Проект "Соль"
проект по окружающему миру (старшая, подготовительная группа)

Денеко Оксана Александровна

Обычай приветствовать гостя с хлебом и солью известен в России с давних времен. Сочетание хлеба и соли играло роль исключительно емкого символа: хлеб выражал пожелание богатства и благополучия, а соль считалась оберегом, способным защитить человека от враждебных сил и влияний. Угощение гостя хлебом-солью устанавливало между ним и хозяином отношения приязни и доверия; отказ же от них расценивался как оскорбление. Недаром говорится «от хлеба-соли и царь не отказывается» .

В Средние века существовало такое поверье: если два врага разделят друг с другом хлеб-соль, они станут близкими друзьями и будут жить в мире. Кроме того, считалось, что соль защищает от злых сил.

Выражение «хлеб-соль» в России было обобщенным названием угощения Приглашая на пиршество, на Руси говорили: «Заходите на хлеб-соль». В наше время приветствуют сидящих за столом словами «Приятного аппетита!» ; в старину в таком случае говорили «Хлеб да соль!» , причем этой формуле придавали особое значение, полагая, что она отгоняет нечистую силу и всякое зло.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл moya_solproekt.docx55.07 КБ

Предварительный просмотр:

        Информационно- исследовательский                      

                                 проект

Подготовила:

Воспитатель:

Денеко Оксана Александровна

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение № 190 «Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по познавательно-речевому направлению развитию воспитанников

Кемерово 2021 г

Актуальность

Ребенок по своей натуре исследователь. Неутолимая жажда новых впечатлений, любознательность, постоянное стремление наблюдать и экспериментировать с успехом проявляются в поисковой деятельности. Один из наиболее эффективных методов организации поисковой деятельности – метод проектирования.

Дети – пытливые исследователи окружающего мира. Исследовательская, поисковая деятельность – это их естественное состояние, они настроены на познание окружающего мира, и они хотят его познать.

Глава 1. Подготовительный этап 

Паспорт проекта

Класс проекта: мини проект.

Длительность проекта: краткосрочный (2 недели).

Вид проекта: информационно – исследовательский.

1.1. Определение цели, задачи

Проблема: Что такое соль, нужна ли она и где ее берут?

Цель: изучить свойства соли, узнать где и как её добывают.

Задачи:

  1. Вызвать интерес к исследованию полезного ископаемого соли, её свойств и качеств, характер использования человеком.
  1. Расширить представления о добычи соли.
  2. Способствовать развитию и совершенствованию разных методов познания.

Гипотеза: если провести исследования, опыты и эксперименты с солью, изучить познавательную литературу, то можно расширить знания детей о соли, как о полезном ископаемом и выявить вредные качества соли для здоровья и окружающей природы. 

Участники:

  1. Дети старшего дошкольного возраста.
  2. Педагоги группы.
  3. Родители.

Основные принципы реализации:

принцип развивающего обучения, основанный на детской активности в экспериментировании, решении проблемных ситуаций, усвоении разнообразных способов получения информации (у взрослых, из книг и Интернета);

принцип «спирали», когда дети возвращаются к изучаемой проблеме несколько раз: в ходе наблюдений, в игровой и творческой деятельности;

принцип интеграции, которая позволяет формировать у ребёнка целостное представление о мире;

принцип рационального сочетания разных видов детской деятельности;

принцип сотрудничества между детьми, педагогами, родителями;

принцип прочности закрепляет усвоение знаний.

1.2. Определение методов, этапов, ресурсов проекта

Методы и приемы реализации проекта:

анализ познавательной литературы;

опытно- экспериментальная, исследовательская деятельность;

наблюдения;

поисковая деятельность;

творческая, игровая деятельность.

Этапы проекта:

1-й – подготовительный: постановка цели и задач, определение направлений, объектов и методов исследования, выбор оборудования и материалов.

2-й – исследовательский: поиск ответов на поставленные вопросы разными способами. 

3-й – обобщающий (заключительный): обобщение результатов работы в форме презентации, их анализ, закрепление полученных знаний, формулировка выводов.

Ресурсы проекта:

  1. Интернет.
  2. Картотека опытов с солью
  3. Подборка видео презентаций о соли.

1.3. Методический паспорт проекта

Этап

Ситуация развития проекта

Цель

Продукт

Ответственные

Вводный этап

1.Беседа «Что мы знаем о соли»

Содействовать созданию проблемной ситуации для дальнейшей исследовательской деятельности.

Определение проблемы.

Воспитатель

2. Разработка проекта. Определение проблемы, цели и задачи проекта.

Создание условий для реализации проекта.

Проект

Воспитатель

Основной этап

1. Изучение с детьми познавательной литературы.

Стимулировать желание детей использовать самые разнообразные источники информации для получения значимого результата

Дети, воспитатель

2. Опытно- экспериментальная деятельность на тему «Изучение свойств и качеств соли»

Пробудить у детей интерес к экспериментам по изучению полезного ископаемого соли и определение её основных свойств.

Картотека опытов и экспериментов

«Полезное ископаемое соль»

Дети, воспитатель, родители.

3.Опытно- экспериментальная деятельность «Как соль влияет на рост растений»

Подвести детей к пониманию неблагоприятного влияния соли на рост растений в природе

Пополнение картотеки опытов и экспериментов «Полезное ископаемое соль»

Дети, воспитатель.

4.Творческая мастерская. Лепка из соли

Содействовать развитию творческих способностей детей при изготовлении поделок из соли

Детские поделки

 

 

Дети, воспитатель

 

6. Игра-путешествие «Есть ли соль в нашей области»

 Побуждать детей интересоваться местами добычи соли

Дидактическая игра «Путешествие по Кемеровской области»

Дети,

воспитатель

7. Опытно-экспериментальная деятельность на тему «Как из солёной воды добыть питьевую воду»

Способствовать формированию умений проводить опытно-экспериментальную деятельность, добиваться результатов, делать выводы. Расширять знания о свойствах и качествах соли

Пополнение картотеки опытов и экспериментов «Полезное ископаемое соль»

Дети, воспитатель

8. Опытно- экспериментальная деятельность на тему «Кристаллизация соли»

Способствовать формированию умений в опытно экспериментальной деятельности, добиваться представления о свойстве соли- кристаллизации

Пополнение картотеки опытов и экспериментов «Полезное ископаемое соль»

Родители, дети, воспитатель

Итоговый этап

1. Создание буклета «Полезное ископаемое соль»

Обобщать знания и элементарные представления о полезном ископаемом

Буклет

«Полезное ископаемое»

Воспитатель

2. Презентация проекта «Соль- друг, соль- враг»

Прививать детям стремление делиться собственным опытом исследовательской деятельности со сверстниками

Реализации проекта, «Соль- друг, соль- враг»»

Дети, воспитатель

3.Конкурс для родителей

 «Хлеб-соль»

привлечение родителей воспитанников к организации воспитательно-образовательного процесса в ДОУ

Хлеб, соль.

 Родители, дети

Ожидаемые результаты:

  1. Расширятся знания о разнообразии ценности соли и влиянии её на состояние здоровья.
  2. Повысится умение ставить цель, отбирать необходимые средства для её осуществления, принимать решения.
  3. Установятся равноценные и партнерские отношения с родителями.
  4. Повысится уровень коммуникабельности, актуализации участия в совместной проектной деятельности.
  5. Расширится уровень знаний об особенностях природы родного края и страны.

Глава 2. Основной этап

2.1. Беседы, изучение литературы с детьми

Первым совместным шагом было знакомство с научно-познавательной литературой из домашней библиотеки детей. Дети познакомились с различными энциклопедиями, в которых можно найти статьи и интересные иллюстрации о месторождениях, способах добычи и использовании соли. Взрослые помогли детям выйти в Интернет и найти нужную информацию о соли. С помощью взрослых подбиралась познавательная, научная литература и была организована выставка буклетов «Соль – друг, соль – враг».

2.2. Опытно-экспериментальная деятельность

Интерес к теме «Соль» возрастал. Детям хотелось провести эксперименты и опыты с солью.

Исследование начали с изучения свойств и качеств соли: на вкус соленая, белого цвета, не имеет запаха, растворяется в жидкостях.

Наблюдения в процессе проведения опыта с луковицей показали, как влияет соль на рост растений. Дети готовили два емкости с водой, в одной из которых содержалось большое количество соли. На протяжении всего опыта осуществлялся уход за растениями. Дети самостоятельно сделали вывод. Что в воде, содержащей соль, растение практически не растет. 

Учились добывать питьевую воду из соленой воды. Этот опыт у детей вызвал большой интерес и желание получить результат. Дошкольники уверены: можно смело ехать на море и не бояться жажды.

Но самым интересным для детей было проведение эксперимента по «выращиванию солёных кристаллов». Дети самостоятельно проводили опыт под наблюдением взрослого. Самостоятельная экспериментальная деятельность придала детям уверенность в своих возможностях и усилила познавательный интерес.

В процессе работы дети высказывали свои мысли, давали предложения.

После всех экспериментов без особых трудов дети подвели итог, где был обобщен полученный и наработанный опыт, и знания о соли. Дети научились кратко описывать ее основные признаки, узнали на карте места добычи и использование соли человеком, отмечая положительные и отрицательные свойства.

2.3. Презентация проекта

Итогом проекта явился конкурс «Хлеб и соль»

В ходе реализации проекта дети пришли к следующим выводам:

  1. Соль – продукт, который может нанести вред здоровью человека.
  2. Соль неблагоприятно влияет на рост и развитие растений.
  3. Соль – полезное ископаемое, которое используется человеком в быту и на производстве.
  4. Соль добывают в России, в том числе в Алтайском крае, на Урале, Астраханской области.

В ходе исследовательской работы дети выяснили, что такое поваренная соль и каким образом она попадает на наш стол. Узнали много нового об особенностях соли, ее свойствах и качествах. Самостоятельно провели много интересных опытов с солью, познакомились со способам выращивания кристаллов соли. Из маленьких детей они превратились в исследователей: научились анализировать полученные результаты, отвечать на вопросы, устанавливать причинно-следственные связи. Существенно повысился их познавательный интерес. А также убедились, что самые простые и знакомые вещи могут быть необычными!

Соль нужна всем живым организмам, но в больших количествах она – враг.

Заключение

Результатом все работы стало повышение качественного уровня познавательного развития детей.

Как показала практика, дети с большим удовольствием откликаются на все новое и необычное, ведь проект – это «игра всерьез», результаты ее значимы для детей и взрослых. У детей наблюдается выраженный интерес к новому, желание узнавать больше об окружающем их мире, появилась уверенность в своих силах и доброжелательном отношении окружающего мира к ним. В сотворчестве с другими детьми ярче проявляется индивидуальность каждого ребенка.

Риски.

1. Низкое познавательное развитие детей.

2. Низкая заинтересованность родителей.

3. Могут быть упущены отдельные направления экологического проекта из-за большого объема изучаемого материала.

Предупреждение рисков.

1. Для повышения познавательного интереса детей и их родителей провести в беседы по разъяснению запланированных задач по экологическому проекту " и привлечь родителей к активному участию в проекте совместно со своими детьми.

Практическая часть

  1. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ.

1.1. Свойства соли

Опыт № 1. «Свойства соли»

Рассмотреть объект (соль), лежащий на столе, определить его свойства. Отметить, что объект безопасен для здоровья человека, если его употреблять в небольших количествах. Обследовали объект, на запах, вкус.

Вывод: неизвестный объект – это соль, она белого цвета, без запаха, соленая на вкус, имеет кристаллическую структуру.

Опыт № 2. «Растворимость соли»

Взять три стакана: один с водой, второй с молоком, третий с лимонадом. В каждый стакан необходимо положить по одной чайной ложке соли и размешали.

Вывод: соль растворяется во всех перечисленных жидкостях, причем в лимонаде она растворяется быстрее и образовывает пену. (Воспитатель пояснил, что соль вступила в химическую реакцию с веществами, которые есть в лимонаде.)

Опыт № 3. «Подводная лодка из яйца»

Взять три банки: две пол-литровые и одну литровую. Одну банку наполнить чистой водой и поместили в нее сырое яйцо. Во вторую банку налили крепкий раствор поваренной соли (2 столовые ложки на 0,5 л воды) и опустить туда второе яйцо. Затем положить яйцо на дно литровой банки и постепенно подливать воду из обеих маленьких банок. В результате был получен такой раствор, в котором яйцо держалось как подвешенное посередине раствора. Вывод: в пресной воде яйцо тонет, в соленой воде оно плавает, значит, соленая вода тяжелее пресной. Воспитатель объяснил, что соленая вода тяжелее, поэтому в море плавать легче, чем в реке.

1.2. Влияние соли на рост растений.

Опыт № 4. «Как соль влияет на рост растений»

Для определения влияет ли соль на рост растений, посадить луковицы в разную почву: в один стаканчик насыпали чернозем, а в другой – смесь чернозема с солью. Посадить две одинаковые луковицы в разную почву и наблюдать за ростом в течение месяца. Уход за луковицами осуществлять одинаковый.

Вывод: В стаканчике, где не было соли, уже на следующий день появился росток лука, а в стаканчике, где была смесь чернозема с солью, оставалось все по-прежнему.

Опыт № 5. «Получение питьевой воды из соленой»

В глубокий таз налить воду, добавить 2 столовые ложки соли, перемешать до полного растворения соли. На дно пустого пластикового стакана положить промытую гальку, чтобы стакан не всплывал, но его края были выше уровня воды в тазу. Сверху натянуть пленку и завязать вокруг таза. В центре над стаканчиком пленку слегка продавить и положить еще один камешек (пленка не должна касаться края стакана). Таз поставить на солнце. Через некоторое время в стакане должна накопиться пресная вода.

Вывод: таким образом, из соленой воды можно получить пресную воду.

Опыт № 6. «Выращивание кристаллов соли»

Постепенно растворить соль в воде, нагревая воду на слабом огне. Продолжая нагревать раствор, подсыпать соль до тех пор, пока она не перестанет растворяться. Потом опустить в стакан веревочку, на которой будут образовываться кристаллы. Если раствор охлаждать быстро, то кристаллы тоже будут расти быстро, но их форма будет неправильной. Если раствор охлаждать медленно, то кристаллы образуются правильные.

Вывод: При нагревании соль растворяется быстрее. Соль может кристаллизоваться (образовывать кристаллы).

Выводы.

  1. Соль – это вещество белого цвета, без запаха, имеет соленый вкус, легко растворяется в воде и других жидкостях, может образовывать кристаллы.
  2. Соль есть в морях, океанах, соленых озерах, солончаках, а также во всех живых организмах.
  3. Соль нужна для нормального роста и развития всех живых организмов.
  4. В больших количествах соль вредна для здоровья человека и других живых организмов.
  5. Человек использует соль в быту, в медицине, в производстве. Объект безопасен для здоровья человека, если его употреблять в небольших количествах. 

Список литературы

  1. Дьяченко О., Агаева Е. «Чего на свете не бывает?» М-1991г.
  2. Дыбина О.В. «Я узнаю мир»,-М-2010г
  3. Дыбина О.В. « Неизвестное рядом: занимательные опыты и эксперименты для дошкольников» . - М., 2004
  4. Куликовская И.Э., Совгир Н.Н. «Детское экспериментирование старшего дошкольного возраста» - М., Педагогическое общество России, 2003
  5. Николаева С.Н. «Экологическое воспитание в детском саду», 2005
  6. Пашкевич Т.Д. Таинства педагогического проектирования в ДОУ, Барнаул, 2009
  7.  Интернет.