НОД "Осень"
план-конспект занятия по окружающему миру (средняя группа)

Горбунова Юлия Алексеевна

НОД "Осень"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 4.docx23.51 КБ

Предварительный просмотр:

     Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад с. Алексеевка Базарно-Карабулакского муниципального района

Саратовской области»

Методическая разработка НОД на тему:

«Осень»

в средней  группе (от 4 до 5лет)

Подготовила: Горбунова Юлия Алексеевна

воспитатель

-2021-

Возрастная группа: средняя группа (от 4 до 5лет)

Тема : «Осень»

Направление образования и развития (образовательная область): познавательное развитие , художественно-эстетическое развитие

Цель: Создать условия  для формирования представлений об осени, на основе ознакомления с существенными признаками сезона.

Образовательные:

- формировать представление  детей об осени; умение четко  отвечать на  вопросы,  описывать   сюжетные картины.

Развивающие:

           - развивать  связную  речь   детей,  логическое  мышление,  память;  развивать            творческое   воображение  при  изготовлении коллективной  поделки

Воспитательная: 

- содействовать воспитанию   наблюдательности, аккуратности, любови      к природе родного края.

Виды деятельности: игровая, коммуникативная, познавательно -исследовательская, двигательная, музыкальная.

Формы реализации детских видов деятельности: беседа, вопросы, ответы, художественное слово,  подвижная и дидактическая игра.

Формы организации: фронтальная.

Оборудование и материалы: ветка  дерева;  репродукции картин;  картонные    листья  клена  с  загадками;  большой  конверт  с письмом;   муляжи  овощей  и  фруктов;  две  корзинки;   «банка»   из    картона;     гуашь  (красная,  желтая,  черная);   кисти; тряпочки;  баночка   с   водой;   кусочек   ткани;   ленточка;   музыкальное    сопровождение;   костюм  зайчика;  яблоки.  

Предварительная работа:

изучение темы «Осенние явления в природе» по познавательному развитию; наблюдения за   изменениями в природе на прогулках ; наблюдения за деятельностью человека осенью; рассматривание и обсуждение иллюстраций и репродукций картин художников; словарная работа с определением «золотая осень»; разучивание стихотворений и игры «Зайка».


Ход НОД

I. Вводная часть.

 Дети сидят на стульях полукругом. Рядом стоит ветка дерева. Неожиданно открывается дверь, воспитатель, исполняющий роль почтальона, приносит большой конверт, в котором лежит письмо и картонные листья клена с загадками.

-  Ребята, интересно, от кого этот конверт. Посмотрим (вскрывает конверт). Тут написано: «От зайцев из леса детям средней группы». В конверте письмо.

«Здравствуйте, дорогие ребята. У нас в лесу время золотой осени. Как красиво кругом! Но у нас в лесу возник спор. Подскажите нам, пожалуйста, какое время года придет на смену осени: лето или зима. Заранее спасибо. Зайцы».

- Что же нам ответить зайчикам? Какое время года придёт на смену осени? (Скоро наступит зима, на улице станет очень холодно и голодно, ударят морозы,  землю укроет снег). Правильно, так мы и напишем

 II. Основная часть.

 (Берет конверт, из него выпадают листья из картона с загадками). Ой, что это? Да это же кленовые листочки с загадками. Это, наверно, зайцы напоминают нам об уходящей осени. Давайте отгадаем эти загадки.

1. Листья желтые кругом.

    Все промокло под дождем.

    Заскучала детвора,

    Что за скучная пора? (Осень)

2. Падают с ветки золотые монетки. (Листья)

3. Белка я, живу в лесу.

    У меня пушистый мех.

    Я грибок в дупло несу,

    Шишку и лесной … (Орех)

4. Стоял на крепкой ножке, теперь лежит в лукошке. (Гриб)

5. Серый зайчик ликовал,

    Сам себя нахваливал:

    Вот какой я ловкий,

    Раздобыл … (Морковку)

- Молодцы, умеете разгадывать загадки. Давайте украсим это деревце яркими листочками (5 детей выходят и вешают листочки).

- Посмотрите, как красиво получилось. Настоящая золотая осень! Интересно, почему раннюю осень так называют? (листья красные, желтые, оранжевые, коричневые – похоже на золото).

- Да, верно. Посмотрите на осенние картины (показ иллюстраций об осени).

- О золотой осени написано много стихотворений. Кто из вас может рассказать стихотворение? (Ребенок рассказывает стихотворение.)

Осень

                                Осень на опушке краски разводила.

                                По листве тихонько кистью проводила.

                                Пожелтел орешник и зарделись клены.

                                В пурпуре осеннем даже дуб зеленый.

                                Утешает осень: не жалейте лето,

                                Посмотрите, роща золотом одета!

- Молодец!

- Ребята, а хорошо ли вы знаете приметы осени? Чтобы это узнать, мы поиграем в игру «Да или нет». На мои вопросы вам надо отвечать «да» или «нет».

Игра «Да или Нет»

Осенью цветут цветы?

Осенью растут грибы?

     Тучки солнце закрывают?

      Холодный ветер задувает?

А листочки опадают?

     Ну а птицы гнезда вьют?

А насекомые летают?

    Звери норки закрывают?

 Урожай все собирают?

 Птичьи стаи улетают?

       Часто-часто льют дожди?

                                                            Достаем ли сапоги?

             Солнце светит очень жарко?

     Можно детям загорать?

        Ну, а что же надо делать?

         Куртки, шапки доставать!

- Верно, значит,  деревья к зиме подготовились: листву сбросили и заснули до весны. А вот есть деревья, которые и зимой стоят зеленые. Какие это деревья? (Это елка и сосна). Птицы улетели на юг. А все ли из них улетели? (Только перелетные: ласточки, стрижи, гуси, лебеди, журавли). А какие птицы остались? (Зимующие: вороны, галки, сороки, воробьи. Они прилетели поближе к человеческому жилью).

- А что же осенью делают звери в лесу? (Готовятся к зиме) Как к зиме готовится белочка? (Подготовила теплое дупло, запасла орехи, шишки, грибы. Поменяла рыжую шубку на более густую серую).

- Кто из вас помнит стишок про белочку? (Ребенок рассказывает стихотворение).

Белочка

Рыжая белочка с рыжим хвостом

Маленький рыжик нашла под кустом.

Маленький рыжик она засолила:

В банку большую его положила.

Белке теперь не страшны холода:

Есть у нее на всю зиму еда.

-Умница! А что осенью делают ежик и медведь? (Ложатся спать до весны).

- Правильно. А волк и лиса тоже спят? (Нет, они ходят по лесу и ищут еду).

- Верно. А зайцы как-нибудь готовятся к зиме? (Они меняют серую шубку на белую, чтобы их не было видно на снегу.)

Динамическая пауза.

- Молодцы. Я вам предлагаю поиграть в игру «Зайка»

Зайка серенький сидит и ушами шевелит.

                  Вот так, вот так (сидят в круге, шевелят пальцами).

       Зайке холодно сидеть, надо лапочки погреть.

                                           Вот так, вот так (хлопают в ладоши).

      Зайке холодно стоять, зайке надо поскакать.

                                           Вот так, вот так (скачут на месте).

                                       Зайку волк напугал, зайка тут же убежал. (Побежали на места).

- Итак, природа подготовилась к долгой зиме. А что же осенью делали люди? (Собирали урожай хлеба, овощей и фруктов. Собирали грибы, орехи. Делали заготовки: варенья, компоты, соленья и т. п.)

- А  умеете ли вы различать овощи и фрукты? А может, кто-то будет варить щи из яблок, а варенье из капусты?

- Нет? Вот мы сейчас это и проверим с помощью игры!

Игра «Две корзины»

- Вам нужно быстро и правильно разложить овощи и фрукты в две корзины. Один из вас собирает овощи, а другой фрукты. Начали.

- Молодцы, справились с заданием. Я предлагаю вам самим сделать заготовку на зиму -  приготовить «яблочный компот».

 «Яблочный компот»

- Нам понадобится «банка» из картона; красная, желтая, черная гуашь; кисточка; половина яблока; кусочек ткани и ленточка. Намазываем половинку яблока красной и желтой красками и делаем на «банке» отпечатки. Затем подрисуем зернышки. Горлышко нашей банки обмотаем тканью и завяжем ленточкой. «Яблочный компот» готов! Красота!

Ш. Заключительная часть.

 В группу вбегает мальчик в костюме зайца и раздает детям яблоки – лесное угощение. 

Зайка:  «Это вам от нас, зайцев, в благодарность за ответ на наше письмо».

- Спасибо, зайчик.  Кто мне назовет,  по каким  признакам мы определяем осень. А что вам больше всего нравится осенью? Какое время года придет на смену осени.