ООД "Краски осени" (старший дошкольный возраст).
опыты и эксперименты по окружающему миру (старшая группа)

Пеева Наталья Владимировна

Организованная образовательная деятельность.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kraski_oseni_3.docx27.66 КБ

Предварительный просмотр:

Детский сад «Березка», филиал Детского сада «Светлячок»

Организованная образовательная деятельность

«Краски осени»

(старший дошкольный возраст 5-6 лет)

Воспитатель Пеева Н.В.

Задачи:

  • Закрепить приметы поздней осени.
  • Обогатить словарный запас детей прилагательными, развить умение отвечать на вопрос полным ответом.
  • Дать представление об овощах, как о природных красителях через проведение опытов.
  • Развивать художественно–творческие способности детей в продуктивной деятельности.

Виды деятельности:

игровая, двигательная, коммуникативная, речевая, познавательно–исследовательская, продуктивная.

Материал:

1. Книжка «Осенние рассказы».

2. Проектор (слайды осени).

3. Сундучок.

4. Демонстрационный материал: картинка «осеннее солнце», ленточки черная и желтая разной длины, зонтик голубого цвета (капли дождя и снежинки), снежинка, картинка «дерево без листьев, листья под деревом», картинка «птицы, летящие клином», куртка, шапка, варежки.

5. Приглашение осени.

6. Карточки с цифрами (тыква, морковь, свекла, кисточка, картошка с крахмалом) по количеству детей.

7. Подносы, лупы, пластмассовые стаканчики,  кисточки, бумага для рисования, пипетки, дипломы по количеству детей.

8. Овощи: тыквы, картошка; морковный, свекольный сок по количеству детей.

Литература:

  1. Е.А. Алябьева, Итоговые дни по лексическим темам. Творческий центр, Москва 2006.
  2. Е.А. Мартынова, И.М. Сучкова, Организация опытно-экспериментальной деятельности детей от 2-7 лет. Издательство «Учитель», 2009.
  3. А.В. Печерора, Развивающие игры для дошкольников. Москва «Вако»,  2008.

Ход образовательной деятельности:

Приветствие

Придумано кем - то просто и мудро

При встрече здороваться: Доброе утро!

Доброе утро! Солнцу и птицам!

Доброе утро! Улыбчивым лицам!

И каждый становиться добрым доверчивым

Пусть доброе утро длиться до вечера

Воспитатель:
 – Ребята, скажите, какое настроение у каждого из вас? (весёлое, хорошее, радостное, доброе и т.д.).

- Я очень рада! С хорошим настроением я   приглашаю вас послушать внимательно рассказ-загадку и ответить на вопрос – о каком времени года идет речь? Присаживайтесь, пожалуйста!

Отрывок из рассказа О.Иваненко «Спокойной ночи» (зачитывает воспитатель).

«В лесу шуршали листья, и казалось, что будто кто - то ходит под кленами и березами

там, где пройдет, листья краснеют и золотятся. Теперь и не узнать родного леса, родной полянки, родного озера. Цветы увяли и засохли, трава потемнела. Все были заняты, все готовились к приходу зимы. Птицы снимались с мест, и стаями летели к теплым синим

морям»

- Ребята вы догадались, о каком времени года идет речь? (об осени).

- Осень всегда бывает одинаковая?

1. Слайд «ранняя осень»

 - Опишите эту осень!(…………………………..)

2. Слайд «золотая осень».

-Опишите эту осень! (……………………………)

3. Слайд «поздняя осень».

-Опишите осень на слайде (……………………)

-Действительно, осень бывает разной (ранняя, золотая, поздняя).

-Назовите осенние месяца? (сентябрь, октябрь, ноябрь).

- Правильно, ребята молодцы. В старину люди называли:

Сентябрь-рябинник (появляется в это время рябина).

Октябрь -листопадник (опадают листья).

Ноябрь – зимник (становиться холодно как зимой).

-Какая осень больше подходит к прослушанному рассказу-загадке (поздняя).

-Поиграем!?

Игра «Достань из сундучка».

Правила: предмет из сундучка нужно связать с осенью. Ребенок выбирается считалочкой

Дети достают предметы из сундука по очереди. (Например, - «Маша достань, пожалуйста, предмет из сундука. Как связать этот предмет с осенью?»)

ПРЕДМЕТЫ ИЗ СУНДУЧКА:

1. Картинка «осеннее солнце» (солнце мало светит и греет).

2. Желтая и черная  ленточки разной длины (день становится короче, ночь – длиннее).

3. Зонтик голубого цвета с каплями дождя и снежинками (часто идут холодные дожди, бывает дождь со снегом).

4. Снежинка (по ночам бывают заморозки).

5. Дерево без листьев, листья под деревом (деревья стоят «голые», листья опали).

6. Птицы, летящие клином (птицы улетели в теплые края).

7. Куртка, шапка, варежки (люди одевают теплую одежду, головные уборы, теплую обувь, варежки).

Рефлексия:
- Молодцы ребята, вы правильно назвали признаки поздней осени. А как вы думаете, какая сейчас осень? (поздняя). Какой сейчас осенний месяц? (ноябрь).  Стало холодно, выпадает снег. Люди одели теплую одежду. На календаре поздняя осень, а погода похожа на зимнюю.

Динамическая пауза «Зонтик».

- Скоро закончится осень! Много радостных, ярких красок принесла она нам. 
- Какие краски осени вы можете мне назвать?
красную: листья, помидоры, ягоды;
желтую: листья, репа, кабачок, дыня;
зеленую: капуста, огурец, кабачок, яблоки;
оранжевую: тыква, морковь, листья;
коричневую: картошка, листья, лук;

бордовую: свекла, вишня, слива.


МОЛОДЦЫ!
- Ребята
 осень нас пригласила в лабораторию красок.
- Ребята вам интересно побывать там?
(Дети подходят к столам, где лежат карточки)

НА СТОЛЕ ЛЕЖАТ КАРТОЧКИ С ЦИФРАМИ

- Какой-то не порядок!

- Разложите цифры по порядку.

- Вот теперь все в порядке!

Карточка № 1 Исследование строения тыквы с помощью лупы проведем первый опыт, что изображено на обратной стороне карточке.

Рассмотрите тыкву снаружи:

- Какой формы тыква?

- Какая тыква по размеру?

- Какого цвета?

- Какая тыква на ощупь?

Рассмотрим тыкву внутри:

- Возьмите лупы, рассмотрите дольки тыквы на срезе.
- Какая тыква внутри? (душистая, волокнистая, сочная, ароматная, с семенами и т. д.).
- А для чего нужна тыква? (полезный овощ,  из тыквы получают различные блюда).

Молодцы ребята, вы много рассказали о тыкве. Тыква - королева осени! Своим цветом она радует осень.
Карточка № 2
проведем второй опыт, что изображено на обратной стороне карточки.
- Какая жидкость в этих стаканах, как вы думаете? (сок морковки, сок свеклы)
- Как вы догадались?

- А как получили сок из свеклы и моркови? (через соковыжималку или натереть на терке и отжать через марлю).

- Какого цвета сок моркови? (оранжевый)
- Какого цвета сок свеклы? (бордовый)

- Для чего нужны свекла и морковь? (полезные овощи, насыщенные различными витаминами, которые необходимы для здоровья и роста).

- Где используют сок? (в питании, как природный краситель)

В моркови и свекле есть красящие вещества.

- Если это природный краситель, как мы можем использовать сок? (подсказка у вас на карточке изображена, нарисовать  соком что-нибудь, в старину не было красок, люди окрашивали одежду природными красителями).

- Ребята, осень предлагает нарисовать фрукты и ягоды морковным и свекольным соком (апельсин, банан, лимон, яблоко, вишня, слива, смородина и т. д.).

Замечательно ребята вы много рассказали о свекле, моркови. Они полезны для здоровья. Осень одарила нас оранжевой, желтой, бордовой красками.

Карточка № 3

Опыт с картофелем, что изображено на обратной стороне карточке.

- Какой картофель по форме? (Круглый, овальный)

- Какой картофель на ощупь?

- Какой картофель по размеру?

- Как используют картофель в пищу?

Возьмите нарезанные кольца картофеля и капните  капельку йода из пипетки на кольцо картофеля.

Что произошло? (Картофель стал фиолетовым).

В картофеле находится крахмал, под воздействием йода он поменял цвет.

Показ крахмала детям.

Молодцы ребята, интересный опыт получился.  Фиолетовую краску нам осень принесла.
М
ы справились с опытами, рассмотрели разные краски осени.

Рефлексия:
Рассказывания детей:  «Чем осень хороша?»

Что вам понравилось в нашей работе?

Что вы узнали нового и интересного об осени?

А какие красивые слова вы могли бы сказать про осень? (золотая, красивая, красочная, дождливая, ранняя, ласковая, интересная, поздняя, замечательная, разноцветная, дождливая, снежная, очаровательная и т. д.).

Вы, ребята молодцы, столько знаете об осени; из ваших ответов я поняла, что осень вам нравится. Осень вам дарит диплом «Юного исследователя».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тема недели краски осени старшая группа речевое развитие

Тема недели краски осени старшая группа речевое развитие...

Тема недели "Краски осени" старшая группа физическое развитие

Тема недели "Краски осени" старшая группа физическое развитие...

Тема недели "Краски осени" старшая группа познавательное развитие

Тема недели "Краски осени" старшая группа познавательное развитие...

Тема недели "Краски осени" старшая группа художественно - эстетическое развитие

Тема недели "Краски осени" старшая группа художественно - эстетическое развитие...

Тема недели "Краски осени" старшая группа Социально - коммуникативное развитие

Тема недели "Краски осени" старшая группа Социально - коммуникативное развитие...

«Проект "Краски осени" старшая группа»

Данный проект позволяет в условиях воспитательно-образовательного процесса расширить и укрепить знания детей о сезонных изменениях в природе в осенний период, и применения приобретённых знаний с творч...