Картотека дидактических игр по формированию экологических представлений
картотека по окружающему миру (средняя группа)

Конспекты игр по формированию экологических представлений у детей дошкольного возраста

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kartoteka_did.igr_po_ekologii.docx45.12 КБ

Предварительный просмотр:

Игра «Продуктовый магазин»

Дидактическая задача: Учить детей описывать предмет, находить его существенные признаки; узнавать предмет по описанию.

Игровое правило: Продавец продает продукт, если о нем хорошо рассказал покупатель.

Игровые действия: Считалочкой выбирают продавца.

Ход игры: Дети садятся перед столом с продуктами. Воспитатель говорит о том, что открылся продуктовый магазин. Купить продукт сможет тот, кто точнее опишет его. Первым покупает воспитатель, показывая как надо выполнять правила игры. Затем покупки делают дети.

«Вершки-корешки»

Дидактическая задача. Упражнять детей в классификации овощей (по принципу: что у них съедобно – корень или плоды на стебле).

Игровые правила. Отвечать можно только двумя словами: вершки и корешки. Кто ошибся, платит фант.

Игровые действия. Разыгрывание фантов.

Ход игры. Воспитатель уточняет с детьми, что они будут называть вершками, а что - корешками: «Съедобный корень овоща называть вершками, а съедобный плод на стебле - вершками». Воспитатель называет какой-нибудь овощ, а дети быстро отвечают, что в нем съедобно: вершки или корешки. Воспитатель предупреждает, чтобы дети были внимательными, так как в некоторых овощах съедобно и то и другое. Воспитатель называет: «Морковь!» Дети отвечают: «Корешки», «Помидор!» - «Вершки». «Лук!» - «Вершки и корешки». Тот, кто ошибается, платит фант, который в конце игры выкупается.

«Собери урожай»

Цель: научить детей разным способам различения даров полей, садов. Воспитывать уважение и интерес к с/х труду.

  • Дидактическая задача: развитие умения различать овощи, ягоды и фрукты, уточнение внешних и качественных характеристик культурных растений;
  • расширение словарного запаса, грамотное включение в речь терминов «фрукты», «урожай», «овощи»;
  • закрепление умения отгадывать загадки;
  • развитие умения различать цвета, правильно их называть;
  • укрепление памяти, развитие внимания и умения логически мыслить;
  • развитие зрительного и слухового восприятия информации;
  • воспитание заботливого отношения к объектам природы.

Материал: Корзинки с моделями: овощи, фрукты и ягоды (одна корзинка). Муляжи овощей, фруктов и ягод, или карточки от лото с овощами и фруктами.

Игровое правило: переносить только по одному предмету.

Игровые действия: Детей можно разделить на две команды огородники и садоводы.

Ход игры: В определенных местах группы ставятся картинки с огородом и садом, где расположены муляжи или карточки. По сигналу ведущего команды собирают урожай в свою корзинку с моделью.

«Четвертый лишний».

Цель:  учить детей выделять из группы предметов лишний и доказывать правильность своего решения.

Задачи:

- закреплять умение классифицировать предметы и подбирать к ним обобщающие слова:

- обогащать знаний о насекомых;

- развивать память, внимание, мышление;

- воспитывать внимательность, умение соблюдать правила игры.

Игровое правило: называть слово, которое лишнее. Выигрывает тот, кто первым обнаружит лишний предмет.

Игровое действие: находить и закрывать ненужные предметы.

Ход игры: Вариант 1. воспитатель называет четыре слова, дети должны назвать лишнее слово и обосновать свой ответ:

1) заяц, еж, лиса, шмель;

2) трясогузка, паук, скворец, сорока;

3) бабочка, стрекоза, енот, пчела;

4) кузнечик, божья коровка, воробей, майский жук;

5) пчела, стрекоза, енот, пчела;

6) кузнечик, божья коровка, воробей, комар;

7) таракан, муха, пчела, майский жук;

8) стрекоза, кузнечик, пчела, божья коровка;

9) лягушка, комар, жук, бабочка;

 10) стрекоза, мотылек, шмель, воробей.

Вариант 2. «Времена года»

Цель: учить различать месяцы в году.

 Материал: набор ламинированных карточек, на каждой карточке изображены 4 предмета, 3 предмета связаны общим признаком, а 4-й лишний, прищепка.

Игровое правило: Возле лишней картинки, ребенку необходимо прикрепить прищепку.

Ход игры: Ребенку предлагается карточка. Он должен посмотреть и выделить среди рисунков карточки, три из которых классифицируются по одному признаку, одна лишняя картинка, которая не подходит под единую классификацию. Ребенок должен объяснить свой выбор.

«Кто кем будет»

Цель: развивать умственные способности; закрепить знания о животных и их детенышах.

Материал: набор ламинированных карточек, на каждой карточке изображены с одной стороны животные, с другой детеныши, маркер на водной основе.

Игровое правила: маркером провести дорожку от детеныша к взрослому животному.

Ход игры: Воспитатель предлагает ребенку внимательно посмотреть на изображения слева и справа и соединить линией детеныша и взрослое животное.

«Угадай, где растет».

Цель: формировать у детей элементарное представление о том, где растут овощи , фрукты, цветы.

Дид. задача: уточнить знание детей о названиях и местах произрастания растений; развивать внимание, сообразительность, память.

Игровое правило: подобрать к растению место произрастания.

 Игровое действие: водящий по очереди кидает мяч и называет растение.

Ход игры: дети сидят на стульчиках или стоят в кругу. Воспитатель или ребенок кидает кому-нибудь из детей мяч, называя при этом растение, другой ребенок должен ответить, где растет данное растение: сад, огород, луг, поле, лес.

 «Парные картинки»

Цель игры: закреплять знание домашних животных, умение их различать и называть.

Игровое правило: подобрать верные пары животных.

 Игровое действие: найти картинку с нужным животным, сравнивая ее со своей картинкой, полученной от воспитателя.

 Оборудование: набор парных картинок с изображением домашних животных (корова, коза, собака, кошка, свинья, лошадь, овца).

 Ход игры:

Воспитатель раздает детям картинки с изображением домашних животных. «Животные потерялись и просят вас найти их пару». На столах разложены пары этих животных. Дети находят пару своему животному. Воспитатель интересуется у детей, кого они нашли, побуждая их называть животное.

Картинки собираются, игра начинается заново.

«Собери картинку» (листья)

Цель игры: закреплять знания о листьях, умение их различать и называть.

Дидактическая задача: упражнять в составлении целой картинки из отдельных частей. Через содержание картинок закрепить знания о листьях.

Игровое правило: составить верное изображение из частей.

 Игровое действие: составить картинку из частей, сравнивая ее со своей картинкой, полученной от воспитателя.

 Оборудование: набор парных картинок (целая и разрезанная) с изображением листьев.

 Ход игры:

Воспитатель раздает детям пары картинок с изображением листьев. Детям необходимо составить изображение, опираясь на целую картинку. Воспитатель интересуется у детей, что они собрали, побуждая их называть листья деревьев.

Картинки собираются, игра начинается заново.

«Отгадай загадку»

Цель: уточнить представления детей о продуктах; учить отгадывать описательные загадки о фруктах и овощах.

Правила игры: Узнать продукт по описанию.

Игровые действия: поднять карточку – ответ.

Ход игры:

В игре участвует подгруппа детей. Можно проводить игру индивидуально. Картинки раздаются играющим по одной, ведущий описывает каждую картинку, не называя её. Рассказывая о картинке, ведущий использует алгоритм, указывая на цвет, форму предмета, размер, вкус. Играющие должны угадать по описанию предмет, и тот, у кого находится картинка, поднимает ее.

Этот вкусный желтый плод

Прям из Африки плывет,

Обезьянкам в зоопарке

Пищу целый год дает. (Банан)

Само оно с кулачок,

Имеет красный бочок,

Дотронешься — гладко,

А откусишь — сладко. (Яблоко)

Он похож на апельсин,

С грубой кожей, сочный.

Недостаток есть один –

Кислый он уж очень. (Лимон)

Что за фрукт у нас в садочке?

Небольшой, в веснушках щечки.

Налетел большой рой ос —

Сладкий, мягкий… (Абрикос)

Этот фрукт как неваляшка,

Одет в желтую рубашку.

В саду покой нарушив,

С дерева сорвалась… (Груша)

Он похож рыжий мяч,

Только уж не мчится вскачь.

В нём есть С витамин —

Это спелый (Апельсин)

Сидит бабушка на грядках,

Вся она в заплатках,

А заплатку оторвешь-

Заплачешь и уйдешь. (Лук)

Уродилась на славу,

Кругла, бела, кудрява.

Кто очень любит щи,

Меня в них отыщи. (Капуста)

Был зеленым и маленьким,

Стал большим и красненьким. (Помидор)

Меня копали из земли,

Пекли, жарили, варили

А потом все съели

И всегда хвалили. (Картофель)

В огороде есть жёлтый мяч.

Не пойдет он просто вскачь,

Словно полная луна…

В нем вкусные есть семена. (Тыква)

Зеленые поросятки выросли на нашей грядке,

К солнцу — бочком, хвостики у них — крючком.

Наши поросятки с нами играют в прятки(Огурцы)

За кучерявый хохолок

Из норки лиску поволок.

Трогаешь — гладкая,

Кушаешь — сладкая. (Морковь)

Вверху — зеленая,

Внизу — красная,

В землю вросла.

А что же это? (Свекла)

«Чудесный мешочек»

Цель игры: закреплять знания детей о разных природных объектах (животные, овощи, фрукты и т.д.). Развивать мелкую моторику пальцев, тактильные ощущения, речь детей.

Игровая задача: учить на ощупь определять объекты природы.

 Игровое правило: В мешочек заглядывать нельзя. Сначала нужно определить, что в руке, а потом показать предмет всем остальным.  Игровое действие: поиск на ощупь спрятанного предмета.

 Оборудование: Небольшой мешочек (непрозрачный); разные игрушки, имитирующие животных, настоящие или муляжи овощей и фруктов.

 Ход игры:

Ведущий держит мешочек с предметами, предлагает одному из ребят: «Найди на ощупь, не заглядывая в мешочек, что хочешь. А теперь скажи, что ты взял». Или можно попросить: «Найди то, что я назову». После этого, ребенок вытаскивает предмет из мешочка и показывает всем  ребятам. По очереди задание выполняют все дети.

«Где спрятался зайчик!»

Цель: Учить детей по описанию отгадывать растение.

Игровая задача: описать, назвать растения по характерным признакам. Отгадывать загадки о растениях.

Игровые правила: назвать растение можно только после описания какого-либо признака поочередно.

Игровое действие: считалкой выбирают водящего, остальные дети делятся на две подгруппы.

Ход игры:

Водящий прячет зайчика под какое-либо растение (дерево, кустарник) так, чтобы остальные дети не видели, куда спрятано изображение  зайчика. Затем водящий описывает растение (если затрудняется, то воспитатель помогает). Какая группа догадается быстрее, под каким растением зайчик, та идет его искать. Например, игрушка спрятана под дубом. Ведущий задает 1-й подгруппе загадку: «Это дерево, у него крепкий, могучий ствол» (Ответы детей 1-й подгруппы), 2-й подгруппе: «Листья у этого дерева осенью становятся коричневыми» (Отвечают дети 2-й подгруппы). И т.д.

Загадки-описания идут, пока не догадается одна из подгрупп.

«Что сначала, что потом»

Игровая задача: закрепить знания детей об основных стадиях роста овощей, животных и птиц. Развивать внимание, связную речь.

Игровое правило: разложить карточки в нужном порядке.

Игровое действие: По сигналу ведущего дети должны найти и разложить по порядку нужные картинки.

Материал: Карточки с разным порядком степени зрелости 3 – 4 – 5 карточек на каждый предмет (например: зеленый, маленький помидор, бурый и красный).

Ход игры:

Ребенку предлагается выбрать предмет, разложить карточки в порядке роста и рассказать, что было сначала, а что потом.

Можно разложить карточки, сделав ошибку. Предложить ребенку найти ошибку.

«От зернышка до булочки» (процесс выращивания булочки)

Игровая задача: закрепить знания детей о процессе выращивания хлеба.

Игровое правило: разложить карточки в нужном порядке.

Игровое действие: По сигналу ведущего дети должны найти и разложить по порядку нужные картинки..

Материал: Карточки с разным порядком процесса выращивания хлеба.

Ход игры:

Ребенку предлагается разложить карточки по порядку и рассказать, что было сначала, а что потом.

Можно разложить карточки, сделав ошибку. Предложить ребенку найти ошибку.

«Найди свой дом» (деревья)

Цель игры: найти целый предмет по части.

Игровая задача: учить по виду листа, определять дерево.

Правила: бежать к своему «домику» можно только по сигналу. Лист в руке и листья на дереве должны быть одинаковыми.

Игровое действие: поиск «домика» по определённому признаку.

Оборудование: На карточках нарисованы листья с разных деревьев (берёза, дуб, рябина, клён, ёлка, сосна); макеты этих деревьев (объёмные или плоскостные).

 Ход игры:

Дети – «зайчата». Чтобы «зайчата» не потерялись в лесу, «мама-зайчиха» даёт им листья от веток, из которых сделан их дом. Все прыгают, бегают по поляне, а по сигналу «Все домой – волк близко!» - бегут к себе в домик – под определённое дерево. Игру можно продолжить, если дети будут меняться карточками – «переезжать в новый дом».

«Отгадай, кто это?» (животные)

Цель игры: закреплять знания детей о животных средней полосы.

Игровая задача:

 Игровое действие: поиск дикого животного.

 Игровое правило: показывать узнанное животное можно только по сигналу воспитателя, выслушав его описание.

 Оборудование: на доске или мольберте расставлены  дикие животные (лиса, волк, медведь, белка, ёж, заяц).

 Ход игры:

Воспитатель рассказывает о каком-нибудь диком животном, описывает его характерные особенности и повадки, а затем предлагает ребёнку найти это животное. Игру повторяют с каждым из животных, находящихся на доске.

Словесная дидактическая игра «Так бывает или нет?»

Цель: Развивать логику мышления у детей, их мыслительную активность, произвольное внимание и память. Обогащать познавательную сферу каждого ребёнка через игровое взаимодействие. Воспитывать интерес к речевым играм, эмоциональную отзывчивость и адекватную реакцию на шутку.

Правила игры: Дети внимательно выслушивают предложение, которое зачитывает педагог и на основе анализа логики ситуации, описанной в данном предложении, дают ответ: так бывает или нет. Если кто- то из детей ошибается, педагог, ссылаясь на источник информации или на собственную эрудицию, исправляет его, но только в том случае, если дети не могут сделать этого самостоятельно.

Ход игры: Педагог Дети

- Кошка по небу летает.

- Мама дочку умывает.

- Волк на дереве сидит.

- А по морю плывёт кит.

- Саша в школу сам пошёл.

- Молоко даёт козёл.

- Платье девочка стирает.

- Жучка двор наш подметает.

- Сыр всю мышку покусал.

- Волк на зайчика напал.

- «Кукареку»- кричал петух.

-В школу гнал детей пастух.

- Лена ела колбасу.

- Вова укусил осу.

- В шляпе варится компот.

- А по крыше бродит кот.

- Мы играем хорошо?

- Будем мы играть ещё?

- У коровы две ноги.

- Дети ели пироги.

- Зимой бабочка летает.

- Летом вьюга завывает.

- Спит в норе большой медведь.

- Маша может песни петь.

-Лошадь меньше воробья.

- Больше лошади свинья.

- Хвост крючком у поросят.

- Есть хвосты и у ребят.

- Утром мы ложимся спать.

- Зимой любим загорать.

- Зайца лось в лесу задрал.

- Жёлудь с ясеня упал.

- Ласточка зерно клюёт.

- Гриб на дереве растёт

- Десять – это три и пять

- Будем мы ещё играть?

-У зайчихи длинный хвост.

-Через море кинут мост.

-У верблюда два горба

-У бобров в реке изба.

- Гусеница шёлк прядёт

- Муравей по льду ползёт

- Ёж всё лето сладко спит

- Медведь ульи ворошит

- Есть ушастые ежи.

- В речке плавают моржи

- Совы ночью спят в дупле

- Растут шишки на сосне

- У змеи нет ушей

- И нет глаз у слепышей.

- Может твёрдой быть вода.

- Где- то горы изо льда.

- Восемь глаз у пауков.

- Едят люди червяков.

- Пять копыт у поросят.

- Есть они и у лисят.

- У пингвина есть птенец.

- А теперь игре конец!

«Кто чем питается?»

Цель: развитие представлений у детей о питании некоторых видов животных.

Задачи: учить детей классифицировать животных по способу питания, активизировать словарь по теме (зернышки, капуста, морковка, травка, молоко, кость, сыр, ягоды).

Игровые правила: соотнести животное и чем оно питается.

Игровые действия: Поочередно, по загадке воспитателя, игроки находят соответствующую картинку с изображением животного.

Ход игры: В игре могут участвовать 2 и более игроков.  Возьмите в руки, например, морковку и спросите: «Кто любит кушать морковку? Кого мы угостим?». Пусть ребёнок сам угостит зайку. Давайте скорее зверят угостим. При этом проговаривайте название животного и название пищи, можно спросить какие звуки издает животное. 

«Найди и покорми зимующих птиц»

Цель: Закрепить знания детей о зимующих птицах и их названия, чем они питаются.

Материал: карточки с изображением птиц, карточки с изображением корма.

Правила: назвать птицу, соотнести птицу и чем она питается

Игровые действия: Рассматриваем картинки с птицами, воспитатель предлагает назвать её и показать, как она кричит, как летает и прыгает. Воспитатель предлагает детям покормить птичку (найти карточку с кормом, которым питается данная птица).

«Загадай, мы отгадаем» (комнатные растения)

Цель: уточнить представления о комнатных растениях.

Игровая задача: учить по характерным признакам, угадывать растения.

Игровые правила: описывать растение нужно, не называя его.  

Игровое действие:  описать предметы и найти их по описанию. считалкой выбирают водящего.

 Ход игры:

Водящий выходит за дверь. Дети договариваются, о каком растении и что будут говорить. Водящий возвращается, и дети описывают ему задуманное. Внимательно выслушав детей, водящий должен назвать и показать растение.

 Второй вариант: Воспитатель предлагает одному из детей описать какое-нибудь растение, стоящее на столе. Остальные должны узнать растение по рассказу и назвать его.

«Прилетели птицы»

Дид. задача: уточнить представление о птицах.

Игровые правила: показывать «ошибку»  можно только дослушав слова до конца.

Игровые действия: топотом обозначить лишнее слово.

Ход игры:  воспитатель называет только птиц, но если он вдруг ошибается, то дети должны топать или хлопать.

Например. Прилетели птицы: голуби, синицы, мухи и стрижи.

Дети топают –

Что не правильно? (мухи)

- А мухи это кто? (насекомые)

- Прилетели птицы: голуби, синицы, аисты, вороны, галки, макароны.

Дети топают.

- прилетели птицы: голуби, куницы…

Дети топают. Игра продолжается.

Прилетели птицы:

Голуби синицы,

Галки и стрижи,

Чибисы, стрижи,

Аисты, кукушки,

Даже совы – сплюшки,

Лебеди, скворцы.

Все вы молодцы.

«Где, чей хвост»

Цель: закрепление знаний о животных.

Дидактическая задача: Учить детей по форме хвоста определять животное.

Игровая задача: Помочь животным найти их хвостики и объяснить свой выбор.

Игровые правила: Правильно называть животных рассказывать о них. Помогать друг другу при затруднениях. Не перебивать друг друга.

Игровые действия: Помочь животным найти хвосты.

«Свари суп и компот»

Цель:  формировать у детей представление о продуктах питания.

Оборудование: макеты кастрюль «Борщ» «Компот» картинки овощей, фруктов.

Правила игры: Играют 2-4 ребенка

Ход игры:

Вариант 1: «Назови и расскажи».

Воспитатель выкладывает перед ребёнком макеты кастрюль «Борщ», и «Компот»,  и размещает на них фрукты, овощи, мясо, специи Ребёнок должен назвать расположенные на кастрюле с названием «Борщ» — овощи, на кастрюле с названием «Компот» — фрукты и ягоды. Затем должен ответить на вопрос воспитателя, какие из них растут на деревьях, а какие нет. Также можно спросить ребёнка, а где, по его мнению, растут остальные плоды. Ребёнок отвечает.

Вариант 2:  «Классификация  «овощи, «фрукты»

Воспитатель выкладывает перед ребёнком макеты кастрюль «Борщ», и «Компот», рядом на столе произвольно лежат овощи, фрукты. Воспитатель просит ребёнка выбрать картинку плода, лежащую на столе, посмотреть, что на ней изображено, дать название плоду. Определить обобщающим понятием: «овощ», «фрукт» Положить плод в соответствующую кастрюльку. Что можно сварить из него? Компот или борщ? (соответственно в компот идут фрукты, а в борщ — овощи).

«В лес за грибами»

Дидактическая задача: формировать знания о грибах; учить различать съедобные и несъедобные грибы.

Игровые правила: собрать съедобные грибы в корзинку.

Игровые действия: помочь определить съедобные грибы.

Ход игры: Осенью в лесу можно собирать грибы. А кто знает: какие грибы можно собирать? Какие грибы можно положить в корзинку? Детям раздаются карточки с грибами. Задача детей назвать свой гриб, описать его, где его можно найти (под березой, в еловом лесу, на поляне, на пеньке и т.д.), какой он: съедобный положить в «лукошко», не съедобный оставить в лесу (объяснить почему).

«Да или нет»

Цель: Закреплять знания детей о приметах осени.

Дидактическая задача: формировать знания об осенних изменениях в природе, о дарах природы, которые бывают только осенью.

Игровые правила: отвечать на вопросы о сезонных изменениях.

Игровые действия: слушать и отвечать «да» и «нет».

Ход игры. Воспитатель читает стихотворение, а дети должны внимательно слушать и отвечать «да» или «нет».

Осенью цветут цветы? Урожай весь собирают?

Осенью растут грибы? Птичьи стаи улетают?

Тучки солнце закрывают? Часто-часто льют дожди?

Колючий ветер прилетает? Достаём ли сапоги?

Туманы осенью плывут? Солнце светит очень жарко,

Ну а птицы гнёзда вьют? Можно детям загорать?

А букашки прилетают? Ну а что же надо делать -

Звери норки закрывают? Куртки, шапки надевать?

«Угадай погоду»

Дидактическая задача:  закрепить знания о погодных условиях, развивать наблюдательность, речь детей. Развивать наглядно – схематическое мышление

Материал: картинки схематическим  изображением явлений природы (снег, тучи, дождь и т. д.)

Ход игры.

У каждого ребенка имеется полный набор картинок. Воспитатель раскладывает схемы перед играющими и спрашивает, какие погодные явления каждая из них обозначает. Первый этап. Воспитатель предлагает описать погоду сегодняшнего дня. За правильный ответ ребенок получает фишку. Второй этап. Воспитатель предлагает проверить друг друга, ребенок описывает погоду,  а остальные дети показывают нужную картинку. Фишку получает тот, кто раньше всех поднял правильную картинку.

«Когда это бывает»

Цель: Уточнять и закреплять знания детей о сезонных изменениях в природе и жизни животных в разные сезоны года.

Дидактическая задача: обучение умению определять календарный сезон по основным признакам; закрепление представлений о сезонных особенностях в природе. С помощью поэтического слова показать красоту различных времен года, разнообразие сезонных явлений и занятий людей.

Игровая задача: определить время года.

Игровые правила: прослушать до конца стихотворение и определить время года.

Игровые действия: слушать стихотворение и показать ответ на картинке.

Материалы:   картинки с пейзажами весны, лета, осени и зимы.

Ход игры: воспитатель читает стихотворение, а дети показывают картинку с изображением того сезона, о котором говорится  в стихотворении.

Весна.

На полянке, у тропинки пробиваются травинки.

С бугорка ручей бежит, а под елкой снег лежит.

Лето.

И светла, и широка

Наша тихая река.

Побежим купаться, с рыбками плескаться…

Осень.

Вянет и желтеет, травка на лугах,

Только зеленеет озимь на полях.

Туча небо кроет, солнце не блестит,

Ветер в поле воет,

Дождик моросит.

Зима.

Под голубыми небесами

Великолепными коврами,

Блестя на солнце, снег лежит;

Прозрачный лес один чернеет,

И ель сквозь иней зеленеет,

И речка подо льдом блестит.

«Кто, как зимует»

Цель: закрепить знания детей о зимовке домашних и диких животных.

Дидактическая задача: знакомить с жизнью диких животных в зимний период. Отметить их внешний вид, уточнить названия частей тела; познакомить с местами, где они живут.

Материал: картинки с изображением животных и их жилищ.

Игровая задача: определить, где животное обитает.

Игровые правила: соотнести животное с местом обитания.

Игровые действия: «поселить» животное в «домик».

Ход игры: У воспитателя картинки с изображением животных, а у детей – с изображениями мест обитания различных животных (нора, берлога, река, дупло, гнездо и т.д.). Воспитатель показывает картинку с изображением животного. Ребёнок должен определить, где оно обитает, и если совпадает с его картинкой, «поселить» у себя, показав карточку воспитателю.

«Где снежинки?»

Цель: закреплять свойства воды.

Дидактическая задача: закреплять знания о различных состояниях воды. Развивать память, познавательную активность.

Материалы: карточки с изображением различного состояния воды: водопад, река, лужа, лед, снегопад, туча, дождь, пар, снежинка и т. д.

Игровая задача: объяснить состояние воды.

Игровые правила: помочь обосновать свойства воды.

Игровые действия: ходьба в хороводе по кругу.

Ход игры: 

Дети идут хороводом вокруг разложенных по кругу карточек. На карточках изображены различные состояния воды: водопад, река, лужа, лед, снегопад, туча, дождь, пар, снежинка и т. д.

Во время движения по кругу произносятся слова:

Вот и лето наступило.

Солнце ярче засветило.

Стало жарче припекать,

Где снежинку нам искать?

С последним словом все останавливаются. Те, перед кем располагается нужные картинки, должны их поднять и объяснить свой выбор. Движение продолжается со словами:

Наконец, пришла зима:

Стужа, вьюга, холода.

Выходите погулять.

Где снежинку нам искать?

Вновь выбирают нужные картинки и объясняется выбор.

«Можно и нельзя»

Цель: закреплять представления детей об опасных ситуациях, которые могут произойти с ними на природе.

Задачи: познакомить с опасными ситуациями в природе, которые могут произойти с детьми, воспитывать любовь и бережное отношение к природе, развивать мелкую моторику пальцев рук, речь детей.

Игровая задача: определить, что можно, а чего нельзя делать в природе.

Игровые правила: Дети рассматривают иллюстрации, обсуждают ситуации, которые могут возникнуть. Далее детям предлагаются прищепки двух цветов, которые они должны прикрепить на соответствующую картинку. Зеленый цвет - можно, красный - нельзя

Игровые действия: прикрепить прищепки на соответствующую картинку.

Ход игры: вначале педагог знакомит детей с каждой опасной ситуацией, которая может произойти с ними на природе. Рассказывает о том, что в лесу растут грибы и растения, они могут быть ядовитые, их нельзя трогать. Педагог спрашивает, можно ли рвать ядовитый гриб мухомор, дети отвечают и прикрепляют прищепку красного цвета. Когда дети освоят все варианты, они могут самостоятельно поиграть в эту игру.

«Путешествие под водой»

Цель: Развивать и закреплять знания о рыбах: морских, озерных, речных; о морских обитателях, растениях, и их месте обитания.

Материал: Большие карты-лото с картинкой какого-либо водоема. Маленькие карточки с рыбами, водными животными, растениями и т.д. 

Правила игры: из предложенных картинок выбрать обитателей водоемов и расположить их в месте их обитания.

Игровые действия: выбирать картинки с изображением обитателей водоемов.

Ход игры:

Воспитатель предлагает отправиться в водное путешествие по разным водоемам. Можно разделить детей на команды. Каждая команда отправляется в путешествие к определенному водоему. Далее дети подбирают живые объекты для своих водоемов из общего количества маленьких карточек. Выигрывает та команда, которая лучше знает обитателей и растения своего водоема.

Или игра проводится по типу лото.

«Наши друзья»

 Цель: расширять представления детей об образе жизни домашних любимцев, об уходе за ними, об их жилищах, воспитывать заботливое отношение, интерес и любовь к ним.

Материал: карточки с изображением животных

Правила игры: собрать карточки необходимые для определенного животного.

Ход игры: карточки с изображением животных раздаются участникам игры, у ведущего маленькие карточки (корм, жилища, предметы по уходу), перевёрнутые вниз изображением. Ведущий берет любую карточку и показывает участникам. Участник, которому нужна эта карточка, поднимает руку и объясняет, почему эта карточка нужна именно для его животного.

 «Узнай по описанию»

Цель: уточнить знания о характерных особенностях внешнего вида и повадках животных.

Материал: картинки с изображением животных.

Правила игры: по описанию отгадать животное и выбрать соответствующую картинку.

Ход игры: Вариант 1. Педагог раскладывает перед детьми картинки, описывает внешний вид, а дети должны их назвать: «Хитрая рыжая, живет в лесу» (лиса)

Вариант 2. Ребенок сам описывает внешний вид животного и предлагает детям его узнать.

«Кто летает, плавает, прыгает»

Цель: Закреплять знания об объектах живой природы.

Дидактический материал: Картинки с изображением разных животных.

Ход игры: Воспитатель показывает или называет детям объект живой природы. Дети должны изобразить способ передвижения этого объекта. Например: при слове «зайчик» дети начинают бежать (или прыгать) на месте; при слове «карась» - имитируют плывущую рыбу; при слове «воробей» - изображают полёт птицы.

« Какая работа осенняя» (разрезные  картинки)

Цель игры: учить детей составлять целую картинку с изображением труда людей в осенний период.

Дидактические задачи: формировать у детей представление о целостном образе предмета, учить соотносить образ представления с целостным образом реального предмета, правильно собирать изображение предмета из отдельных частей.

Материал: конверты-карточки с сюжетным изображением деятельности осенью; разрезные картинки, соответствующие изображениям на карточках

Игровые правила: рассмотреть картинку и собрать изображение из частей.

Ход игры: перед детьми на столе лежат разрезные картинки с сюжетным изображением деятельности осенью. Воспитатель предлагает детям внимательно рассмотреть и собрать картинку из отдельных частей. По окончании выполнения задания детям предлагается сравнить полученное изображение с изображением на конверте.

«Что растет в родном краю»

Цель: закрепить названия растений родного края, развивать внимание, быстроту реакции.

Игровые правила: отметить хлопком растения, которые растут в нашей местности.

Ход игры: Педагог называет деревья, кустарники. Дети должны отметить хлопком те растения, которые растут в нашей местности.

«Помести животное в его зону» (животные жарких и северных стран)

Цель: учить классифицировать животных по месту их обитания.

Игровая задача: рассмотреть картинки с животными и соотнести с карточкой природной зоны.

Игровое правило: Ребенок берет карточку с изображением животного и располагает на соответствующей карточке природной зоны.

Материал: ламинированные карточки природных зон, изображения животных.

Ход игры: ребенок берет по одному изображению животного, называет его и располагает на карточке природной зоны, где обитает данное животное.

 «У кого кто»

Цель: закрепить знания о животных, развивать внимание, память.

Дидактические задачи:

1. Закрепить представление о диких и домашних животных

2. Закрепить употребление существительных единственного числа, называющих животных и их детенышей животных

3. Развивать внимание, память

Игровая задача:

Рассмотреть картинки с детенышами животных и соотнести их с мамами.

Правила игры:

Если игрок угадал животное, коробочка остается у команды. Побеждает команда, у которой больше коробочек.

Игровые действия:

Взрослый предлагает ребенку раскрыть все коробочки, назвать животных и их детенышей.

Ребенок находит соответствующие картинки, называет животных, закрывает коробочку и забирает на счет своей команды.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дидактические игры на формирование экологических представлений у дошкольников.

Дидактические игры помогут  сформировать у детей первые экологические представления....

Картотека дидактических игр для развития экологических представлений дошкольников

Экологические игры для детей старшего дошкольного возарста....

Картотека дидактических игр по формированию экологических представлений

Картотека    дидактических  игр   по   формированию   экологических представленийЦель:1.    воспитывать быстроту реакции на слово воспи...

Картотека дидактических игр по формированию экологических представлений для старшего дошкольного возраста

Картотека дидактических игр по формированию экологических представлений для старшего дошкольного возраста...

Картотека дидактических игр по формированию экологических представлений

Картотека дидактических игрпо формированию экологическихпредставлений...