Технологическая карта проведения опытов и экспериментов
опыты и эксперименты по окружающему миру (старшая группа)

Ахтырченко Ольга Владимировна

Организация элементврных  опытов с детьми дошкольного возраста

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл teh._karta_-_organizatsiya_elementarnyh_opytov.docx37.95 КБ

Предварительный просмотр:

Описание: Организации элементарных опытов с детьми дошкольного возраста»

                     Теория и методика экологического образования дошкольников                                  

Технологическая карта проведения опытов и экспериментов

Природные объекты исследования

Цель исследования

Формы организации исследования

Оборудование. Действия

Вывод

Проблемные вопросы

Деятельность

Вода:

Тема: «Круговорот воды в природе»

1. Расширять  представления детей о свойствах воды.

2. Развивать у детей умение использовать различные способы познавательной деятельности.

3. Учить детей проверять свои наблюдения, ставя опыты

Опыт 1. Куда уходит вода.

Воронка, песок, глина, почва, вода.

  вода просочится в почву, песок.

«Ходит капелька по кругу»

«Волшебная вода»

«Цветные капельки»

«Очистим воду»

«Брызгалки»

«Фонтанчики»

«Вода- зеркало»

«Мыльные пузыри»

«Разноцветные дорожки»                                                                                                

«Веселые кораблики»

«Как растворить масло в воде»

«Куда исчезла вода»

Труд:

полив растений

Опыт 2. Путешествие капельки.

Свечка, ложечка

с водой, стекло

 над ложкой.

Вода нагревается, превращается в пар и испаряется.

вода в природе находится в постоянном движении: снизу- вверх, сверху- вниз (на земле она нагревается и, превращаясь в пар, поднимается вверх; высоко над землей она охлаждается, снова становится водой и возвращается на землю в виде осадков: дождя, града.

Технологическая карта проведения опытов и экспериментов

Природные объекты исследования

Цель исследования

Формы организации исследования

Оборудование. Действия

Вывод

Проблемные вопросы

Деятельность

Ветер – воздух:

Тема: « Обнаружение       воздуха»

1. Познакомить

    детей со

     свойствами

     воздуха.

2. Формировать

    знания о том,

   что воздух есть

   всюду:

   и в комнате,

   и на улице,

   и в воде,

   и в губке.

3. Учить

    способам

    обнаружения

    воздуха.

Опыт 1. С водой и соломинкой.

.

Дети дуют в воду через соломинку. Образуются пузырьки, которые всплывают и лопаются.

Вывод: пузырьки наполнены воздухом

Проблемные вопросы

«Воздух занимает место»

«Тесная бутылка»

«Откуда ветер дует»

«Волшебная змейка»

«Перекати – поле»

Рисование предметов,

в которых находится воздух.

Опыт 2. Со стаканом и тазиком с водой.

В таз с водой перевернуть прозрачный стакан (прямо). Вода не заполняет стакан. Почему?

Вывод: воздух занимает все пространство в стакане, воде в него не попасть. Если наклонить стакан, воздух выходит и вода заполняет стакан.

Воздух прозрачный, невидимый, легкий и занимает свободное место.

Опыт 3. Поймай воздух.

Пакет скрутить со стороны отверстия. Пакет надулся, стал выпуклым.

Вывод: 

Воздух есть

в мешочке,

 он раздул пакет.

Опыт 4. Воздух в игрушке

Взять резиновую игрушку. Если игрушку сжать - она свистит, шумит.

Вывод: 

В игрушках есть воздух.

Технологическая карта проведения опытов и экспериментов

Природные объекты исследования

Цель исследования

Формы организации исследования

Оборудование. Действия

Вывод

Проблемные вопросы

Деятельность

Песок. Глина. Камни.

Тема:     «Растворимость

  веществ»

Воспитывать интерес к самостоятельной экспериментальной деятельности и наблюдению увиденного.

Опыт (1 часть)

Что произойдет с солью, сахаром, краской, песком, землей, глиной, если их растворить

в воде.

Банка с песком, землей, глиной, сахаром, солью, красками; мерные стаканы, ложки, кувшины с водой, губка, фартуки, конверты с заданиями, карандаши.

Дети опытным путём проверяют, что получится с данными веществами и зарисовывают результаты своего опыта.

Объяснение результатов, отметить, какие вещества растворились,

а какие осели

Вывод: 

Не все вещества растворяются в воде.

 «Из чего дом построен»

«Превращения камешков»

«Лепим из песка»

«Состав почвы»

«Что такое горы»

«Почему падает дерево»

«Вода камень точит».

Игры-эксперименты:

«Песчаные бури» (Что произойдет с песком, если дунуть в трубочку?)

«Норка для мышки»

(Из чего нора крепче - из песка  или глины?)

«Помой сапожки»

(От чего легче отмыть обувь – от глины или от песка?)

«Следы

на песке»

(Где остаются четкие следы – на влажном или на сухом песке?)

Опыт

 (2 часть)

Оставить стаканчики  с этими веществами  на несколько дней. Посмотреть, какие изменения произошли с землей, глиной, песком, гуашью, сахарным песком.

Дальнейшая фиксация опыта.

Рисунки детей.

Технологическая карта проведения опытов и экспериментов

Природные объекты исследования

Цель исследования

Формы организации исследования

Оборудование. Действия

Вывод

Проблемные вопросы

Деятельность

Явления неживой природы:

Наблюдение

за солнцем 

(несколько наблюдений

за разным состоянием: палящим, спрятанным

за тучи).

Стремиться к исследованию неживой природы, делать выводы, устанавливать причинно-следственные связи в природе

Опыт 1.

Предложить увеличительное стекло, с его помощью нагреть палочку, бумагу.

несколько наблюдений за разным состоянием: палящим, спрятанным за тучи

Проблемные вопросы

«Куда плывут облака»

«Куда нас приведет компас»

«Догони тень»

«Солнечные зайчики»

«Радуга – дуга»

«Пусть всегда будет солнце»

«Измерим тень»

«Таинственные картинки»

Изготовление солнечных часов

Наблюдение 

за высотой стояния солнца (по солнечным часам)

Изготовление из бросового материала оборудования для метеостанции

Опыт 2.

Предложить позагорать, подставив по очереди ласковым лучам солнца лицо, руки.

Опыт 3. Солнце – свет.

Предложить разноцветные стеклышки, пофантазировать.

Наблюдение за небом, облаками

( за разным состоянием).

Игры:  «Угадай по оттенкам цвета природную стихию»,

«Пейзаж».

Предложить детям, используя мимику лица, передать состояние природы.

Ведение

«Календаря погоды ».

Технологическая карта проведения опытов и экспериментов

Природные объекты исследования

Цель исследования

Формы организации исследования

Оборудование. Действия

Вывод

Проблемные вопросы

Деятельность

Живая природа:

Тема:

 «Мы - друзья

      природы»

Цель наблюдений                         в природе:

Показать разнообразие

и красоту живой природы, отметить её пользу для человека

 и необходимость охраны природы.

Наблюдение

за мхом

( на деревьях                         и на земле).

Отметить его цвет, структуру. Обратить внимание, что  на деревьях с одной стороны мха больше.

По этому признаку определяют, где север, а где юг.

Проблемные вопросы

«Почему зерно сеют в землю»

«Где спрятано семечко»

«Как растения воздух очищают»

«Зависимость растения от солнечного света»

«Растение теряет влагу»

«Живые часики» (цветочные часы)

«Кто живет в траве»

«Как растения дружат с ветром»

«Назови растения

      на клумбе»

«Сколько лет дереву»

Операция «Сломанная веточка» (подвязывание сломанных веточек)

Труд:

- составление букетов из живых цветов

- изготовление поделок из природного материала

- аппликация из природных материалов

Наблюдение за ягодами.

Показать ядовитые ягоды ( волчье лыко, вороний глаз), предупредить, что их нельзя срывать и тем более есть.

Найти или вспомнить ягоды, растущие на Севере (черника, голубика, брусника

и др.).

Их нельзя срывать                    и тем более есть.

Наблюдение за водоемом.

Рассмотреть берег, обратить внимание на прозрачность воды. Вспомнить, кто живет в воде.

Игра: «Путешествие капельки».

Обратить внимание на прозрачность воды. Вспомнить, кто живет

в воде.

Наблюдение

за птицами.

Попытаться увидеть птиц, послушать их пение с закрытыми глазами; напомнить о том, какую пользу приносят птицы.

 какую пользу приносят птицы.

Тема:  «Деревья, кустарники»

Наблюдение

за березой.

Назвать признаки  березы. За правильный ответ – «подарок» от березы - фишка. Предложить подарить березе красивое, доброе слово, загадку, пословицу; сказать, почему березка нравится.

Тихие игры.

«Найди ошибку»

Нужно найти ошибки

в поведении детей  - героев рассказа.

«Летний день дети провели в лесу.

 Они играли, бегали, кричали, рвали цветы

и плели венки.

На поляне разожгли костер, пообедали и оставили после себя много мусора.

Дети поймали ежа и взяли его домой.

«Прятки»

Дети прячутся за деревьями. Правило - прятаться бесшумно, разговаривать тихо.

«Сороконожка»

Дети идут по тропинке с закрытыми глазами

за ведущим, держась друг за друга.

Ощутить запах природы.

«Что там далеко? »

Всмотреться  вдаль, заметить мелкие детали, рассказать

 о них.

« Моя находка»

Предложить детям разойтись, найти что-нибудь и принести находки в определенное место. Найденное рассматривается. Предложить пофантазировать,

на что похожи находки

( палочки, коряжки, шишки, листья, камешки).

Игры и упражнения.

«Запахи природы»

Рассказать о каком-нибудь запахе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Правила безопасности при проведении опытов и экспериментов

Инстукция к проведению экспериментов.Правила поведения при экспериментировании....

Технологическая карта проведения опытов и экспериментов

Технологическая карта проведения опытов и экспериментовПриродные объекты исследования. Цель исследования. Формы организации исследованияОборудование. ДействияВыводПроблемные вопросыДеятельностьВо...

технологическая карта проведения опытов и экспериментов

технологическая карта проведения опытов и экспериментов...

Технологическая карта по познавательному развитию. Эксперимент «Занимательно о важном. Электричество»

Технологическая карта по познавательному развитию. Эксперимент «Занимательно о важном. Электричество». Цель: создать условия для формирования у детей представлений о важнейшей роли эл...

Карты-схемы для проведения опытов и экспериментов.

Использование карт-схем для проведения опытов позволяет учитывать особенности наглядно-образного мышления дошкольников и, вто же время, способствовать формированию логического мышления....