Дополнительная общеобразовательная программа естественнонаучной направленности «Любознайка»
рабочая программа по окружающему миру (старшая группа)
Развитие познавательных интересов детей посредством опытно-экспериментальной деятельности
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_dop_.obr_.lyuboznayka.docx | 78.95 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ АКАТЬЕВСКАЯ ОСНОВНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА
_________________________________________________________________________________
Тел. 6-171-269 140478, МО, Коломенский район,
E-mail:Oka2017@ mail.ru с. Акатьево, ул. Школьная, д.11
Рассмотрена на педагогическом совете Протокол №1 от .08.2021 г. | Утверждаю Директор МОУ Акатьевской ООШ _______________Гаврилина И.В. Приказ № – ОД от .08.2021 г.
|
Дополнительная общеобразовательная программа
естественнонаучной направленности
«Любознайка»
Возраст обучающихся: 5 - 6 лет
Срок реализации: 1 год
Автор-составитель: Григорьева Татьяна Алексеевна,
воспитатель
Г. о. Коломна
2021г
Содержание:
1. Пояснительная записка……………………………………….................................. 3
2. Учебный план………………………………………………………............................ 6
3. Содержание учебного плана………………………………………………………… 6
4. Методическое обеспечение программы …………………………………………… 8
5. Литература………………...…………………………………………………………… 12
6. Календарный учебный график………………………………………………………. 13
7. Приложение……………………………………………………………………………. 15
Пояснительная записка
Потребность в познании – источник развития личности. Формой выражения внутренних потребностей в знаниях является познавательный интерес. Личность формируется и развивается в процессе деятельности. Через деятельность ребенок осознает, уточняет представления об окружающем мире и о самом себе в этом мире. Задача педагога предоставить условия для саморазвития и самовыражения каждому дошкольнику. Одним из таких побуждающих и эффективных, близких и естественных для детей условий, является экспериментальная деятельность. Ребёнок познаёт мир через практические действия с предметами, и эти действия делают знания ребёнка более полными, достоверными и прочными.
Дополнительная общеобразовательная программа естественнонаучной направленности «Любознайка» (далее – Программа) направлена на потребность ребенка в познании окружающего мира, на новые впечатления, которые лежат в основе возникновения и развития неистощимой исследовательской (поисковой) деятельности и дополняет существующую основную общеобразовательную программу МОУ (образовательная область «Познавательное развитие») материалами познавательного характера.
Актуальность программы заключается в том, что детское экспериментирование как форма деятельности используется в практике недостаточно широко, хотя является эффективным средством развития важных качеств личности: творческая активность, самостоятельность, самореализация, умение работать в коллективе. Такие качества способствуют успешному обучению детей в школе, а участие в педагогическом процессе наравне со взрослыми - возможность проектировать свою жизнь в пространстве детского сада, проявляя при этом изобретательность и оригинальность.
Программа составлена с учетом ФГОС ДО, в основе которого лежит системно - деятельностный подход, который обеспечивает обогащение форм взаимодействия со сверстниками и взрослыми в познавательной деятельности, учет индивидуальных особенностей каждого обучающегося (включая одаренных детей и детей с ограниченными возможностями здоровья);
Цель Программы:
Создать условия для формирования и развития познавательных интересов детей посредством опытно-экспериментальной деятельности.
Задачи:
Образовательные:
- расширять кругозор детей, обогащать сознание детей начальными знаниями о предметах и явлениях окружающего мира.
Развивающие:
- развивать познавательные и интеллектуальные способности детей в процессе совместной со взрослыми исследовательской, опытно-экспериментальной деятельности;
- развивать умение обследовать предметы и явления с разных сторон, выявлять зависимости;
- развивать мыслительные операции, умение выдвигать гипотезы, делать выводы.
Воспитательные:
- формировать опыт нравственного поведения во взаимодействии с окружающим миром людей и природы, воспитывать культуру общения.
Отличительные особенности данной дополнительной общеразвивающей программы.
Программа направлена на всестороннее и гармоничное развитие личности средствами детского экспериментирования. При изучении данной программы ребенок дошкольного возраста сможет удовлетворить свою любознательность и активность, узнать о разнообразии материалов, оборудовании, необходимых в исследовательской опытно-экспериментальной деятельности; ему откроется мир рукотворных объектов и явлений, физических законов, сформируются предпосылки УУД.
Программа рассчитана на детей старшего дошкольного возраста (5 - 6 лет).
Краткая характеристика обучающихся
В 5-6 лет ребенок как губка впитывает всю познавательную информацию. Научно доказано, что ребенок в этом возрасте запоминает столько материала, сколько он не запомнит потом никогда в жизни. В этом возрасте ребенку интересно все, что связано с окружающим миром, расширением его кругозора. Этот период называют сензитивным, т.е. наиболее благоприятным для развития всех познавательных процессов: внимания, восприятия, мышления, памяти, воображения. Для развития всех этих аспектов усложняется игровой материал, он становится логическим, интеллектуальным, когда ребенку приходится думать и рассуждать.
Срок реализации программы: 1 год
Программа реализуется через организацию кружка «Любознайка».
Форма обучения: очная.
Особенности организации образовательного процесса.
В творческий кружок принимаются все желающие без специального отбора. Для успешной реализации программы целесообразно объединение обучающихся в группы численностью от 12 до 15 человек. Возможно обучение детей-инвалидов, детей с ОВЗ, детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации.
Режим занятий: общее количество часов в год - 36 часов,
количество часов и занятий в неделю - 1 час, 1 занятие,
продолжительность занятий - 25 минут во второй половине дня.
Планируемые результаты:
- Проявление интереса к исследовательской деятельности;
- Выполнение сенсорного анализа, выдвижение гипотез, подведение итогов;
- Накопление конкретных представлений о предметах и их свойствах;
- Проявление самостоятельности в познании окружающего мира;
- Проявление активности для разрешения проблемных ситуаций;
- Развитие коммуникативных навыков.
Формы аттестации: творческая работа, выставка.
Формы отслеживания и фиксации образовательных результатов: аудиозапись, видеозапись, дневник наблюдений, журнал посещаемости, методическая разработка, фото, отзыв детей и родителей, статья.
Формы предъявления и демонстрации образовательных результатов: выставка, открытое занятие, диагностическая карта (Приложение №1).
Материально-техническое обеспечение Программы
Введение дошкольников в мир опытно-исследовательской деятельности не требует наличия специальных рабочих мест или сложного технологического оборудования, занятия могут проводиться в групповых комнатах, спальных комнатах, физкультурно-музыкальном зале, на прогулочном участке.
Перечень учебного оборудования
п/п | Наименование | Количество |
1 | Программа дополнительного образования «Любознайка» | 1шт. |
2 | Учебно-методическая литература | См. Литература используемая педагогом для разработки программы и организации образовательного процесса |
3 | Памятки-схемы по технике безопасности | 5 шт. |
5 | Индивидуальные комплекты дидактического материала | 20 шт. |
6 | Лабораторная посуда, весы, объекты живой и неживой природы, емкости для игр с водой разных объемов и форм; | 10 шт. |
7 | Природный материал: камешки, глина, песок, ракушки, птичьи перья, спил и листья деревьев, мох, семена; | - |
8 | Утилизированный материал: проволока, кусочки кожи, меха, ткани, пробки; | - |
9 | Разные виды бумаги, ткани | Комплект для каждого |
10 | Медицинские материалы: ватные диски, пипетки, колбы, термометр, мерные ложки; | 10 шт. |
11 | Прочие материалы: зеркала, воздушные шары, соль, сахар, цветные и прозрачные стекла, сито, свечи, магниты, нитки, и т.д. | 10шт. |
12 | Фото- альбом с образцами по экспериментированию | 3шт. |
13 | Картон цветной | 10 шт |
14 | Карандаш простой | 20 шт. |
15 | Карандаши цветные | 1 п. на каждого обучающегося |
16 | Линейка сантиметровая | 20 шт. |
17 | Природный материал | |
18 | Клей ПВА | 1 п. на каждого обучающегося |
Технические средства обучения | ||
1 | Мультимедийное интерактивное оборудование с выходом в Интернет | 1 шт. |
2 | Проектор | 1 шт. |
3 | Телевизор | 1 шт. |
4 | Фотоаарат | 1 шт. |
5 | Ноутбук | 1 шт. |
3.Информационное обеспечение:
Серия Мультфильмов «Фиксики» https://www.youtube.com/watch?v=v1nIvPFUcG4,
фото-источники; видео - источники: https://www.maam.ru/obrazovanie/opyty-i-eksperimenty/page2.html,https://www.maam.ru/detskijsad/-tehnologija-detskogo-yeksperimentirovanija-kak-sredstvo-razvitija-rebenka.html
Кадровое обеспечение Программы
Программу реализует педагог, имеющий высшее педагогическое образование, ВКК.
Учебный план
№ п/п | Название разделов, тем | Количество часов | ||
Всего | Теория | практика | ||
1 | Организационно -мотивационный | 4 | 3 | 1 |
2 | Песочные фантазии | 4 | - | 4 |
3 | Вода-водичка | 5 | - | 2 |
4 | Камни | 1 | - | 1 |
5 | Этот удивительный воздух | 5 | - | 5 |
6 | Дерево | 2 | - | 2 |
7 | Бумага | 1 | - | 1 |
8 | Ткань | 1 | - | 1 |
9 | Пластмасса | 1 | - | 1 |
10 | Резина | 1 | - | 1 |
11 | Фокусы с магнитом | 2 | - | 2 |
12 | Волшебное стекло | 4 | - | 4 |
13 | Солнышко, солнышко, выгляни в окошечко | 4 | - | 4 |
14 | Развлечение (открытое занятие) «Наша творческая лаборатория» | 1 | - | 1 |
Содержание учебного плана
Раздел 1. Организационно – мотивационный
Тема 1.1. Хочу все знать!
Теория: Техника безопасности при работе с песком, водой, стеклом, природным и подручным материалом. Санитарно - гигиенические нормы. Правила поведения на занятиях. Беседа - презентация «Введение в мир опытно - экспериментальной деятельности» (о технике безопасности при работе с песком, водой, природным и подручным материалом. Санитарно - гигиенические нормы. Правила поведения на занятиях.
Тема 1.2. Что нас окружает?
Теория: Экскурсия по территории МДОУ, наблюдение за объектами живой природы, сбор природного материала.
Тема 1.3. Природный материал
Теория: Экскурсия по территории МДОУ, сбор природного материала.
Тема 1.4. Мы - юные исследователи!
Теория: Объяснить детям, как и чем, занимаются исследователи, какое оборудование нужно для проведения опытов;
Практика: Показ простейших опытов с природным материалом.
Раздел 2. Песочные фантазии
Тема 2.1.: Удивительный песок
Практика: познакомить со свойствами и качествами песка, его происхождением, развивать смекалку
Тема 2.2: Сюрприз для гнома
Практика: познавательный, эмоциональный и сенсорный опыт детей о свойствах песка, с помощью приемов экспериментирования (опытов). Познакомить с новым способом рисования - рисование цветным песком. Развивать у детей речевую активность, обогащая словарь детей названиями свойств песка (влажный, сухой)
Тема 2.3 Свойства сухого и мокрого песка
Практика: познакомить со свойствами песка, развивать смекалку, наблюдательность посредством приемов экспериментирования (опытов).
Тема 2.4 Песочные часы
Практика: познакомить с действием песочных часов, наблюдения, опыты
Раздел 3. Вода-водичка
Тема 3.1. Свойства воды. В воде есть воздух
Практика: знакомить детей со свойствами воды: прозрачная, не имеет цвета и вкуса, закрепить у детей представления о некоторых свойствах воды. Подвести к пониманию того, что в воде растворяются некоторые вещества.
Тема 3.2. Пар тоже вода
Практика: дать детям представления о том, что вода может быть в трёх состояниях: жидком, твёрдом (лёд), газообразном (пар).
Тема 3.3. Что прячется в снегу
Практика: дать детям понятие о загрязнение снега и воды. Воспитывать бережное отношение к природе, помочь понять значение слов «экологическая катастрофа».
Тема 3.4. Волшебный снежок
Практика: дать детям понятие о свойствах снега и воздуха. Подвести детей к пониманию связи между состоянием снега и температурой воздуха.
Тема 3.5. Ходит капелька по круг
Практика: дать детям элементарные знания о круговороте воды в природе.
Раздел 4. Камни
Тема 4.1. Знакомство со свойствами камней
Практика: знакомить детей со свойствами камней: твёрдые, тяжёлые, большие, маленькие, тонут в воде, могут хорошо вдавливаться в мокрый песок.
Раздел 5. Этот удивительный воздух
Тема 5.1. Знакомство со свойствами воздуха
Практика: подвести детей к пониманию того, что воздух окружает нас, он есть во всём: в камне, почве, в окружающем нас пространстве и т.д. Развивать наблюдательность, мышление.
Тема 5.2 Воздух невидимка - невесомый как пушинка
Практика: знакомить детей со свойствами воздуха: не видим, прозрачен, имеет вес.
Тема 5.3. Что за невидимка, который нам нужен
Практика: сформировать у детей представления о том, что воздух состоит из разных газов, главный среди них – кислород. Закрепить представление о роли кислорода, расширить знания о значении воздушной оболочки для планеты земля.
Тема 5.4. Путешествие на воздушном шарике
Практика: Подвести детей к пониманию того, что воздух лёгкий, легче воды
Тема 5.5 Веселый ветерок
Практика: Показать детям, как можно определить наличие ветра на улице, и определить его силу.
Раздел 6. Дерево
Тема 6.1. Секрет сосновой шишки
Практика: Уточнить и обобщить представления детей о свойствах дерева (деревянных предметов)
Тема 6.2. Тонет - не тонет
Практика: Знакомство со свойствами коры дерева
Раздел 7. Бумага
Тема 7.1. Какие секреты у бумаги
Практика: формирование у детей основ знаний и представлений о бумаге, её свойствах.
Раздел 8. Ткань
Тема 8.1. Ткань, ее качества и свойства
Практика: научить узнавать вещи, сделанные из ткани, определять ее качества (толщина, структура поверхности, степень прочности, мягкость) и свойства (мнется, рвется, режется, намокает).
Раздел 9. Пластмасса
Тема 9.1. Пластмасса, ее качества и свойства
Практика: Научить узнавать вещи из пластмассы, определять ее качества (толщина, структура поверхности, цвет) и свойства (плотность, гибкость, плавление, теплопроводность).
Раздел 10.Резина
Тема 10.1.Резина, ее качества и свойства
Практика: Учить узнавать вещи, изготовленные из резины, определять ее качества (структура поверхности, толщина) и свойства (плотность, упругость, эластичность).
Раздел 11. Фокусы с магнитом
Тема 11.1 Удивительный магнит
Практика: познакомить детей с свойствами магнита (на основе опытов). Притягивает железо. Может притягивать железные предметы через воду, стекло, бумагу
Тема 11.2. Как достать скрепку из воды, не замочив рук
Практика: Помочь определить, какими свойствами магнит обладает в воде и на воздухе
Раздел 12. Волшебное стекло
Тема 12.1. В мире стекла
Практика: помочь детям выявить свойства стекла (прочность, прозрачность, цветное, гладкое).
Тема 12.2. Волшебное зеркало
Практика: познакомить детей с историей изготовления зеркал, его оптическими свойствами
Тема 12.3. Необычные кораблики
Практика: познакомить со свойствами стеклянных предметов; развивать наблюдательность
Тема 12.4. Поймай солнечного зайчика
Практика: познакомить детей с понятием «отражение»
Раздел 13. 1 Солнышко, солнышко, загляни в окошечко
Тема 13.1. Полет в космос
Практика: закрепить у детей элементарные представления о Солнечной системе
Тема 13.2. Где ночует солнце? Почему бывает зима и лето?
Практика: сформировать представление о вращение Земли вокруг Солнца и вокруг своей оси. Дать представление о сменяемости дня и ночи
Тема 13.3. Как цветы дружат с солнышком
Практика: подвести детей к выводу о зависимости развития растений от солнечного освещения
Тема 13.4. Солнечные часы
Практика: Познакомить с солнечными часами
Раздел 14.
Развлечение (открытое занятие) «Путешествие в мир опытов и экспериментов»
Практика: Открытый показ опытно-исследовательской деятельности (возможно присутствие родителей)
Методическое обеспечение программы
Методы организации опытно-экспериментальной деятельности:
1. Методы, повышающие познавательную активность (Элементарный анализ; сравнение по контрасту и подобию, сходству; опыт; проблемная ситуация; моделирование и экспериментирование; ответы на вопросы детей; побуждение детей задавать вопросы и искать ответы самостоятельно и др.)
2. Методы, вызывающие эмоциональную активность (Воображаемая ситуация; придумывание сказок; игры-драматизации; сюрпризные моменты и элементы новизны; юмор и шутка; сочетание разнообразных средств на одном занятии и др.)
3. Методы, способствующие взаимосвязи различных видов деятельности (Прием предложения и обучения способу связи разных видов деятельности; перспективное планирование; перспектива, направленная на последующую деятельность; обсуждение)
4. Методы коррекции и уточнения детских представлений (Повторение; объяснение; обсуждение; экспериментирование; создание проблемных ситуаций).
Форма организации образовательного процесса:
Работа детского объединения предусматривает специальную организацию регулярных занятий, на которых учащиеся могут работать в группах, парами, индивидуально.
Основной формой организации образовательного процесса является занятие.
По форме проведения: традиционное занятие, комбинированное занятие, практическое
занятие, экскурсия. Беседы, сообщения, рассказы, обсуждения, планируемые и проводимые педагогом, должны развивать у обучающихся способность слушать и слышать, видеть и замечать, наблюдать и воспринимать, говорить и доказывать, логически мыслить. Конкурсы, игры помогают учащимся приобретать опыт взаимодействия, принимать решения, брать ответственность на себя, демонстрировать свои достижения и достойно воспринимать достижения других людей. При проведении занятий используется форма индивидуальной работы, так как некоторые задания требуют объединения детей в подгруппы. А также, коллективные формы:
- фронтальная (одновременная) работа, направленная на достижение общей цели;
- групповая работа (на принципах дифференциации).
Формы организации учебного занятия: беседа, учебное занятие, экскурсия, развлечение.
Алгоритм учебного занятия
Основная структура занятия составлена на основании системно - деятельностного подхода.
Методы обучения: словесный, наглядный, практический, объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, частично-поисковый, исследовательский, проблемный, игровой, дискуссионный, проектный и др.
Методы воспитания: убеждение, поощрение, упражнение, стимулирование, мотивация и др.
Основная структура практического занятия
Этапы занятия | Цель данного этапа, действия педагога |
Организационный этап | Главная цель данного этапа переключение или привлечение внимания детей. Для привлечение внимания детей педагог может использовать различные методы: - педагог может в устной форме ненавязчиво предложить детям чем-нибудь заняться - -педагог может использовать «эффект неожиданности» (сюрприз) заранее спланированная ситуация. |
Мотивационно - ориентировочный этап | Цель данного этапа - создать условия увлеченности, направить усилия детей на осознанное освоение и приобретение знаний и умений. Формулировка цели детьми (четкость формулировки; степень осознания и принятия детьми поставленной цели; степень участия детей в рассмотрении проблемы (учебной задачи), формулировке цели предстоящей работы). Объективность предлагаемой педагогом целевой установки (соответствие цели возрастным и индивидуальным особенностям детей, их интересам и потребностям, программным задачам воспитания, обучения, развития). |
Поисковый этап | Цель данного этапа - создание условий для самостоятельного определения детьми различных вариантов решения проблем : - равноправные участники деятельности дети педагог выдвигают различные варианты решения проблемы (Что сделать?); - принимает любые ответы детей, не оценивая их; - предлагает свою идею для детской критики; - создает ситуацию, при которой дети могут осуществить самостоятельный выбор того или иного варианта решения проблемы. |
Практический этап | Цель данного этапа - достижение цели через совместную и самостоятельную умственную и практическую деятельность. Данный этап включает: - актуализацию ранее приобретенных знаний; - добывание (сообщение и приятие) нового знания; - самостоятельную деятельность детей по закреплению новых знаний. - осуществляет индивидуализацию обучения - минимальная помощь, советы, напоминания, наводящие вопросы, показ, дополнительное объяснение и др. - поощряет содержательное общение; |
Рефлексивно-оценочный этап | Цель данного - сопоставление результата деятельности с целью. На данном этапе педагог: высказывает одобрение по поводу дружной работы детей, находит, кого за что похвалить (не только за результат, но и за деятельность в процессе). Педагог и дети совместно обсуждают возможности использования результата деятельности, в том числе приобретенных новых знаний, использование изготовленных поделок в самостоятельной игровой деятельности; составление тематического фото альбома (в том числе с привлечением родителей) и т.д. |
Беседа
Беседа традиционно в педагогике и дидактике - это диалогический обучающий метод, который предполагает, что задавать вопросы и отвечать, высказывать свою точку зрения могут все её участники. Структура беседы зависит от темы, содержания, возраста детей. В ней взаимосвязаны такие структурные элементы, как начало беседы, основная и заключительная части. Беседа должна начинаться с описания конкретных образов, эмоционально ярких воспоминаний детей об интересном случае, использовать имеющийся опыт детей. Необходимо сразу же оживить в памяти детей целостный образ, явление, активизировать эмоциональную сферу детей и тем самым вызвать у них желание участвовать в беседе. Начать беседу можно по-разному - с упоминания, с рассказа, с рассмотрения картинки, игрушки, предмета, с загадывания загадки, чтения стихотворения, которые имеют прямое отношение к теме.
В основной части беседы раскрывается ее конкретное содержание. Детям последовательно ставятся вопросы, которые направляют их активность. По ходу беседы воспитатель дает объяснение, утверждает детские ответы, обобщает их, показывает наглядный материал и т.д. Беседа должна быть эмоциональной, живой, повышать активность детей. В зависимости от содержания беседы, в ней в различных сочетаниях используются такие приемы, как вопрос, объяснение, показ наглядного материала. В процессе беседы педагог иногда сообщает новые сведения, уточняет представления детей о тех предметах и явлениях, о которых идет речь.
В заключительной части беседы воспитатель предлагает детям прочитать знакомый стихотворение, спеть песню, близкую по содержанию к теме беседы. Можно прочитать художественное повествование, провести дидактическую игру, прослушать магнитофонную запись.
Педагогические технологии
- Игровые технологии (К. Д. Ушинский, П. П. Блонский, С. Л. Рубинштейн, Д. Б. Эльконин, А.В. Запорожец);
Игровые приёмы:
- моделирование проблемной ситуации от имени сказочного героя – куклы;
- повтор инструкций;
- выполнение действий по указанию детей;
- «намеренная ошибка»;
- проговаривание хода предстоящих действий;
- предоставление каждому ребёнку возможности задать вопрос взрослому или другому ребёнку;
- фиксирование детьми результатов наблюдений в альбоме для последующего повторения и закрепления.
Информационно — коммуникационные технологии:
(Н.Е. Веракса , К. Н. Моторин, С.П. Первин,М.А. Холодная,С.А. Шапкин, Ю.М. Горвиц)
-Педагогика сотрудничества:
(Шацкий С.Т., Сухомлинский В.А., Иванов И.П.)
-Здоровьесберегающие:
Во время каждого занятия проводятся физкультминутки, смена положения тела, смена видов деятельности, гимнастика для глаз.
Дидактические материалы
1.Конспекты занятий
2.Картотека игр и игровых заданий
3.Видеоматериалы, аудиоматериалы (развивающие мультфильмы, научно-популярные фильмы, видеоролики, видеозадания, компьютерные игры и тесты и т.д. )
4.Раздаточный материал
5.Пособия-схемы по проведению опытов
8.Информационные средства: художественная и научная литература
Литература, используемая педагогом для разработки программы и организации образовательного процесса
1.Т. М. Бондаренко Экологические занятия с детьми 5 -6 лет. Практическое
пособие для воспитателей и методистов ДОУ / Т. М. Бондаренко. - Воронеж:
ТЦ «Учитель», 2004. - 159 с.
2.Дыбина О. В. Неизведанное рядом: занимательные опыты и эксперименты для дошкольников. М., 2005.
3. Детское экспериментирование. Карты-схемы для проведения опытов со старшими дошкольниками: Метод.пособие. / Е.А. Дмитриева / Издательство «ТЦ Сферв», 2016.
4. Коломина Н. В. Воспитание основ экологической культуры в детском саду: Сценарии занятий. – М.: ТЦ Сфера, 2003. – 144 с. (Серия «Программа развития»)
5.В. В. Москаленко, Н. И. Крылова «Опытно - экспериментальная деятельность»4.О. В. Дыбина «Неизведанное рядом: занимательные опыты и эксперименты для дошкольников».
6. Николаева С. Н. Юный эколог. Программа экологического воспитания в детском саду. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2010 -112 с.
7. Организация экспериментальной деятельности дошкольников. / Под общ. Ред. Л.Н. Прохоровой. – М.: АРКТИ, 64с.
8.Опытно-экспериментальная деятельность дошкольников. Перспективное планирование. Из опыта работы по программе «От рождения до школы» / Е.П. Горошилова / Издательство «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2018.
9.Планирование позновательно-исследовательской деятельности со старшими дошкольниками. Картотека опытов и экспериментов. / Н.А. Гуриненко. Издательство: Санкт-Петербург «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2017.
10.Рыжова Л. В. Методика детского экспериментирования. – СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2014. – 208 с.
11. Тугушева Г.П., Чистякова А.Е. «Экспериментальная деятельность для среднего и старшего дошкольного возраста». Издательство: "ДетствоПресс" (2015)
Литература , рекомендуемая для детей и родителей по данной программе
1.Детское экспериментирование. Карты-схемы для проведения опытов со старшими дошкольниками: Метод.пособие. / Е.А. Дмитриева / Издательство «ТЦ Сферв», 2016.
2.О.В. Дыбина «Неизведанное рядом: занимательные опыты и эксперименты для дошкольников».
3.В. В. Москаленко, Н. И. Крылова «Опытно - экспериментальная деятельность»
Утверждаю
Директор МОУ Акатьевской ООШ
_______________Гаврилина И.В.
.08.2021 г.
Календарный учебный график
Дополнительная общеобразовательная программа
естественнонаучной направленности «Любознайка»
№ п/п | Месяц | Число | Время проведения занятия | Форма занятия | Кол-во часов | Тема занятия | Место проведения |
1 | сентябрь | 02.09.21 | 15.30 | беседа | 1 | Хочу все знать! | Групповое помещение, муз – спортивный зал |
2 | сентябрь | 09.09.21 | 15.30 | учебное занятие | 1 | Что нас окружает? | Территория МДОУ |
3 | сентябрь | 16.09.21 | 15.30 | учебное занятие | 1 | Природный материал | Территория МДОУ |
4 | сентябрь | 30.09.21 | 15.30 | учебное занятие | 1 | Мы - юные исследователи! | Групповое помещение |
5 | октябрь | 07.10.21 | 15.30 | учебное занятие | 1 | Удивительный песок | Групповое помещение |
6 | октябрь | 14.10.21 | 15.30 | учебное занятие | 1 | Сюрприз для гнома | Групповое помещение |
7 | октябрь | 21.10.21 | 15.30 | учебное занятие | 1 | Свойства сухого и мокрого песка | Групповое помещение |
8 | октябрь | 28.10.21 | 15.30 | учебное занятие | 1 | Песочные часы» | Групповое помещение |
9 | ноябрь | 04.11.21 | 15.30 | учебное занятие | 1 | Свойства воды. В воде есть воздух | групповое помещение |
10 | ноябрь | 11.11.21 | 15.30 | учебное занятие | 1 | Пар тоже вода | Групповое помещение |
11 | ноябрь | 18.11.21 | 15.30 | учебное занятие | 1 | Что прячется в снегу | Групповое помещение |
12 | ноябрь | 25.11.21 | 15.30 | учебное занятие | 1 | Волшебный снежок | групповое помещение |
13 | декабрь | 02.09.21 | 15.30 | беседа | 1 | Ходит капелька по кругу | Групповое помещение |
14 | декабрь | 09.12.21 | 15.30 | учебное занятие | 1 | Знакомство со свойствами камней | Групповое помещение |
15 | декабрь | 16.12.21 | 15.30 | учебное занятие | 1 | Знакомство со свойствами воздуха | групповое помещение |
16 | декабрь | 23.12.21 | 15.30 | учебное занятие | 1 | Воздух неведимка -невесомый как пушинка | Групповое помещение |
17 | декабрь | 30.12.21 | 15.30 | учебное занятие | 1 | Что за неведимка, который нам нужен | Групповое помещение |
18 | январь | 13.01.22 | 15.30 | учебное занятие | 1 | Путешествие на воздушном шарике | групповое помещение |
19 | январь | 20.01.22 | 15.30 | учебное занятие | 1 | Веселый ветерок | Групповое помещение Территория МДОУ |
20 | январь | 27.01.22 | 15.30 | учебное занятие | 1 | Секрет сосновой шишки | Групповое помещение |
21 | февраль | 03.02.22 | 15.30 | учебное занятие | 1 | Тонет - не тонет | групповое помещение |
22 | февраль | 10.02.22 | 15.30 | учебное занятие | 1 | Какие секреты у бумаги | групповое помещение |
23 | февраль | 17.02.22 | 15.30 | учебное занятие | 1 | Ткань, ее качества и свойства. | групповое помещение |
24 | февраль | 24.02.22 | 15.30 | учебное занятие | 1 | Пластмасса, ее качества и свойства. | групповое помещение |
25 | март | 03.03.22 | 15.30 | учебное занятие | 1 | Резина, ее качества свойства | групповое помещение |
26 | март | 10.03.22 | 15.30 | учебное занятие | 1 | Удивительный магнит | групповое помещение |
27 | март | 17.03.22 | 15.30 | учебное занятие | 1 | Как достать скрепку из воды, не замочив рук | групповое помещение |
28 | март | 24.03.22 | 15.30 | учебное занятие | 1 | В мире стекла | групповое помещение |
29 | апрель | 07.04.22 | 15.30 | учебное занятие | 1 | Волшебное зеркало | групповое помещение |
30 | апрель | 14.04.22 | 15.30 | учебное занятие | 1 | Необычные кораблики | групповое помещение |
31 | апрель | 21.04.22 | 15.30 | учебное занятие | 1 | Поймай солнечного зайчика | групповое помещение |
32 | апрель | 28.04.22 | 15.30 | учебное занятие | 1 | Полет в космос | групповое помещение |
33 | май | 05.05.22 | 15.30 | беседа | 1 | Где ночует солнце? Почему бывает зима и лето? | групповое помещение |
34 | май | 12.05.22 | 15.30 | учебное занятие | 1 | Как цветы дружат с солнышком | Территория МДОУ |
35 | май | 19.05.22 | 15.30 | учебное занятие | 1 | Солнечные часы | Территория МДОУ |
36 | май | 26.05.22 | 15.30 | Развлечение (открытое занятие ) | 1 | Путешествие в мир опытов и экспериментов | Территория МДОУ |
Приложение №1
Диагностическая карта (Мониторинг овладения детьми экспериментальной деятельностью)
Результаты освоения Программы за 202..-202… учебный год
Критерии детского развития Ф И ребенка | Имеет ярко выраженную потребность спрашивать у взрослых обо всём, что неизвестно | Часто задаёт вопросы, пытается искать на них ответы | Проявляет любопытство, задаёт первые вопросы. | К концу года начинает выполнять инструкции, содержащие 2 поручения сразу. Самостоятельно наблюдает простые опыты. | Выполняет инструкции, содержащие 2-3 поручения. Начинает самостоятельно выполнять простейшие зарисовки. Находит и отмечает различия между объектами. | Итог (оценивается в баллах) | ||||||
с | м | с | м | с | м | с | м | с | м | с | м | |
1. |
Показатели уровня овладения детьми экспериментальной деятельностью
Оценка ответов:
3 балла – средний уровень развития;
4 балла – уровень развития выше среднего;
5 баллов – высокий уровень развития.