Проект "Экспериментирование"
проект по окружающему миру (младшая группа)

Сур Марина Владимировна

для младшей группы

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_eksperimentirovanie_.docx34.01 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №6 – центр развития ребенка»

Педагогический проект в 1 младшей группе

На тему « Детское экспериментирование – путь к познанию окружающего мира»

Воспитатель

Сур М.В.

2017- 2018

Актуальность проекта:

Люди, научившиеся наблюдениям и опытам,

                                приобретают способность самим ставить вопросы

                                                    и получать на них фактические ответы,

                                                  оказываясь на более высоком умственном

                                              и нравственном уровне в сравнении с теми,

                                                                   кто такой школы не прошел.

                                                                  К.Е.Тимирязев 

       С  самого  рождения  ребенок  является  первооткрывателем,  исследователем  того  мира,  который  его  окружает, а  особенно  ребенок-дошкольник. Китайская  пословица  гласит: «Расскажи – и я забуду, покажи - и я запомню, дай попробовать и я пойму». Так и ребенок  усваивает   все  прочно  и  надолго, когда  слышит,  видит  и  делает  сам.  Учеными  доказано,  что  чем  больше  органов  чувств  одновременно  участвуют  в  процессе  познания,  тем  лучше  человек  ощущает,  запоминает,  осмысливает,  понимает, усваивает, закрепляет  изучаемый  материал. Следовательно, чем  активнее  ребенок  трогает,  нюхает, ощупывает, наблюдает, сравнивает, исследует, экспериментирует, то есть активно участвует в образовательном процессе, тем  быстрее  развиваются  его  познавательные  способности, повышается познавательная активность.

На сегодняшний период в дошкольном  образовании стоит  проблема организации  основного ведущего вида деятельности в познании окружающего мира в период  дошкольного  детства – экспериментирования. Эта деятельность равноценно  влияет  на  развитие  личности  ребенка, также как игровая. Главное достоинство применения  метода  экспериментирования в детском саду заключается в том, что в процессе эксперимента:

- дети  получают  реальные  представления  о  различных  сторонах  изучаемого  объекта,  о  его  взаимоотношениях  с  другими  объектами  и  средой  обитания;

- идет  обогащение  памяти  ребенка,  активизируются  мыслительные  процессы,  так  как  постоянно  возникает  необходимость  совершать  операции  анализа и синтеза, сравнения и классификации;

- развивается речь, так как ребенку необходимо давать отчет об увиденном, формулировать обнаруженные  закономерности и выводы;

- происходит накопление умственных приемов и операций, которые рассматриваются как умственные умения;

- формируется самостоятельность, способность ставить цель, преобразовывать какие-либо предметы и явления для достижения определенного результата;

- развивается эмоциональная сфера ребенка, творческие способности, формируются трудовые навыки, укрепляется здоровье за счет повышения общего уровня двигательной активности.

Но  проблема  заключается  в  том,  что  очень  часто  в  детских  садах  на  занятиях  преподносят  готовые  истины,  готовые  выводы  и  обобщения. И  вместо  того,  чтобы  ребенку  самому  обследовать,  экспериментировать,  творить,  получать  какой-либо  результат,  он  вынужден  получать  от  педагогов  готовые  сведения  о  том,  как  познавали  мир  другие  люди, и что  они  когда-то  узнали  об  изучаемом  объекте. Такое  обучение  можно  назвать  пассивным,  у  него  нет  шансов  развить у  детей  высокую  познавательную  активность.  Это  может  привести  к  тому,  что  детям  сложно  будет  самостоятельно  добывать  знания,  учиться.

Цель:

Целью данной работы было создание системы работы по развитию познавательной активности детей дошкольного возраста в процессе экспериментирования.

 

 Задачи:

1. Побуждать детей наблюдать, выделять, обсуждать, обследовать и определять свойства, качество и назначение предметов, инициировать, постигать взаимосвязь объектов ближайшего и отдаленного окружения;

2. Поддерживать интерес к познанию действительности с помощью постановки проблемных вопросов, наблюдение и экспериментирование;

3. Направлять поисковую деятельность детей;

4. Помогать использовать в самостоятельной игровой деятельности знания и умения;

5. Приобщать к познавательному общению и взаимодействию со взрослыми и сверстниками;

6. Учить анализировать, выявлять существенные признаки веществ, материалов, предметов, особенности их взаимодействия.

Направления: познавательное,

художественно-эстетическое,

социально-коммуникативное

Участники проекта: Педагоги, дети и их родители.

По продолжительности: долгосрочный

Заявитель: дети второй младшей группы




Этапы проекта

Этапы проекта

Деятельность с детьми.

Деятельность педагогов.

Исследовательский

Подготовка материала, оборудования для экспериментов.

Подбор загадок, стихотворений  и игр для занятий.

Наблюдение.

Беседы, консультации.

Организационный

Вопросы для наблюдения за детьми, мониторинг на начало периода.

Раскрывает проблему, определяет цель, намечает задачи для реализации поставленной цели, проведение мониторинга;

Подбор и изучение литературы по данной теме.

Планирование деятельности

Познавательно-исследовательское Проведение мониторинга

НОД

Наблюдения в природе

Тематические беседы

Самостоятельная деятельность детей.

Художественно-эстетическое:

Участие в экспериментальной и продуктивной деятельности;

Социально-коммуникативное; разучивание стихов, дидактические и подвижные игры.

Подготовка материала и наглядных пособий для занятий; подбор дидактических, пальчиковых и подвижных игр,   стихов, загадок по теме проекта «Детское экспериментирование – путь к познанию окружающего мира»; проведение бесед по теме «Детское экспериментирование – путь к познанию окружающего мира»; продумывание практической, экспериментальной деятельности; подбор художественной литературы;  подготовка к презентации

Заключительный

Проведение мониторинга на конец периода;

Проведение мониторинга; презентации.

План осуществления проекта.

День

1.

Вопросы для наблюдения за детьми обработка данных.

Организация развивающей среды в группе.

2.

«Узнаем, какая вода»

«Тонет-не тонет, плавает»

«Кораблики»

3.

«Волшебница – вода»

Игры с песком..

4.

Легкий – тяжелый.

«Поиграем с ветерком».

5.

«Волшебные дощечки»

«Чудесный мешочек»

6.

«Посадка лука».

 «Огород на окне ».

7.

Игра-эксперимент «Как из снега получают воду»

«Изготовление цветных льдин»

   8.

Наблюдение за веточкой вербы.

Вопросы для наблюдения за детьми обработка данных и заключение.


9.

Вопросы для наблюдения за детьми обработка данных и заключение.

Ожидаемый результат по проекту:
1.Стимулирование в ребенке интереса к самостоятельным исследованиям, открытиям.

2.Развитие наблюдательности, любознательности.

3.Развитие познавательных процессов: логического мышления, восприятия, произвольного внимания, памяти, мелкой моторики, активной речи и обогащение словарного запаса.

Заключение

 На основе анализа проведённой работы, можно сделать вывод о том, что детское экспериментирование имеет огромный развивающий потенциал. Главное достоинство детского экспериментирования заключается в том, что оно даёт детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и средой обитания. В процессе эксперимента идёт обогащение памяти ребёнка, активизируются его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения и классификации, обобщения и экстраполяции. Экспериментирование включает в себя активные поиски решения задачи.

Делаем вывод, что детское экспериментирование является хорошим средством интеллектуального развития дошкольников, оказывает положительное влияние на эмоциональную сферу ребёнка; на развитие творческих способностей, на укрепление здоровья за счёт повышения общего уровня двигательной активности.

Результаты проведенной работы показали, что применение экспериментирования оказало влияние на:

  • повышение уровня развития любознательности; исследовательские умения и навыки детей (видеть и определять проблему, принимать и ставить цель, решать проблемы, анализировать объект или явление, выделять существенные признаки и связи, сопоставлять различные факты, выдвигать различные гипотезы, отбирать средства и материалы для самостоятельной деятельности, осуществлять эксперимент, делать определенные умозаключения и выводы);
  • повышение уровня развития познавательных процессов; речевое развитие (обогащение словарного запаса детей различными терминами, закрепление умения грамматически правильно строить свои ответы на вопросы, умение задавать вопросы, следить за логикой своего высказывания, умение строить доказательную речь);
  • личностные характеристики (появление инициативы, самостоятельности, умения сотрудничать с другими, потребности отстаивать свою точку зрения, согласовывать её с другими и т.д.); знания детей о неживой природе;

Таким образом, прослеживается положительная динамика развития познавательных процессов у детей старшего дошкольного возраста, с которыми проводилась планомерная работа по исследовательской деятельности и экспериментированию дома; повышение компетентности родителей в организации этой деятельности.

Экспериментирование является наиболее успешным путём ознакомления детей с миром окружающей их живой и неживой природы. В процессе экспериментирования дошкольник получает возможность удовлетворить присущую ему любознательность, почувствовать себя учёным, исследователем, первооткрывателем.

Приложения:

«Рисуем крупой».

 Ребенок обводит трафарет, намазывает внутреннюю часть полученной формы клеем и посыпает манкой. Затем прижимает

крупу тряпочкой, чтобы она хорошо приклеилась, и через некоторое время встряхивает работу, чтобы убрать

не приклеившуюся манку. 

 «Узнаем, какая вода?»

Цель: Выявить свойства воды: прозрачная, без запаха, льется, в ней растворяются некоторые вещества, имеет вес.

Игровой материал: Три одинаковые емкости, закрытые крышками: одна пустая; вторая с чистой водой, залитой под крышкой, т. е. полная; третья – с окрашенной жидким красителем (фиточай) водой и с добавлением араматизатором (ванильным сахаром); стаканчики для детей.

Ход игры: Взрослый показывает три закрытые емкости и предлагает угадать, что в них. Дети исследуют их и определяют, что одна из них легкая, а две – тяжелые, в одной из тяжелых емкостей окрашенная жидкость. Затем сосуды открывают и дети убеждаются, что в первой емкости ничего нет, во второй – вода, а в третьей – чай. Взрослый просит детей объяснить, как они догадались, что находится в емкостях. Вместе они выявляют свойства воды: наливают в стаканчики, добавляют сахар, наблюдают, как сахар растворился, нюхают, переливают, сравнивают вес пустого и полного стаканчика.

«ТОНЕТ – НЕ ТОНЕТ, ПЛАВАЕТ».

МАТЕРИАЛ:  таз, кувшин с водой, кукла, полотенце, мяч, камень  

- Ребята, посмотрите, кто к нам пришёл? Кукла Катя в гости к нам пришла. Давайте поздороваемся с Катей.

- Алина, скажи Кате «Здравствуй Катя», и ты Ваня скажи «Здравствуй Катя».

-Катя, а чего – то ты такая чумазая? Посмотрите ребята на Катю. Что нам надо сделать, что бы Катя стала чистенькой? (выслушиваю ответы детей).

- Правильно Саша, её надо умыть водой. Помоги мне Ксюша. (ребёнок берёт куклу, воспитатель льёт воду из кувшина в таз).

                                              Водичка, водичка

                                               Умой моё личико,

                                               Чтобы глазки блестели,

                                               Чтобы щёчки краснели,

                                               Чтоб смеялся роток,

                                                Чтоб кусался зубок!

-Ребята, посмотрите, какая Катя у нас стала чистая и красивая. Сейчас мы полотенец возьмём и вытрем твое личико.

-Катя, это ребята тебе помогли, скажи теперь ты им «Спасибо, ребята!».

(Беру куклу и кидаю мяч в таз с водой).

-Ой, Катя, что ты делаешь? Ребята, Катя развеселилась, стала играть с мячиком. Мяч подпрыгнул и упал в таз с водой.

- Не плач Катя, не утонет мяч. Посмотрите и вы ребята, мяч не тонет, он плавает.

- Ваня, что делает мяч? (плавает, не тонет).

-Марина, ты тоже посмотри, что с мячом? (плавает, не тонет). И т.д.

- Правильно. Мяч не утонул, он плавает в воде. Мяч резиновый, резина лёгкая. Поэтому он не тонет, а плавает.

- А вот Алина сейчас возьмёт камушек и тоже бросит его в воду (ребёнок выполняет действие).

- Что случилось с камнем? Ваня подойди и посмотри.

-Правильно. Камень лежит на дне таза. Он тяжёлый, поэтому и утонул.

-Иди Ксюша, брось камушек. Что случилось с камушком? (утонул, лежит на дне таза).  Вызываю по очереди всех детей.

- Что случилось с камнем? А что с мячиком? (ответы детей).

-Правильно. Мячик – резиновый и легкий, он не тонет, а плавает. Камень – тяжёлый. Он утонул, лежит на дне таза.

-Поняла Катя? (кукла говорит спасибо).

-Пожалуйста, Катя. Ребята, Кате надо спешить к другим детям и рассказать обо всём, что с ней произошло сегодня. До свидания, Катя!

- И нам тоже надо идти и всё рассказать и показать ребятам.

«Волшебница – вода»

Цель. Обратить внимание детей на значение воды в нашей жизни. Познакомить со свойствами воды, во что она может превращаться. Для кого она нужна и для чего она нужна. Воспитывать бережное отношение к воде. Побуждать понимать речь взрослого и активно реагировать на неё. Развивать речевую активность. Учить детей различать и называть водных животных и птиц.
Материал. Иллюстрации с пейзажами в разное время года, набор карточек с животными и птицами, магнитофон, три бутылки (или кувшина), ёлки, гриб, краски(красная, зелёная), стаканчики с кипячёной водой для детей, кукла – волшебница.
Ход занятия:
-Ребята ,мы сегодня с вами немного попутешествуем и узнаем много интересного. Но сначала отгадайте загадку.
Чтобы не было беды
Жить нельзя нам без (воды).
- Ребята, сейчас к нам придёт гостья. Это – волшебница вода. (Предложить детям подумать и ответить,  для чего нам нужна вода).
- Пьём, моем руки, купаемся, стираем, моем пол, варим еду, поливаем растения и т.д.
- Правильно ребята. Молодцы.
- Мы не можем прожить без воды. Вода бывает очень разной. Она как волшебница умеет превращаться в дождь, росу, лёд, снег. Вода – это реки, озёра, моря (воспитатель предлагает закрыть глаза, а потом открыть).
- Что в бутылке?
_ Вода.
- Какая вода?
- Белая.
- Сейчас волшебница вода поможет нам разобраться с цветом воды  (воспитатель берёт сначала бутылку с прозрачной водой, другой с красной).
- В какой бутылке вода красная? Почему? Что мы в неё добавили?
- Краску.
- Молодцы. Волшебница-вода вам говорит спасибо. Она бы не догадалась. А в этой бутылке вода чистая, прозрачная, бесцветная. Какую воду можно пить, а какую нет?
- кипячёную, прозрачную.
- Молодцы.
(На столе стоят стаканчики с кипячёной водой. Дети пьют воду.)
Какая вода по вкусу?
- Вкусная.
- А по цвету?
- Прозрачная.
- А сейчас ещё раз закройте глаза ( берётся бутылка с зелёной водой).

- Какая сейчас по цвету вода? Почему? 
- Зелёная, т.к. в неё добавили краску зелёного цвета.
- А кому нужна вода?

- Человеку, птицам, животным, рыбам, растениям, насекомым.
- Ребята давайте прогуляемся по лесу и послушайте кто в лесу поёт.
- Птицы.
- Ой, а это что у нас растёт?
- Ёлочка.
- Как вы думаете, какая она?
- Зелёная, колючая, красивая.

 - А это что под ёлочкой растёт?
- Мухомор.
- А как вы думаете ,его можно есть?
- Нет.
- Правильно ребята, её есть нельзя, потому что она ядовитая. Ребята – тихо, вы слышите, где-то журчит вода. Давайте мы с вами поиграем в игру «Посели животное». Водные обитатели заблудились и никак не найдут свою реку, а вы ребята можете помочь. Давайте выберем водных жильцов и поместим их в водоём. Давайте подумаем, кто живёт на водоёме?
- лягушки, рыбы, лебеди, утки, гуси (выбрать из набора карточек и приклеить на ватман, на котором изображён водоём). 
- Молодцы ребята все справились. А сейчас мы с вами немного отдохнём поиграем в игру «Капелька и тучка».
Подвижная игра «Капелька и тучка». Дети надевают шапочки капелек. Полетели капельки на землю, попрыгали, поиграли. Собрались они вместе и потекли весёлыми ручейками 9взявшись за руки образуют ручейки ). Встретились ручейки и стали большой речкой (соединились одной цепочкой). Плывут капельки большой рекой, путешествуют. Текла -текла речка и попала в большой пребольшой океан ( дети перестраиваются в хоровод и двигаются по кругу). Плавали- плавали в океане, а потом вспомнили, что мама тучка наказывала домой вернуться. А тут как раз солнышко выглянуло. Стали капельки лёгкими (присевшие капельки поднимаются, затем вытягивают руки вверх). Испарились они под лучами солнца, вернулись к маме тучке.
- Как хорошо у вас было в гостях, но мне уже пора, я к вам ещё приду и фокусы покажу, поиграем. До свидания.

«Кораблики»

Необходимый инвентарь: тазик, бумага.

Наливаем в тазик немного воды. Показываю ребятам, как можно

бросать в тазик мелкие кусочки бумаги, подуть на них. Ребята

повторяют мои действия.

Игра способствует развитию мелкой моторики и артикуляционного аппарата».

«Тонет - не тонет»

Цель: закрепление восприятия веса, логического мышления (развитие способности производить умозаключения на основе полученных знаний).

  • А что произойдет, если нам опустить в воду перышко (спичку)? (будет плавать);
  • Как вы думаете, почему оно плавает? (потому что легкое);
  • А что произойдет, если нам опустить в воду камушек? (утонет);
  • Почему он утонет? (потому что он тяжелый).

Воспитатель дает подержать на ладошках перышко и камушек, почувствовать что тяжелее, а что легче.





Солнечный зайчик

Цель: познакомить с естественным источником света – солнцем.

Вам понадобятся маленькие зеркала, солнечный свет. Выбрав момент, когда солнце заглядывает в окно, поймайте с помощью зеркальца лучик и постарайтесь обратить внимание малыша на то, как солнечный «зайчик» прыгает по стене, по потолку, со стены на диван и т. д. предложите поймать убегающего «зайчика». Если ребёнку понравилась игра, поменяйтесь ролями: дайте ему зеркало, покажите, как поймать луч, а затем встаньте у стены. Постарайтесь «ловить» пятнышко света как можно более эмоционально, не забывая при этом комментировать свои действия: «Поймаю-поймаю! Какой шустрый зайчик – быстро бегает! Ой, а теперь он на потолке, не достать. … Ну-ка, заяц, спускайся к нам! » и т. д. Смех ребёнка станет вам самой лучшей наградой.

Игра-эксперимент  «Полянка красок».

Цель: сформировать зрительное восприятие желтого и красного цвета.

На столе по количеству детей стоят стаканы с чистой водой, кисточки и краски желтого и красного цвета.

Воспитатель: ребята, посмотрите, пожалуйста, в стаканчики. Что там?

Дети: водичка.

Воспитатель: конечно, мы же сегодня в чудесной стране волшебной водички. Какого она цвета?

Дети: бесцветная, не имеет цвета.

Воспитатель: молодцы, а мы сегодня с вами будем маленькими волшебниками.

Воспитатель с детьми отпускают кисточку в желтую краску, а затем в стакан с чистой водой, окрашивая воду в желтый цвет.

Воспитатель: смотрите, мы перекрасили воду, какого цвета она стала?

Дети: желтого.

Воспитатель: молодцы, а теперь перекрасим ее в красный цвет.

Воспитатель с детьми отпускают кисточку в красную краску, а затем в стакан с чистой водой, окрашивая воду в красный цвет.

Воспитатель: понравилось наше с вами путешествие? Кто живет в этой чудесной стране?

Дети: водичка.

Воспитатель:  какой может быть она?

Дети: жидкой, парообразной, твердой; теплой и холодной.

Воспитатель: молодцы, а какого она цвета?

Дети: не имеет цвета.

Воспитатель: правильно, бесцветная. Ребята, а вы знаете какая водичка на вкус?

Дети: нет.

Воспитатель: чтобы это узнать, нам нужно отправиться на последнюю полянку чудесной страны.

Игра-эксперимент «Попробуй на вкус»

Цель: сформировать вкусовое восприятие воды.

По количеству детей ставятся стаканы с водой и столько же стаканов с соком. Одному из детей завязывают глаза шарфом и дают выпить сначала сок, а затем воду.

Воспитатель (после того, как ребенок выпьет сок): что ты выпил?

Ребенок: сок.

Воспитатель: какой он на вкус?

Ребенок: сладкий.

Воспитатель (после того, как выпьет воду): что это?

Ребенок: вода.

Воспитатель: какая она на вкус?

Ребенок: не имеет вкуса.

Игра заканчивается тогда, когда все попробуют воду на вкус.