Проект "Лето"
проект по окружающему миру

Городилова Любовь Владимировна

Проект "Лето"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_pro_leto.docx37.53 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение:

« Ефимовский детский сад комбинированного вида»

Проект

в группе компенсирующей

направленности: «Лучик»

на тему:

« Лето к нам пришло»

                                                Разработала: Городилова Л.В.______________________

                                                Согласовано: Зам. зав по УВР: Шпилина Ю.Г._________

п. Ефимовский 2019 год

Актуальность.

Лето – замечательная пора! Именно в этот период дети много времени проводят на воздухе. И очень важно так организовать жизнь дошкольников, чтобы каждый день приносил им что-то новое, был наполнен интересным содержанием, чтобы воспоминания о летнем времени, играх, прогулках, праздниках и развлечениях, интересных эпизодах из их жизни еще долго радовали детей. Летний отдых детей оказывает существенное влияние на укрепление организма, сопротивляемость заболеваниям, создание положительных эмоций.

Цель проекта:

· расширение представлений детей о лете, стимулирование познавательного интереса.

· обогащение и расширение представления детей о влиянии тепла, солнечного света на жизнь людей, животных, насекомых и растений.

Задачи проекта:

· создать условия, обеспечивающие охрану жизни и здоровья детей через использование природных факторов.

· воспитывать у детей любовь ко всему живому, желание беречь и защищать природу.

· развивать познавательный интерес, формировать навыки экспериментирования.

· расширять знания детей о сезонных изменениях в природе, о насекомых.

· воспитывать привычку повседневной физической активности.

· укрепление здоровья, развитие двигательной активности и приобщение к летним видам спорта.

· способствовать активному вовлечению родителей в совместную деятельность с ребёнком в условиях семьи и детского сада.

Предполагаемые результаты:

· обобщение знаний детей о лете, его признаках;

· пополнение словарного запаса;

· формирование активности и заинтересованности в образовательном процессе детей у родителей.

Вид проекта: краткосрочный (3 недели).

Тип проекта: информационно-творческий.

Участники проекта: дети группы «Лучик» ; воспитатель; родители.

Возраст детей: 4-7 лет.

Форма работы: индивидуальная, групповая.

Этапы проекта:

1 этап – организационный.

Получение сведений о первоначальном уровне знаний на тему «Лето», выявление «пробелов» в этой области. Постановка цели и задач, определение направлений, объектов и методов исследования, предварительная работа с детьми и их родителями, выбор оборудования и материалов. Методическое обеспечение проекта. Подбор художественной литературы. (с 27.05.19 – по 31.05.19)

2 этап – практический.

1.Познавательное развитие

-Занятие «Беседа о лете» (3.06.19)

-Работа с календарём погоды – развивать наблюдательность. Наблюдение за изменением под воздействием тепла растительного мира, за птицами на участке.(4.06.19)

-Рассматривание папки «Времена года». (5.06.19)

2.Социально-коммуникативное развитие

-Беседа «Как вести себя на прогулке в детском саду летом». (7.06.19)

-Пословицы и поговорки о природе. (12.06.19)

-Д/и «Назови весенние и летние месяцы», «Измени слово», «Назови одним словом», «Когда это бывает», «Времена года».(в течении проекта)

3.Физическое развитие

-П/и «У медведя во бору», «Краски», «Лохматый пес», «Солнышко и дождик», «Ловишки», «По кочкам», «Попади в корзинку», «Солнечные лучики», «1,2,3 к дереву беги», «Найди пару», «Море вонуется». (ежедневно в течении проекта)

-Закаливающие мероприятия : солнечные ванны, обтирание, песочные ванны.(ежедневно в течении проекта)

4.Речевое развитие

- Чтение рассказов К. Чарушина «Синичкин календарь», М. Пришвин «Календарь природы», Н. Сладков «Лесные жители», В.Бианки «Лесная газета» (ежедневно в течении проекта)

- Отгадывание загадок, прослушивание стихов . (11.06.19)

5.Художественно-эстетическое развитие

-Аппликация «Нарядные бабочки» (7.06.19)

-Рисование: «Радуга-дуга» (6.06.19)

-Лепка «На солнечной поляне» (14.06.19)

-Рисование «Солнечный денек» - рисунки на асфальте (13.06.19)

3 этап – заключительный.

-Развлечение: просмотр мультфильма «В гостях у лета» (3.06.19)

-Развлечение «Здравствуй, лето!» (10.06.19)

Предполагаемые результаты проекта:

· Знания детей расширились о сезонных изменениях в природе, о лете и его признаках, о растительном мире, насекомых.

· Словарь детей пополнился новыми словами.

· Накопление опыта передачи различных образов в рисунке.

Работа с родителями:

1. Консультации для родителей «Как одевать ребенка на прогулку летом».

ПРИЛОЖЕНИЕ

1.Конспект беседы о лете

Цель: обобщить и систематизировать представление о лете по основным, существенным признакам: продолжительность дня и ночи, температурные условия, явления погоды (гроза, радуга, молния), состояние растений (рост и цветение, созревание ягод и плодов), особенности жизнедеятельности животных в лесу. Уточнить представление о некоторых видах сельскохозяйственного труда летом. Учить устанавливать связь между комплексом условий (тепло, свет, влага) и состоянием растений и животных. Развивать связную речь, умение говорить ясно, понятно для окружающих. Воспитывать желание делиться своими знаниями и воспоминаниями со сверстниками.

Развивающая среда: иллюстрации о временах года, карты с изображением леса, поля, огорода, сада, карточки с изображением растений, букет цветов.

Содержание.

Воспитатель читает стихотворение Е. Трутневой:

Если в небе ходят грозы,

Если травы расцвели,

Если рано утром росы,

Гнут былинки до земли,

Если в рощах над калиной

Вплоть до ночи гул пчелиный,

Если солнышком согрета

Вся вода в реке до дна –

Значит, это уже лето,

Значит, кончилась Весна.

Предлагает вспомнить времена года. Напоминает, что каждое время года длится три месяца. Просит детей назвать летние месяцы. Что же за месяц – июнь? Какие приметы июня вы можете назвать? (можно использовать календарь погоды для характеристики летних примет.) Как сейчас выглядят леса, скверы, парки? Чем заняты и как ведут себя птицы, животные? Каких насекомых вам приходилось наблюдать? (Воспитатель уточняет, расширяет ответы детей). Верно, дети, июнь открывает лето, румянцем года его называют. В июне самые длинные дни, а ночи короткие – воробьиный шажок. Не успеет погаснуть вечерняя заря, как на востоке уже разгорается утренняя заря. За длинный день и короткую ночь июнь называют светозаром. За богатство красок и цветов его зовут разноцветом. Лиловые колокольчики, белые ромашки, желтые купальницы – каких только красок не увидишь на июньской лужайке! В высоких травах стрекочут кузнечики. Над

цветущим лугом летают пчелы и бабочки. Мы с вами часто наблюдали на участке за божьей коровкой, муравьями. Летом всюду много птиц. В июне у пернатых начинают появляться птенцы, они вскармливают их. Много летом хлопот и у зверей. Хотя вокруг достаточно корма, беззаботных дней в эту пору нет. Надо кормить и охранять своих детенышей, затем учить их добывать себе корм.

Запомни: здоровых зверьков и птенцов никогда не бери из леса!

Вопросы:

1. Какой же месяц приходит на смену июню?

2. Что вы знаете об июле? 3. Как светит солнце в это время года? 4. Какая вода в реке?

5. Какие осадки выпадают летом?

6. Что вам приходилось наблюдать на небе после дождя?

7. Какие работы приходится выполнять людям в огороде, садах, полях?

Июль – середина лета. Стоят жаркие, тихие дни. Прольется крупный теплый дождь – и опять жара. На небе часто появляется радуга: солнце светит сквозь падающий дождь, лучи его проходят через дождевые капли и на небе напротив солнца возникает необычная цветная дуга. Чем крупнее дождевые капли, тем ярче радуга. За частые грозы июль называют грозовиком, а за жаркие дни – жарником. В полях отцветают хлеба, но еще цветет гречиха и подсолнечник, на лугах – сенокос. В лесу и в саду поспевают ягоды. Упадут на землю тяжелые росы – пора за грибами в лес отправляться: сыроежками, маслятами, подберезовиками. В садах, огородах много работы: прополка,

окучивание, полив. Что необходимо для роста растений именно летом? (Тепло – солнце ярко светит , влага – теплые летние дожди, воздух.)

После июля наступает последний месяц лета август. Август – хлебосол, припасиха. Как вы думаете, за что люди называли так этот месяц? Каким трудом занимаются люди в августе в садах и огородах? Как ведут себя в августе звери, птицы? Какие изменения произошли в погоде?

В августе лето пошло на убыль. Дни стали короче. В августе они еще жаркие, а ночи уже прохладные. На деревьях появляются первые, желтые листочки. В садах поспевают фрукты, в огородах – овощи. Начинается уборка урожая. Убирают с полей рожь, пшеницу, овес. Запахи у августа не те, что в июле, в садах пахнет спелыми яблоками, а в лесу – грибами. Животные начинают готовиться к зиме: белки сушат грибы, бурундуки запасают орешки в зимних кладовках. Медведь усиленно питается и накапливает жир. Готовятся к отлету и птицы: ласточки, грачи, журавли.

2.Развлечение «ЗДРАВСТВУЙ, ЛЕТО! »

Цели: развивать творческое воображение; способствовать развитию интереса к окружающему миру; воспитывать любовь к природе.

Действующие лица: Ведущий (взрослый), Лето (взрослый) .

Ход мероприятия

Ведущий. Дети, я приглашаю вас на летний праздник. Мы с вами будем встречать Лето. Давайте его позовем. Лето, приходи! (Дети вместе с ведущим зовут Лето.)

Лето (выходит). Меня вы узнали?

Я - Красное Лето.

Лучами веселыми

Лето согрето.

Ребенок 1.Здравствуй, лето! Здравствуй, лето!

Ярким солнцем все согрето!

В лес зеленый побежим,

На полянке полежим.

Ребенок 2.Здравствуй, ягода лесная!

Здравствуй, белка озорная!

Снова лето к нам пришло!

Это очень хорошо!

Ведущий. Здравствуй, Лето! Мы тебя долго ждали. Что ты мам в подарок принесло?

Лето. Несу вам в подарок

Мячи и игрушки.

Цветные шары,

Для забав погремушки.

Играйте, ребятки,

На даче, на речке,

В саду, во дворе

И на теплом крылечке.

Ведущий. Спасибо тебе, Лето.

Ведущий. Лето, а что ты еще деткам в подарок принесло?

Лето. Принесло я вам теплые деньки, хорошую погоду, лучистое солнышко.

Ведущий. Наши детки любят на солнышке греться.

Ребенок 3. Всех на праздник мы зовем,

Потанцуем и споем,

В синеву, в синеву.

Песенка, лети! Веселей, веселей,

Солнышко, свети!

Ребенок 4. Очень добрым, очень светлым

Золотистым ясным днем

Мы поедем в гости к лету,

В гости к солнышку пойдем.

Ребенок 5. Земляничкой и цветами

Встретят нас и лес, и луг,

Наши песни вместе с нами,

Будут птицы петь вокруг.

Ведущий. Итак, в путь! В гости к лету.

Песня «Лесная прогулка» сл. Викторова, муз. Титаренко.

Дети читают стихи:

1. Рано утром яркий лучик

Зазвенит в густой траве,

Речка плавать нас научит,

Ветер — бегать по траве.

2. Что "такое лето?

Это много света,

Это поле, это лес,

Это тысяча чудес,

Это в небе облака,

Это быстрая река,

Это яркие цветы,

Это синь высоты.

Это в мире сто дорог

Для ребячьих быстрых ног.

Ведущий. Летом на лужайке от солнышка цветочки растут. Летом на лужайке детки венки плетут.

Лето. Расцветали на лужайке голубые цветики,

Собирали малыши пышные букетики.

Песня «Цветы» сл. народные, муз. Бахутовой.

Лето. Вот теперь действительно можно сказать, что это — самое веселое и красивое место в моих владениях — Цветочная поляна. Нравится вам здесь?

Ребята. Нравится!

Лето. Посмотрите, сколько здесь цветов. А вы их, ребята, знаете? Я буду описывать внешний вид цветов, а вы отгадайте, какой это цветок. Найдите его на полянке.

1. На лугу и в поле

Мы его встречаем,

Лепесточки белые

Мы на нем считаем.

Сердцевинка желтая

У цветка того,

Будто крошка-солнышко

Забралось в него. (Ромашка)

2. Колосится в поле рожь,

Там во ржи цветок найдешь,

Хоть не красный он, а синий,

Все ж на звездочку похож! (Василек)

3. Четыре ярко-красных

Блестящих лепестка,

И зернышки в коробочке

У этого цветка.

За зернышками этими

Ты бегал в огород,

На грядке в огороде

Такой цветок растет. (Мак)

4. То фиолетовый, то голубой.

Он на опушке встречался с тобой.

Звонким названием он наделен,

Посмотришь — подходит название это,

Но никогда нам не слышался звон

Из голубого лесного букета. (Колокольчик)

5. Есть один такой цветок,

Не вплетешь его в венок,

На него подуй слегка,

Был цветок — и нет цветка! (Одуванчик)

Лето. Молодцы, справились с моим заданием!

Ребенок. В поле – красная гвоздика,

Красный клевер, погляди – ка,

И лесной шиповник летом

Весь осыпан красным цветом…

Видно, люди не напрасно

Называют лето красным!

Лето. А теперь давайте поиграем.

Проводится игра «СОСТАВЬ БУКЕТ».

На полу (поляне) разбросаны лепестки цветов: ромашек, васильков, полевой гвоздички и др. По команде участники игры должны собрать букеты из этих цветов (разложить правильно на полу букет из ромашек, букет из васильков и т. д.) .

Ведущий. Лето, как хорошо с тобой. Можно на речке купаться, можно в озере плескаться и на солнышке загорать.

Дети читают стихи

Ребенок.Солнышко лучистое смотрит к нам в окно,

Смотрит в нашу комнату, хочет знать оно,

Чем мы занимаемся, дружно ли живем,

Может мы балуемся, может книжки рвем.

Ребенок.Солнышко лучистое смотрит с высоты,

Видит, что как следует политы цветы,

Что в порядке книжки, чисто прибран стол,

Что доволен завтраком озорной щегол.

Солнышко не хмурится, с нас не сводит глаз,

Потому что солнышку нравится у нас.

Ребенок.И облако, и зернышко,

И дерево, и дом —

Всех награждает солнышко

И светом, и теплом.

Взойдет оно над рощицей,

Глаза открыв едва,

И вот уже полощется

И шепчется листва.

Ребенок.И вот уж птичьи песенки

Слышны и здесь и там,

И белки, как по лесенке,

Взбегают по ветвям.

Ребенок.Наверно, очень радостно

Таким, как солнце, быть.

И сразу — дождь и радугу

Уметь легко дарить.

Ведущий. Замечательная пора – лето! Все дети его любят. Много интересного летом в деревне! А еще дети летом занимаются спортом.

Ребенок. Каждый день по утрам

Делаем зарядку.

Очень нравится нам

Делать по порядку.

Весело шагать.

Руки поднимать.

Приседать и вставать.

Бегать и скакать.

Ведущий. Здоровье в порядке?

Все дети. Спасибо зарядке!

Ребенок. С кем, ребята, вы дружны?

Знать об этом все должны!

Дети. Солнце, воздух и вода —

Наши лучшие друзья!

Ребенок. Лето, лето, много света,

Много солнечных лучей.

На простор из душных комнат

Выходите поскорей!

Ребенок. Мы стали загорелыми,

Проворными и смелыми.

Все — на отдых! Все — на воздух!

Все на солнце загорать,

Обливаться, закаляться,

Физкультурой заниматься

Крепкой сменой подрастать.

Ведущий. Молодцы, ребята, давайте поиграем с Летом в веселую игру «Ловишка».

ИГРА «ЛОВИШКА»

Детям раздаются ленточки, которые прикрепляются к поясу ребенка сзади. Произносится текст:

Мы — веселые ребята,

Любим бегать и играть,

Ты попробуй нас догнать!

Дети разбегаются, ловишка (Лето) догоняет детей и забирает у них ленточки.

После слов взрослого «Раз, два, три, в круг беги! » дети собираются в круг и подсчитывают, сколько ловишка собрал ленточек.

Лето. Молодцы, ребятки! Какие у вас игры веселые! Но пришла пора прощаться с вами.

Ведущий. Давайте, ребятки, скажем Лету Красному «спасибо».

Лето. Хорошо с вами, детки, поиграть, поплясать, песенки попеть, да пора мне идти дальше - везде меня ждут, везде встречают. А вам желаю летом загореть, побывать на лужайке, на речке., а еще на прощанье дарю вам мыльные пузыри.

Дети: Спасибо!

Ведущий. Рады мы тебе, Лето Красное, счастливой тебе дороги.

Лето. До свидания! (Уходит.)

Ведущий. А у нас с вами, ребятки, целое лето впереди! И давайте споем все вместе песенку про дружбу, и пойдем играть с мыльными пузырями.

Песня «Песенка друзей»

3.Пословицы и поговорки о лете

Пословицы и поговорки о самом весёлом и жарком времени года – пословицы и поговорки о лете. Пословицы и поговорки про солнце, про зелёную травку, про летний тёплый дождик, пословицы и поговорки о летней природе, пословицы и поговорки про август, пословицы и поговорки про июнь, про июль.

Пословицы и поговорки про лето

Август — густарь, страды государь.

Август — разносол, всего вдоволь.

Август крушит, да после круглит.

Август-ленорост припасет холст.

Бог с рожью, а черт с костром.

В августе мужику три заботы: и косить, и пахать, и сеять.

В августе серпы греют, вода холодит.

В июле на дворе пусто, а в поле густо.

В июле солнце без огня горит.

В июле хоть разденься, а все легче не станет.

В июне день не меркнет.

В июне заря с зарей сходится.

В летнюю пору заря с зарей сходится.

В цвету трава — косить пора.

Дважды лета в году не бывает.

День летний — год кормит.

До Ильи мужик купается, а с Ильи с рекой прощается.

До Ильина в сене пуд меду, после Ильина — пуд навозу.

До Ильина дни дождь — в закорм, а после Ильина дни — из закорма.

Дождливое лето хуже осени.

Если гроза — сена будет за глаза..

Знойный июнь — на рыбалку плюнь.

Июль — краса лета, середка цвета.

Июль — макушка лета, декабрь — шапка зимы.

Июньские ночи воробьиного носа короче.

Каково лето, таково и сено.

Красное лето — зеленый покос.

Летний день год кормит.

Летний день за зимнюю неделю.

Лето бурное — зима с метелями.

Лето дождливое — зима снежная, морозная.

Лето идет вприпрыжку, а зима — вразвалку.

Лето крестьянину — отец и мать.

Лето прошло, а солнце не обожгло.

Лето работает на зиму, а зима — на лето.

Лето родит, а не поле.

Лето сухое, жаркое — зима малоснежная, морозная.

Летом всякий кустик ночевать пустит.

Летом грозы — зимой морозы.

Летом дома сидеть — зимой хлеба не иметь.

Летом пролежишь, зимой с сумой побежишь.

Май — радость, а июнь — счастье.

Не моли лета долгого, моли лета теплого.

Не топор кормит мужика, а июльская работа.

Не тягаться росе с солнцем.

Рожь две недели зеленеет, две недели колосится, две отцветает, две наливает, две подсыхает.

Роса да туман живут по утрам.

С косой в руках погоды не ждут.

Солнце летом греет, а зимой морозит.

Солнцеворот вершит поворот.

Счастливы те поля, на которые летний дождь выпадает в пору.

Сырое лето и теплая осень — к долгой зиме.

Тут дождя просят, а он идет, где косят.

У каждого дня свои заботы.

             Консультация для родителей «Как одевать ребенка летом»

   Прогулка является надежным средством укрепления здоровья и профилактики утомления. Пребывание на свежем воздухе положительно влияет на обмен веществ, способствует повышению аппетита, усвояемости питательных веществ, особенно белкового компонента пищи. Пребывание детей на свежем воздухе имеет большое значение для физического развития. Прогулка является первым и наиболее доступным средством закаливания детского организма. Она способствует повышению его выносливости и устойчивости к неблагоприятным воздействиям внешней среды, особенно к простудным заболеваниям. Во время пребывания на свежем воздухе легкие очищаются от аллергенов и пыли, благодаря этому улучшаются функции верхних дыхательных путей и слизистой носа.

   Наконец, прогулка — это элемент режима, дающий возможность детям в подвижных играх, трудовых процессах, разнообразных физических упражнениях удовлетворить свои потребности в движении. Если прогулка хорошо и правильно организована, если она достаточна по длительности, дети реализуют в ней около 50% суточной потребности в активных движениях. Сокращение времени пребывания на воздухе создает дефицит движений.

      Также прогулка способствует умственному воспитанию. Во время пребывания на участке или на улице дети получают много новых впечатлений и знаний об окружающем: о труде взрослых, о транспорте, о правилах уличного движения и т. д. Из наблюдений они узнают об особенностях сезонных изменений в природе, подмечают связи между различными явлениями, устанавливают элементарную зависимость. Наблюдения вызывают у них интерес, ряд вопросов, на которые они стремятся найти ответ. Все это развивает наблюдательность, расширяет представления об окружающем, будит мысль и воображение детей.

      Прогулки с ребенком должны быть каждый день и в любую погоду. Вас не должны пугать ветер, дождь, холод или жара. Ребенок должен со всем этим сталкиваться, чтобы в дальнейшем не возникало «сюрпризов» в виде простуды при первом же ветре и прочего.

Как одевать ребенка на прогулку?

   Летом одежда должна быть из легких тканей, хорошо впитывающих и легко отдающих влагу. Ребенок легко перегревается и переохлаждается, поэтому ему нужно создать состояние теплового равновесия, которое достигается правильно подобранной одеждой. Последнее особенно важно, если ребенок, гуляя, много двигается. Не забывайте и о том, что двигательная активность детей на прогулке значительно выше, чем у взрослых. Поэтому одевайте ребенка так, чтобы, если жарко, вы могли что-то снять или если наоборот прохладно, возьмите с собой какую-то кофточку. Выбирая детскую одежду, ориентируйтесь на то, чтобы ребенок на прогулке не был стеснен в движениях, чтобы ему было удобно бегать, прыгать, подниматься после падений, крутить головой. Детская одежда должна быть не только красивой, но и удобной и практичной! Прогулки с детьми летом сопровождаются одним слоем одежды. Прогулки с детьми летом старайтесь устраивать не в самую жару, но и выходя на улицу утром и вечером на улице достаточно жарко. Поэтому выбирайте дышащие ткани, лучше всего хлопчатобумажные. Не поддевайте майку, достаточно будет тоненькой футболки или сарафанчика. Под сандалики надевайте тоненькие льняные носочки. Без носков ребенок может натереть ножки.

Признаки перегрева ребёнка.

— Первый признак перегрева — жажда, то есть ребенок просит пить;

— слишком теплая, почти горячая спина и шея;        

— очень теплые руки (руки и ноги, это такие специальные части тела, которые должны быть, по причине особенностей кровообращения, «комнатной» температуры).

 Нельзя гулять!

— Нельзя гулять, когда ребенок болен (высокая температура, слабость, боль, тем более, если болезнь заразна, чтобы не заражать других людей.

— Но в период выздоровления гулять можно и нужно. Свежий прохладный воздух способствует выздоровлению. Особенно при болезнях дыхательных путей. Так как он способствует разжижению слизи. На улице ребенок будет эффективно кашлять, отхаркивая мокроту. Это хорошо, и не является признаком ухудшения его состояния!

 Плюсы прогулки:

+ повышает приспособляемость и работоспособность организмов и систем растущего организма;

+ содействует закаливанию организма, профилактике простудных заболеваний;

+ формирует здоровьесберегающее и здоровьеукрепляющее двигательное поведение;

+ формирует правильные навыки выполнения основных движений, важных элементов сложных движений;

+ идет ускоренное развитие речи через движение;

+ воспитывает положительное отношение к природе, чувство ответственности за состояние окружающей среды и природы в целом;

+ развивает способность отмечать и производить первичный анализ сезонных изменений в жизни окружающей среды.

 

     Каждый ребенок должен как можно больше бывать на свежем воздухе – это совершенно необходимо для его здоровья. Прогулка – это замечательное время, когда взрослый может постепенно приобщать малыша к тайнам природы – живой и неживой, рассказывать о жизни самых различных растений и животных. Это можно делать везде и в любое время года – во дворе городского и сельского дома, в парке, в лесу и на поляне, возле реки, озера или моря. Гуляйте больше со своими детьми и получайте от прогулок как можно больше удовольствия.

Литература:

1.Веракса Н. Е. «Организация проектной деятельности в детском саду»//Современное дошкольное образование: теория и практика. -2008.-№3.-с. 26-33

2.Луконина Н., Чадова Л. «Физкультурные праздники в дет. саду», Москва «Айрис-Пресс»/2004 г.

3.Хромцева Т.Г. «Воспитание безопасного поведения дошкольников на улице», Москва «ЦПО»/2007

4. Мои первые поделки / А. Г. Красичкова. – М.: АСТ: Астрель: Полиграфиздат, 2011. – 160с.: ил.

5.Наши любимые праздники / сост. М. В. Юдаева. – М.: «Самовар», 1990. – 96 с.

6. Мулько И.Ф. «Развитие представлений о человеке в истории и культуре», Москва «Сфера»/2004 г

7.«Ребёнок в детском саду», журнал № 4/2003 г.

8.Алябьева Е.А. «Нравственно-этические беседы и игры с дошкольниками», Москва «Сфера»/2004 г

9.Васильева, Веракса, Комарова: От рождения до школы. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования.