Конспект ФЦКМ Воздух невидимка
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Яушкина Елена Николаевна

Организационная информация

Автор/ы  занятия/мероприятия (ФИО)

Яушкина Елена Николаевна

Должность, категория

Воспитатель, высшая категория ГБДОУ №13 Кронштадтского района г. Санкт-Петербурга

Мероприятие, область применения.

Непосредственная образовательная деятельность. Занятие по экспериментированию «Воздух вокруг нас»

Возрастная группа,

количество человек

Старшая группа

Продолжительность   мероприятия

25 минут

Методическая информация

Тема занятия/мероприятия

 

Занятие по экспериментированию «Воздух вокруг нас»

Классификация занятия/мероприятия в системе образовательных мероприятий (обучающее, закрепление, итоговое, развлекательное)

Итоговое.

Цели занятия/ мероприятия

 

Систематизировать знания детей о свойствах воздуха через организацию совместной деятельности.

Задачи занятия/ мероприятия

 

Обучающие:

- расширить представления детей о значимости воздуха в жизни человека;

- познакомить детей с некоторыми свойствами воздуха и способами его обнаружения;

- активизировать и расширять словарный запас детей.

Развивающие:

- развивать познавательный интерес в процессе экспериментальной деятельности;

- развивать умение делать выводы.

Воспитательные:

- воспитывать интерес к окружающей жизни.

Знания, умения, навыки и качества, которые актуализируют/приобретут/закрепят

дети в ходе занятия/ мероприятия

 

 

Развитие:

- словарного запаса;

- умения проводить опыты;

- умения делать выводы;

- целостного восприятия.

 Предварительная работа

 

- экспериментирование по выявлению наличия и свойств воздуха, наблюдения за температурой воздуха, игры с ветром, беседа о роли воздуха в жизни растений, животных и человека.

 

Необходимое оборудование, материалы и другие условия для качественного проведения мероприятия

 Интерактивная доска, «Говорящая ручка», свистулька, полиэтиленовые пакеты, мыльные пузыри по количеству детей, игрушка резиновая, стаканчики с водой, соломинки, веер, на каждого ребёнка; пробирки с «запахом» и без запаха, опорные картинки.

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt.docx37.17 КБ

Предварительный просмотр:

Организационная информация

Автор/ы  занятия/мероприятия (ФИО)

Яушкина Елена Николаевна

Должность, категория

Воспитатель, высшая категория ГБДОУ №13 Кронштадтского района г. Санкт-Петербурга

Мероприятие, область применения.

Непосредственная образовательная деятельность. Занятие по экспериментированию «Воздух вокруг нас»

Возрастная группа,

количество человек

Старшая группа

Продолжительность   мероприятия

25 минут

Методическая информация

Тема занятия/мероприятия

Занятие по экспериментированию «Воздух вокруг нас»

Классификация занятия/мероприятия в системе образовательных мероприятий (обучающее, закрепление, итоговое, развлекательное)

Итоговое.

Цели занятия/ мероприятия

Систематизировать знания детей о свойствах воздуха через организацию совместной деятельности.

Задачи занятия/ мероприятия

Обучающие:

- расширить представления детей о значимости воздуха в жизни человека;

- познакомить детей с некоторыми свойствами воздуха и способами его обнаружения;

- активизировать и расширять словарный запас детей.

Развивающие:

- развивать познавательный интерес в процессе экспериментальной деятельности;

- развивать умение делать выводы.

Воспитательные:

- воспитывать интерес к окружающей жизни.

Знания, умения, навыки и качества, которые актуализируют/приобретут/закрепят

дети в ходе занятия/ мероприятия

Развитие:

- словарного запаса;

- умения проводить опыты;

- умения делать выводы;

- целостного восприятия.

 Предварительная работа

- экспериментирование по выявлению наличия и свойств воздуха, наблюдения за температурой воздуха, игры с ветром, беседа о роли воздуха в жизни растений, животных и человека.

 

Необходимое оборудование, материалы и другие условия для качественного проведения мероприятия

 Интерактивная доска, «Говорящая ручка», свистулька, полиэтиленовые пакеты, мыльные пузыри по количеству детей, игрушка резиновая, стаканчики с водой, соломинки, веер, на каждого ребёнка; пробирки с «запахом» и без запаха, опорные картинки.

             Этапы занятия/мероприятия

Время, продолжительность

этапа

Подробное описание АМО по установленной схеме:

- Цели и задачи метода

- Необходимые материалы (канцелярские товары и др.), которые понадобятся для успешного проведения метода

- Предварительная подготовка (если требуется)

- Технология проведения

- Примечание (что важно знать или учитывать педагогу при использовании данного метода)

-  Варианты проведения метода

Действия воспитателя, инструкции

ЗУНы  и качества, которые формируются у  детей  на  этом  этапе

Инициация

(приветствие)

Вхождение в тему

Инпут

Проработка содержания темы

Разминка

Подведение итогов (рефлексия)

2 мин.

 

3 мин.

13

мин.

  3 мин.

4 мин.

АМО игра «Поздоровайся друг с другом».

Цель:

Настроить хорошую атмосферу в группе и динамично

начать НОД.

Материалы не предусмотрены.

Технология проведения:

Участники ходят по комнате и «здороваются» друг с другом.

АМО «Отгадай загадку»

Цель: Обеспечить мотивацию к познанию.

Материалы не предусмотрены.

Техника проведения: Воспитатель загадывает детям загадку, и дети становятся вокруг стола.

 

АМО

«Проведение экспериментов»

Цель:    

Систематизировать знания детей о свойствах воздуха в процессе экспериментальной деятельности; делать выводы.

Материалы:

Магнитная доска, магниты

Свистулька

Полиэтиленовые пакеты

Игрушка резиновая

Стаканчики с водой

Соломинки

Веер, на каждого ребёнка Пробирки с «запахом» и без запаха

Опорные картинки.

Техника проведения: Проведение экспериментальной деятельности. После вывода каждого эксперимента,  воспитатель развешивает на магнитной доске опорные картинки.

АМО Подвижная игра «Веер»

Цель: Снять психоэмоциональное напряжение, размяться, отвлечься от занятия.

Материалы: веер

Технология проведения: Дети выходят на середину зала. Воспитатель читает стихотворение. Дети за воспитателем повторяют движения.

АМО «Понравилось – не понравилось»

Цель: Выяснить впечатления от занятия.

Материалы: Магнитная доска, опорные картинки, мыльные пузыри по количеству детей.

Технология проведения: 

Воспитатель по развешанным на магнитной доске картинкам предлагает вспомнить  сделанные выводы.

Воспитатель предлагает поиграть в необычную игру «Поздоровайся друг с другом». Участники ходят по комнате и «здороваются» друг с другом теми частями тела, какие называет воспитатель. Можно предложить поздороваться: руками, плечами, носами, ушами, коленками, пятками и другими частями тела. Ребята, так мы поздоровались и улыбнемся, что бы весь день сегодня было хорошее настроение.  

- Ой, ребята, посмотрите, к нам шарик прилетел. Что ты шарик говоришь? Ребята, мне шарик загадал загадку, помогите отгадать, пожалуйста. (говорящая ручка)

Через нос проходит в грудь

И обратно держит путь.

Он не видимый, и все же

Без него мы жить не можем.

Что это?  (Воздух)( 1 СЛАЙД)

Правильно, это воздух. И сегодня мы с вами поговорим о воздухе, узнать, что такое воздух, как его обнаружить и какими свойствами он обладает, как настоящие ученые-исследователи.  Ребята, а вы знаете, где люди проводят различные исследования и опыты?

(Люди проводят опыты в лабораториях).

-Вы хотите быть исследователями?

− У нас тоже будет своя маленькая лаборатория. Что бы у нас опыты получились нужно внимательно меня слушать и следовать инструкциям. Хорошо?

 Для этого я приглашаю вас в лабораторию.

Воспитатель показывает картинку (слайд 2) с изображением планеты Земля.

– Наша планета Земля окружена со всех сторон толстым слоем воздуха.

Эта удивительная оболочка называется – атмосфера. Если бы ее не было, все живое погибло бы в палящих лучах Солнца днем, а ночью погибло бы от космического холода. Без воздуха наша планета Земля была бы мертвой пустыней.

Куда бы мы ни пошли, куда бы мы ни поехали по морю или по суше везде есть воздух.

– А кто из вас, ребята, видел воздух? Я тоже его не вижу в нашей лаборатории, но я знаю, что он здесь есть. И сейчас вместе с вами в этом убедимся.

− Но прежде, чем приступим к проведению первого опыта, давайте вдохнем глубоко, а затем выдохнем. Как вы думаете, что вы вздохнули?

(Воздух)

− Скажите, а можем ли мы с вами увидеть воздух?  (Нет).

− Значить какой воздух?  (Невидимый).

ОПЫТ №1 (воздух прозрачный можно увидеть) (воздух не имеет формы, занимает место и приобретает форму того предмета, в какой он попадает.)

− Чтобы воздух увидеть, его нужно поймать. Хотите, я научу вас ловить воздух. Возьмите полиэтиленовый пакет.  Посмотрите. Что в нем? (он пустой)

- Да, он пустой и его можно легко смять. Давайте его сомнем. Посмотрите он легко мнется, почему? (потому что он пустой). Теперь мы наберем в пакет воздух и закручиваем пакет. Что произошло с пакетом? Действительно пакет изменил форму. Что в пакете? (воздух)

− Воздух занял все место в мешке. Как вы думаете, на что стал похож пакет? (ответы детей)

Попробуйте сдавить пакет. Почему не получается? (там воздух)

Где можно использовать это свойство воздуха? (летом: надувные матрасы, спасательный круг)

Вывод: Воздух занимает место и приобретает форму того предмета, в какой он попадает.

А теперь посмотрите на руку через пакет. Вы видите свою руку? (видим)

Если мы видим свою руку, значит воздух какой? (прозрачный, невидимый)

Вывод: Воздух прозрачный.

− Теперь развяжем пакет и выпустим из него воздух. Что изменилось? Пакет опять стал пустым. Интересно, почему?

(Ответы).

Теперь мы с вами убедились, что воздух прозрачный, а чтобы его увидеть, его надо поймать. И мы смогли это сделать. Мы поймали воздух и заперли его в мешочке. А потом выпустили его. Значит, воздух есть вокруг нас. И Воздух занимает место и приобретает форму того предмета, в какой он попадает.

ОПЫТ № 2. (воздух не имеет запаха)

− Как вы думаете, имеет ли воздух запах? (Ответы детей)

− Сейчас мы это проверим. Закройте глаза, а когда я вам скажу вы медленно будете вдыхать и говорить, чем пахнет (воспитатель подходит к каждому ребенку и дает им понюхать пробирки с духами, апельсином, чесноком. Один ребенок вдыхает просто воздух). Все что-то почувствовали, только Юра ничего не почувствовал. Как вы думаете почему? Правильно, Юра ничего не почувствовал,  потому что я ему ничего не дала почувствовать. Он вдохнул просто воздух.  Какой из этого можно сделать вывод?

Вывод: воздух не имеет запаха, пахнут предметы.

ОПЫТ №3 (воздух может двигаться) (воздух бывает холодным, теплым и горячим)

− Как вы думаете, может ли воздух двигаться? Давайте проверим. Возьмите веер и помашите на себя. Что вы чувствуете? (ветер) Правильно, мы чувствуем ветерок.

Вывод: Значит, воздух может двигаться.

Еще раз помашите веером и скажите ветер какой? (холодный)

А как еще можно почувствовать воздух?

− Можно подуть себе на руку. Подуйте слегка на руку. Что почувствовали? (теплый ветер)

Как вы думаете, где бывает теплый ветер? (около печки, костра, если включить фен)

Вывод: воздух бывает холодным, теплым и горячим.

− У вас очень красивые веера. Выходите с ними поиграть.

Физкультминутка

ОПЫТ №4 (воздух можно услышать)

− А как вы думаете, сможем ли мы услышать воздух?  (Ответы)

− На самом деле звук возникает, когда дрожит воздух, когда происходит очень быстрое движение воздуха вперед, это называется колебание. Повторите как это называется. (Колебание)

− Посмотрите, у меня есть свистулька, через нее можно пустить быструю струю воздуха? (Да).

− Благодаря свистульке мы смогли услышать воздух. Также мы можем другим способом услышать воздух. (Воздух издаваемый из резиновой игрушки. Музыканты, которые играют на духовых инструментах очень часто его слышат. Музыкант дует в отверстие инструмента. Воздух дрожит,  получаются звуки).

Вывод: звук возникает, когда дрожит воздух, и тогда мы можем его услышать.

ОПЫТ №5 (воздух жизненно необходим)

− Чем мы с вами дышим? (воздухом). Давайте это проверим, сначала вдохнем глубоко, а затем выдохнем. Как вы думаете, что мы с вами вдохнули и выдохнули? (воздух)

 – Значит, в нас тоже есть воздух. Давайте это проверим и перейдём в нашу лабораторию. Перед каждым из вас на столе стоят стаканы и лежат трубочки. Возьмите трубочки и поставьте их в стаканчики с водой и подуйте. Что происходит?

(Выходят пузырьки).

− Пузырьки? Как они там оказались? В стакане же только вода была.  (Ответы)    

− Мы выдыхаем воздух и в воде появляются пузырьки. Значит, внутри нас есть воздух. Пузырьки − это воздух, который внутри нас. Мы дуем в трубочку, и он выходит в виде пузырьков. Но чтобы подуть еще, мы сначала вдыхаем новый воздух, а потом выдыхаем через трубочку и получаются пузырьки.

− А сейчас попробуйте не дышать. Сделайте глубокий вдох и задержите дыхание. Долго человек может не дышать? (Нет, без воздуха человек умрет).

− Какой вывод можно сделать?

Вывод: Человек не может жить без воздуха.

Правильно, человеку воздух необходим для дыхания. Если без еды человек может прожить много дней, без воды – несколько дней, то без воздуха он может прожить всего несколько минут.

А только ли человеку нужен воздух? (растениям, животным)

Но здоровье человека зависит не только от того, как он дышит, но и от того, чем он дышит.

Посмотрите внимательно (изображения природы)

Какой в лесу воздух? (там чистый воздух)  

Почему он там чистый? (нет веществ, которые выбрасывают отходы. Там воздух содержит большое количество кислорода. Кислород - это газ, которым дышат люди, растения. Заслуга растений именно в том, что они вырабатывают кислород. Больше растений - больше кислорода)

(продолжение презентации фото с заводами, машинами, курящим человеком.)

− Как вы думаете, вблизи мусора, заводов, машин и курящего человека, дыма от пожаров какой воздух? (ответы детей)

Вывод: Значит воздух бывает чистым и грязным.

Давайте беречь воздух. Ведь он необходим всему живому на земле. Без него нет жизни.

Солнце светит очень ярко,

И ребятам стало жарко.

Достаём красивый веер –

Пусть прохладою повеет.

(Садитесь на свои места)

− Ребята, что вы узнали о воздухе? Что такое воздух? (Ответы детей: воздух – это газообразное вещество, невидимый, прозрачный, не имеет цвета, не имеет формы, но занимает место и приобретает форму того предмета, в какой он попадает,  

не имеет запаха, но может передавать запах предметов,

воздух можно услышать, воздух может двигаться, воздух бывает холодным, теплым и горячим, мы можем его вдыхать и выдыхать, воздух жизненно необходим, воздух бывает чистым и грязным).

Ребята вам понравились опыты про воздух? А что вам понравилась больше всего в нашем занятии?

Мне очень понравилось, как вы проводили лабораторные исследования. Вы все были внимательны. Проявили любознательность. Были активны. Молодцы. Наше занятие подошло к концу.

− Сегодня мы узнали, что воздух можно почувствовать при помощи веера, увидеть поймав пакетик, услышать благодаря свистку. Но оказывается в воздух ещё можно, и поиграть, а помогут в этом мыльные пузыри. В этих баночках находится мыльная пена, когда мы дуем, она наполняется воздухом и получаются мыльные пузыри. Мы их возьмем на прогулку и поиграем с ними. Согласны?

Возникновение близости и позитивной внутренней обстановки.

Настрой на занятие.

Умения детей

проводить опыты. Умения

 отвечать на поставленный вопрос; делать выводы. Радостное ощущение от активного участия в совместной коллективной деятельности.

Снятие напряжения. Развитие умения выполнять различные движения по тексту.

 

Умение делать выводы из услышанного материала.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия "Воздух-невидимка" для детей средней группы.

В конспекте отражена работа по систематизации знаний о воздухе, его свойствах и необходимости....

Конспект НОД "Воздух - невидимка"

Занятие из образовательной области "Познание", предназначено для детей старшего дошкольного возраста. В результате проведения занятия дети знакомятся с понятием "воздух", его свойствами и проводят эле...

Конспект занятия "Воздух - невидимка"

Конспект занятия "Воздух - невидимка"Цель: Сформировать представления о взаимозависимости жизнедеятельности живых организмов в природе; о необходимости беречь и не засорять окружающую среду....

Конспект занятия Воздух-невидимка

Конспект занятия в средней группе и иллюстрации...

Конспект НОД ПО ФЦКМ "Воздух Невидимка"

НОД по Формированию Целостной Картины Мира...

Конспект занятия в средней группе по ФЦКМ «Воздух-невидимка»

Данный конспект поможет воспитателю закрепить представления детей о воздухе, его свойствах; учить строить гипотезы о признаках и свойствах воздуха; продолжать закреплять навыки проведения опытов....