Тема: «Где живёт ЭХО?»
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Сунгатуллина Альбина Рашитовна

Технологическая карта

организации совместной непосредственно образовательной деятельности с детьми.

Тема: «Где живёт ЭХО?»

Возрастная группа: дети шестого, седьмого  года жизни.

Форма НОД: познавательно – исследовательская деятельность.

Форма организации: подгрупповая

Учебно – методический комплект: самостоятельная разработка.

Средства:

Мультимедийные:  слайды, мультфильм.

Предварительная работа: экскурсия в арку, заучивание стихов, рисунки явления природы.

Литературные: загадка, стихотворения об эхо. О. В. Дыбина, Н. П. Рахманова, В. В. Щетинина «Неизведанное рядом – занимательные опыты и эксперименты для дошкольников»

Музыкальные: легкая музыка, музыкальная композиция.

Игры: игра «ЭХО», игра «Дождик», игра «Снег»

Оборудование:  картинки  на слайдах,  цветные магниты,  покрывало,  шарики,  ведерки, мягкие игрушки,  мяч, подушка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konstrukt_eho.doc84 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта

организации совместной непосредственно образовательной деятельности с детьми.

Тема: «Где живёт ЭХО?»

Возрастная группа: дети шестого, седьмого  года жизни.

Форма НОД: познавательно – исследовательская деятельность.

Форма организации: подгрупповая

Учебно – методический комплект: самостоятельная разработка.

Средства:

Мультимедийные:  слайды, мультфильм.

Предварительная работа: экскурсия в арку, заучивание стихов, рисунки явления природы.

Литературные: загадка, стихотворения об эхо. О. В. Дыбина, Н. П. Рахманова, В. В. Щетинина «Неизведанное рядом – занимательные опыты и эксперименты для дошкольников»

Музыкальные: легкая музыка, музыкальная композиция.

Игры: игра «ЭХО», игра «Дождик», игра «Снег»

Оборудование:  картинки  на слайдах,  цветные магниты,  покрывало,  шарики,  ведерки, мягкие игрушки,  мяч, подушка.

Задачи образовательной программы

Задачи с учетом индивидуальных особенностей детей

Цель:  Расширение знаний детей о природном явлении - "эхо".

Обучающие:

      - Дать детям представление о природном явлении - "эхо";

      - совершенствовать  знания о явлениях  природы;

      - воспитывать умение применять громкую и тихую речь;

     - развивать голосовой аппарат детей: учить произносить громко и тихо;

   

Развивающие: 

  • стимулировать детей на исследовательскую деятельность;
  • развивать тактильную чувствительность, воображение, закрепить знания о явлениях  природы. 
  • развивать мелкую моторику, зрительно-моторную координацию;

      -  развивать фонематический слух у детей, грамматический строй речи,

          активный словарный запас воспитанников;

     -    упражнять в анализе и синтезе слов, совершенствовать речевые       навыки.      

Воспитательные:

    - Воспитывать уважительное отношение к чужому мнению, развивать            

      умение слушать, чувство коллективизма.

   

Активизация словарной работы с Кириллом Д, Савелием  П, Дашей К., Кариной Ж.

Этапы (последовательность деятельности)

Содержание деятельности

Деятельность педагога

Деятельность детей

Планируемый результат

Организационный момент

Педагог:

- Посмотрите, сегодня на занятие к нам пришли гости, давайте поздороваемся с ними.

Я пропою строчку, а вы - повторите:

-Здравствуйте,

-Здравствуйте (Дети)

Говорим мы каждый день.

-Здравствуйте,

-Здравствуйте (Дети)

Этими словами

Здороваемся с гостями.

Приветствует детей, задаёт положительный эмоциональный настрой

Приветствуют друг друга  и гостей

Создание хорошего настроения

Включение   в образовательную деятельность.

Вступительная беседа

Мы с вами, ребята, исполнили музыкальное приветствие приемом эхо.

- А что такое эхо? (Сказанное слово, песенка слышится еще раз, как будто кто-то повторяет их.)

- Теперь посмотрите на меня, я вам улыбаюсь, вы тоже улыбнитесь мне, и гостям.

-  А давайте поздороваемся со всеми ещё раз.

Ставит цель, детям стимулируя процесс мышления.

Дети  отвечают, высказывают свои мнения.

Готовность детей к общению с взрослым и совместной деятельности.

Активизация речевых высказываний детей.

Сюрпризный момент

Входит Лесовичок.

- Здравствуйте, ребята! Я услышал, как вы здороваетесь, точнее ваше эхо и решил с вами поздороваться!

- А вы знаете, что такое ЭХО? Хотите узнать?

- Сегодня мы отправимся в необычное познавательное путешествие. Туда где живет эхо.

-Присаживайтесь на воздушное  мягкое облако – ковёр и я расскажу вам одну историю.

Гном Грэхо.

Жил на опушке леса гном Грэхо. И у него совсем не было друзей. Люди и звери, которых он  встречал в лесу, не замечали его в высокой траве. Ведь он был очень маленького роста. Птицы высоко летали над лесом и тоже не замечали его. Так и жил он один без друзей.

Но однажды он сидел около ручейка на травинке и наблюдал, как по листочку земляники медленно текла капелька росы. Она была прозрачная и блестела на солнышке всеми цветами радуги. Она медленно добралась до края листочка, повисела на нём и упала вниз в ручеёк.  «Кап» сказала капля, упав в воду.

И он услышал из леса: «КАП – КАП, КАП-КАП, КАП-КАП».   И подумал, если кто- то услышал такую маленькую каплю, то значит, услышит и его.

И тогда он закричал: «Ты кто? »  И услышал в ответ «КТО-КТО-КТО».

- Как тебя зовут? Меня зовут Грэхо.

И услышал в ответ «ЭХО-ЭХО-ЭХО».

-Эхо ты со мной дружить будешь, да?

И услышал в ответ «ДА-ДА-ДА».

С тех пор они стали дружить, маленький гном и лесное ЭХО.

Воспитатель: Мы историю слушали внимательно. Понравилась она вам? Что такое эхо?

(Явление, когда сказанное слово, песенка слышится ещё раз, как будто кто-то повторяет их.)

Входит  Лесовичок

Рассказывает историю.

Ребята  здороваются

Дети внимательно слушают гостя.

Дети внимательно рассматривают и отмечают, где можно встретить  ЭХО

Проявление интереса к предстоящей деятельности.

Умение делать вывод и его аргументировать.

Чтение стихов:

1 ребёнок:
Ваня знает, что живёт.
В подворотне эхо
И подчас его зовёт
Просто так, для смеха. (В.Басов)

2 ребёнок:
Эхо прячется в горах,
За камнями и в кустах.
Кто-то громко засмеётся,
Эхо сразу отзовётся,
Кто-то громко закричит,
Эхо тоже не молчит. (Е. Лисачёва)
3 ребёнок:
Познакомился я летом,
С жителем пещерным - эхо.
Я его спросил: - Кто там?
Он ответил: "Там-там-там" (С. Полгорская)
4 ребёнок:
Эхо как лесное чудо.
Раздаётся ниоткуда.
Повторяет всё за мной.
Словно микрофон лесной. (Т. Сохоненко)

Педагог  на интерактивной доске  демонстрирует  картинки, соответствующие стихотворению.

Приглашает к чтению стихов

Слушают, читают стихи

Проявляют эмоциональное отношение к литературным произведениям.

Физкультминутка.

Утром гномы в лес пошли.

По тропинке гриб нашли.

А за ним-то раз, два, три

Показалось ещё три.

И пока грибы искали

Гномы все тут потерялись.

Закричали все: «АУ» и нашли свою тропу.

Организует подвижную игру

Играют в подвижную игру

Развивать у детей координацию движений, стимулируют развитие речевых навыков. Психо-мышечное расслабление.

Игра «ЭХО»

 Педагог:

Давайте с вами поиграем. Эхо всегда в точности повторяет то, что слышит. Давайте с вами поиграем в одну игру. Поделимся на две команды, где каждый из вас будет эхо. Я буду говорить громко, а эхо будет повторять тихо. Начнем! (Лес, гном, поле, ребята и т.д

Развитие голосового аппарата. Умение применять громкую и тихую речь.

Игра «ЭХО»

Игра «Эхо»

Представьте себе, что вы находитесь в горах, где можно услышать эхо.

-Что бы вы услышали в ответ, если бы крикнули РЫБАК? (Бак).

-А если крикнуть МАШИНА? (Шина).

-Какой цветок получил ЧЕМПИОН? (Пион- пион- пион).

-Какое блюдо приготовила  СТРЯПУХА? (Уха-уха-уха)

-Как называется водный поток, у которого растёт гречка? (Речка-речка - речка)

Развитие фонематического  слуха.

Звуковой анализ слова  ЭХО

Педагог:

- А сейчас, ребята, мы с вами вместе запишем слово ЭХО.

- Назовите первый звук в слове ЭХО?

- Какой цвет я должна взять?

- Почему? Объясни.

Аналогичная работа с другими звуками. На доске получается следующая схема:

- Скажите, а сколько в слове ЭХО слогов?

- Почему так решили?

Проводит анализ и синтез слова ЭХО.

Составляют звуковую схему слова ЭХО.

Ответы детей.

Определение звуков в слове по порядку и их характеристика.

Закрепление явлений природы

Игра « Гроза»

Игра «Дождик» (музыкальное сопровождение)

«Снежинки»

Включает оборудование, выносит покрывало с воздушные шарами

Лаборатория (опыты)

Опыт №1

Опыт №1

- Давайте мы с вами пройдём в нашу лабораторию, там проверим, где может, а где не может находиться эхо.

На столе стоят пустые вёдра. Каждый ребёнок подходит к пустому ведру. Сначала произносят какое-нибудь слово в пустое ведро.

Выясняют, есть ли в нём эхо. Затем воспитатель предлагает детям заполнить ведро мягкими игрушками. И проверить снова есть ли в ведре эхо.

Вывод: Эхо можно услышать в пустом пространстве.

Активизирует  обсуждение, дает образец ответа.

Вводит элементы новизны, используя сюрпризный момент на основе наглядных информационных средств, вовлекает в экспериментальную деятельность.

Работа с ведрами, мягкими игрушками.

1. Проявляет творческую активность в процессе изобразительной деятельности;

2. Умение подбирать необходимые материалы для работы;

3. Умение делать логический вывод;

4. Умение следовать правилам

Опыт №2.

Опыт №2.

Воспитатель приглашает детей в лабораторию для продолжения опыта. Воспитатель берёт мяч и ударяет им по крышке стола.

Обращает внимание детей на то, как отскочил мяч от твёрдой поверхности. Затем кладёт на стол подушку и ударяет мячом по ней.

Мяч не отскакивает, а остаётся лежать на подушке. - Вот так и звуки. Они ударяются о твёрдые предметы и возвращаются к нам в виде эха.

Вывод: Эхо можно услышать в тех местах, где звук может отразиться и вернуться к нам.

Вводит элементы новизны, используя сюрпризный момент на основе наглядных информационных средств, вовлекает в экспериментальную деятельность.

1.Проявляют интерес, желание узнать новое

2.Дети наблюдают  за  экспериментальной деятельностью  педагога.

3.Высказывания, рассуждения детей.

4.Дети действуют по образцу.

1.Умение подбирать необходимые материалы для работы;

2. Умение делать логический вывод;

3. Умение следовать правилам

Работа с карточками

- Ребята, теперь садитесь за столы. Перед вами лежат карточки с картинками. Нарисуйте кружочки напротив тех картинок, где мы можем услышать эхо.

Выводит образец на интерактивной доске

Работа с карточками

Активизация мыслительных процессов

Просмотр мультфильма "Эхо"

мультфильм "Эхо"

Включает на интерактивной доске мультфильм

С интересом смотрят мультфильм

Рефлексия

-Ребята, о чем мы сегодня разговаривали?

-Что вы узнали нового?

-Ребята, если вам понравилось сегодня, наша деятельность возьмите кружочки  желтого цвета и положите их на солнышко. Если не понравилось, возьмите синие кружки и положите на тучку.

Привлекает детей к подведению итогов, к рефлексии (самоанализу); обеспечивает открытость на ориентированную самостоятельную или совместную деятельность

Делятся впечатлениями; выражают собственные чувства к проделанной работе; планируют самостоятельную (совместную), деятельность; высказывают эмоциональный отклик.

1. Умение оценивать результат своей деятельности;

2. Умение выражать чувства;

3. Умение делать выводы;

4. Умение планировать самостоятельную (совместную) деятельность.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственной деятельности в старшей группе. Образовательная область «Познание» Тема: "Где живёт эхо"

Занимательные опыты и эксперименты побуждают детей к самостоятельному поиску причин возникновения тех или иных причин появления природных явлений. В данном конспекте дети с помощью педагога узнают, ка...

Занятие по экологии Тема: «Кто живёт в воде»

Познакомить детей с представителями водных животных, показать их особенности, приспособленность к жизни именно в водной среде; разъяснить необходимость охраны этих животных и среды их обитания....

Презентация к занятию На тему: «Кто живёт в лесу»

Используя  презентации, мы увеличиваем интерес детей к занятиям...

Комплексно-тематическое планирование по теме "Кто живёт рядом с нами" во 2 младшей группе

Планирование воспитательно-образовательной работы по теме домашние животные во 2 младшей группе...

Конспект игры - занятия (Организованной образовательной деятельности образовательной области «Речевое развитие») в первой младшей группе детей «Теремок» Тема «Кто живёт в лесу?»

Дети раннего возраста видят предмет как целостный образ, неумеют замечать детали. Поэтому в их речи мало слов - названий частей предметов, например частей тела животного. Обогатить речь ребёнка можно ...

НОД по образовательной области "Познание" для детей II младшей группы на тему: "Кто живёт в лесу".

Программное содержание: Расширять представления  детей  о диких животных, познакомить с лосем. Познакомить с характерными особенностями весны и теми изменениями, которые происходят в лесу в ...