"Неизведанное и увлекательное"
проект по окружающему миру (старшая группа)

Мурашко Елена Андреевна

Познавательно-исследовательский проект в старшей группе "Неизведанное и увлекательное"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon pasport_proekta.doc93 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

детский сад №3 «Светлячок»

Познавательно-исследовательский проект

«Неизведанное и увлекательное»

для детей старшей группы

Выполнил:

Мурашко Елена Андреевна,

воспитатель, ВКК

Кировград

2021 г.


Тип проекта: познавательно-исследовательский.

Продолжительность: краткосрочный.

Сроки реализации: 23.08.2021 – 27.08.2021.

Возраст детей: старшая группа (5-6 лет).

Участники проекта: дети старшей группы, воспитатели и родители.

Цель: формирование представлений детей старшего дошкольного возраста о микроорганизмах, оказывающих вредное и полезное влияние на здоровье человека через познавательно-исследовательскую деятельность.

Задачи:

Образовательные:

  • получить элементарные знания о микроорганизмах, об их свойствах и среде обитания;
  • познакомить детей с классификацией микроорганизмов и их влиянием на здоровье человека;
  • создать условия для развития познавательных и исследовательских способностей детей через использование разнообразных видов детской деятельности в рамках реализации проекта;
  • реализовать мероприятия, направленные на оздоровление и физическое развитие детей, их нравственное воспитание, развитие любознательности и познавательной активизации, формирование культурно-гигиенических.

Воспитательные:

  • воспитывать умение замечать и адекватно реагировать на эмоциональные состояния сверстников, окружающих взрослых;
  • способствовать формированию положительного эмоционального состояния;
  • повышать активность родителей в организации и проведении педагогического проекта;
  • формировать у дошкольников осознанное отношение к своему здоровью.

Развивающие:

  • расширять и активизировать речевой запас детей на основе углубления представлений о микробах путём речевого творчества детей;
  • способствовать развитию связной речи, посредством заучивания стихотворений;
  • способствовать развитию всех компонентов устной речи при общении со взрослыми и детьми;
  • создать условия, обеспечивающие охрану жизни и укрепление здоровья детей;
  • всесторонне совершенствовать физические функции организма;
  • повышать работоспособность детского организма через различные формы закаливания;
  • удовлетворять естественную потребность в движении;
  • способствовать развитию любознательности, фантазии, воображения, мышления детей, двигательной самостоятельности, двигательного творчества, инициативы и сообразительности.

Ресурсное обеспечение проекта и оборудование

Материально-техническое обеспечение:

  • цифровой фотоаппарат, ноутбук, интерактивная доска, МФУ устройство, USB-колонка, цифровой микроскоп, детские микроскопы;
  • канцелярские принадлежности (пеналы, гуашь, цветные карандаши, кисти, простые карандаши, бумага).

Методическое обеспечение:

  • плакаты с иллюстрациями микроорганизмов, вирусов и бактерий;
  • литература (рассказы, сказки, стихи и загадки) по теме проекта.
  • картотеки игр, упражнений и заданий по тематике проекта.

Аннотация проекта

«Здоровье – это тот подарок, который человек может не только подарить себе, но и отнять у самого себя». В настоящее время одной из наиболее важных и глобальных проблем является состояние здоровья человека.

Сохранить и укрепить здоровье детей – вот одна из главных задач дошкольной организации. Современные дети мало уделяют внимание своему физическому состоянию и здоровью в целом, все больше времени они проводят за гаджетами и не следят за своим питанием.

В течение жизни каждый человек подвержен многим инфекциям. Попадая в организм, микробы и вирусы могут стать причиной очень многих серьезных заболеваний. Опасности подстерегают нас повсюду: в воздухе, на земле, в воде и почве, в растениях и животных и даже на нас самих. Невидимые простым глазом бактерии очень сильно влияют на нашу жизнь. И чтобы оградить себя от этих заболеваний, дети должны с малых лет знать, как бороться с этими инфекциями.

2020 г. стал сложным не только для нашей страны, но и для всей планеты в целом. Ограничительные меры и масочный режим преследует нас на каждом шагу. Новая коронавирусная инфекция несет в себе огромную опасность как сама по себе, так и в совокупности с другими заболеваниями, которые есть у человека. Чтобы обеспечить крепкое здоровье для подрастающего поколения, с самого детства мы даем представление детям о здоровом образе жизни, о правилах гигиены и об охране здоровья.

В старшем дошкольном возрасте дети должны не только иметь знания о здоровье и его сохранности, но и уметь донести приобретенные и накопленные знания через свободное общение со взрослыми и сверстниками. Тему здоровья человека невозможно рассматривать без темы опасностей, которые могут навредить здоровью. Жизнь человека неотделима от жизни микроорганизмов. Мы существуем с ним бок о бок, используя свойства полезных и, нейтрализуя опасные микробы и вирусы.  

Актуальность проекта

«Здравствуйте!» - забегают счастливые дети в группу и направляются к умывальнику. Хорошенько, с мылом, моют руки, вытирают насухо и отправляются на поиски чего-нибудь интересного и увлекательного. А когда подходит время подготовки к завтраку и дежурства по столовой, дети с недоумением идут снова мыть руки, и задаются вопросом, - «мы же не были на улице, зачем снова мыть руки?». Как же им объяснить, что улица – не единственное место, где могут обитать микробы и вирусы?

Выбор моей темы обусловлен недостаточными знаниями в области микробов, вирусов и прочих микроорганизмов. У детей возникает очень много вопросов, на которые они не могут ответить без помощи взрослых: «Кто такие микробы?», «А как они выглядят?», «А они плохие или хорошие?», «А они правда везде?», «А они все опасные?» - и еще достаточное количество «отчего» и «почему». В ходе реализации педагогического проекта дети не только исследуют и экспериментируют, но и занимаются творчеством, активно и с интересом проводят время, узнают много нового и познавательно, а самое главное, в процессе игры самостоятельно находят ответы на все интересующие их вопросы.

Педагогическая целесообразность

Дошкольный возраст – это возраст повышенной любознательности. Детям нужно все знать, исследовать, попробовать на вкус, посмотреть из чего состоит предмет, разобрать его на кусочки. Неутомимая жажда новых впечатлений, любознательность, постоянное стремление экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения об окружающей их действительности расценивается как важнейшие черты детского поведения. Исследовательская и поисковая активность – естественное состояние ребенка, готового на открытие мира и его познание. Исследуя самостоятельно или при помощи взрослого, ребенок учиться думать, сопоставлять, логически мыслить и анализировать.

Практическая значимость

Практическая значимость проекта заключается в том, что полученные знания вовремя реализации проекта могут быть использованы детьми в окружающей их жизни. Где бы не находился человек, его всегда и всюду будут встречать микробы. Невидимые микроорганизмы, могут таить в себе огромную опасность как на ребенка, так и на окружающих его людей. И чтобы оградить себя от различных заболеваний и недугов, дети должны с малых лет знать, как сохранить и укрепить свое здоровье.

Целевые ориентиры

  • у детей сформированы элементарные знания о микроорганизмах как о живых существах, их внешнем виде и среде обитания;
  • дети являются активными участниками исследовательской деятельности;
  • у детей закреплены знания о здоровом образе жизни, о важности здоровья, как его беречь и как снизить риск заболеваемости;
  • у детей сформированы устойчивые культурно-гигиенические навыки;
  • у детей актуализирован и дополнен словарный запас по теме педагогического проекта;
  • для детей созданы условия, обеспечивающие охрану жизни и укрепление здоровья детей, повышена работоспособность детского организма через различные формы закаливания.

Методы проекта

  • наглядные;
  • игровые;
  • словесные;
  • практические;
  • собственно-практические.

Виды деятельности

  • игровая;
  • коммуникативная;
  • познавательно-исследовательская;
  • самообслуживание и элементарный бытовой труд;
  • продуктивная (изобразительная);
  • музыкальная;
  • восприятие художественной литературы и фольклора;
  • двигательная активность.

Работа с родителями

  • Совместное творчество родителей и детей «Микроб моими глазами»;
  • помощь в оформление развивающей предметно-пространственной среды;
  • буклеты и листовки по теме педагогического проекта: «Моем руки правильно», «Иммунитет», «Самые грязные предметы вашего дома»;
  • папки-передвижки в родительских уголках: «Чистые руки - залог здоровья», «Коронавирус».

График работы над проектом

Этап

реализации

проекта

Даты

проведения

мероприятий

Мероприятия

1 этап –

 предварительный

23.08.2021,

понедельник

  • Утренняя гимнастика «В здоровом теле – здоровый дух»;
  • Игровая ситуация «Сообщение от микробов»;
  • Составление плана проекта;
  • Просмотр презентация «Мир под микроскопом», «Лаборатория микробов»;
  • Чтение художественной литературы Г.Б.Остер «Петька-микроб»;
  • Рисование с использованием нетрадиционных техник «Борьба с микробами» (рисование на пищевой пленке гуашевыми красками);

2 этап –

основной

24.08.2021,

вторник

  • Утренняя гимнастика «В здоровом теле – здоровый дух»;
  • Просмотр мультфильмов: «Фиксики. Консервная банка», «Фиксики. Микробы»;
  • Беседа: «Болезни грязных рук»;
  • Заучивание стихотворения И. Обыдённый «Вирусы вреднилусы»;
  • Чтение художественной литературы К.И. Чуковский «Федорино горе»;
  • Опытно-экспериментальная деятельность: «Плесень. Ты кто?».

25.08.2021,

среда

  • Утренняя гимнастика «В здоровом теле – здоровый дух»;
  • Просмотр мультфильма «Смарта и чудо-сумка. Большая тайна – микробы»; «Полезные и вредные микробы»;
  • Загадки по теме педагогического проекта

«Мойдодыр»

  • Опытно-экспериментальная деятельность «Мой организм, мои микробы»;
  • Конструирование из бумаги «Ловушка для микробов».

26.08.2021,

четверг

  • Утренняя гимнастика «В здоровом теле – здоровый дух»;

Просмотр мультфильма «Команда Дино. Микробы атакуют»;

  • Беседы: «10 фактов о микробах», «Где живут микробы и вирусы?»,
  • Заучивание стихотворения Г. Кружков «Микроб — ужасно вредное животное»;
  • Чтение литературы «Сказка о микробах»; Н.Бочкарева «Приключения микробов».
  • Исследовательская игра: «Апчхи»;
  • Рисование цветными карандашами и мелками коллективного плаката «Вирусы».

3 этап –

заключительный

27.08.2021,

пятница

  • Утренняя гимнастика «В здоровом теле – здоровый дух»;
  • Изготовление продукта педагогического проекта интеллект-карты «Все о микроорганизмах»;
  • Беседы «Чистота – залог здоровья», «Береги здоровье»;
  • Исследовательская игра: «Как распространяются микробы».

Полученные результаты

В результате реализации проекта дети выяснили, что микробы бывают не только вредные, но и полезные. С опасными микробами человек научился бороться и проводить профилактические мероприятия для сохранности своего организма. В ходе проекта дети актуализировали и дополнили свои знания о здоровом образе жизни, о культурно-гигиенических знаниях, о значимости здоровья в жизни каждого человека.

На протяжении всего проекта дети получили знания не только в области познавательного развития, но и продолжили усваивать социальные навыки – оказывать помощь друг другу, проявлять понимание, уважать чужую точку зрения, выполнять поручения и задания.

Подготовка и реализация проекта оказывает положительное влияние не только на обучающихся, но и на воспитателя. Проектирования позволяет находиться педагогу постоянно в поиске новых форм и методов работы с детьми, требует ежедневного творческого и личностного роста.


Список литературы

  1. Авдеева Н.Н., Князева О.Л., Стеркина Р.Б. Безопасность. – СПб., Детство – ПРЕСС, 2005г.
  2. Баль Л.В., Ветрова В.В. Букварь здоровья – М. ТЦ Сфера, 2000г.

3. Береги здоровье. Беседы с ребенком. Издательство «Карапуз»

4. Голицина Н.С. ОБЖ для дошкольников. – М.,  Издательство «Скрипторий 2003», 2011г.

5. Ликум А. «Всё обо всём», 2003 г.

6. Люцис К. Азбука здоровья. – М. Русское энциклопедическое товарищество, 2004г.

7. Шорыгина Т.А. Беседы о здоровье. – М. –ТЦ Сфера, 2004г.

8. 4D книга «Мир под микроскопом»/ сост. и пер. с англ. К.Антонова; отв. ред. Ю.Петрова, Н.Банникова, А.Троян. – Тула: Издательство Дэвар Медиа, 2021. – 32 с.

9. Энциклопедия «Все обо всем. Мое тело». – Москва, «Планета детства», «Издательство Астрель», АСТ 2000.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"На неизведанных планетах" Мероприятие ко Дню Космонавтики в детском саду в старших группах

Конспект, сценарий мероприятия ко Дню Космонавтики в детском саду...

неизведанное рядом для детей подготовительной группы

Конспект занятия «Неизведанное рядом» для детей подготовительной группы  ЦЕЛЬ:Расширять и закреплять знания детей об окружающем нас мире. ЗАДАЧИ: Развивать познавательную активнос...

Конспект занятия "Неизведанный космос"

Занятие для детей старшей группы.Вызвать интерес к космическому пространству, расширять представления детей о профессии летчика – космонавта, воспитывать уважение к профессии, развивать воображение, ф...

Проектная деятельность. "Этот неизведанный космос"

Материал содержит описание пректа и фотографии, на которых отражены отдельные этапы проекта и  итоговое мероприятие: совместный детско-родительский досуг "Лучшие знатоки космоса"...

Сценарий спортивного праздника к Дню Космонавтики: «Космическое путешествие на неизведанную планету» «Космическое путешествие на неизведанную планету»

Сценарий спортивного праздника к Дню Космонавтики: «Космическое путешествие на неизведанную планету»...

Презентация "Неизведанные дорожки в большой, увлекательный мир"

В презентации раскрыта проблема приобщения дошкольника к социальному миру. Выделены и обоснованы основные организационно-педагогические условия его эффективности в процессе воспитательно –о...

12.04.2022 “Космос – неизведанный, но увлекательный мир” беседа + аппликация

ldquo;Космос – неизведанный, но увлекательный мир” Для чего нам это нужно: – Расширять знания детей о планете земля. – Рассказать о том, как люди раньше представлял...