Воспитание у детей гуманно-деятельного отношения к природе
консультация по окружающему миру

Кухарь Татьяна Игоревна

Человек и природа…Философы, поэты, художники всех времен и народов воспевали красоту природы в своих произведениях. Общение с природой положительно влияет на человека, делает его добрее, мягче, будит в нем лучшие чувства.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 2.docx14.93 КБ

Предварительный просмотр:

 

Человек и природа…Философы, поэты, художники всех времен и народов воспевали красоту природы в своих произведениях. Общение с природой положительно влияет на человека, делает его добрее, мягче, будит в нем лучшие чувства.  К сожалению, в современном мире всё меньше и меньше остаётся природной нетронутой красоты. Технический прогресс негативно влияет на окружающую природу, уничтожаются леса, загрязняются реки, гибнут птицы и животные. Люди в большинстве своём засоряют природу различными отходами, не думая, о будущем. Вот почему насущной задачей является принятие мер по защите окружающей среды от загрязнения и разрушения, сохранению всего генетического разнообразия живых существ, сбережению генофонда планеты. В этой борьбе за будущее человечества и за высоконравственного человека, практически самое важное место занимаем мы, педагоги.

Чтобы привить детям любовь к природе, ко всему живому, возможностей, форм и методов для этого много и самых разнообразных. В детском саду непосредственно дети учатся общаться с природой, открывая её для себя, приобретают навыки ухода за растениями, птицами и животными.

В каждой возрастной группе находится уголок природы, в котором подобраны растения контрастные по строению стебля, по форме, величине и окраске листьев. Красиво расставленные, ярко цветущие растения создают хорошее настроение, обеспечивают полноценную работоспособность и отдых. Дети с удовольствием ухаживают за растениями: рыхлят землю, поливают, опрыскивают, удаляют сухие листья, подкармливают, пересаживают цветы. Они каждый день любуются и наблюдают за комнатными растениями, узнают их запах, окраску, свойства. А чтобы труд детей был значимым и необходимым, в уголках имеется необходимый инвентарь для ухода за растениями. Уход за растениями и обитателями уголка природы для наших детей - источник радости, знаний и место активной деятельности.

Нельзя не отметить роль наблюдений в экологическом воспитании дошкольников. Именно наблюдения постоянно обогащают сознание ребенка новыми знаниями. В процессе наблюдений окружающей природы создаются благоприятные возможности для разнообразной практической деятельности детей, для формирования гуманных чувств к представителям животного и растительного мира. Важно рассматривать наблюдаемый объект со всех точек зрения: так, например, в наблюдениях за растениями обращаем внимание детей на название, классификацию, на внешний вид, части, назначение; условия, необходимые для роста и развития; среду обитания; на способы распространения семян; значение в жизни человека; правила поведения в природе. В наблюдениях за животными выделяем следующие циклы: название, внешний вид, классификация, способ передвижения, способ добывания пищи, среда обитания, значение в жизни человека.

Результатом таких наблюдений является то, что дети относятся к растениям и животным как к живым организмам; в экстремальных или опасных ситуациях они смогут оказать им помощь.

Эффективным методом работы с детьми является экологическая лаборатория. В лаборатории созданы условия для проведения опытов с водой, почвой, воздухом.

Воспитывать у детей внимательное и бережное отношение к природе, её обитателям помогает экологическая тропа, которая находится на территории детского сада. На экологической тропе дети упражняются в выполнении правил поведения в природе, закрепляют знания о деревьях; на станции «Скорая помощь» учатся «лечить» деревья: замазывать раны, прибинтовывать надломленные веточки. В «Зеленой аптеке» дети получают представление о лекарственных травах, сроках заготовки, применении, учатся находить и различать их.

Большое значение имеют экскурсии и прогулки: они обеспечивают непосредственное общение детей с природой в разные сезоны, активную деятельность в ней. Прогулки и экскурсии доставляют большую радость и удовольствие, оставляя часто неизгладимый след в их сознании; на основе этих впечатлений закладываются зачатки любви к родному краю, к нашей русской природе Экскурсии проводятся в парк, лес, на луг, реку. Содержание экскурсий - это обследование близлежащей местности для формирования представлений об окружающих природных условиях, рельефе местности, условиях, экологической обстановке, наличии животных и растений. В свободное время дети делятся впечатлениями об увиденном на экскурсиях, делают рисунки – «фотографии» увиденного и того, что оставило след в душе.

Конечно, такая работа проводится систематически и планомерно, и это даёт свои результаты: у детей имеются представления о многообразии растений и животных, сформированы основные трудовые процессы по уходу за комнатными растениями, некоторыми домашними животными, растениями огорода, цветника; дети знают правила поведения в природе, экстремальных или опасных ситуациях, типичных для того или иного времени года.

Главным результатом является то, что у детей сформированы знания о том, что человек должен бережно и гуманно относиться к среде обитания, экономно расходовать то, что в ней есть, защищать вымирающие растения, животных, сохранять заповедные места.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перспективный план работы по формированию в детях эмоционально-нравственного отношения к природе посредством экологического воспитания. Младшая подгруппа детей дошкольного возраста.

Перспективный план работы по  формированию в детях эмоционально-нравственного отношения к природе посредством экологического воспитания. Младшая подгруппа детей дошкольного возраста....

Перспективный план работы по формированию в детях эмоционально-нравственного отношения к природе посредством экологического воспитания. Старшая подгруппа детей дошкольного возраста.

Перспективный план работы по  формированию в детях эмоционально-нравственного отношения к природе посредством экологического воспитания. Старшая подгруппа детей дошкольного возраста....

Перспективный план работы по формированию в детях эмоционально-нравственного отношения к природе посредством экологического воспитания.

Перспективный план работы по  формированию в детях эмоционально-нравственного отношения к природе посредством экологического воспитания....

Перспективный план работы по формированию в детях эмоционально-нравственного отношения к природе посредством экологического воспитания старший дошкольный возраст

Перспективный план работы по  формированию в детях эмоционально-нравственного отношения к природе посредством экологического воспитания....

Воспитание у детей дошкольного возраста эмоционально – ценностного отношения к природе. Содержание и приёмы работы воспитателя по воспитанию у детей эмоционально – ценностного отношения к природе в разных возрастных группах. Консультация для воспитателей

Гуманизм в отношении человека к человеку неразрывно связан с его отношением к окружающему миру, природе. Именно природа выступает в качестве объекта, к которому формируется отношение, когда речь идёт ...