского

                     развития

Ф И ребенка

Имеет ярко выраженную потребность спрашивать у взрослых обо всём, что неизвестно

Часто задаёт вопросы, пытается искать на них ответы

Проявляет любопытство, задаёт первые вопросы.

К концу года начинает выполнять инструкции, содержащие 2 поручения сразу. Самостоятельно наблюдает простые опыты.

Выполняет инструкции, содержащие 2-3 поручения. Начинает самостоятельно выполнять простейшие зарисовки. Находит и отмечает различия между объектами.

Итог

(оценивается в баллах)

с

м

с

м

с

м

с

м

с

м

с

м

1.

Показатели уровня овладения детьми  экспериментальной деятельностью

Оценка ответов:

3 балла – средний уровень развития;

4 балла – уровень развития выше среднего;

5 баллов – высокий уровень развития.