Тема НОД: «Знакомство с историей простых вещей» (посиделки)
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Елена Николаевна Кругликова

Направление образования и развития (образовательная область): познавательное развитие.

 Цель:

 познакомить детей с жизнью, бытом и творчеством русского народа, приобщать к народным традициям и обычаям.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanyatie.docx256.35 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 24 «Солнышко» г. Красный Кут Саратовской области»

Конспект

непосредственно образовательной деятельности

по теме: «История прикладных вещей»

(старшая  группа)

https://photocentra.ru/images/main65/653506_main.jpg

Воспитатель:  

                                                                 Кругликова    Елена             Николаевна

Конспект непосредственно образовательной деятельности

Возрастная группа: старшая группа

Тема НОД: «Знакомство с историей простых вещей» (посиделки)

Направление образования и развития (образовательная область): познавательное развитие.

 Цель:

 познакомить детей с жизнью, бытом и творчеством русского народа, приобщать к народным традициям и обычаям.

Задачи:

  • познакомить детей с избой-жилищем крестьянской семьи, с предметами русского быта (печь, прялка, люлька и т.д.);
  • познакомить с «бабьим» кутом и кухонными принадлежностями, которые там находились: кочерга, ухват, чугунок, горшок, крынка, самовар;
  • развивать умение рассматривать предметы домашнего обихода, отмечать их пользу и красоту;
  • обогатить словарь детей народными поговорками, загадками, новыми словами;
  • воспитывать любознательность, интерес к истории и традициям своего народа, расширять кругозор детей.

Ход НОД (посиделки в русской избе):

Воспитатель: (на фоне музыки, наигрывает балалайка, ведётся рассказ)  Хорошо зимой в деревне. Собрались мы с вами в теплой деревенской избе. А на улице вьюга да снег, мороз такой, что звери забились в норы. Дремлют под снегом деревья, спят подо льдом рыбы. А нам вместе уютно и хорошо. Хранит тепло русская печка, горит,  потрескивает лучинка. Вот в такие зимние вечера устраивали посиделки, коротали вечера. Вам, наверное, не терпится узнать, о чем пойдёт сейчас разговор? О вещах, которые нас с вами здесь окружают.

Вам  они кажутся интересными, странными. Каждая вещь – это наша история.

 Воспитатель: Ребята , как вы думаете ,что в избе было самым главным? Отгадайте загадку:

«Летом спит,

Зимой горит,

Рот открывает,

Что дают – глотает» (печь)

Воспитатель: Печь- это сердце дома. А для чего нужна была печь?

 Печь кормила семью, обогревала дом, на ней спали младшие детки и старики, сушили одежду и даже мылись. Как встанет поутру хозяйка, так первым делом начинает растапливать печку. Печка — деревенская кормилица.

Воспитатель: Чем же могла печь накормить своих хозяев?

В русской печи готовили щи, кашу, пекли хлеб, пироги.

Воспитатель: Из мебели в избе были стол да лавки, поэтому хозяин здесь работал и спал. А это место напротив дверей – красный (красивый) угол, где висели иконы, украшенные вышитыми полотенцами. Под иконами стоял обеденный стол, лавки. Вдоль стен - полки, где разложены вещи хозяев избы.  С другой стороны двери, слева, стояла печь, здесь царствовала хозяйка. Дети играли тоже на лавках.

 Давайте тоже поиграем в «Жмурки».

Воспитатель: Я буду загадывать загадки, а вы постарайтесь найти отгадки в нашей избе.

«Выпускает жаркий пар

Древний чайник…» (самовар).

За самоваром собиралась вся большая крестьянская семья, пили горячий чай с медом, с пирогами и блинами. Самовар стал символом добра, домашнего уюта и семейного покоя.

Загадка: «Сама не ест, а всех кормит» (ложка)

Вот перед вами деревянные ложки. В древности во время еды пищу брали руками. Так продолжалось много столетий. И лишь около 200 лет назад поняли, что без ложки не обойтись. Первые столовые ложки украшали резьбой и  драгоценными камнями (показ). Делали их для знати и богачей. А те, кто победнее, ели суп и кашу ложками деревянными (показ).

Мастерили их так. Сначала расщепляли полено на подходящие по размеру заготовки – баклуши. «Бить баклуши» считалось простым занятием: ведь вырезать и раскрашивать ложки гораздо сложнее. Теперь же так говорят о тех, кто отлынивает от трудной работы или делает дело кое-как.

Тарелки называли мисками, чашками. Молоко, квас хранили в глиняных кувшинах – крынках. (показ кувшинов)

Он как круглая кастрюля,

Он чумазый, не чистюля.

Где там, в печке уголёк,

Кашу сварит…

(чугунок)

Это чугунок. Он незаменим был в хозяйстве. По весу он тяжёлый, так как сделан из чугуна, особого вида металла, который мог выдержать любой огонь и никогда не бился.

Воспитатель: Как же можно было достать из печи горячий горшок? Здесь был нужен другой помощник. Слушайте про него загадку.

«Не бык, а бодает,

Не ест, а еду хватает,

Что схватит – отдаёт,

А сам в угол идёт (ухват)

Возле русской печи всегда стоял ухват, которым хозяйка доставала горячие горшки со щами и вкусной кашей. Хотите попробовать, легко ли было хозяюшке?

Дети пробуют достать из печи ухватом чугунок.

Д/игра: «Что есть в борще»

Вопросы:

  1. Ребята, назовите те предметы, которыми мы в наше время пользуемся на кухне.
  2. Что мы используем вместо печи? (газовая поверхность, плита, паровое и газовое отопление).
  3. Чем пользуемся вместо чугунка? (кастрюля, духовка)

Назовите ещё предметы кухонной посуды. (тарелки, аллюминевая и мельхиоровая ложки,  пиалы, сахарница,  солоница  и  т.д.

  В старину говорили «Хочешь есть калачи, не сиди на печи!».

Воспитатель: Под малиновым кусточком

                          Шелкова трава растёт,

                          Под рябиновым кусточком

                          Цветик розовый цветёт

                          Под калиновым кусточком

                          Наша Катя платье шьёт

Ребёнок:         Иголка, иголка,

                         Ты тонка и колка

                         Не коли мне пальчик,

                         Шей сарафанчик

Воспитатель: В народе говорили. «Какова пряха, такова на ней рубаха»

А вот перед нами прялки.

                         Позолоченная прялица,

                         Мы прядем, а нитка тянется,

                         Мы прядем, а нитка тянется,

                         Нам работа эта нравится.

 Воспитатель: Вечерами хозяйка на ней пряла нитки. А из ниток затем вязали или ткали полотно и шили одежду.

Люди в старину много работали. С весны до осени все трудились в поле, а зимними вечерами занимались рукоделием: вышивали красивые рушники, так раньше называли полотенца (показ рушников), некоторые умельцы ткали половики, которые назывались половицы. Посмотрите, в нашей избе на полу лежат половицы.(показ половицы)

Воспитатель: Ребята, в старину люди много трудились, но и поиграть тоже любили. Давайте встанем в круг и поиграем в  русскую народную игру

«Бабка Ёжка».

По считалке выбирают Бабку Ёжку. В середину круга встает водящий — Бабка Ежка. В руках у нее «помело». Вокруг бегают играющие и дразнят ее:

Бабка Ежка Костяная Ножка

 С печки упала, Ногу сломала,

 А потом и говорит: — У меня нога болит.

Пошла она на улицу — Раздавила курицу.

 Пошла на базар — Раздавила самовар.

Бабка Ежка скачет на одной ноге и старается кого-нибудь коснуться «помелом». К кому прикоснется — тот и замирает.

Воспитатель: А вот посмотрите, этот предмет заменял современный  утюг. Электрический утюг знаком всем. А пока люди не научились пользоваться электричеством, вот такие были утюги (показ). Эти утюги нагревали на печи.

А вот этот чугунный, угольный. Он тоже гладил. В поддувале находятся горячие угольки, таким образом, нагревается утюг и гладит.

        А сейчас я вас познакомлю ещё  с одним «утюгом», и покажу,  как гладили   им  крестьяне в старину. Мокрую материю перед сушкой старательно расправляли и растягивали. Грубые ткани наматывали на валёк и водили по нему рифленой доской (показ) – рубелем. Вот так гладили рубелем.

         В нашей русской избе находятся и имеются вышитые рушники – полотенца, вязаные подзоры, накидки на подушки и много других старинных вещей. Все эти вещи народ делал и мастерил сам.

     Издавна русский народ славился трудолюбием.

(дети читают пословицы о труде)

- «Дело мастера боится»;

- «Без дела жить – только небо коптить»;

 - «Маленькое дело лучше большого безделья»;

-  «Без труда ,не выловишь и рыбку из пруда»;

 - «Кто не работает, тот не ест»;

 - «Есть терпенье – будет и уменье».

 А сейчас давайте споём русскую народную песню, ведь крестьяне когда трудились,  всегда пели. Песня им помогала в труде.

Песня «Ах вы, сени мои, сени». 

Ах вы, сени мои, сени,
Сени новые мои,
Сени новые, кленовые,
Решетчатые!


Как и мне по вам, по сенечкам,
Не хаживати,
Мне мила друга за рученьку
Не важивати!

Ах вы, сени мои, сени,
Сени новые мои,
Сени новые, кленовые,
Решетчатые!

        

Воспитатель:       И так, мы познакомились с историей некоторых простых вещей. А если заглянуть в будущее? Останутся ли эти вещи такими же, когда ты вырастишь? Не обязательно. Люди продолжают изобретать, и в истории вещей появляются новые увлекательные страницы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром для детей подготовительной к школе группы Тема «История обыкновенных вещей»

Расширить представления детей о знакомых предметах, историей их происхождения, разнообразием (зубная щетка, мыло, ручка, карандаш, ножницы, игла)....

Презентация к интерактивному спектаклю "Из истории простых вещей"

Презентация для самостоятельного представления детьми. С простым, понятным текстом....

НОД "История простых вещей"

На данном занятии мы расширяем  представления детей о знакомых предметах: зубной щётке, расчёске, носовом платке, а  именно, знакомим их с историей происхождения предметов личной гигиен...

Доклад для воспитателей на тему: «Развиваем воображение: почему детям нравится играть простыми вещами».

Уважаемые педагоги!Игра и игрушка, по мнению ученых, - важнейшие составляющие любой культуры. С помощью игрушки ребенку передаются сама суть человеческих отношений и сложное мироустроение. И...

Проект-презентация "Истории простых вещей"

Проект-презентация "Истории простых вещей"...

Презентация "Истории простых вещей"

Презентация "Истории простых вещей"...

Презентация по окружающему миру "История простых вещей. Бумага"

В презетации рассказывается об истории появления бумаги....